29 апреля 2002
311

НОВГОРОД ГОРОД-МУЗЕЙ

Cуществует мнение, что Новгород лучше других древних городов сохранил большое количество памятников русской культуры благодаря своей удаленности от гремевших на Руси междоусобных войн и разрушительных нашествий. Это не совсем верно. Новгород действительно избежал татарского разорения, но, как и любой другой город, построенный в основном из дерева, он постоянно страдал от опустошительных пожаров, уничтожавших иногда весь город. В ХVI в. он один из немногих пережил опричный разгром, а в начале XVII в. был полностью разорен шведами. В XVIII в. в мирное время огосударствление церкви, изменение моды повлекли за собой гибель многих храмов, фресок, иконостасов.
И пожары, и разорения, и смена вкусов не прошли бесследно. За тысячелетие выдающихся памятников культуры в Новгороде погибло не меньше, а возможно и больше, чем в других землях. Однако особый уклад политической жизни, духовная свобода и территориальная автономия республики позволили создать огромный культурный потенциал, против которого и время, и люди оказались бессильны.
В годы Второй мировой войны в течение двух с половиной лет Новгород был фронтовым городом, на который падали снаряды и бомбы обеих сражавшихся армий. Превращенный в руины, он был восстановлен реставраторами, вернувшими древней архитектуре ее первозданность.

Посетитель Новгорода сегодня может увидеть уникальный комплекс памятников древнерусского зодчества ХI-ХVII веков. Главным из них является детинец - кремль, основанный в 1044 году. В начале XII века его территория была расширена, в 1302 году деревянные стены заменены на каменные. Современный облик стены и башни Кремля обрели в московское время в конце XV в. В детинце собиралось государственное вече, принимались иностранные посольства, провожали в военные походы ратников.
В кремле находится древнейший храм России - Софийский собор, построенный в 1045-1050 годах. Современный облик храм приобрел в 1900 году после самой большой его реставрации, проведенной под руководством академика В.В. Суслова. Храм сохранил древний иконостас с иконами ХIV-ХVII вв., древнейшие произведения русской монументальной живописи, памятники византийского и западноевропейского искусства.

В 1991 г. собор был возвращен Русской православной церкви, одновременно он продолжает использоваться для экскурсионного показа гостям Новгорода. С этого времени в храме находится и икона Божией Матери `Знамение`, являющаяся национальной реликвией русского народа.
К числу самых древних архитектурных сооружений относится Никольский собор на Ярославовом дворище, построенный в 1113 г. повелением новгородского князя Мстислава Владимировича после удачного похода на Чудь, собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, созданный в 1117 г. на средства основателя обители св. Антоним Римлянина, Георгиевский собор Юрьева монастыря, основанный в 1119 г.

В ходе реставрационных работ в них были открыты значительные комплексы древних фресок XII в., ставшие доступными посетителям.
Во второй половине XII в. в Новгороде был создан новый тип храма, меньшего по размеру, более простого по конструкции. Заказчиками таких храмов выступали не только князья, но и бояре-аристократы. До нас дошли церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Мачте (1179 г.) и Церковь Спаса Преображения на Нередице (1198 г.), сохранившие первоклассные комплексы монументальной живописи. К этому же времени относятся церковь Петра и Павла на Синичей горе (1185 г.) и церковь Ильи Пророка на Словце. Храмы восстановлены после военных разрушений, но их реставрация продолжается и по сей день.
Новгород располагает и уникальным комплексом архитектурных памятников XIII в., когда в южнорусских землях в результате ордынского разорения каменное строительство фактически замерло. Это церковь Параскевы Пятницы на Торгу, построенная смоленскими купцами, церковь Рождества Богородицы в Перыни, церковь Николы на Липне.
ХIV-ХV века - время расцвета Новгородской республики - представлены церквями Федора Стратилата на Ручье (1361 г.), Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.), Рождества Христова на Красном Поле (1380), Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.), Двенадцати апостолов на Пропастех (1454 г.).

К этому же времени относятся Софийская звонница в Кремле (1439 г.) и единственный в Новгороде памятник готической архитектуры Владычная (Грановитая) палата, построенная новгородскими мастерами с участием немецких архитекторов в 1433 году.
Большинство храмов сохранили значительные фресковые комплексы. Наиболее известны фрески церкви Спаса на Ильине улице, созданные выдающимся византийским художником Феофаном Греком, и необычные фресковые композиции в маленькой церкви Симеона Богоприимца (1467 г.).
Среди архитектурных памятников, созданных в московское время, выделяются церкви Михаила Архангела (ХVI в.), Жен Мироносиц на Ярославовом дворище (1510 г.), и церковь Троицы в Духовом монастыре (15571.).

В XVII в. на месте древней церкви Знамения Богородицы построен большой Знаменский собор, расписанный фресками в 1702 г.
В 1960-е годы в Витославлицах начал создаваться музей народного деревянного зодчества. В него с территории области перевезены памятники деревянной архитектуры ХVI-ХIX вв. Древнейшие из них - церкви Рождества Богородицы из села Передки (1539 г.) и церкви Успения Божией Матери из села Курицко (1596 г.).
Хранителем уникальной коллекции архитектурных памятников и монументальной живописи ХI-ХVII вв. выступает Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

В 30-40-е годы в храмах Новгорода сохранялось более шести тысяч икон. Во время войны они были вывезены в Германию. Вернулись в город около 200 древних икон. В новгородском музее экспонируются древнейшая икона России `Апостолы Петр и Павел` (ХI в.), древнейшая подписная икона `Св. Николай` написанная Алексей Петровым в 1294 году, ` Покров Богородицы` (ХI в.), ` Св. Борис и Глеб` (ХIV в.), ` Битва новгородцев с суздальцами` (ХV в.), иконы праздничного чина из церкви Успения Богородицы на Волотове (ХV в.), Софийские таблетки (ХV-ХVI вв.), `Видение пономаря Тарасия` (ХVI в.) и многие другие

.
Музей располагает значительным собранием шедевров древнерусского декоративно-прикладного искусства, созданных руками местных мастеров. К XII в. относятся знаменитые Софийские кратиры - серебряные позолоченные сосуды и Большой Софийский сиен - модель храма Воскресения Господня в Иерусалиме, использовавшиеся в богослужении новгородские перегородчатые эмали. Во Владычной (Грановитой) палате также экспонируются княжеские бармы, напрестольные кресты, панагии, водосвятные чаши, мелкая пластика ХШ-ХVI в. епископальные митры, оклады Евангелий ХVII-ХVIII вв., художественные ювелирные изделия бытового назначения.
Особое место в собрании музея занимает коллекция древнерусского лицевого и орнаментального шитья ХI-ХVШ вв. включающая в себя шитые шелком, золотом и серебром, плащаницы, покровы, облачения настоятелей монастырей и новгородских владык.
Важную роль в жизни Новгорода играло дерево. Из него созданы выдающиеся памятники декоративно-прикладного искусства - Людогощинский крест 1359 г. из уличанской церкви св. Флора и Лавра, скульптурные изображения святых, резные царские врата, моленные места Софийского собора, резные иконы, поклонные кресты, киоты, хранящиеся в музейном собрании.

В послевоенные годы здесь сформировалась одна из наиболее полных в России коллекция русских серебряных и медных монет ХI-ХVII вв.
В бурных событиях ЗО-х годов нашего века Новгороду удалось сохранить древние колокола - уникальные памятники русского литейного искусства ХVI-ХVII веков. Древнейшие из них датируются 1536 годом.
В духовной жизни средневекового Новгорода важное место занимала письменность. К памятникам всемирного культурного значения принадлежат созданное для новгородского посадника Остромира в 1067 г. Остромирово евангелие, написанное между 1113 и 1117 гг., Мстиславово евангелие. В 1280 г. при архиепископе Клементе написан сборник церковных и гражданских постановлений - Кормчая книга. В ХV в. при архиепископе Геннадии впервые сформирован и переведен на русский язык полный текст Библии. В начале XVI в. архиепископом Макарием в Новгороде начали составляться Четьи Минеи - свод православной богослужебной и учительной литературы, а в 1536 г. старцем Дмитрием переведена с латинского языка на русский Толковая Псалтырь.
Довойныновгородский музей располагал многотысячным собранием древнерусской рукописной и старопечатной книги. Большая часть коллекции была расхищена оккупантами. В послевоенные годы собрание создано вновь.
Такая же судьба постигла коллекцию русской масляной живописи. Она сформировалась в первые годы Советской власти за счет национализированных произведений живописи из многочисленных помещичьих усадеб. В послевоенные годы коллекцию пришлось создавать заново, сегодня в нее входят картины лучших художников России XVIII - начала XX вв. и работы новгородских мастеров.

Несомненный интерес представляют коллекции предметов народного быта XIX начала XX веков, собранные этнографическими экспедициями музея. Они позволяют глубоко познакомиться с народным искусством, буднями и праздниками новгородских крестьян.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован