22 сентября 2006
171

О.Бетин: Национальный проект `Здоровье`: проблемы и перспективы

Завершается первый год реализации национальных проектов. Жизнь показывает, что, как всякое новое дело, работа идет трудно. Где-то успехи налицо, а в чем-то всем уровням государственной власти - и федеральному, и региональному, и муниципальному, придется приложить больше усилий, чтобы добиться положительного результата. Тем не менее, всегда важно знать мнение людей, для которых, собственно, и начаты национальные проекты. В Тамбовской области был проведен социологический опрос, который, я считаю, дал достаточно объективную оценку той работе, которую мы вели в течение 9 месяцев.

В конце минувшего и в начале нынешнего года мы постарались как можно полнее проинформировать население о национальных проектах, разъяснить их суть. В результате в феврале 2006 года 47 процентов из числа опрошенных знали о том, что такое национальные проекты, какова их задача. Сегодня эта цифра выросла до 71 процента. Это говорит о том, что люди почувствовали результаты нашей совместной работы, хотя может быть ее темпы не так высоки, как нам хотелось бы.

Национальные проекты - это не политическая акция и не разовая "раздача денег", а взвешенная, принципиально новая программа по решению назревших социальных проблем. Так считают 56 процентов респондентов и, по моему мнению, это означает, что национальные проекты находят поддержку среди населения. Во всяком случае, люди осознают важность проектов для себя и своей семьи, а не только для страны в целом.

Происходят ли изменения к лучшему в связи с реализацией национального проекта "Здоровье"? Положительно на этот вопрос ответили 30 процентов опрашенных. Интересно, как распределились эти проценты среди разных категорий респондентов. Более половины опрошенных медицинских работников - 55 процентов - считают, что изменения к лучшему ощущаются. Видимо, это те люди, которых коснулось повышение заработной платы. Среди пациентов лечебных учреждений улучшение условий медицинского обслуживания почувствовал только 41 процент респондентов. Такого же мнения придерживаются 33 процента опрошенных из числа преподавателей, проходивших дополнительную диспансеризацию.

Интересно отметить, что респонденты всех социальных и возрастных групп наиболее приоритетным считают национальный проект "Здоровье". На втором месте по степени важности находится проект "Доступное и комфортное жилье". Образование и сельское хозяйство занимают в сознании жителей области соответственно третье и четвертое место.

И население области в целом, и медперсонал, и пациенты отмечают правильность выбранных мер по реализации национального проекта "Здоровье". Однако большинство из них (особенно, медицинские работники) считают, что они требуют корректировки. Причина этого, на мой взгляд, в том, что люди не до конца понимают логику принятых на государственном уровне решений. А это, в свою очередь, следствие недостаточно полной информированности о национальных проектах. Неправильными меры признают всего 12 процентов.

Все участники опроса считают, что основная ответственность за успешную реализацию национального проекта "Здоровье" лежит на федеральных и региональных органах исполнительной власти. Более половины респондентов уверены, что в наибольшей степени это зависит от Министерства здравоохранения и социального развития, в меньшей степени - от Президента, губернатора и областных структур. В то же время не исключается ответственность медицинских работников. Такая позиция нашего населения, я считаю, не случайна, поскольку функции организатора и идеолога нацпроекта "Здоровье" взяло на себя министерство. Вместе с тем, мы не перекладываем ответственность только на федеральный уровень и готовы в дальнейшем принимать самое активное участие в реализации проекта.

Анализ работы за девять месяцев нынешнего года позволил выявить наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается в области выполнение национального проекта "Здоровье" в частности и развитие системы здравоохранения в целом. Основной трудностью оказалась психологическая неготовность многих руководителей муниципального звена и главных врачей к переменам. По итогам полугодия мы проводили в администрации области собеседования с главами городов и районов, в которых принимали участие руководители структурных подразделений, ответственных за непосредственную работу в рамках нацпроектов. Разговор получился тяжелый. Многих устраивает та ситуация, которая сложилась на местах, а суть всех предложений, как правило, сводится к одному: дайте больше денег, а уж как ими распорядиться - это наше дело.

Я уверен, что подобные выездные заседания с участием квалифицированных специалистов из столицы и других регионов страны помогут преодолеть косность мышления и стереотипность поведения тех людей, которые занимаются непосредственной работой по реализации проектов.

Еще одна важная проблема. В нашей области около полумиллиарда рублей тратится на дополнительно лекарственное обеспечение. Однако количество пациентов в стационарах не уменьшается. Наоборот, есть тенденция к увеличению. Это говорит о том, что поликлиника, первичное звено очень слабо связано со стационаром. Нормативы наполнения стационаров сегодня не стимулируют оздоровление пациентов, напротив, они побуждают врачей принимать даже непрофильных больных. Эти нормативы необходимо пересмотреть. Они должны быть ориентированы на конечный результат, который в нашем случае означает оздоровившегося человека, а не на абстрактное койко-место.

Много говорится об объемах финансирования здравоохранения. Приведу цифры, характеризующие динамику их изменения. Финансирование отрасли по сравнению с 2003 годом выросло в 1,6 раза и в нынешнем году составит почти 2,9 миллиарда рублей. То есть проблема сегодня заключается не в количестве денег, а в качестве оказываемых медицинских услуг.

Еще один момент. Задачи, которые стоят перед национальным проектом, ясны. Трудность возникает с определением механизмов, которые необходимы для реализации на местах, а они разные на каждом уровне. Подчас эти механизмы воспринимаются как совокупность мер, никак не связанных друг с другом. Поэтому такой большой разброс в информированности населения о различных направлениях национального проекта "Здоровье". О повышении заработной платы знают свыше 90 процентов населения, о родовых сертификатах - 78 процентов, 77 процентов наслышаны о новом диагностическом оборудовании и машинах скорой помощи. В то же время о высокотехнологичной медицинской помощи известно только 23 процентам опрошенных жителей области. Я считаю, что данные соцопроса подтверждают, что в реализации проекта пока нет четко выраженного программно-целевого подхода.

Конечно же, на региональном уровне мы думали о том, как устранить этот недостаток, и путем проб и ошибок нам, как мне кажется, удалось найти оптимальный вариант, который поможет решить наиболее острые проблемы в сфере здравоохранения. Во-первых, программно-целевой подход невозможен при нынешней раздробленной системе управления. До недавнего времени участковая больница работала сама по себе, центральная районная больница - сама по себе, а у областного управления здравоохранения не было рычагов влияния на ситуацию.

За последние два года проведена работа по реорганизации сети учреждений здравоохранения: 20 участковых больниц и 28 амбулаторий стали филиалами центральных районных больниц. В 2005 году создано 4 межрайонных консультативно-диагностических центра. До конца нынешнего года основная работа по реорганизации сети будет закончена. Большая часть учреждений здравоохранения будет включена в систему обязательного медицинского страхования, что позволит стабилизировать их финансирование и ввести единые стандарты оказания медицинских услуг.

Многие учреждения здравоохранения, особенно, на селе, фактически превратились в социальные палаты, в которых пожилые люди проводят большую часть своего времени. Конечно же, такого рода услуги тоже необходимо оказывать, но эту работу надо ввести в цивилизованное русло. Мы пошли по такому пути. Между областным управлением труда и социального развития и учреждениями здравоохранения заключаются договора, в соответствие с которыми больницы обеспечивают предоставление необходимой медико-социальной помощи людям пожилого возраста, а управление восполняет их расходы.

Еще одна болезненная для нашей области проблема - нехватка кадров. Врачами мы укомплектованы в среднем на 60 процентов, на селе эта цифра ниже - около 40 процентов. Приблизительно 600 человек или 18 процентов - пенсионеры. В то же время ежегодно Тамбовщина направляет около 400 молодых людей в медицинские вузы, расположенные в соседних регионах. Однако возвращаются и работают по специальности далеко не все. Девушки выходят замуж и остаются в другом городе, молодые люди ищут престижное место работы в мегаполисах. Поэтому мы обращаемся в министерство здравоохранения и социального развития с просьбой открыть медицинский факультет при Тамбовском государственной университете им. Г.Р. Державина.

И последний момент. Все перечисленные мной меры будут эффективны только в том случае, если мы начнем грамотно управлять финансами и вводить критерии качества. Я за то, чтобы перейти на одноканальную систему финансирования здравоохранения, тем более что около 80 процентов лечебных учреждений уже со следующего года будут финансироваться через Фонд обязательного медицинского страхования. Мы просчитали свои возможности и готовы войти в число пилотных регионов, которые будут участвовать в этом эксперименте.

http://betin.tambov.ru/index.html?site=1&id=12614
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован