02 марта 2007
1247

Николай Петров - Верхняя палата No4

Кто сказал, что Совет Федерации не может быть выборным органом? В 1993-1995 годах он таковым и был

Деградация Совета Федерации (СФ) как института отражает общее положение дел с федерализмом в России, который остался лишь в названии страны. Если же нет федерализма, то самая идеально сконструированная Верхняя плата будет декоративной, а не функциональной.

Нынешний СФ - третий по модели формирования, причем в рамках все той же Конституции 1993 года. В первый СФ образца 1993-1995 гг. сенаторы избирались напрямую всеми избирателями соответствующего региона; во второй, действовавший до предпринятой по инициативе Владимира Путина реформы 2000 г., входили ex officio прямо избранный глава региона и непрямо, но все же избранный, спикер регионального парламента.

В нынешний состав СФ входят делегированные регионами бизнесмены, отставленные политики и чиновники и пр. лоббисты, за которых голосуют в лучшем случае региональные депутаты. Многие из них не имеют к представляемым им регионам никакого отношения, а иные, зачастую оставаясь в СФ, меняют регион за регионом. Согласно последним изменениям законодательства власть региона над "своим" сенатором минимизирована, зато власть спикера палаты гипертрофирована. Спикер по своему усмотрению может блокировать утверждение направленного регионом сенатора палатой, а может, наоборот, потребовать его отставки без объяснения причин. Что уж говорить о принципе разделения властей, если глава государства фактически назначает глав регионов, которые, в свою очередь, назначают половину сенаторов?

Реформа СФ назрела и с точки зрения юридической, и с точки зрения практической, поскольку в своем нынешнем виде он не выполняет функцию представительства интересов регионов в федеральном центре. В этом качестве его отчасти подменяют Госсовет как Совет глав регионов и Совет законодателей. И тот, и другой, однако, не конституционные органы, которые не имеют реальных полномочий и служат, по сути, консультативными органами.

Заметим, что юридически, в соответствии с Конституцией, наш СФ является одной из наиболее полномочных верхних палат в мире, уступая лишь сенату США. В жизни, однако, все оказывается иначе. Даже при Ельцине, когда СФ долгое время блокировал утверждение генпрокурора, это не мешало иметь того, кого хотел президент, лишь с приставкой и.о. Сейчас же все требуемые утверждения проходят в СФ автоматически. Положение усугубляется и тем, что, согласно новому закону о формировании Госдумы, нижняя палата, избираемая исключительно по партийным спискам, в очень значительной степени утрачивает связь с избирателями и политическими элитами конкретных регионов. Если ничего не изменить, то, начиная со следующего года, в Федеральном собрании избиратель вовсе не будет иметь "своего" территориального представителя.

Как следовало бы реформировать СФ? Чтобы не изобретать велосипед, можно было бы обратиться к нашему собственному и к зарубежному опыту. Представляется, что обе предыдущие модели были удачнее нынешней, поэтому можно было бы просто вернуться к одной из них. В 1993 г. в соответствии с переходными положениями Конституции СФ избирался напрямую, и каждый регион представлял собой двухмандатный округ. Конституция требует, чтобы в СФ были представители двух ветвей власти, поэтому если кандидатов будут выдвигать они, а выбирать народ, никаких противоречий с Основным законом не будет. Тогда, в 1993 г. в СФ прошли многие из действовавших глав регионов, в большинстве своем назначавшихся. Для них это был своего рода тест - для кого на популярность, для кого на способность контролировать ситуацию. Модель СФ-2 требует как минимум избираемых губернаторов и уже поэтому вряд ли сейчас может быть востребована. Впрочем, общая тенденция последних лет, связанная с демонтажем прямых выборов, дошла, как представляется, до логического конца, и в любой момент можно ждать ее перелома. Выборы как механизм прямой и обратной связи между властью и обществом - с одной стороны, и как способ легитимизации власти - с другой, жизненно нужны самой власти. И чем раньше она это поймет и отыграет назад, тем лучше для всех - и для власти, и для общества.

http://www.mn.ru/issue.php?2007-8-14
02.03.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован