04 апреля 2002
103

О деятельности Комитета по социальной политике за 1999 год

Комитет Государственного Совета Республики Коми по социальной
политике был образован в составе 18 депутатов. Председателем
Комитета была избрана Г.Н.Кравченко, которая возглавляла его в
первом созыве.

Все депутаты - члены Комитета имеют высшее образование, богатый
жизненный и профессиональный опыт; среди них - пять глав
муниципальных образований, пять руководителей крупных
промышленных предприятий и организаций, три работника
образования, по два представителя профсоюзов и медработников,
один журналист.

Примечательно и то, что из семи женщин-депутатов Государственного
Совета Республики Коми второго созыва, пятеро являются членами
данного Комитета, а восемь депутатов работали в его составе и в
течение первого созыва Государственного Совета Республики Коми.

Деятельность Комитета обслуживает отдел в составе пяти
консультантов, организационно входящих в структуру Аппарата
Государственного Совета Республики Коми.

Состав Комитета и его отдела позволял не только надеяться на
сохранение преемственности в работе и более эффективном использовании накопленного опыта, но и нарождение новых идей,
форм работы и направлений деятельности. Практика работы
подтвердила эти ожидания.

Более основательно, нежели в прежнем созыве, Комитет подошел к
вопросам планирования деятельности как Государственного Совета
Республики Коми, так и своей.

По предложению Комитета в план нормотворческой и контрольной
деятельности Государственного Совета Республики Коми на 1999 год
были включены не только разделы, касающиеся разработки и
рассмотрения в Государственном Совете Республики Коми тех или
иных законопроектов, но и специальные пункты, содержащие перечень
законодательных предложений, требующих концептуального
обоснования, законодательно-инициативной и контрольной деятельности, вопросы для обсуждения на слушаниях в Государственном Совете Республики Коми, а также предложения Главе Республики Коми по разработке законопроектов, не вошедших в основной план.

Практически все депутаты - члены Комитета активно участвовали в
формировании указанного плана. Весомый вклад в это внесли
депутаты Н.Я. Яковлев, В.А. Стромцов, В.Н. Рогозин, П.Н. Дитятев,
П.Н. Савинцев. Главной задачей Комитета было законодательное
обеспечение реализации Концепции государственной социальной
политики Республики Коми на 1999-2001 годы, утвержденной
Государственным Советом Республики Коми 30 октября 1998 года, и
усиление контроля за ходом выполнения ранее принятых нормативных
правовых актов и правового регулирования назревших социальных
проблем.

Это нашло свое отражение в плане организационных мероприятий
Комитета и его отдела на 1999 год.

В целях законодательного обеспечения реализации Концепции
государственной социальной политики Республики Коми на 1999-2001
годы Комитетом были подготовлены к рассмотрению и приняты
следующие нормативно-правовые акты: законы `О социальном
партнерстве`, `Об объединении работодателей`, `О регулировании
оплаты труда в Республике Коми`, `О туристической деятельности`,
`Об иммунопрофилактике инфекционных болезней на территории
Республики Коми`, `О бюджете Фонда социального страхования
Республики Коми на 1999 год`, `О бюджете Фонда обязательного
медицинского страхования Республики Коми на 1999 год` и другие.

На рассмотрение Государственного Совета Республики Коми
депутатской аграрной группой, половину которой составляют члены
Комитета по социальной политике, внесен проект закона `О личном
подсобном хозяйстве в Республике Коми`. В стадии доработки находятся два законопроекта: `О потребительской кооперации в Республике Коми` и `О приемной семье в Республике Коми`.

Таким образом, уже в первый год своей деятельности Комитет сделал
неплохой задел в законодательном обеспечении Концепции государственной социальной политики Республики Коми на 1999-2001
годы и практически полностью выполнил разделы Примерного плана
его нормотворческой и контрольной деятельности. И лишь один из
законопроектов - `Об утверждении минимального набора материальных
благ и услуг (натурального состава и структуры прожиточного
минимума) населения Республики Коми на 1999 год` был направлен на
доработку Главе Республики Коми, поскольку он не соответствовал
аналогичному федеральному законопроекту.

Что же касается вопроса `Разработки нормативных правовых актов
Республики Коми по проблемам, неурегулированным Семейным кодексом
Российской Федерации`, который также был включен в План
деятельности Государственного Совета Республики Коми, то
тщательный анализ данной проблемы показал нецелесообразность
разработки и принятия в республике каких-либо дополнительных
нормативных правовых актов в этой области. В связи с этим Комитет
предложил Президиуму Государственного Совета Республики Коми
исключить данный вопрос из Плана.

Учитывая состояние отраслей социальной сферы и в целом оценивая
складывающуюся социально-экономическую ситуацию как в республике,
так и стране, депутаты Комитета особое внимание уделяли проблемам
бюджетной политики. Так, при рассмотрении проекта закона Республики Коми `О республиканском бюджете Республики Коми на 1999 год` депутаты Комитета настояли на том, чтобы все отрасли социальной сферы и защищенные статьи бюджета были максимально обеспечены бюджетным финансированием.

Кроме того, в закон были включены статьи, предусматривающие
компенсацию республиканского бюджета Фонду социального страхования Республики Коми расходов на реализацию Закона Республики Коми `О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства`, предложения по разработке порядка погашения задолженности по детским и опекунским пособиям, финансирование питания в школах, а также расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, возмещаемые Фонду обязательного медицинского страхования.

В свою очередь при рассмотрении проекта закона `Об исполнении
бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики
Коми за 1998 год` по настоянию Комитета в постановление
Государственного Совета Республики Коми были включены предложения в адрес контрольно-ревизионного управления Минфина Российской Федерации по Республике Коми осуществить проверку деятельности Фонда за 1998 год и первое полугодие 1999 года и о результатах проинформировать Государственный Совет Республики Коми, а также просьба в адрес Советов муниципальных образований рассмотреть вопрос о деятельности городских и районных отделений ФОМСа и направить в Государственный Совет свои замечания и предложения. Указанные предложения были выполнены, результаты рассмотрены на заседаниях Комитета с последующим информированием всех депутатов.

Постоянно в поле зрения депутатов - членов Комитета находились
вопросы оплаты труда в бюджетной сфере, выплаты бюджетникам
отпускных, детских и опекунских пособий, летнего отдыха и
оздоровления детей, финансирования питания школьников и
приобретения медикаментов. По данным вопросам были приняты
соответствующие решения Комитета от 11 мая и 28 сентября 1999
года, исполнение которых находится на контроле.

Учитывая важность программно-целевого подхода к решению
социальных проблем и рассматривая его в качестве одного из
механизмов реализации ранее принятых законов, Комитет настоял на
разработке и принятии Закона `О прогнозировании и программах
социально-экономического развития в Республике Коми` (принят 23
июня 1999 г.), а также обратил внимание Первого заместителя Главы
Республики Коми А.А. Каракчиева на необходимость упорядочения
разработки и принятия программ, оптимизации их количества и
повышения ответственности отраслевых министерств по контролю за
выполнением программных мероприятий (письмо Комитета от 30.08.99
г. No 1147). В связи с этим подготовлен проект указа Главы Республики Коми `О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ в Республике Коми`, где ужесточены требования к их разработке, утверждению и реализации, внесены предложения по повышению ответственности за их выполнение. Более качественно стала готовиться информация о выполнении целевых республиканских программ со стороны Минэкономики Республики Коми.

В связи с окончанием в 1999 году срока действия республиканской
программы `Дети Республики Коми` (1997-1999 гг.), утвержденной
Указом Главы Республики Коми, Комитет направил обращение в адрес
Главы, в котором обосновал необходимость разработки Государственной целевой программы `Дети Республики Коми` (2000-2003 гг.), с утверждением ее Государственным Советом Республики Коми.

Работая над формированием законодательной базы по реализации
Концепции государственной социальной политики, Комитет постоянно
нарабатывал и практику контроля за ходом выполнения ранее
принятых законов.

Из 16 контрольных вопросов, включенных в Примерный план
нормотворческой и контрольной деятельности Государственного
Совета Республики Коми на 1999 год, Комитет взял на себя
обязательство рассмотреть 11 вопросов. Причем заранее было
оговорено, что Комитет сам будет определять форму реализации
контроля.

В связи с этим на заседаниях Комитета подробно были рассмотрены
такие вопросы, как: `О ходе выполнения Федерального закона `О
занятости населения в Российской Федерации` по Республике Коми,
`О ходе выполнения Законов Республики Коми `О социальной защите
ветеранов в Республике Коми` и `Об оплате труда приемных
родителей в Республике Коми`.

По остальным восьми нормативным правовым актам, таким как: законы
Республики Коми `О дополнительных социальных гарантиях по охране
материнства и детства`, `О социальном обслуживании населения в
Республике Коми`, `Об организации деятельности по осуществлению
опеки и попечительства в Республике Коми`, `О защите прав детей в
республике Коми`, `О социальном партнерстве`, `Об образовании` и
другим проведена работа по накоплению соответствующей информации, сделаны дополнительные запросы в министерства и организации, проведены необходимые консультации и обсуждения.

По каждому из рассмотренных вопросов Комитетом приняты
соответствующие решения с рекомендациями в адрес заинтересованных органов.

Учитывая потребность в правовом регулировании многих проблем
социальной жизнедеятельности, а также в совершенствовании
федерального и регионального законодательства, Комитет постоянно
поддерживает контакт с законодательными собраниями как
Северо-Западной Парламентской Ассоциации, так и других субъектов,
с соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета
Федерации, участвовал в парламентских слушаниях, экспортно-аналитической работе с федеральными законопроектами и т.д.

Двое депутатов - членов Комитета (Г.Н. Кравченко, С.А. Черных)
представлены в постоянных Комитетах СЗПА по образованию и науке и
социальной политике. Комитетом внесены предложения в план
деятельности СЗПА и ее комитетов для последующего их обсуждения и
принятия согласованных решений.

В течение отчетного периода депутаты - члены Комитета и
специалисты отдела приняли участие в 10 парламентских слушаниях в
Государственной Думе и Совете Федерации по обсуждению ряда федеральных законопроектов и актуальных проблем социальной политики.

В течение 1999 года специалистами отдела Комитета подготовлены
экспертные заключения к 200 федеральным законопроектам по вопросам компетенции Комитета, это треть всех федеральных законопроектов, поступивших на рассмотрение в Государственный Совет Республики Коми.

К сожалению, за редким исключением, в этой работе не принимали
участие депутаты - члены Комитета, прежде всего из-за
несоблюдения Государственной Думой сроков рассмотрения указанных
документов законодательными органами субъектов Российской
Федерации.

В целях более детальной проработки тех или иных законопроектов,
требующих учета общественного мнения, а также реализации основных
направлений Концепции государственной социальной политики,
Комитетом были проведены слушания в Государственном Совете
Республики Коми по теме: `О ходе выполнения Концепции государственной социальной политики в части финансового обеспечения потребностей социальной сферы`, по итогам которых были приняты соответствующие рекомендации.

Депутаты Комитета и специалисты его отдела принимали активное
участие в подготовке и проведении как республиканских конференций, семинаров и совещаний, так и общероссийских. В их числе: республиканская научно-практическая конференция на тему: `Православная и русская культура о любви к Отечеству`, республиканский студенческий форум `На пороге нового тысячелетия`, межрегиональная научно-практическая конференция `Непрерывное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения`, `Католиковские чтения`, республиканский
семинар-совещание с заместителями глав МО на тему: `Решение
социальных проблем в условиях местного самоуправления`, а также
круглые столы по проблемам духовнонравственного и физического
здоровья людей и по проблемам регулирования оплаты труда...

В целом, оценивая деятельность Комитета по социальной политике,
следует отметить, что в основном удалось реализовать намеченные
цели и задачи: прежде всего начать работу по законодательному
обеспечению реализации Концепции государственной социальной
политики на 1999-2001 годы, в целом правильно оценивать состояние
и тенденции социально-экономического развития республики и
принимать необходимые меры по их корректировке и обеспечению
конституционных прав и гарантий граждан республики в основных
сферах жизнедеятельности. Комитету не удалось добиться выполнения постановления Государственного Совета Республики Коми по разработке плана деятельности Правительства Республики Коми по реализации Концепции государственной социальной политики Республики Коми на 1999-2001 годы, несмотря на поручение Главы Республики Коми и неоднократные предложения Комитета. Получено лишь заверение Первого заместителя Главы Республики Коми А.А. Каракчиева в том, что эта работа будет выполнена при разработке проекта указа Главы Республики `Об основных направлениях экономического и социального развития Республики Коми на 2000-2001 годы`.

Серьезной проблемой остается значительная задолженность и
несвоевременность выплаты заработной платы в бюджетных отраслях.

Не решена проблема погашения задолженности по выплате детских и
опекунских пособий. Медленно решаются вопросы занятости населения, особенно в сельской местности, среди женщин и молодежи.

Более половины защищенных статей республиканского бюджета
Республики Коми утратили свой статус. По-прежнему финансовые
ресурсы республики (бюджетные и внебюджетные) не сконцентрированы
на решении назревших социальных проблем. Более трети населения
республики продолжают оставаться за чертой бедности.

Основными задачами в деятельности Комитета и его отдела на 2000
год является:

- последовательная реализация основных направлений Концепции
государственной социальной политики Республики Коми на 1999-2001
гг.;

- усиление взаимодействия с органами исполнительной власти и
местного самоуправления в решении назревших социальных проблем;

- постоянный контроль и проверка исполнения ранее принятых
нормативно-правовых актов, отработка механизмов их реализации;

- ежеквартальный контроль за исполнением защищенных статей
республиканского бюджета, погашением задолженности и своевременностью выплаты опекунских и детских пособий, организацией питания учащихся;

- обеспечение гласности в деятельности внебюджетных государственных фондов;

- дальнейшее сокращение безработицы, особенно в сельской местности, среди женщин и молодежи;

- совершенствование межпарламентских связей и работы с федеральными законопроектами;

- улучшение информационного обеспечения депутатов Государственного Совета Республики Коми и работы со СМИ.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован