Валерий Яковлевич Кириллов, написавший статью "Элита и литература" ("Тверская газета" N2 за 2008 год), - известнейший представитель коммунистической элиты, ее публицист, редактор ее газеты, депутат ее Верховного Совета и, безусловно, заслужил бы звание ее почетного гражданина, не произойди в стране глобальных перемен.
Но в статье Кириллова речь идет о тверской литературе, а для областной писательской организации никто не сделал больше, чем Евгений Иванович Борисов. Он не святой, и у меня есть на него обиды, но даже в муках обид мы должны оставаться людьми - людьми объективными.
Смотреть по ТВ нечего, я здесь согласен с Валерием Яковлевичем, но его и не может быть - "национального духа" - на коммерческом ТВ, капитал вненационален.
Странно это как-то: мы ровесники с Валерием Кирилловым, и я понимал и разделял его ностальгические плачи по России в конце прошлого тысячелетия, а сегодня, когда Россия отошла от пропасти, не понимаю - словно Валерий Яковлевич живет в другой стране или в той же, но в параллельном мире.
Во-первых, о какой-такой либеральной "элите" речь? Я далек от политики, но у меня есть уши. Либерал, в моем понимании, это вольнодумец, снисходительный к иным убеждениям: и справа, и слева. То есть либерал в политике - ярко выраженный центрист. Или я не прав? Жириновский, хотя он и узурпировал слово "либерально", явно не либерал - он нетерпим равно и к правым, и к левым. Видимо, Валерий Кириллов под "элитой" имеет в виду правящую партию "единороссов"? Но какие же они либералы, если стоят левее центра?! Вспомните, как в процессе предвыборной гонки они насмерть заклевали Союз правых сил. На мой взгляд, самый либеральный сегодня в России - это господин Борщевский, партия которого будет стремительно расти и иметь представительство уже в следующей Думе. Но при одном условии: если Борщевский чуть-чуть подастся влево - сегодня же он чуть правее центра. А либерализм, тут я согласен, в российских умах сегодня востребован. Как-то незаметно даже для себя я сам стал либералом. И для меня то, что Кириллов называет "элитой", - это криминальный капитализм, ждущий реабилитации и на время надевший овечью шкуру "единороссов". Кого мы только ни видим в рядах "Единой России"?! Перерожденцы-коммунисты, грабители в перчатках - олигархи, короли шоу-бизнеса, никогда не отличавшиеся умом спортсмены, интеллигенты с врожденным чувством придворности и, наконец, пролетарии, поверившие Путину. Вся эта разнородная толпа не может долго быть в одной упряжке: как лебедь, рак и щука, они в итоге разорвут постромки. "Единая Россия" едина, пока у нее сильное ядро, которое не все уважают, но которого все боятся. Думаю, Путин в растерянности - он под себя создавал партию Миронова, партию патриотов-социалистов, но тут неожиданно вырос монстр, клянущийся ему в любви...
В принципе, ядру "единороссов" не до культуры - у этих парней пока связаны руки социальными путами. Но мы знаем, что Путин, или жена его, что, в принципе, одно и то же, любит Омара Хайяма, а Дмитрий Медведев даже писал в школе стишки, что дает нам надежду, что когда-нибудь они вспомнят о литературе. Кстати, Путин встречался с литераторами дважды: раз с именитыми и раз с молодыми. Бывал он в гостях и у Солженицына. Ни один правитель России до него не снисходил до визита к писателю, что тоже обнадеживает.
Что касается деловых кругов, то ни один здравомыслящий бизнесмен не вложит деньги в региональных писателей и поэтов, поскольку их продукция не имеет спроса. Спрос рождает предложение, а не наоборот. На дворе рынок, господа писатели, и с ним надо смириться! И не стоит строить надежды на "элиту" ли или на капиталистов - время бешеных денег, когда спонсоры сорили ими направо и налево, ушло безвозвратно, сегодня каждая копейка предпринимателя заработана трудом, и он не отдаст ее какому-то там Кокину на стихи, которые никому не нужны. Выход нашли молодые да предприимчивые - зарабатывают рубли и издают книжки за свой счет, оплачивают публикации. Конечно, издававшиеся прежде тысячными тиражами на халяву творческие середнячки сегодня плачут - халява закончилась. А я вот, не издавший ни одной книжки с помощью Тверской писательской организации, к халяве не приученный, не плачу, поскольку знаю: Россия не погибнет, если не прочтет моих стихов, у нее есть чтиво поинтереснее - те же "Шендеровичи, Жванецкие, Измайловы и др.". Читателя не заставишь читать то, чего он читать не хочет. Он изменит, может быть, свой вкус, если книга Шендеровича будет стоить 100 рублей, а книга Кокина - рубль. Такой фокус может показать только государство, решившее, что книги Кокина для будущего России важней. И неча тут на "элиту" кивать! К жизнеспособности, к развитию литературы "элита", или попросту - капитал, никакого отношения не имеет, просто рубль идет туда (может, и за рубеж), где завтра он родит второй рубль.
А вообще-то, годы привычной для нас отпечатанной литературы сочтены. Валерий Кириллов обмолвился о "литературе, отстраненной от реализма действительности". Я было подумал, что оговорился профессионал, ведь получается тавтология - "действительная действительность". Но порылся в журналах и нашел у компьютерщиков выражение "нереальная действительность", или виртуальный мир. Берешь в руки "мышь" и уходишь из этого мира в тот, что как современное бомбоубежище, где есть все: магазины, бюро услуг, банки, сайты знакомств, фильмы, музыка, книги - чего еще человеку надо? Для нас, стариков, это пока пугающая фантастика, о которой, не умея пользоваться компьютером, без помощи друзей я бы и не узнал, а для молодых это уже "нереальная действительность". Зачем им наши книги? Они напишут свои - компьютерные. И главное - никакой групповщины: интеллектуальный индивидуализм, все разобщены, но все вместе!
Пожар раскола в тверской писательской среде сам собою угас, когда "элита" его лишила кислорода - объедков от бюджетного пирога, из-за которых и ссорились Евгений Иванович с Михаилом Григорьевичем. Но кому-то надо, чтобы этот пожар вспыхнул с новой силой, вот и дует Кириллов на старые угли двадцатилетней давности.
Представители коммунистической элиты - один, находясь у кормушки, издал полное собрание своих сочинений, а другой, возглавляя комиссию по премиям, вручил таковую собственной жене. Литературным "плебсом" это было воспринято в равной мере бессовестными поступками. И тут Валерий Яковлевич совершенно прав: почему одному из них дали почетное звание, а другого обошли?!
И вот обиженное перо клеймит позором "своих" и "чужих", но тут же поет дифирамбы "своим": Красавину, Огневу, Петрову - и предает анафеме "борисовцев".
Я не был ни "петровцем", ни "борисовцем", потому по принципу "кто не с нами - тот против нас" получал и от тех, и от других, а вернее - ничего не получал: ни публикаций, ни изданий.
Все премии и звания - оружие власти, согласно лозунга ее: "Разделяй и властвуй!" Писатели - умные люди, но наивные, как рыбы: видят леску, но червячок сладок. Вот и Валерий Кириллов клюнул - пошел ворошить старые угли! А власть только этого и ждет, чтобы окончательно прихлопнуть Тверскую писательскую организацию. Присвоение звания Евгению Ивановичу - знаковое, это последний гвоздь в крышку гроба тверской литературы. Если награждают маршала, проигравшего сражение, двух мнений о том, для чего его награждают, быть не может. Вспомните о Паулюсе под Сталинградом! Награда Борисова - это не внимание власти к писательской организации, которую Борисов олицетворяет; это окончание внимания к ней.
Если заглянуть в глубь истории русской литературы, то мы не найдем конфликта между ею и властью, потому что первыми русскими поэтами и писателями были государственные мужи. Первым русским писателем считается Владимир Мономах с его "Поучениями". Первый русский поэт Симеон Полоцкий (1629-80) - дипломат и воспитатель царских детей. Поэт Антиох Кантемир (1708-44), введший в русский язык понятие "гражданин", тоже дипломат. Царским посланником был и Федор Тютчев. Я уж не говорю о государственных мужах Ломоносове и Державине. А Екатерина II сама была писателем и драматургом.
С самого своего основания русская литература гражданственна. Она гражданственна и патриотична всегда - это аксиома. Я не знаю (может, вы знаете?) русского писателя или поэта, который бы был патриотом другой страны, не России. Но вот Валерий Кириллов опять садится на любимого конька соцреалистов - "гражданственность и патриотизм авторов".
Сейчас я живу в Зубцове, готовлю тещин дом к продаже и жгу накопившиеся советские журналы. Встречи случаются неожиданные!
Я, конечно же, слышал об Александре Огневе, но никогда ничего из его трудов не читал, а тут в приготовленном на растопку журнале мелькнуло его имя. Я обрадовался, что вот хоть что-то из Огнева почитаю, и отложил сожжение журнала. И уж лучше бы сжег, не читая!
Итак, "Волга" N5, 1970, Александр Огнев, "Смертный бой не ради славы..." Десять журнальных страниц спекуляции на солдатском подвиге.
Вот начало: "В произведениях об Отечественной войне, пожалуй, с наибольшей наглядностью раскрываются определяющие особенности советской литературы - ее коммунистическая партийность и народность, социалистический гуманизм, ее связь с духовным развитием нашего общества".
И чуть ниже: "Главное внимание писатели уделяли (и критики, В. К.) раскрытию патриотизма, мужества, стойкости советского воина..."
Но вот Огнев переходит к конкретному рассказу: "Основной художественный нерв рассказа О. Горчакова "Дядя Коля" (1967) - героическая судьба бывшего учителя, чуткого, неподкупно честного, удивительно хорошо чувствующего подлинную красоту и поэзию жизни..."
Далее идет подробный пересказ произведения, и нет ни одной его художественной оценки, "художественного нерва".
И заканчивает Огнев так: "Общеизвестно, что создать правдивый образ времени - значит, в полноправной художественной форме донести до читателя главное в изображаемой эпохе..."
На протяжении статьи же ни слова не сказано об этой "художественной форме" - одни "общеизвестные" места. И этот певец коммунизма - протеже Кириллова?! А по-моему, хрен редьки не слаще, как и бывшая коммунистическая "элита" не слаще нынешней.
Все, здесь мною сказанное, мне самому неприятно, и я бы не заговорил об этом, помня пословицу "Кто старое помянет...". Но неискушенный в интригах читатель подумает, что вчера произошел "раскол в областной писательской организации", что вчера "членство в ней приостановила большая группа писателей-почвенников". Эта "группа", дорогой читатель, была вовсе не "большая" - всего три человека, в сравнении с сорока пятью членами Тверской областной писательской организации.
И последнее, что я не понимаю в Кириллове: как можно называть "ляжками" то, что Пушкин называл "парой стройных женских ног"? Женщина - это шедевр Ваятеля. Мужчина, если он мужчина, не может не восхищаться этим шедевром. Но Кириллов по привычке и здесь лицемерит.
Владлен Кокин
gazeta.tver.ru
17.02.2008