Эксклюзив
Подберезкина Ольга Алексеевна
17 мая 2017
1205

России не нужно торопиться с участием в проекте "Пояса и пути" Китая до формирования правил сотрудничества

Main img 5072

14-15 мая 2017 г. прошел первый Форум Пояса и пути (Belt and Road Forum) в Пекине. Его посетило более 1200 гостей и 29 глав государств. Самой многочисленной была российская делегация: присутствовали Министр энергетики Александр Новак, Министр финансов Антон Силуанов, глава РЖД Олег Белозеров и Министр иностранных дел Сергей Лавров, возглавлял делегацию Президент Владимир Путин. 

Такой масштаб российской делегации оправдан не количеством соглашений, которые намеревались подписать, а скорее количеством запланированных встреч с высокопоставленными чиновниками и лидерами государств, которые прибыли на форум.

Отсутствие больших проектов России с Китаем можно считать хорошим сигналом, потому что с каждым годом концепция глобального доминирования Китая проявляется все отчетливее и дает России время для укрепления ЕАЭС.

У китайцев создавать получается не очень, но они умеют очень энергично копировать. Вот и идея Пояса и пути - это такая компелляция из нескольких американских стратегий.

Удивительно как под красным флагом скопированного у нас серпа и молота копируется стратегия "Нового Шелкового пути", которую предложила Хиллари Клинтон в 2011 году и знаменитый "План Маршалла".

Справка: Стратегия «Нового Шелкового пути» впервые публично изложена госсекретарем США Хиллари Клинтон в ее речи 20 июля 2011 г. в индийском Ченнае. В ключевых аспектах она представляет собой план интеграции Центральной и Южной Азии в единый экономический макрорегион, в сердце которого находится Афганистан. Стратегия подразумевает, во-первых, формирование инфраструктуры от бывших советских республик Центральной Азии через Афганистан в южноазиатские страны – Индию и Пакистан. Во-вторых, торговую интеграцию стран ЦА, Афганистана и Южной Азии путем совершенствования таможенных и пограничных процедур, снижения нетарифных барьеров, а впоследствии и раскрытия рынков. 

Вопрос еще вот в чем: американцы, зная тягу Китая к копированию своих решений и идей, могут специально их забрасывать. И таким образом направлять их политику в Центральной Азии. "Новый Шелковый путь" США мог сподвигнуть Китай к более активным действиям по продвижению "Экономического пояса Шелкового пути" в Центральной Азии.

Китайский План Маршалла - "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской шелковый путь" (сейчас уже поменяло название на "Пояс и путь", что облегчает написание), проявляется в проектах, которые китайцы берут для инвестирования.

Ресурсные для обеспечения необходимыми ресурсами китайскую экономику, транспортно-инфраструктурные для контролирования транспортных коридоров и обеспечения доступа китайских товаров в Европу, промышленные для переноса производств.

Не стоит питать иллюзий по поводу доступных китайских инвестиций. Россия создала для Китая выгодные проекты: транспортные коридоры на Дальнем Востоке Приморье-1 и Приморье-2, но Китай не инвестирует в них. Потому что логика у китайцев другая. Она заключается в получении доступа к ресурсам, контролю над  месторождениями и над инфраструктурой. Это не логика экономических выгод, и российской власти нужно это понимать.

Опасно мне кажется что, Казахстан был поощрительно назван на форуме чемпионом по китайскому транзиту.  Казахстан передает под китайское управление важные инфраструктурные объекты и ресурсы. АО НК «Қазақстан Темір Жолы» заключила в Пекине договор купли-продажи 49% доли участия в ТОО «KTZE — Khorgos Gateway». С китайской стороны документ подписали China COSCO Shipping Corporation Limited и ООО «ГК «Порт Ляньюнган». Как говорят, привлечение якорных стратегических инвесторов обеспечит рост объемов транзитных грузов через Сухой порт СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота».

Не следует ожидать, что Китай будет писать открыто, что "Пояс и путь" - это проект глобального доминирования Китая. Но так оно и есть. 

В 2013 г. были представлены проекты Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути  (глобальная инициатива Си Цзиньпина). Экономический пояс проходит - по материку, Морской путь - по морю. Задача Экономического пояса обеспечить ресурсами китайскую экономику и открыть рынки для китайских товаров, которые по качеству сильно отстают от западных или японских. Захватить как можно больше рынков. Возможно поэтому из G-7 форум посетила только Италия. Европейские рынки даже за крупные китайские инвестиции не хотят быть наводнены китайской продукцией. Задача Моского Шелкового пути - обеспечить беспрепятственное продвижение китайских товаров и военно-политическую безопасность с моря  в основном от США.

Китай собирается серьезно вложиться в экономики стран Центральной Азии и получить над ними определенный контроль. В Таджикистане китайцы не инвестируют в перспективные быстроокупаемые проекты, а строят очень масштабные заведомо неокупаемые, сейчас, например,  правительственные здания. 

В Шри-Ланке и Пакистане масштабные инфраструктурные проекты за китайские деньги также не привели к процветанию этих стран. Наоборот они попали в долговые ямы и их объекты теперь принадлежат Китаю. На них Китай может дислоцировать свои войска, дозаправлять военный флот.

Пока Китай активно вкладывает в важные объекты Казахстана и Беларуси, России нужно быть не чеку, не придется ли потом разрешать сложные вопросы с китайцами по долговым обязательствам наших союзников и не приведет ли это к конфликту? 

 России нужно инвестировать в инфраструктурные проекты самостоятельно, укреплять Евразийский экономический союз, а Евразийской экономической комиссии необходимо создать правила сопряжения Китайского проекта и ЕАЭС.

Сам Форум проходил в масштабном китайском National Convention Center среди необычных олимпийских объектов. Но не могу сказать, что масштабное - значит хорошее. 

Все-таки бросается в глаза, что качество этих сооружений не дотягивает и до российских олимпийских объектов. На качество китайцы не обращают особого внимания :  неровный пол,  очень жесткие салфетки (не могу не отметить, это всех поразило),  несвежая еда. Вдруг возникает вопрос, а какой срок эксплуатации у таких объектов, если во всем хронически хромает качество? Не получится ли, что за сиюминутную выгоду мы потеряем конкурентные преимущества или вообще отдадим их другой стране?

Украшение обеденного зала делегатов "инновационный поезд и плюшевые верблюды"

Материалы о китайском Шелковом пути на английском, немецком, французском, арабском, русском

 

Специально к форуму работала пропагандистская машина по написанию материалов о Поясе и пути. Среди сотни книг  нет никакой конкретики,  в лучшем случае только информация о том, что пишут исследовательские центры в других странах о китайском проекте. При этом каждое негативное упоминание китайского проекта в прессе Германии, России, Японии выписывается с упоминанием конкретного института и исследователя.

Китайцы ни о своей стратегии, ни о своих проблемах не пишут. Что нам известно о экономическом состоянии Китая? Если китайская экономика и перегрелась, то китайцы будут это маскировать так, что многие не поймут. Когда летишь к Пекину вокруг высушенные реки и совсем нет деревьев и даже кустов, но Пекин утопает в зелени среди множества императорских парков.

Могут ли китайцы действовать более агрессивно, если их экономическое состояние будет ухудшаться?

Итоговая декларация форума "Пояса и пути" полна обещания win-win cooperation , где выигрывают все, но не представляет никакую конкретику. Китай не берет на себя обязательств, но получает продвижение своей концепции глобального доминирования.

Индия бойкотировала китайский проект, а России предстоит выработать к нему четкие требования и правила, чтобы это действительно стал win-win cooperation.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован