Новый взгляд на современное законодательное устройство России

Материалы проведенных автором исследований опубликованы в Ученых записках РАГС. Выпуск I (XI); под общ. ред. В.К.Егорова, В.М.Герасимова. - М.: изд-во РАГС, 2010. - 292 с. - С.212-236 приводится в монографии Е.Е.Румянцевой "Политика, основанная на знаниях, в контексте роста международного авторитета России (статьи, лекции, выступления и экспертные оценки политических решений)". - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 136-154. Современный мир - это мир спорящих между собой людей, нередко с очень поверхностными мировоззренческими позициями. В условиях коррупции как всеобщего мирового зла люди вообще перестают спорить так, чтобы прояснить в ходе спора истину. Они спорят только для того, чтобы выяснить отношения и доказать свою силу в споре. Силу разума вытесняет сила наглости и корыстолюбия в процессе оборотничества. Наша жизнь, хоть и хаотична, но напрямую зависит от тех законов, которые ее регламентируют. Вопрос о том, каким должно быть законодательное устройство государства, строящего экономику счастья, а не экономику несчастья, поднимался рядом выдающихся мыслителей мира. Пренебрежение глубоким изучением их трудов привело к неправильной их интерпретации и приписыванию великим ученым теорий, которые они не разрабатывали. Наиболее яркий пример - ошибочная интерпретация экономистами терминов, которыми пользовался Адам Смит, и в итоге - заражение этой информационной инфекцией всей мировой экономической мысли. Будучи глубоко верующим человеком и возглавляя кафедру нравственной философии, Адам Смит с помощью выражений "естественный порядок" и "невидимая рука" отражал свою мировоззренческую позицию относительно того, что мир управляется Богом, а не рынком. Французские экономисты Ш.Жид и Ш.Рист так прокомментировали знаменитое выражение А.Смита о невидимой руке: "Естественные экономические институты более чем прекрасны в глазах Смита, они провиденциальны. Божественнее провидение заложило в сердце человека стремление к улучшению своего положения, из которого зарождается естественная социальная организация; подчиняясь этому стремлению, человек выполняет лишь благодетельные предначертания самого Бога. В погоне за выгодой "он в этом случае, как и во многих других (речь идет о приложении капиталов), направляется невидимой рукой к достижению такого результата, который не входил в его намерения". Почти так же выражались физиократы" . Это - не невидимая рука рынка, а невидимая рука Бога. А это - кардинально меняет смысл того, что хотел сказать Адам Смит, подробно рассмотревший почти на 200-х страницах в 5 книге "Богатства народов...>> основы эффективного государственного регулирования экономики, которые он связывает, в первую очередь, с мудростью чиновников. А.Смит так пишет о законах Божественного устройства мира: "Все общие правила, - пишет он, - обычно называют законами. Общие правила, которым следуют тела в своем движении, названы законами движения. Название "закон" еще более подходит для общих правил, которым следуют наши нравственные способности, одобряя или порицая чувствования и поступки, подлежащие оценке. В самом деле, они имеют несравненно большее сходство с собственно законами, то есть с общими правилами поведения, предписываемыми государями для своих подданных; подобно им, они предназначены для направления произвольных действий людей; они также установлены верховной властью и таким же образом отмечаются наградами и наказаниями. Они вложены Богом в глубину нашего сердца как его поверенные, дабы наказывать нас за их нарушение неизбежным стыдом и угрызениями совести, а также чтобы награждать за их исполнение спокойствием ума и чувством внутренней удовлетворенности". Платон в своем фундаментальном труде "Платоновы разговоры о законах" в форме диалога разных граждан пытается раскрыть свое понимание Божественных законов и их осознание не отдельными личностями, а населением страны в целом, что, по его мнению, и является основой благополучия в стране. Рождаются новые люди, приходит к власти другое поколение управленцев, поэтому важно, чтобы это были не знания одного человека, а система законов, воспитывающая населения в правильном русле, и регламентирующая отношения между людьми. И важно также обращать внимание на добродетели и умственные способности (а точнее мудрость) тех, кто пишет законы для государства - добродетельные и мудрые люди формируют основы процветающего государства, низменные люди, т.е. люди с недостатком разума и чувства справедливости, ведут своими законами государство к погибели, подобно внешним врагам, развязавшим войну. Хорошие законы, в которых "точно ... разделены добродетель и порок", как пишет Платон, суть рассудок, заимствованный от Бога, или "от людей высокою мудростью одаренных" (С. 37). Такие законы принимаются всеми, без исключения, людьми, идущими по пути своего духовно-нравственного совершенствования, развивающими в себе добродетели и самостоятельно изживающими в себе пороки. Т.е. мы можем вести речь о всеобщих вечных духовно-нравственных ценностях, которые не только осознанно, но и неосознанно высоко воспринимаются позитивными силами человеческого общества. Обращает внимание Платон и на важность формулировки положений законов: формулировать законы надо не по красоте и приличию выражений, а по точности и ясности, вникая в их самую сущность воспитания людей и урегулирования их деятельности (с. 7) Именно законодатель должен "следить и проницательным оком надзирать" горести всех людей страны, "удовольствия и неумеренные желания, предусматривать, упреждать все порывы склонностей, и самим законом хорошее одобрять и худое порицать; в гневе, в страхе, во всех возмущениях души или от несчастия происходящих, или счастьем возбуждаемых, во всех обстоятельствах, коими сопровождаются для людей болезнь, война, бедность и противное сим, во всех душевных расположениях, законодатель должен научать, показать, определить, что хорошо, что худо; далее бдительный взор его должен быть обращен на стяжания и издержки граждан и определить точную меру тому и другому, на взаимные их отношения между собою, на связи и разрывы добровольно и против воли делаемые, и вникнуть, избыточествует ли в них или оскудевает справедливость, или несправедливость; повинующимся закону он должен воздавать честь, а неповинующимся наказание... Издав законы, он должен дать им верных блюстителей, одних, избирая по их мудрости, других по испытанной любви к истине, так чтобы все государственное устройство ограждалось и сохранялось не богатством и честолюбием, но непорочностью и правосудием" (С. 14-15). Таким образом, законодательство страны, основанное на соблюдении Божественных законов, или иначе - законов позитивного развития экономики, выполняет функцию воспитания населения. Исходя из этого, Платон предлагает не только смотреть на людей - кто для какой деятельности воспитан, но и оценивать воспитание, "посредством которого приобретается желание и стремление быть совершенным гражданином, уметь в правде управлять и повиноваться" (С. 35). Тот человек, который "стремится к стяжаниям, к умножению силы или к приобретению особенного какого искусства, без просвещения разума, без справедливости, если воспитание низкое, рабское, и сего имени недостойное" (С. 35). "Воспитание есть образ жизни, устроенный так, чтобы посредством самых забав вселялась в сердца детей любовь к тому, что сделает их способными к исполнению своих обязанностей в летах зрелого мужества" (С. 34). ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован