05 февраля 2011
1503

НУЖЕН ЛИ БАНКУ `ДЕТЕКТОР ЛЖИ`?

С развитием рыночных отношений в России резко возрос спрос на квалифицированные кадры, которые, помимо наличия профессиональных знаний и опыта работы в современных условиях, должны удовлетворять высоким требованиям лояльности по отношению к своему работодателю. Отражением указанного процесса является то, что в последние годы в Москве, Санкт-Петербурге и ряде иных городов России растет число частных компаний, торговых фирм, охранных и иных предприятий, которые в интересах обеспечения коммерческой безопасности эпизодически или на регулярной основе используют прибор, часто неверно именуемый "детектором лжи".
Интерес к использованию "детекторов лжи" или, говоря профессиональным языком полиграфологов, опросам с использованием полиграфа (ОИП) обусловлен тем, что они являются эффективным средством выявления у человека скрываемой им информации, особенно в тех случаях, когда невозможно или затруднено применение иных, традиционных путей получения необходимых сведений.
В целях корпоративной безопасности ОИП или, иначе, проверки на полиграфе, могут быть применены по трем направлениям. Первое - это скрининговые (от англ. "screen" - просеивать, проверять на благонадежность) проверки на полиграфа нанимаемого на службу персонала; второе - периодические и/или выборочные проверки на полиграфе работающего персонала, и третье - ОИП в ходе служебных разбирательств.
В настоящее время, осуществляя приём служащих на работу традиционным путем, службы кадров и отделы безопасности коммерческих предприятий отмечают, что многие факты из жизни кандидата на работу не могут быть вскрыты ни путем опроса его бывших работодателей, ни проверками по учетам, ни во время проводимого собеседования. Бывший работодатель в лучшем случае может рассказать о работавшем у него служащем лишь то, что было замечено за ним во время работы, но он ничего не сможет сказать о негативных поступках своего бывшего сотрудника, если последний не был в них уличен. Органы охраны правопорядка не могут сказать, что конкретный человек не совершил уголовных преступлений: их заключение "по учетам не проходит" означает лишь, что тот не был задержан на месте преступления и не привлекался к судебной ответственности. Каким бы длительным ни было собеседование с глазу на глаз, представителю службы безопасности никогда не удастся выяснить компрометирующие кандидата факты биографии, если последний умело их скрывает. Единственный человек, кто знает о кандидате всё - это он сам. Поэтому многие частные компании США, например, считают ОИП одним из главных методов проверки нанимаемого на работу и работающего персонала.
По мнению американских экспертов, проверка на полиграфе - лучший способ дать кандидатам на работу понять, что фирма серьёзно настроена против каких-либо правонарушений. ОИП нанимаемого на работу персонала и периодические проверки работающих сотрудников являются наиболее эффективным средством профилактики и контроля различных видов хищений: зарубежная практика давно показала, что уровень безопасности предприятия тем выше, чем безжалостнее отсев кадров. Необходимость применения ОИП особенно актуальна в тех отраслях предпринимательства, где высок риск краж, подлога и обмана (например, в банках), имеются большие материальные ценности (например, в супермаркетах) и проч.
Пользователи полиграфа - зарубежные и отечественные - хорошо знают, что ОИП существенно дополняет - а часто, намного превосходит - остальные методы выяснения истины и является при этом весьма рентабельным: проверки на полиграфе занимают во много раз меньше времени и обходятся в итоге значительно дешевле, чем длительные рутинные кадровые проверки. В целом, по оценкам американских специалистов, используя полиграф, предприниматель, как минимум, на 25 % повышает вероятность того, что принятые на работу сотрудники окажутся честными людьми.
У читателя - делового человека, заботящегося о благополучии и процветании своего бизнеса - естественно, возникает резонный вопрос - "Что практически полезного может дать введение проверок на полиграфе в моем банке ?"
Очевидно, что любой предприниматель, принимая на работу персонал, стремится иметь в своем распоряжении квалифицированных и надежных сотрудников. При этом каждый работодатель не желает, чтобы среди нанятых на работу оказались лица с негативным прошлым или неприемлемыми (с его точки зрения) личностными особенностями.
Такими нежелательными характеристиками - их именуют "факторами риска" - могут оказаться, например, связь с преступными группировками, совершение уголовно наказуемых деяний, наличие скрываемых контактов с конкурентами, существование больших неоплаченных долгов, увлечение азартными играми, склонность к алкоголизму, употребление наркотиков и многое другое.
Очевидно, что, в зависимости от специфики профессии или конкретной сферы деятельности, факторы риска могут быть весьма разнообразны1. Например, при проверке персонала, принимаемого на работу в банк, могут быть использованы вопросы:
1.Вы получили от кого-либо поручение собирать информацию о банке ?
2.У Вас есть скрытые причины, по которым Вы хотите работать в банке ?
3.Вы сознательно исказили какие-нибудь данные своей биографии ?
4.Когда-нибудь употребление алкоголя мешало Вашей работе ?



ГАМЗА В. А.,
кандидат юридических и экономических наук,
Председатель Совета директоров ОАО "Агрохимбанк",

ХОЛОДНЫЙ Ю. И.,
доктор юридических наук,
кандидат психологических наук,
начальник отдела Института криминалистики ФСБ России
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован