Эксклюзив
26 октября 2009
4139

Николай Тренев: Роль и место производства знаний в современной экономике

Разделение труда повышает эффективность экономики - каждый занимается тем, где у него есть сравнительное конкурентное преимущество [5]. Обмениваясь результатами своего труда, каждый имеет больше, чем мог бы получить самостоятельно.

Экономика обеспечивает площадку для обмена. Соотношением спроса и предложения определяются цена на сырье, товары и услуги. Относительно редкие продукты стоят дороже, относительно распространенные - дешевле.

Чем более редкий продукт, тем дороже он стоит. Цена продукта защищается барьерами - чем больше барьеров для производителей продукта, тем меньше его производится. Соответственно продукт становится относительно более редким и более дорогим.

В разделении труда и в мировом разделении труда выгоднее предлагать редкие товары и услуги. В этом случае можно рассчитывать на лучшую прибыль.

Барьеры позволяют производителям защищать свою прибыль. Доступ к ресурсам ограничен - этим барьером защищена прибыль ресурсодобывающих предприятий.
Знания, технология, know-how также являются барьерами, так как защищают рынок от вторжения конкурентов и позволяют получать более высокую прибыль. Знания имеют преимущество перед другими видами капитала - их можно тиражировать с низкой стоимостью копирования.

Удвоение чисто материального производства требует удвоения материального капитала, в него вложенного. Удвоение интеллектуально емкого производства требует существенно меньших материальных вложения, так как интеллектуальная часть капитала может быть применена к большему объему производства без существенных вложения.

Знания и материальные ресурсы обеспечивают больше прибыли, за счет связанных с ними барьерами входа. При этом знания предпочтительнее, так как расширения объемов производства интеллектуально-емкой продукции требует меньше вложения капитала.

Ресурсы и доступ к ним у России имеются. Благодаря этому РФ получает ренту за природные ресурсы. Однако потенциал роста объемов производства ресурсов, и получаемой ренты, сдерживаются требованием пропорционального вложения капитала в развитие производства.

Существенный рост дохода возможен за счет формирования и развития наукоемкого производства. Ресурсодобывающие отрасли обеспечивают стабильное существование. Перспектива будущего развития связана уже с наукоемкими производствами.
Система производства знаний была заложена в России в советское время. В настоящее время она подвергается моральному износу и приходит в упадок. Связано это с дефицитом финансирования.

Знания, технологии, know-how - сокращенно знания - способны приносить добавленную стоимость, если они интегрированы в экономику. В определенном смысле они являются сырьем для производства продукции. Каждое сырье имеет свою цену. Чем выше цена - тем больше предложение.

Для знаний, как и любого другого продукта, существуют три рынка: маргинальный, обычный и элитарный. На маргинальном рынке продаются товары второго качества, как рыба второй свежести. Претензии к качеству оставляются в стороне, равно как и к цене товара. На обычном рынке идет взвешивание цены и качества продукции. Покупатель готов платить, но за это требует доказанных потребительских характеристик. На элитарном рынке в основу угла положены потребительские качества продукции. Цена уже вспомогательную роль.

Ценность товара определяется той полезностью, которую он в состоянии принести. Для знаний их ценность определяется той добавленной стоимостью, и прибылью, которую они могут принести, будучи интегрированы в экономику.

Знания - интеллектуальный капитал, который составляет порядка 80% ВВП развитых стран. Большая часть капитала, вложенного в производства развитых стран, также является знаниями. От знаний зависят добавленная стоимость и прибыль. В рамках этой логики знания стоят существенную часть прибыли. В масштабах экономики затраты на знания должны быть соизмеримы с ВВП.

Китай этой точки зрения придерживается - затраты на науку в Китае составляют существенную часть ВВП. Это не дешево. Зато и темпы развития экономики радуют Правительство Китая.

В России затраты на науку существенно меньше, чем в развитых странах. Зарплата ученого также на порядки меньше дохода сотрудника коммерческих структур. Наука в России оказалась на маргинальном рынке. В таком состоянии можно существовать на природную ренту. Резко увеличить доход страны в таком состоянии не представляется возможным. Бюджетные средства, особенно ввиду кризиса ограничены.
Единственным возможным вариантом решения оказывается интеграция науки в бизнес среду. Основная проблема - маргинализация науки. Например, просто хороший профессор в государственном университете получал порядка $80 тысяч в год за 4 часа лекций в неделю в течение 8 месяцев (данные за 1995 год). Каждый седьмой год профессор получает полную заработную плату, но освобождается от нагрузки. В это время он может написать книгу, пересмотреть учебный курс, съездить в другой университет и получить опыт, который он, затем сможет передать на занятиях студентам. Студенты будут тиражировать этот опыт в масштабах тех фирм, где они будут работать.

Если профессор ведет занятия в летний семестр, то заработная плата увеличивается на половину (еще $ 40 тыс). Если профессор ведет грант, то также получает примерно еще $40 тыс. Обычно, помимо гранта, профессор еще консультирует и фирму, т.е. получает еще порядка 40 тыс. В итоге профессор получает в год порядка $200 тыс - на уровне преуспевающего сотрудника коммерческой фирмы. Зато общество получает возможность спрашивать с профессора за обучение (основная заработная плата), за исследования (грант), за внедрение результатов исследования в экономику (гонорары за консультирование).


В России преподаватель может иметь учебную нагрузку порядка 2000 часов. При такой нагрузке ни о регулярном пересмотре курсов, ни об исследованиях, ни о внедрении результатов исследований в экономике не может быть разумной речи.
Основное различие между научной деятельностью в России и в США в том, что она находится в качественно разных состояниях. В США научная деятельность хорошо оснащена капиталом - инфраструктурой, оборудованием, договорами, системой патентования и продвижения результатов исследований. В России оснащенность научного труда капиталом низкая со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В последнее время наметились улучшения в системе Академии наук, высшего образования. Академия наук в состоянии играть роль бизнес инкубатора для наукоемкого бизнеса. Научный продукт как система концентрированных знаний, умений, know-how способна существенно увеличивать добавленную стоимость, т.е. представляет коммерческую ценность. Процесс формирования и распространения ценностей подчиняется, в том числе и экономическим законам.


Основная задача формирования инновационной экономики - задача интеграции знаний в экономику. В первую очередь формирования такой инфраструктуры и таких институтов, которые обеспечат производителям знаний доход на уровне преуспевающих сотрудников хороших коммерческих структур. В противном случае, люди способные производить знания, будут заниматься коммерцией. Потеряет при этом экономика, но отнюдь не люди, способные к производству знаний и умений.
Приведу несколько примеров. Хозяйка отца моей собаки в советское время была доцентом и кандидатов наук в одном престижном институте. Ввиду барьеров на пути карьерного роста она стала разводить собак. Ее кобель стал лучшим кобелем в своей породе по СССР и зарабатывал ей кратно больше денег, чем она в советское время могла зарабатывать будучи доцентом.

Мой дед, Тренев Георгий Семенович, будучи до революции директором гимназии к генерал-губернатору ходил без очереди, впереди генералов, которые ждали в приемной. Это было отношение Царя и царской России к образованию. Коммунисты, придя к власти, первым делом поставили дедушку и бабушку к стенке как лиц, имеющих высшее образование, т.е. как врагов народа. От стенки их отвел бывший ученик, который их там случайно увидел. Коммунистов дед учить больше не стал - не захотел участвовать в том зле, которое видел. Но за клубнику, которую выращивал своими руками, получал золотые медали на ВДНХ.

Основную прибыль дает умение пересматривать ограничения. Например, когда с 1997 по 2007 год я сотрудничал с группой компаний РОЭЛ. В 1997 году основными бизнесами были продажа электромоторов в качестве посредников и консалтинг промышленных предприятий. Прибыль торговой компании размывалась - естественный закон конкуренции. Промышленные предприятия не всегда могли и хотели платить гонорар. Проводя финансовый анализ одного из заводов осенью 1997 года, я обнаружил заниженную на порядки цену акций [7, 9]. И предложил часть гонораров брать акциями, т.е. начать скупать производственные активы и ставить на них систему управления. Это было кардинально другое направление развития. Приоритет здесь подтверждается публикациями. Также из кардинальных моментов [1-2, 4-5,7-8] разрабатывал экономические основы объединения предприятия, создания торгового дома, формирования системы отношений, связывающих группу компаний в единое целое. В 2007 году, на момент переключения моих интересов на другую сферу деятельности группа РОЭЛ была динамично развивающейся группой компаний.
В формировании и развитии группы РОЭЛ участвовало много докторов и кандидатов наук, что в тот момент сыграло решающую роль в коммерческом успехе группы компаний. Так, профессор, д.т.н., Ириков В.А. предложил работать с неплатежеспособными промышленными предприятиями за часть конечного добавленной стоимости от консалтинговых услуг. В результате промышленные предприятия смогли оздоровиться, а РОЭЛ получил клиентов, с которыми другие компании в том момент не умели работать.

Работая с системой государственных резервов [3], предложил, в том числе экономически обоснованно, использовать их мощности для стабилизации разрушающих скачков экономической конъюнктуры. Работая с системой государственной статистики в качестве местного эксперта по проекту Всемирного банка, еще в 1998 году предложил им продавать информацию [6], что по тем временам для России было новым шагом.

Смысл жизни творческого человека - пересмотр ограничений. И прежде всего в интересах общества сделать так, чтобы творческий человек пересматривал ограничения экономики, ограничения предприятий. И предлагал способы выхода за рамки этих ограничений, т.е. расширения сферы возможного. Если такие условия не создать, то творческий человек будет пересматривать свои собственные ограничения. И это не будет благом для экономики и промышленности.

Необходимо формировать и развивать условия для интегрирования знаний и творческих людей в бизнес среду. Стартовой площадкой могут стать Академия наук и университеты. Ученым нужна помощь в части продвижения их услуг по разумным ценам, сопоставимым с добавленной стоимость, юридической поддержкой договоров.
Несколько раз я слышал мнение крупных собственников, заключавшееся в том, что образование в бизнесе мешает. Надо только, чтобы радом стоял человек, который бы говорил, что можно делать, а что нет. Интересно, что два крупных собственника высказавших это мнение, а они знали друг друга, о себе были высокого мнения. Но друг другу давали совсем другие деловые характеристики.

Рассмотрим этот пример подробнее. Обезьяна, случайным образом стучащая по пишущей машинке напишет не только "Войну и мир", но и любое произведение, совершит любое научное открытие. Если только рядом с ней будет стоять образованный человек, которые просто будет стирать "лишние" буквы. Образование в этом случае действительно мешает. Так как для обезьяны лучше всего будет набирать случайные буквы. Если обезьяна начнет действовать целенаправленно, то процесс написания "Войны и мира", научного открытия замедлится, либо прекратиться совсем. Часть букв "образованная" обезьяна может начать использовать реже, либо вовсе обходить стороной.

Такой способ руководства промышленностью и экономикой, по типу обезьяны с ученым советником мог проходить в индустриальную эпоху. Когда не было необходимости принимать оперативные решения в режиме реального времени. После электронной революции, когда весь мир сжался в одну точку, лицо принимающее решение уже должно понимать, что оно делает. Кроме того, в эпоху демократизации все реже творческих людей захотят быть учеными советниками обезьян, занимающих важные посты или владеющими крупной собственностью.

Суть демократической революции, которая у нас происходит, а кризис есть лишь ее отражение, в том, что собственность переходит в руки лиц, способных создавать добавленную стоимость. Это неизбежный процесс. Мы можем выбирать лишь длительность и издержки перехода к демократическому обществу. Обществу в котором активами будут владеть лица, умеющие и желающие создавать добавленную стоимость, а посты занимать лица способные самостоятельно формировать и принимать высококачественные решения.

Наука - это бизнес: знания в состоянии существенно увеличивать добавленную стоимость. И подходить к науке надо в том числе как к бизнесу.

Литература

1. Тренев Н.Н. Концепция организационной структуры группы компаний. Аудит и финансовый анализ. Приложение. Сборник научных трудов. 2006. 1. С. 138-150

2. Тренев Н.Н. Концепция повышения конкурентоспособности электротехнической продукции путем объединения предприятий электротехнической продукции. Маркетинг в России и за рубежом 2001 N 3. С. 99-111

3. Тренев Н.Н. Концепция системы стратегических резервов в экономике России. Сборник научных трудов. Приложение к журналу Аудит и финансовый анализ. N2. 2004. С. 153-243

4. Тренев Н.Н. Концепция формирования торгового дома на базе материнской производственной компании в области биопрепаратов. Аудит и финансовый анализс 2007, 4. С. 401-404.

5. Тренев Н.Н. Макроэкономика. Современный взгляд. М.: ПРИОР, 2001. - 352 с.

6. Тренев Н.Н. Стратегический анализ корпорации по производству информации. Аудит и финансовый анализ. 1998. N 3. С. 16-27.

7. Тренев Н.Н. Стратегическое управление предприятием на основе самоорганизации. Аудит и финансовый анализ, 1998, N 1. С. с. 209-253

8. Тренев Н.Н. Тезисы мягкого развития (мягкого реформирования) корпорации. Бизнес Академия 2002, N 10, 11, 12. С. 27-31, 35-42, 40-51

9. Тренев Н.Н. Финансовый анализ и управление финансами. Аудит и финансовый анализ. 1997. N 4. С. 92 - 240

26.10.2009,
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован