Эксклюзив
Оноприенко Владимир Иванович
14 декабря 2015
1612

Ноосферные Активисты перемен.

Тезисы.

(на фоне МАНИФЕСТА Парижской Конференции по климату*)

Судьба Земли и судьба человечества — это одна судьба. Во многих отношениях это суждение выражено в обширном "Мировом докладе по социальным наукам 2013", опубликованном Международным советом по социальным наукам (ISSC), ЮНЕСКО и ОЭСР. Реализация этих целей возможна благодаря ученым, посвятивших свой научных интерес пониманию "безопасности человека" и "социального качества". Эта тема широко обсуждается в ряде исследований и статей, начиная с Конференции ООН по устойчивому развитию "Рио + 20" в 2012 году.

В сотрудничестве с Международным институтом социальных исследований (ISS), Таунсендским Центром исследований проблем бедности (TCIPR), Евроспис (Институт социально-экономических и политических исследований в Риме), РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Кембриджским университетом, Университетом Гриффита в Австралии и Чжэцзянским университетом из Китая, Международная ассоциация по вопросам социального качества пытается содействовать разнообразию представителей университетов со всего мира, чтобы призвать политических лидеров, участвующих в Парижской конференции, поддержать создание дополнительной междисциплинарной глобальной академической сети или комиссии. Инициаторы подготовили справочный документ для того, чтобы подчеркнуть значимость такой международной академической сети. Проект этого документа стал основой для манифеста, направленного участникам встречи в Париже*/.

Одномерные решения не могут решить многомерные проблемы, подобные тем, с которыми мы в настоящее время сталкиваемся. Подготовленный Международным советом по социальным наукам (совместно с ЮНЕСКО и ОЭСР) Всемирный доклад по социальным наукам за 2013 год («Изменяющаяся глобальная окружающая среда») показывает, что эти недостатки возникают потому, что изменение окружающей среды все еще рассматривается, прежде всего, в терминах естественных наук. По причине чего социально- экологические, социально-экономические, социально-политические и социокультурные измерения устойчивости не получают достаточного внимания. Это показывает также, что локальное деление в общественных науках (включая экономику и право) так же существенно,  как и деление между самими общественными науками, и между общественными и естественными науками.  Авторы и подписанты Манифеста подчеркивают, что мировое сообщество испытывает недостаток в комплексном подходе, который связывает все соответствующие измерения человеческого существования с проблемами, инициированными изменением климата. Это препятствует созданию знания о взаимосвязанных процессах в этих измерениях.

Накануне Конференции по проблемам устойчивого развития "Рио +20", прошедшей в июне 2012 года, Гру Харлем Брундтланд подверг критике национальные правительства по всему миру, в связи с тем, что "они отказываются осуществлять трансформационные изменения, необходимые для разрешения глобального кризиса устойчивого развития. Таким образом, переход в безопасное и процветающее будущее возможен, но потребует использования в полной мере сверхординарных человеческих способностей для инноваций и творчества". Бытует мнение Международного социального научного совета ЮНЕСКО и ОЭСР, что развитие в направлении устойчивости требует кардинального изменения социальных процессов, лежащих в основе нынешних институтов и структур, человеческих привычек, предпочтений и поведения.

Академический мир должен сделать вклад в развитие политики и принципов управления, которые ориентированы на движение к устойчивому развитию, усиливающему социальную справедливость, человеческое достоинство, солидарность в пределах общества и между обществами, а также равные возможности для всех народов мира; Чтобы позволить университетам и академикам преодолеть дисциплинарные, бюрократические и просто обычные границы, мировые силы направляют общие академические усилия на изобретение новых концептуальных и методологических подходов, которые образуют связи между огромным разнообразием исследований, связанных с устойчивостью (развития). Такие усилия должны быть нацелены на создание комплексного понимания устойчивости, подходящего для рассмотрения многомерных проблем, таким образом, предлагая альтернативы чрезмерно упрощенным подходам, которые применяются многими правительствами и деловыми кругами; Результаты этих усилий должны быть настолько доступными, чтобы стимулировать и мобилизовать людей, сообщества и влиятельных политиков на всех уровнях, чтобы действовать как позитивные силы в разнообразных процессах движения к устойчивому развитию.

Наконец-то и мировое сообщество пришло к пониманию, что ноосферные идеи Вернадского опередили время жизни автора, но сегодня актуальны как никогда. Только сейчас, в условиях критического обострения проблем, носящих глобальный характер, становятся ясными его идеи ноосферного движения человечества.

Текущий экономический дискурс часто ссылается на неопределенные и, таким образом, бессмысленные понятия, как «социальное измерение» и индивидуалистически осмысленные категории как "качество жизни" или "социальный капитал". Категория «социальное измерение» остается не раскрытой, лоскутным мешком того, что не относится к экономическому или экологическому аспектам. Требуется более тщательное рассмотрение этого измерения  включая, как минимум, эвристические различия между социально-политическим и социально-культурным измерениями как альтернатива так называемому "социальному измерению". Нужны «академические активисты перемен»,  чтобы способствовать работе на концептуальных и методологических уровнях и обмениваться результатами, особенно для и из «массовых уровней». И в решении этой проблемы мирового сообщества  важнейшую роль способно сыграть "ноосферное движение" и, по мнению автора – «Ноосферные активисты перемен». Ноосферные активисты в мировом сообществе представляют  весьма существенную фактическую позитивную силу. В первую очередь, ноосферными активистами являются члены  международного клуба Николы Тесла, ведущие изобретательскую и инновационную деятельность практического применения технологий Теслы по всему миру. Последователи  таких российских ученых, как Козырев, Казначеев, Чижевский, Кузнецов, Циолковский, Вернадский и некоторых других так же представляют собой фактически «ноосферных активистов перемен». Российская ноосферная научная школа в 2012 году получила международное признание/* *. Важное место в ноосферном движении занимают Российские общественные ноосферные научные, образовательные организационные формирования (академии). Например, Ноосферная Общественная Академия наук (президент А.И. Субетто) и  Ноосферная Академия Науки и Образования (президент Н.В. Маслова). Другой вопрос, что российские «ноосферные активисты» существуют в обособленных друг от друга « нишах» глобального пространства ноосферных исследований и новаций в отличие от «теслианцев». Однако современный климат раскрепощения научно-исследовательской среды в России благодаря интернет-технологиям даёт возможности для «ноосферных активистов»  войти на равных в мировое сообщество и, включившись в него, существенно усилить мировое ноосферное движение.

Ноосферное движение может трактоваться как союз не только заинтересованных в "ноосферном" развитии субъектов из разных ветвей науки и практики, но также движение всех творчески созидательных  людей, создающих  разными способами производство знания, питающие  комплексное развитие общества;  образующих некое созидательное гражданское сообщество,  в конечном счёте , благодаря союзу ноосферного знания и эмпирической деятельности для "ноосферного" развития.  Серьезным препятствием на этом пути  является разночтение учеными разных ветвей науки и практиками  общей для всего человечества темы - что есть  «Ноосфера» и какой должна быть концепция движения к идеалам Ноосферы, интегрирующая достижения естественных, общественных, технических и гуманитарных областей знания.

Из многочисленных публикаций по вопросу инструментального определения термина «ноосфера», систематизация, предложенная В.В.Анненковым/***, представляется наиболее конструктивной:

«1. Ноосфера как имя собственное (пишется с большой буквы) - уникальная природно-культурная оболочка Земли, в которой живет и которую изменяет человечество. Это - естественно-историческая трактовка, идущая от ранних работ В.И.Вернадского. Сторонники ее изучают "переход Биосферы в Ноосферу" или "ноосферное развитие" как эволюционный процесс глобального масштаба, включающий множество составляющих природных, социальных, технических и др. процессов на разных уровнях - от локального до глобального.

2. Ноосфера как имя собственное для обозначения того будущего состояния земной оболочки, когда "разумное" человечество гармонично обустроит среду своего обитания и себя в этой среде. Такая трактовка также идет от В.И.Вернадского ("Несколько слов о ноосфере", 1944 г.) и распространилась в период застоя в СССР, когда господствующая идеология сблизила понятия "Ноосфера" и "коммунизм". Никто не может сказать, когда наступит этот идеал, но сторонников такой трактовки в странах СНГ гораздо больше, чем приверженцев естественно-исторического понимания Ноосферы.

3. Ноосфера как имя нарицательное (пишется с маленькой буквы) для обозначения всемирного единства науки. Эта трактовка также идет от В.И.Вернадского ("Научная мысль как планетное явление") и отражает реалию ХХ и ХХ1 вв. Но, в отличие от "Ноосферы", "ноосфера" в данном понимании - плод аналитического редукционизма, наряду с "социосферой", "антропосферой", техносферой и многими другими "отраслевыми" глобальными абстракциями.

4. Ноосфера как "царство разума" - имя нарицательное для сознания, культуры и других проявлений человеческого на разных уровнях - от отдельного человека до мирового Разума.»

Итак, слово "ноосфера" имеет несколько инструментальных толкований. Употребление этого слова в дискуссии без четкого определения, что же имеет в виду автор (а еще более - без внимательного восприятия авторской позиции оппонентами), чревато бесплодными словопрениями.

Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками.

Самый важный из них – высокая степень здорового нигилизма.

Далее – внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому.

Важная часть ноосферного мышления – приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач).

Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи.

Еще один компонент ноосферного мышления – стремление понимать комплексную сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.

Актуальная задача ноосферного движения - объединение всех заинтересованных в ноосферном развитии (= устойчивом развитии) специалистов и структур для  взаимного информирования и взаимодействия в решении теоретических и практических проблем развития. Причем объединения не на эпизодических семинарах, слушаниях, конгрессах, а в повседневном общении в разных сетевых сообществах через электронную почту и всемирную паутину, совместные ноосферные проекты и продукты. Эффективными  сегодня становятся сетевые сообщества при сочетании в них дистанционных форм коммуникации с очными. Онлайн обучение благодаря интернету становится все более популярным, тем более, что в этом есть множество преимуществ: индивидуальный темп обучения, свобода, возможность выбора определенной области, доступность материалов, и все это зачастую можно получить бесплатно. Академическим исследователем способен стать каждый творческий человек, применяющий научные способы познания, вне зависимости от места и географии ведения научной деятельности. Необходимо побудить формализованную академическую среду принять вызов современности, и пересмотреть амбиции «цеховой академической избранности» в установлении статуса «академический»  для свободных и независимых исследователей ноосферы.

В среде ученых есть мнение, что не каждый человек предрасположен к ноосферному мышлению от природы. Многие люди и вовсе не знают, что такое ноосфера. Однако, полагают исследователи, человека можно обучить искусству освоения данного типа мышления. Это должно происходить в рамках «так называемого» ноосферного образования. Главный акцент в обучении здесь ставится на возможностях мозга человека.

Согласно теоретикам ноосферного образования, люди могут и должны научиться стимулировать появление в себе позитивных устремлений, тягу к гармонии с окружающим миром, желание понимать объективную сущность происходящих в обществе процессов. Если позитивные устремления привнести ноосферный аспект  в политику и практические решения экономических проблем, то человечество сделает огромный шаг вперед. И в этом представляется главная задача «ноосферных активистов перемен».

Участие в ноосферном движении - это не только инновационное развитие на базе информационно-коммуникационных и других технологий. Это свободное  развитие интеллектуального потенциала личности и способности к созидательным взаимодействиям в социуме. Доступ к свободе творчества – это открытый исходный код жизни.

Интернет стал свободным огромным хранилищем научного знания, доступного для всех в равной степени. Плоды научных трудов должны быть достоянием общества, и свободный доступ к этим трудам развивает не только общество, но и саму науку. Важно понять, что современная наука — это не только закрытые НИИ и формальные научные структуры. Это сообщество, которое способно открыто делиться своими достижениями, чтобы совместными усилиями искать ответы и вырабатывать решения по общечеловеческим вопросам и проблемам.

*****************************************/

*/ Манифест Парижской конференции по изменению климата

http://noocivil.esrae.ru/page/manifest

Manifesto for Paris climate conference 
23 November 2015
http://www.socialquality.org/wp-content/uploads/2015/11/sustainability_manifesto_23-11-2015.pdf

**/ Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы.-Субетто Александр Иванович, С.-Петербург, 2012-Ноосферная общественная академия наук. // Ноосфера. Общество. Человек. – 2013. – № 1; 
URL: www.es.rae.ru/noocivil/228-1082

*** Доклад опубликован в Интернет-журнале «Биосфера» 2003, № 4 (на сервере Института истории естествознания и техники РАН)  http://www.ihst.ru/~biosphere/03-4/AVV.htm

©Владимир Оноприенко, член Президиума «Открытой ноосферной Академии. Онлайн Университеты» , академик НОАН, доктор философии, профессор РАЕ. /Произведение «Открытая ноосферная Академия. Онлайн_Университеты.» созданное автором по имени Vladimir Onoprienko, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.
 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован