16 декабря 2005
3714

Новая роль провинциальных музеев

Сказать, что большинство российских музеев переживает сейчас не лучшие времена - значит, не сказать ничего. По официальным данным, в течение последних десяти лет их финансирование составляло всего 15% от потребностей. Неофициальные цифры еще грустнее. Средняя зарплата музейных работников не превышает 4 тыс. рублей. При таких "масштабах" государственной помощи, 2010 год в удовлетворительном состоянии встретит лишь треть существующих музеев. Однако, несмотря на то, что государство не в силах их достойно финансировать, некоторые музеи, как например музей-заповедник "Ясная Поляна" нашли пути решения этой проблемы.

По мнению директора "Ясной Поляны" Владимира Толстого, роль музеев в российском обществе за последние годы претерпела серьезные изменения. У центральных музеев, например, Эрмитажа, Третьяковской галереи - сохранить и достойно представить публике и последующим поколениям наше культурное наследство. Провинциальные же музеи помимо этого обычно выполняют еще и роль главного субъекта территориального развития, становясь фактором продвижения туризма в регионе и чаще всего основным работодателем для окрестных городов и сел. В качестве примеров можно назвать Соловки, Кижи, Поленово.

"Ясная Поляна" с 1995 года, когда государственное финансирование сократилось до минимума и музеям официально разрешили заниматься коммерческой деятельностью, также целенаправленно становилась центром территориального развития. Как сказал Владимир Толстой, тогда музей решил участвовать во всем, что приносит прибыль: строить гостиницу, приобретать транспорт, был создан свой издательский дом, собственный туристический отдел. В итоге, если раньше турист тратил в "Ясной Поляне" 1-2% от всех своих расходов на поездку, то сейчас - 40%. Полученная прибыль реинвестировалась в развитие заповедника и его инфраструктуры. Одновременно музей становился все более влиятельной силой в регионе, с которой уже нельзя было не считаться. Закономерным стало создание так называемого "Яснополянского соглашения". Если раньше все в области решалось на уровне власть-бизнес, то теперь появился еще один, уже "социальный", фильтр - музей-заповедник. Без этого трехстороннего соглашения невозможно ни одно принципиальное начинание в Тульской области.

Однако недавняя административная реформа, считает Владимир Толстой, может свести на нет все эти достижения. Уже сейчас музей-заповедник "Ясная Поляна" "не вписывается ни в вертикаль, ни в горизонталь власти". Музей вышел за рамки чисто музейной деятельности, и тем самым вступил в противоречие с государственными установками, не имея возможности решать вопросы на стыке отраслей: туризма, образования, культуры. Например, музей создал свой детский сад, в котором может реализовывать свою концепцию воспитания, передачи духовной культуры, однако в нынешней ситуации его вынуждают отказаться от него или передать в муниципалитет. Та же история с туризмом. Это - непрофильная деятельность, говорят чиновники, соответственно, туризм надо выделить в самостоятельная фирму или оставить, но называть турменеджеров, например, реставраторами.

По мнению Владимира Толстого, таких примеров разрушения эффективно работающих социо-культурных корпораций сейчас по стране немало. Задача музеев - выстоять под этим давлением. Музеи, считает директор "Ясной Поляны", должны иметь смешанную форму собственности и финансирования, но сохранить единое управление. Причем, это не вопрос Москвы или Санкт-Петербурга, это, прежде всего, вопрос русской провинции.


Светлана Ставцева, RATA-new

www.ratanews.ru

16.12.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован