23 декабря 2002
1436

Нина Жукова: К вопросу о русском национализме

В последнее десятилетие русский вопрос в России превратился в ключевой, и от его решения зависит сегодня судьба российской государственности. Русские стали не только разделенной нацией, но и самым униженным народом в собственной стране. Являясь государствообразующей нацией, они потеряли право даже называться русскими, став безликими россиянами. Многонациональная Россия как государство, "разделившееся в себе" и без государствообразующей нации, не может иметь перспектив на выживание. Русские в России перестали существовать, утрачивают свою государственность как инструмент защиты их национальных интересов. Министерство юстиции РФ отказывает даже в регистрации политических партий, в названии которых имеется слово "русский".
Распад России как государства начался с "парада суверенитетов", следствием которого стало появление не только внешнего ближнего зарубежья, но и зарубежья внутреннего, где русские находятся на птичьих правах в национальных республиках России, не являясь, в отличие от других ее коренных народов, официально признанной титульной нацией в собственной стране. В ельцинский период правления ряд национальных республик Кавказа, Поволжья и многих других национальных автономий не только переименовали свои территориальные уделы в "субъекты международного права", но и установили внутренние государственные границы. В одних "суверенных государствах в составе России" стали выдавать собственные паспорта, в других - провозглашали английский язык государственным, в третьих - отстаивали право на проведение собственной внешней политики. Во "внутреннем зарубежье" оказалось на бесправном положении около 15 миллионов русских, которые подвергались моральному и психологическому террору в целях их насильственного вытеснения из "суверенных субъектов РФ". Местные элиты "внутреннего зарубежья" использовали свой суверенитет в сугубо корыстных целях личного обогащения. Русским было оставлено лишь "право" и обязанность защищать внешние границы "территориальных улусов" и помогать их правителям материальными и людскими ресурсами в случае наводнений и других стихийных бедствий.
Ельцинская Конституция была провозглашена от имени "многонационального народа" России без юридического определения этого термина, который сам по себе противоречит здравому смыслу. Слово нация - иностранного происхождения и по этимологии означает род. Понятия народ в русском языке и нация в европейском означают одно и то же - этнос. Поэтому термин "многонациональный народ" не имеет смысла, поскольку он равнозначен бессмысленному выражению "многонародный народ".
К "многонациональному народу" фактически причислены все проживающие в России выходцы из суверенных ныне государств ближнего зарубежья, которые сами уже не считают себя гражданами России, но юридически по-прежнему имеют равные права с ее коренными народами на российские природные богатства. Не только по Конституции, но и по закону "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом" к категории соотечественников отнесены все лица, проживающие или когда-либо проживавшие в России. При этом упорно игнорируется требование считать соотечественниками лишь коренные народы России, не имеющие своих национально-государственных образований за ее пределами. В результате Россия похожа сейчас на проходной двор для наших бывших соотечественников, китайцев, вьетнамцев и вообще для всех "граждан мира".
"Новыми русскими", как бы в насмешку, стали называться лица в основном нерусских национальностей, не говоря уже о так называемых олигархах. Для них Россия, куда они наезжают "поднакосить бабок", никогда не была и не станет Родиной. Не случайно проворовавшиеся олигархи автоматически становятся гражданами других стран. Смоленский ныне- гражданин Австрии, Гусинский - Израиля, Березовский - Англии. Действительное гражданство остающихся в России олигархов надежно укрыто от нескромного любопытства, но своих детей они продолжают учить в престижных заграничных университетах, а их семьи предпочитают проживать и рожать за рубежом граждан иностранных государств.
В недавно вышедшей книге директора Института социально-экономических проблем РАН Н.Римашевской "Россия. Десять лет реформ" содержится вывод, что главным результатом этих реформ стали социальный разлом общества и поляризация доходов населения. Если же учесть, что, по данным информированного журнала "Форбс", российские олигархи сколотили достояния больше годовой суммы всего российского бюджета, то становится очевидным раскол страны на "две России" - русскую и антирусскую. В страну "богатых и очень богатых" входит и часть политической элиты, национальные черты которой смыл зеленый долларовый дождь.
Российское государство стало утрачивать национальную окраску после того, как ставленники США приступили к "реформам" по американским рецептам, конечная цель которых- превращение России в необъявленный протекторат США. Символом американского влияния в России стал Чубайс, который получал и продолжает получать указания непосредственно из США и который у нас значит больше, чем сам Президент.
При "реформаторах" Россия начала утрачивать право и на собственную внешнюю политику, обслуживая интересы США и следуя в кильватере их политики. Вспомним хотя бы А.Козырева, назначенного "реформаторами" министром иностранных дел, постоянно заискивавшего перед США, которые долго оберегали его на этом посту. Американцы давно уже не рассматривают Россию как равного партнера, объявляя зоной своих жизненных интересов все новые территории постсоветского пространства. Сохраняется реальная угроза дальнейшей территориальной целостности России.
По словам русского философа А.С. Панарина, "американцы таранят национальные твердыни больших суверенных государств посредством своей военно-промышленной, финансовой и дипломатической машины, а еврейская диаспора подтачивает их посредством своей всепроникающей и всеразлагающей "иронии" ("Искушение глобализмом"). Преследуется национальная культура русских, разрушаются духовные корни России, ей навязывается примитивная масс-культура американского образца. Русских выдавливают из государственного управления, финансов, средств массовой информации.
Российские олигархи связаны, как пуповиной, с финансово-спекулятивными кругами США и держат свои счета в американских и иных зарубежных банках. Утечка российских капиталов за рубеж является в таких условиях закономерностью, а борьба с этим процессом - не более чем шоу. Власть и капитал в России слиты воедино: олигархическая система породила и олигархическую власть.
Капитал российских нуворишей был связан прочными узами с иностранным капиталом, преимущественно американским, с самого своего зарождения. По своей природе он не заинтересован в сохранении ни национального суверенитета России, ни российской государственности. На роль главной партии олигархического капитала в России претендует Союз правых сил (СПС).
Противостояние олигархии автоматически означает борьбу с русофобией, которая может выступать в разных, а не только олигархическом, обличьях. Троцкизм, например, рассматривавший Россию только в качестве подсобного материала для разжигания "мирового пожара", был в известном смысле одним из идеологов подобного типа. Сам Троцкий утверждал: "Я - не еврей, я - интернационалист". Радикализм Троцкого, который сожалел, что Октябрьская революция решительно покончила с неравенством евреев в России, но не с антисемитизмом, рядился в интернациональные одежды для защиты олигархических интересов. В народной памяти не стерлись воспоминания об уничтожении русской интеллигенции в первые годы советской власти большевиками-"интернационалистами", наследники которых продолжают утверждать, что ответственность за геноцид русского народа в тот период несут якобы "духовные отцы" нынешних лидеров КПРФ, а не выходцы из среды всегда "здравомыслящих" политиков.
Л.Троцкий оставил своим последователям четкие разъяснения объективных причин антисемитизма в России. Эти причины не только не изжиты в современных условиях, но и многократно усилились. Вместо их устранения современные троцкисты пытаются выдать за русский фашизм проявления не только антисемитизма, но даже и присущий русскому народу патриотизм. Оплаченная пропаганда на эту тему - театр абсурда в духе Кафки: в общественное сознание современные "интернационалисты" силятся внедрить мысль, что "русский фашизм хуже немецкого" или что патриотизм является якобы "последним прибежищем негодяев". Пропаганда такого рода лишь усиливает отрицательные настроения общественности к ее заказчикам и исполнителям.
"Интернационалисты" сегодня - это лидеры СПС и дружественных им партий. Именно в годы правления "молодых реформаторов" особенно модным был тезис о приоритете прав человека и общечеловеческих ценностей над национальными интересами. На самом деле ни одна нация в мире, в том числе США, не придерживаются на практике этой концепции. "Интернационалисты" в реальной жизни - циничные прагматики, а в основе их лозунгов всегда заложено стремление к достижению собственных эгоистических целей. Если им это выгодно, они могут выдавать себя за "левых", как это было в годы правления Горбачева, за либералов и "реформаторов" в годы ельцинского правления или за "правых", то есть за кого угодно.
Для прагматиков, в том числе и российских либералов-"интернационалистов", важна не сама идея, а ее польза. Если народ "клюет" на какой-нибудь лозунг, значит, этот лозунг может использоваться как наживка на крючок. Один из теоретиков прагматизма, Дж. Дьюи, вообще считал, что идея - это всего лишь инструмент, которым надо пользоваться, пока он работает, а в противном случае выбрасывать, как хлам. Такой подход противоречит завету наших выдающихся предков, которые утверждали: "Не в силе Бог, а в правде!"
"Чуждо ли нам великороссам чувство национальной гордости?" - этот вопрос задавал еще В.Ленин. Ответ на него дал И.Сталин, внешняя политика и практические действия которого приобрели ярко выраженную национальную окраску и были нацелены на укрепление российской государственности. При нем лозунги интернационализма, такие как: "У пролетариев нет Отечества, кроме СССР", служили национальным интересам России.
На современном этапе и лозунги КПРФ приобретают все более четкую национальную окраску. На последнем ее съезде была официально поставлена задача борьбы с русофобией. Усиление национально-патриотической тенденции в идеологических установках КПРФ - объективный процесс. Он обусловлен необходимостью защиты государственных устоев России, без которых бесполезно ставить вопросы отстаивания социальной справедливости.
Угроза российской государственности сегодня, как никогда прежде, имеет реальную, а не мифическую основу. Это, в частности, подтверждается и структурой российского бюджета, в котором регулярно выделяется львиная доля на выплату внешних долгов в условиях, когда у самого государства постоянно нет денег на самое необходимое. Мизерные бюджетные поступления ведут к превращению России в недоразвитое государство, у которого нет средств, потому что они сосредоточены среди кучки олигархов. А государство без денег - и не государство вовсе. К тому же, вся финансовая система России стала придатком долларовой зоны.
Помимо хищения государственных средств через выплату исчезнувших в неизвестных направлениях внешних кредитов, сама структура бюджета сверстана как будто специально для расхищения национальных богатств страны. В частности, предусматривается дальнейшая распродажа государственного имущества, принят закон о торговле землей. При этом игнорируется тот факт, что к банкротству сплошь и рядом скатываются именно приватизированные предприятия. В 2002 году акции государства должны принести в бюджет не более 7,55 млрд рублей. В 2001 году доля доходов от приватизации госимущества сократилась по сравнению с предыдущим годом с 97% до 26%, дивиденды по акциям принесли казне всего лишь 6,48 млрд рублей, а от сдачи в аренду имущества и земли - 8,8 млрд рублей. К началу 2002 года в стране уже было приватизировано 129,8 тыс. предприятий, или 66% от общего количества государственных объектов.
Складывается впечатление, что государство, ставшее инструментом защиты интересов узкого олигархического клана, само отказывается от собственных источников дохода. В частной собственности в одночасье оказались сырьевые ресурсы страны. Нефть, например, в Саудовской Аравии полностью государственная, в Алжире - государственная, в Венесуэле - государственная и т.д., а у нас - в частной собственности олигархов. Полными хозяевами в стране стали посредники-нувориши, которые в содружестве с чиновниками скупают за бесценок госимущество и затем перепродают его иностранцам.
Ежегодно население России убывает из-за невыносимых условий жизни почти на миллион человек, преимущественно русских. На Западе не скрывают, что сокращение населения России соответствует долгосрочной западной стратегии, конечной целью которой является бескровное овладение нашими природными ресурсами. Эта цель достижима при условии, что российское государство окончательно потеряет национальную окраску и откажется от защиты интересов коренных российских народов.
Среди сторонников русской национальной идеи нет сегодня единства, да и трактуется она по-разному. КПРФ и "левые" пытаются связать русское национальное движение с марксизмом-ленинизмом. В национально-патриотическом движении заявляют о себе проповедники Православия и его противники, сторонники самодержавия и поклонники язычества, и даже примитивные "националисты", которые упрощают все противоречия современной российской действительности до биологических и этнических особенностей в человеке. Правящая элита по-прежнему занята поиском абстрактной "национальной идеи", наподобие "евразизма", не скрывая опасений, что вне рамок "государственного патриотизма" русская национальная идея может вылиться в опасные и кровавые погромы. При этом либералы и их партнеры по "партии власти" по-прежнему стремятся поскорее войти в "цивилизованный мир", - будь то НАТО или ВТО. "Левые" мечтают о воссоздании СССР, а прагматики ратуют за то, чтобы строить отношения с остальным миром только по соображениям экономической выгоды, не обращая внимания ни на внешние приличия, ни на моральную сторону тех или иных действий. Вполне очевидно однако, что в любом случае носителями русской национальной идеи могут быть только русские по своему духу люди.
На наш взгляд, с позиций программы партии "Народная воля", основой русского национализма и патриотизма должно стать, прежде всего, отстаивание экономических интересов России, российской государственности и территориальной целостности, принципов социальной справедливости. У национализма могут быть разные теоретические приправы, но в годы испытаний он становился главной идеологией: так было и на Куликовом поле, и в годы отечественных войн.
Русский и все коренные народы России никогда не претендовали на расовое или этническое превосходство, но всегда отстаивали с оружием в руках свое право быть хозяевами собственной территории и ее природных богатств. Россия никогда добровольно не станет пятым колесом в телеге "цивилизованного" западного мира.
По меткому замечанию А.В. Суворова, русским является тот, кто думает по-русски. И действительно, российскому государству служили и продолжают служить представители разных национальностей, в том числе из некоренных народов, приумножая его славу. В конкретных условиях нынешней России подлинный патриотизм проявляется не в избиениях скинхедами бывших граждан советской России, ставших не по их вине иностранцами, а в борьбе с русофобией, что в конечном счете является защитой российской государственности - общей для всех проживающих на ее территории коренных народов. Только сильная Россия способна отстоять свои собственные национальные интересы и защитить государственность братских ей народов ближнего зарубежья.
Олигархические кланы России заинтересованы в продолжении раскола ее подлинно национально-патриотических сил, в провоцировании "российского экстремизма", который является естественной реакцией на унижение и эксплуатацию коренных народов нашей исторической Родины. Именно национально-патриотические силы выступают сегодня носителями истинно демократических ценностей, требуя возвращения народу "прихватизированных" у него природных богатств, отстаивая право народа на изъявление собственной воли путем референдумов.
Требования коренных народов России, в том числе русского, нацеленные на обеспечение их равноправного положения в мире с другими народами, на владение собственной землей и ее недрами, основными фондами, на возврат незаконно отчужденной собственности, на защиту своей культуры, языка и национальных традиций, полностью соответствуют международно признанным нормам. В частности, ст. 8 "Декларации прав народов" предусматривает, что "каждый народ имеет исконное право на свои национальные богатства и ресурсы и имеет право получить их обратно, если они были расхищены, равно как и получить возмещение за несправедливо понесенный ущерб", а ст. 30 этой же Декларации провозглашает: "Восстановление прав какого-либо народа, подвергшихся грубому нарушению, является долгом всех членов международного сообщества".
В этих требованиях, как и в отстаивании титульности в России русской нации, нет ни грана экстремизма. Еще Ф.М. Достоевский полагал, что тот, кто себя не уважает, того все не уважают. По его словам, "стать русским - значит перестать презирать народ свой, а став самими собой, мы, наконец, получим облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея, нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу"

2002 г.
www.ni-journal.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован