21 февраля 2007
2527

Новый порядок приобретения крупных пакетов акций

Государственной Думой Российской Федерации подготовлены значительные изменения в Закон <Об акционерных обществах>, касающиеся совершения сделок по приобретению крупных пакетов-акций.

Проект Закона <О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон <Об акционерных обществах> и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации> (далее Законопроект) уже получил одобрение комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам и рекомендован для принятия в первом чтении.

Целью данного Законопроекта является защита права собственности акционеров, обеспечение баланса интересов миноритарных и мажоритарных акционеров при приобретении крупных пакетов акций, при совершении сделок по слиянию и поглощению компаний.
Законопроектом предусмотрено четыре процедуры приобретения акций:
1) направление лицом, намеренным публично приобрести более 30% голосующих акций открытого акционерного общества, добровольного предложения остальным акционерам о продаже принадлежащих им акций;
2) направление лицом, которое приобрело более 30% голосующих акций общества, обязательного предложения остальным акционерам о продаже принадлежащих им ценных бумаг;
3) выкуп лицом, которое приобрело более 95% обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса, открытого акционерного общества, остальных акций и ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, у владельцев этих ценных бумаг по их требованию (процедура sell-out);
4) выкуп лицом, которое приобрело более 95% обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса, открытого акционерного общества, остальных акций и ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, у владельцев этих ценных бумаг по требованию этого лица (процедура squeeze-out).
Добровольное предложение о выкупе
В случае добровольного предложения о приобретении более 30% акций открытого акционерного общества лицо, намеренное приобрести обыкновенные акции и (или) привилегированные акции, предоставляющие право голоса, составляющие более 30% общего количества таких акций с учетом акций, принадлежащих ему совместно с его аффилированными лицами, направляет акционерам - владельцам акций соответствующих категорий публичное предложение приобрести принадлежащие им акции общества (далее - добровольное предложение).
В добровольном предложении указываются существенные условия по совершению сделок по приобретению акций, такие как:
-имя (наименование) лица, направившего добровольное предложение и его аффилированных лиц; категория и количество приобретаемых акций; -предлагаемая цена приобретения акций;
- срок, порядок и форма оплаты приобретаемых акций. При этом предложение должно предусматривать оплату приобретаемых акций деньгами, а также может предусматривать иные формы оплаты; -срок принятия предложения, который не может быть менее 30 дней и более 90 дней с даты направления добровольного предложения в общество.
К добровольному предложению должна быть приложена безотзывная банковская гарантия, обеспечивающая исполнение лицом, направившим добровольное предложение, обязательств по добровольному предложению в полном объеме.
Кроме того, в предложении необходимо указать планы лица, направившего добровольное предложение, в отношении общества, в том числе планы в отношении его должностных лиц и работников. Эти сведения могут оказать существенное влияние на решение акционеров о продаже принадлежащих им акций.
Если лицо, направившее добровольное предложение, действует в интересах третьих лиц, в добровольном предложении должно быть указано также имя (наименование) лица, в интересах которого действует лицо, направившее добровольное предложение. Таким способом предлагается контролировать деятельность лиц, которые при покупке акций используют различных посредников и номинальных держателей.
В случае, если лицом, направившим добровольное предложение, является юридическое лицо, в добровольном предложении дополнительно указываются сведения:
- обо всех лицах, которые самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами имеют 20% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица. При этом если указанные лица являются юридическими лицами, то также указываются сведения обо всех лицах, которые самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами имеют 20% и более голосов в их высших органах управления; -обо всех лицах, которые имеют 5% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах). При этом представляется также информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение юридическим лицом, зарегистрированным на территории офшорной зоны.
Следует отметить, что в целом предлагаемый подход к добровольному публичному приобретению акций является достаточно проработанным -в добровольном предложении содержится необходимая информация о приобретаемых акциях, их цене, порядке оплаты и передачи, банковская гарантия для обеспечения прав акционеров, продающих акции, планы покупателя акций в отношении дальнейшего развития общества.
Может вызвать некоторые сомнения необходимость раскрытия информации в вышеуказанном порядке, в частности, сведений о бенефициарах офшорных компаний, владеющих более 5% акций или долей, поскольку в случае раскрытия указанной информации она может быть использована конкурентами, различного рода гринмеиле-рами и другими лицами в недобросовестных целях, что может негативно отразиться на использовании данного варианта приобретения крупного пакета акций и снизить эффективность его применения.
Кроме того, Директива ЕС 2004/25/СЕ о поглощениях компаний, на основе которой базируется данный Законопроект, не предусматривает раскрытия подобной информации.
Обязательное предложение о выкупе
При обязательном предложении о приобретении акций лицо, которое приобрело обыкновенные акции или привилегированные акции, предоставляющие право голоса, составляющие более 30% общего количества таких акций с учетом акций, принадлежащих ему совместно с его аффилированными лицами, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций предложение приобрести у них такие ценные бумаги (далее - обязательное предложение).
В обязательном предложении указываются такие же сведения, что и в добровольном предложении. Отличием является необходимость дополнительного указания обоснования цены приобретения акций.
Цена приобретения ценных бумаг по обязательному предложению не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в общество. В случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг менее шести месяцев, цена приобретения ценных бумаг должна быть не ниже стоимости, определенной независимым оценщиком.
После получения обществом добровольного или обязательного предложения совет директоров общества обязан рассмотреть данное предложение и принять решение о рекомендациях в отношении поданного предложения, включающее рекомендации о целесообразности использования владельцами ценных бумаг своего права продать принадлежащие им ценные бумаги, оценку предложенной цены приобретения ценных бумаг и возможного изменения их рыночной стоимости после указанного приобретения.
Данные рекомендации вместе с предложением о приобретении акций направляются всем акционерам, акции которых предполагается приобрести.
Необходимо отметить, что при принятии вышеуказанных решений члены совета директоров, а также независимый оценщик, который проводил оценку акций, несут солидарную ответственность. В случае, если их действиями обществу или акционеру будут причинены убытки, они могут потребовать их возмещения лично независимым оценщиком и членами совета директоров, голосовавшими за принятие таких решений.
Принятие предложения о приобретении акций осуществляется путем подачи заявления, в котором указываются вид, категория и количество продаваемых акций, а также выбранные порядок и форма их оплаты.
Конкурирующее предложение
Законопроектом предусмотрена возможность направления встречного, конкурирующего предложения о приобретении тех же акций.
Конкурирующее предложение направляется до истечения срока принятия добровольного либо обязательного предложения в отношении соответствующих ценных бумаг.
Цена приобретения ценных бумаг, предусмотренная конкурирующим предложением, не может быть ниже цены, предусмотренной предложением, направленным ранее. Приобретаемое количество ценных бумаг, предусмотренное конкурирующим предложением, также не может быть меньше количества приобретаемых ценных бумаг, предусмотренного направленным ранее предложением, или должно предусматривать приобретение всех ценных бума г соответствующего вида и категории.
На конкурирующее предложение, поданное до истечения срока принятия обязательного предложения, распространяются те же требования, что и на обязательное предложение.
Компетенция органов управления: новый правовой режим
Получение обществом добровольного или обязательного предложения влечет перераспределение компетенции между органами управления. Так, после получения обществом публичного предложения о выкупе акций решения по следующим вопросам принимаются только общим собранием акционеров общества:
-увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций;
- размещение обществом ценных бумаг, конвертируемых в акции, в том числе опционов общества; принятие решения об одобрении сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества; принятие решений об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; увеличение вознаграждения должностным лицам общества, установление условий, препятствующих досрочному прекращению их полномочий, в том числе установление или увеличение компенсаций, выплачиваемых должностным лицам, в случае прекращения их полномочий. При этом голоса по акциям, принадлежащим лицу, направившему добровольное или обязательное предложение, а также его аффилированному лицу, не учитываются при определении кворума и подведении итогов голосования по вышеуказанным вопросам.
Представляется, что данная норма является не совсем удачной, поскольку она предоставляет миноритарным акционерам возможности для различного рода злоупотреблений: вывода активов путем заключения крупных сделок, принятия решений об увеличении уставного капитала, тем самым размывая долю акций, принадлежащих мажоритарному акционеру, увеличения вознаграждений и компенсаций должностным лицам общества и пр.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой мажоритарный акционер, который более всего заинтересован в развитии общества и сохранении его потенциала, оказывается отстраненным от принятия важнейших решений. Поэтому при дальнейшем прохождении Законопроекта было бы целесообразно обратить внимание законодателей на данную норму.
Sell-out & Squeeze-out
Законопроектом предусмотрено наличие двух процедур выкупа акций: sellout - выкуп акций по требованию миноритарных акционеров и squeeze-out - выкуп акций по требованию мажоритарного акционера, при приобретении им акции свыше определенного количества.
При процедуре sell-out лицо, которое в результате добровольного или обязательного предложения, сделанного всем владельцам ценных бумаг о приобретении всех принадлежащих им голосующих акций общества, приобрело более 95% таких акций, обязано выкупить остальные акции по требованию их владельцев.
При этом общество обязано уведомить владельцев миноритарных пакетов акций о наличии у них права требовать выкупа принадлежащих им акций и цене выкупа. Миноритарные акционеры могут воспользоваться своим правом в течение трех месяцев со дня получения ими уведомления. Выкуп акций осуществляется по цене, определенной в порядке, предусмотренном для определения цены при направлении обязательного предложения о приобретении акций.
При рассмотрении Законопроекта комитетом Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам высказано пожелание о том, чтобы пороговое значение, превышение которого предоставляет возможность требовать выкупа акций как миноритарным, так и мажоритарным акционерам, было снижено до 90%.
Данная инициатива представляется обоснованной, поскольку в соответствии с вышеуказанной Директивой ЕС 2004/25/СЕ предельное значение в 90% является базовым, и установление в российском законодательстве аналогичной нормы будет способствовать унификации российского и европейского корпоративного законодательства.
Процедура squeeze-out является обратной процедуре sell-out. В этом случае лицо, которое приобрело более 95% акций, вправе выкупить у акционеров - владельцев остальных акций принадлежащие им акции.
В требовании о выкупе акций также должны быть указаны существенные условия совершения сделки купли-продажи акций, в частности, цена выкупаемых акций и ее обоснование, порядок оплаты, срок и форма оплаты акций. Форма оплаты акций в качестве варианта может предусматривать оплату ценными бумагами, но в любом случае оплата в денежной форме также должна быть предусмотрена.
Выкуп акций осуществляется по цене не ниже их рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком. Копия отчета независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых акций направляется всем акционерам, которым направлено требование о выкупе акций. В случае, если акционер не согласен с ценой выкупа, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных ему в связи с ненадлежащим определением цены выкупа.
Раскрытие информации
Законопроект предусматривает дополнительные требования о раскрытии информации в связи с подачей предложений о выкупе акций. Так, эмитент обязан раскрыть информацию о поступившем добровольном или обязательном предложении о приобретении акций, о выкупе акций у миноритарных акционеров лицом, которое приобрело более 95% акций.
В отношении обществ, акции которых котируются на бирже, сведения о подаче добровольных или обязательных предложений подлежат раскрытию также лицом, подавшем такие предложения.
Подлежит раскрытию информация о появлении акционера, владеющего более 5% акций, а также о любом изменении в составе акционеров, в результате которого доля акций, принадлежащих акционеру, стала выше или ниже 5, 10,15, 20, 25, 30, 50 и 75% размещенных обыкновенных акций общества.
Все эти меры по раскрытию информации направлены на обеспечение прозрачности при совершении сделок по приобретению крупных пакетов акций, что является необходимым условием повышения качества корпоративного управления в Российской Федерации.
В целом необходимо отметить, что основные подходы при приобретении крупных пакетов акций, заложенные в Законопроекте, носят позитивный характер. Как уже упоминалось, в основе Законопроекта лежит Директива ЕС, которая разрабатывалась и многократно обсуждалась органами власти Европейского союза на протяжении многих лет, в ней обобщен опыт регулирования подобных сделок большинства европейских стран, поэтому его принятие окажет положительное воздействие на корпоративный климат в России.
В результате такие сделки будут более сбалансированными, более цивилизованными и отвечать более высоким стандартам корпоративного управления. Что же касается отмеченных недостатков и спорных моментов Законопроекта, будем надеяться, что они будут учтены при его дальнейшем прохождении в Думе.

Слияния И Поглощения
1 Июля 2005, Москва



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован