Эксклюзив
Кокошин Андрей Афанасьевич
04 сентября 2013
15236

О докладе Рабочей группы Факультета мировой политики (ФМП) МГУ имени М.В.Ломоносова `Долгосрочные изменения в системе мировой политики и интересы России в свете санкт-петербургского саммита `Группы двадцати`, подготовленного в преддверии этого саммита

02.09.13. 

Доклад подготовлен Рабочей группой факультета мировой политики ФМП) МГУ имени М.В.Ломоносова под руководством декана ФМП академика РАН, 6-го секретаря Совета безопасности РФ А.А.Кокошина. 
В числе авторов доклада ректор МГИМО(У) МИД России, академик РАН А.В.Торкунов (заместитель руководителя рабочей группы), президент коммуникационного холдинга "Минченко консталтинг" Е.Н.Минченко, бывший заместитель министра иностранных дел РФ, проф., д. полит. наук А.Н.Панов, экс-начальник Генштаба Вооруженных сил РФ, генерал армии Ю.Н.Балуевский, заведующий кафедрой региональных проблем мировой политики ФМП, член-корреспондент РАН В.В.Наумкин, заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов доцент А.А.Сидоров, академик РАН В.Л.Макаров и др. 
В докладе отмечается, что саммит "Группы двадцати" в России будет проходить в условиях явно обозначившихся масштабных сдвигов в системе мировой политики и мировой экономики, которые имею огромное значение для интересов России. 
Авторы доклада пишут, что решение того, что именуют глобальными проблемами (состояние мировых финансов и экономики, экология, климат, освоение космоса, Мирового океана, борьба с пандемиями и пр.), зависит прежде всего от государств как главных субъектов мировой политики. При этом число государств, обладающих не формальным, а реальным суверенитетом, в современном мире остается, как и в прошлые десятилетия, незначительным. Даже некоторые весьма важные в экономическом плане государства не обладают реальным суверенитетом в силу либо слабости военного компонента национальной мощи, либо их зависимости в обеспечении национальной безопасности от других государств. 
Подчеркивается, что система мировой политики определяется и будет определяться на обозримую перспективу прежде всего составом основных ее субъектов - государств, остающихся главными структурными элементами этой системы. Значение негосударственных акторов мировой политики возросло, но оно не достигло того уровня, который позволял бы им оттеснить на второй план роль государств как главных акторов мирополитической системы. 
Авторы доклада пишут о том, что нужен качественно иной уровень координации действий ключевых стран. И речь должна идти не только о согласовании национальных стратегий выхода из кризиса, но и о масштабной реформе всей международной финансово-экономической архитектуры. 
В докладе подчеркивается, что среди общих проблем международного сообщества, которые необходимо также решать на кооперационной основе, - нераспространение оружия массового поражения (особенно предотвращение его попадания в руки террористических организаций и террористических групп), предотвращение конфликтных и кризисных ситуаций, которые могут привести к масштабному деструктивному применению военной силы. 
В докладе прогнозируется дальнейшее усиление роли азиатских стран в мировой экономике, в первую очередь Китая и Индии. При этом разрыв между Китаем и Индией в экономической, научно-технической мощи будет, скорее всего, увеличиваться в ближайшие 10-12 лет, после чего возможно появление другой тенденции. Говорится в докладе ФМП и о возможности нарастания конфликтного потенциала во взаимоотношениях ряда стран региона, в том числе в военном измерении. 
Отмечается, что ядерные государства Азии (КНР, Индия и Пакистан) активно совершенствуют свои арсеналы ракетно-ядерного оружия. В том числе приводятся данные о том, что Индия в обозримой перспективе может обрести стратегические ядерные средства межконтинентальной дальности, сравнявшись в этом отношении с КНР. 
В докладе приводятся данные об ускорившемся росте военных расходов практически всех азиатских стран на базе их общего экономического роста. Это происходит на фоне заметного снижения военных расходов стран Евросоюза под воздействием экономических проблем в этих странах. При этом, отмечается в докладе ФМП, США остаются мировым лидером в военных расходах - на США приходится 43% таких расходов в мире. 
Отмечается, что КНР в последние несколько лет значительно нарастила свои военные возможности в акваториях, близких к территории Китая. Это означает, что Китай приобрел определенные возможности стратегического неядерного сдерживания США селективного характера. 
Для России в свете значительного увеличения роли АТР еще более важным становится, отмечается в докладе, проведение активной и масштабной Восточной политики, важнейшей составной частью которой должно быть ускоренное развитие Восточной Сибири и российского Дальнего Востока. Для этого до 2030 г. необходимо вложить в развитие этих территорий около 600 млрд. долл. государственных и частных инвестиций, в том числе иностранных. 
В докладе показано, что перед лицом "китайского вызова" в мировой экономике США предпринимают масштабные усилия по формированию двух гигантских интеграционных объединений - Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП) с участием Евросоюза и Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП) с участием многих стран, находящихся в тех или иных вариантах союзнических отношений с США. 
Авторы доклада отмечают, что период доминирования на международной арене одной "сверхдержавы" в лице США, стремящейся по многим параметрам навязать свою волю другим государствам (в том числе путем вмешательства во внутренние дела), оказался недолговечным. 
Но США остаются крупнейшей экономикой мира на ближайшие 15-20 лет, страной, обладающей крупнейшим научно-техническим потенциалом. США сохраняют свое преобладание в военной силе применительно к силам и средствам общего назначения, обычным вооружениям. Однако использование этого преобладания будет во все большей мере ограничиваться растущей ролью ряда отмеченных выше акторов системы мировой политики. 
В докладе говорится, что в целом, несмотря на принятие международным сообществом и отдельными "центрами силы" меры, ситуация в мировой экономике и финансах остается чреватой рецидивами обострения с самыми серьезными последствиями. 
В настоящее время ряд механизмов глобального управления несут на себе отпечаток недавнего прошлого, когда доминирующую роль в нем пытались играть США и их союзники, имеющие реально решающий перевес в таких организациях, как Международный валютный фонд и Мировой банк. В настоящий момент в повестке дня "группы двадцати" стоит вопрос о приведении механизмов "глобального управления" в соответствие с отмеченным выше новым соотношением сил в мировой экономике и мировой политике. 
Отмечается, что российско-американские отношения не по вине российской стороны переживают определенный спад. В данный момент в этих отношениях наблюдается явный дефицит позитивной повестки дня, который впрочем может быть преодолен в обозримой перспективе. В докладе говорится о том, что российско-американские отношения необходимо рассматривать с полномасштабным учетом возрастания роли в мировой политике таких государств, как КНР и Индия, а также ряд других развивающихся государств. Между тем авторам доклада представляется важным продолжать усилия по взаимовыгодному и равноправному взаимодействию России и США в целом ряде областей. В их числе - борьба с распространением оружия массового поражения, предотвращение получения ядерного оружия и других видов ОМП террористическими организациями и террористическими группами, обеспечение на взаимоприемлемой основе стратегической стабильности... 
В докладе подчеркивается, что в том числе ввиду роста значения Азиатско-Тихоокеанского региона для России еще большее значение приобретает реализация поставленной В.В.Путиным задачи ускоренного развития Востока России - Восточной Сибири и Дальнего Востока, проведения нашей страной активной Восточной политики. Эта политика в том числе должна опираться на должную военную мощь, обеспечивающую интересы национальной безопасности нашей страны и дающую нам возможность играть адекватную роль в формирующемся новом балансе сил в АТР. 
В докладе показано, что среди центральных интересов России - обеспечение высоких темпов роста национальной экономики, прежде всего за счет радикального изменения структуры экономики РФ в пользу развития наукоемкой, высокотехнологической отечественной промышленности.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован