04 апреля 2002
95

О деятельности Комитета по законодательству и депутатской этике

На организационном заседании первой сессии Государственного
Совета Республики Коми второго созыва депутаты образовали
Комитеты и утвердили их составы. В Комитет по законодательству и
депутатской этике вошли 10 депутатов. Причем, из прежнего состава
Государственного Совета в новый вошли четверо: М.А.Бажуков,
Н.Д.Моисеев (в I созыве Государственного Совета был избран в
состав Комитета по социальной политике), В.А.Потолицын, В.И.Экгардт, а это значит, что состав Комитета обновился на 70 процентов. Впервые вошли: В.Н.Гафиатулин, Ф.О.Марков, Н.Д.Моисеев, В.В.Семенов, А.Э.Семенов, М.Л.Тебеньков, Н.Н.Шмань. Председателем Комитета вновь, как и в прежнем созыве, избран В.А.Потолицын.

Как известно, основной формой работы комитетов Государственного
Совета является участие депутатов - членов комитета в его
заседаниях. Не сразу вновь избранные депутаты - члены Комитета
стали активно участвовать в обсуждении законопроектов,
рассматриваемых на заседаниях. Однако прошедший период показал их
заинтересованность в обсуждении представленных на рассмотрение
Государственного Совета законопроектов.

За период с февраля 1999 года по июнь 2000 года состоялось 5 заседаний Комитета, на которых рассмотрено 128 проектов законов и постановлений Государственного Совета Республики Коми, из них 7
проектов внесены на рассмотрение Государственного Совета
Комитетом по законодательству и депутатской этике.

Комитет был назначен головным за рассмотрение 76 поступивших в
Государственный Совет законопроектов. Наиболее значимые из них:

`О количестве судебных участков и числе мировых судей в Республике Коми`;

`О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий`;

`О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния`;

`О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера`;

`О мировых судьях в Республике Коми` и другие.

При этом необходимо отметить, что проект закона `О мировых судьях
в Республике Коми` был подготовлен в комитете и взят за основу
Главой Республики Коми для последующего внесения его на рассмотрение Государственного Совета. Большая работа проведена Комитетом по разработке проекта Закона Республики Коми `Об административно-территориальном, муниципальном устройстве и наименованиях географических объектов Республики Коми`, по формированию общих списков народных заседателей районных (городских) судов Республики Коми по новым правилам.

Все указанные законопроекты требовали большой предварительной
подготовки и согласования со специалистами и юристами, их авторами. Прежде чем вынести вопрос на обсуждение Комитета, его председатель совместно с работниками отдела Комитета изучают и обсуждают поступившие материалы на самых разных уровнях. Только по законопроекту `О мировых судьях в Республике Коми` за период
подготовки его к рассмотрению на Государственном Совете было
проведено 6 рабочих совещаний с приглашением широкого круга
ответственных лиц и специалистов Верховного Суда, Министерства
юстиции, Прокуратуры Республики Коми, Управления Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике
Коми. По данному законопроекту были подготовлены поправки, которые в процессе консультаций, обсуждения норм проекта были согласованы всеми сторонами. Такая форма работы используется Комитетом постоянно и дает положительный эффект, так как позволяет заранее снять разногласия по некоторым спорным вопросам, выяснить мнение оппонентов, выработать единое мнение сторон.

На заседаниях Комитета было рассмотрено 54 кандидатуры на должности судей в суды общей юрисдикции и Арбитражный Суд
республики.

Все поступившие законопроекты были предварительно проработаны и
тщательно рассмотрены на заседании Комитета. О внимательном
рассмотрении законопроектов на заседании Комитета говорит и тот
факт, что при рассмотрении проектов депутатами-членами Комитета
вносятся существенные поправки, высказываются различные предложения и замечания. Существенные поправки были предложены к проектам следующих законов:

`О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории Республики Коми` (6 поправок);

`О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований` (8 поправок);

`О передаче органам местного самоуправления в Республике Коми государственных полномочий по распоряжению землями, находящимися в границах муниципальных образований` (5 поправок);

`О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния` (4 поправки и в результате внесения поправок принятый Закон приобрел иное название - `О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния`);

`О внесении изменений и дополнений в Закон РК `Об органах исполнительной власти в Республике Коми` (3 поправки);

`О мировых судьях в Республике Коми` (16 поправок).

В целом за период работы Комитета во втором созыве по
рассмотренным законопроектам было предложено 63 поправки (кроме
редакционных), которые существенным образом отразились на
содержании принятых законодательных актов.

Занимался Комитет и вопросами реализации плана контрольной
деятельности Госсовета. Проведены мероприятия по контролю за
исполнением Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в
Республике Коми, законов Республики Коми `Об административной
ответственности за совершение правонарушений, связанных с
содержанием и эксплуатацией нефтебаз и автозаправочных станций в
РК`, `О государственных языках Республики Коми`, за реализацией
отдельных положений Закона Республики Коми `О местном
самоуправлении в Республике Коми`.

Для того, чтобы выяснить, как реализуются отдельные положения
Закона `О местном самоуправлении в Республике Коми` в органах
местного самоуправления республики в ноябре 1999 года в Аппарате
Госсовета была организована рабочая группа. Члены рабочей группы
выезжали в муниципальные образования ряда районов и городов. По
результатам её работы была подготовлена обобщенная информация,
которая явилась предметом рассмотрения на заседании Комитета.
Комитетом было принято решение направить её вместе с поступившими
предложениями по совершенствованию Закона `О местном
самоуправлении в Республике Коми` в Координационный совет по
вопросам местного самоуправления Республики Коми, в адрес
Временной комиссии по рассмотрению предложений о внесении
изменений и дополнений в указанный Закон и довести данную информацию до сведения Советов муниципальных образований республики и депутатов Государственного Совета. Что и было сделано.

По вопросу соблюдения норм Кодекса Республики Коми о выборах и
референдумах в Республике Коми Комитет решил ограничиться
рассмотрением представленной информации на своем заседании.

По результатам рассмотрения вопроса об исполнении Закона
Республики Коми `Об административной ответственности за
совершение правонарушений, связанных с содержанием и эксплуатацией нефтебаз и автозаправочных станций в Республике Коми` Комитет отметил, что указанный Закон оказал положительное влияние как механизм воздействия на положение дел по наведению порядка и ускорению процесса лицензирования в сфере его применения, а также принял решение направить Главе Республики Коми предложения по внесению изменений.

В течение 1999 года Комитету неоднократно поручалось заниматься
рассмотрением жалоб и обращений граждан в судебные органы по
вопросам неконституционности законодательных актов, принимаемых
Государственным Советом, на нарушение конституционных прав
граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и по другим вопросам.

Сфера деятельности Комитета разнообразна, она не ограничивается
какими-либо жесткими рамками. Впереди много работы по совершенствованию правовой базы республики. Только начата работа
по организации местного самоуправления, причем у депутатов
имеются различные точки зрения по проблемам организации местного
самоуправления в республике. Есть необходимость в развитии
нормативной базы административного, земельного, трудового,
семейного, лесного законодательства, законодательства о недрах,
об охране окружающей среды - тех сфер права, которые отнесены
Конституцией России к вопросам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов. Необходимо пересмотреть ранее принятые
законы Республики Коми на предмет их соответствия федеральному
законодательству, а также усилить роль Государственного Совета и
его органов по обеспечению контроля за соблюдением и исполнением
Конституции Республики Коми и действующим законодательством.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован