11 апреля 2002
144

O лесе Республики Саха (Якутия)


Закон Республики Саха (Якутия)
О лесе Республики Саха (Якутия)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные принципы существования, функционирования и развития лесного комплекса республики и направлен на рациональное использование лесов при непременном условии воспроизводства и сохранения их экономического потенциала.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Лесное законодательство Республики Саха(Якутия)

Лесные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются настоящим Законом, другими актами лесного законодательства, издаваемыми в соответствии с этим Законом в порядке детализации некоторых его статей, а также лесным законодательством Российской Федерации в части вопросов, отнесенных к их компетенции.

Статья 2. Леса - народное достояние

Леса Республики Саха (Якутия), включающие в себя древесную, кустарниковую, травянистую и другую растительность, лесные почвы, животный мир, являются собственностью и неотъемлемым достоянием народа республики. Условия н порядок предоставления лесов во владение и пользование определяются настоящим Законом.

Статья 3. Лесной фонд

Все леса и земельные площади на территории Республики Саха (Якутия), предназначенные для выращивания лесной и кустарниковой растительности, а также для нужд лесного хозяйства, ограниченные в установленном порядке от земель иного назначения, образуют лесной фонд Республики Саха (Якутия). Лесной фонд включает в себя:


лесные земли, подразделяющиеся на покрытые лесом и не покрытые лесом;


нелесные земли.

Лесной фонд Республики Саха (Якутия) подразделяется на:


государственный лесной фонд;


- фонды других лесофондодержателей.

В лесной фонд не входят:


деревья, группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность площадью менее 1 га на землях сельскохозяйственного пользования;


защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог;


деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах, других населенных пунктах;


деревья и группы деревьев и кустарников на приусадебных, личных и садовых участках.

Статья 4. Владение лесным

От имени народа Республики Саха (Якутия) право пользования и распоряжения лесами осуществляют Советы народных депутатов всех уровней с получением части заготовленной древесины, либо ее эквивалентной стоимости. Владение, пользование и распоряжение, контроль за лесным фондом осуществляется правительством Республики Саха (Якутия) в интересах народа, проживающего на территории Республики Саха (Якутия).

Статья 5. Пользование лесным фондом

Лесной фонд предоставляется в пользование гражданам, постоянно проживающим в Республике Саха (Якутия), государственным, коллективным, кооперативным, совхозным, общественным предприятиям, учреждениям, религиозным и общественным организациям, международными, совместным предприятиям и объединениям. Лесные пользования осуществляются по специальному разрешению государственных органов лесного хозяйства в порядке, определяемом настоящим Законом, законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Прекращение права владении лесным фондом

Право владения лесным фондом прекращается в случаях:


добровольного отказа от владения лесным фондом;


прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, во владении которых находится лесной фонд.

Право владения лесным фондом может быть также прекращено при нерациональном ведении лесовладельцем лесного хозяйства, обусловившим ухудшение состояния и качества лесов, снижение их средообразующей роли, неудовлетворительном осуществлении их охраны, воспроизводства и организации использования лесосырьевых ресурсов.

Статья 7. Прекращение права пользования лесным фондом Право пользования лесным фондом прекращается в случаях:


добровольного отказа от осуществления лесных пользований;


истечения срока, на который был предоставлен лесной фонд для осуществления лесных пользований;


прекращения деятельности субъекта, осуществляющего лесные пользования;


использования лесного фонда не по целевому назначению, для которого он предоставлен в пользование;


осуществления лесных пользований с грубым и систематическим нарушением установленного законодательством порядка;


не внесения в установленные сроки платы за лесные пользования;


изъятия из лесного фонда земель в установленном порядке;


по инициативе владельца лесного фонда.

Статья 8. Общая направленность лесного хозяйства на территории Республики Саха (Якутия)

Лесное хозяйство ведется в интересах настоящего и будущего народа, проживающего на территории республики. Ведение лесного хозяйства и осуществление лесных пользований должны обеспечивать:


сохранение и усиление водо-охранных, водорегулирующих, почвозащитных, климаторегулирующих и иных полезных функций лесных экосистем в интересах сохранения здоровья людей, оптимизации окружающей среды, экономического развития региона;


сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней леса, охрану животного мира и растений;


непрерывное рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей в древесине и другой лесной продукции;


расширенное воспроизводство, улучшение порочного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;


проведение эффективных лесовосстановительных работ и мер содействия лесовозобновлению;


рациональное использование земель лесного фонда;


повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе новейших достижений науки и техники.

Лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда человеку и природной среде.

Статья 9. Компетенция Российской Федерации в области регулирования и осуществления лесных отношений

Ведению законодательных органов Российской Федерации в области регулирования лесных отношений на территории Республики Саха (Якутия) подлежат: - совместная разработка и утверждение по согласованию с Республикой Саха (Якутия) основных положений регулирования лесных отношений в Российской Федерации; - установление принципов и порядка отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности; - учреждение по согласованию с Республикой Саха (Якутия) национальных парков и заповедников, установление их границ. Ведению исполнительных органов Российской Федерации в части реализации лесных отношений на территории Республики Саха (Якутия) подлежат:


совместная разработка и утверждение общероссийских программ по неистощительному использованию лесов, сохранению и усилению их средообразующей роли, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите;


организация охраны и защиты лесов;


осуществление совместно с Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;


внедрение в практику лесного хозяйства передовых методов его ведения, экологически и экономически обоснованной техники и технологии лесохозяйственных работ.

Статья 10. Компетенция Республики Саха (Якутия) в области регулирования и осуществления лесных отношений

Ведению законодательных органов Республики Саха (Якутия) в области регулирования лесных отношений подлежат:


распоряжение лесами в границах Республики Саха (Якутия) в межреспубликанских и республиканских нуждах не в ущерб интересам республики;


разработка и совершенствование лесного законодательства Республики Саха (Якутия);


отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод лесов из одной группы в другую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;


установление порядка пользования лесами на территории Республики Саха (Якутия) и размера лесосечного фонда;


установление нормативов лесных пользований, правил рубки леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;


установление платы за лесные пользования, такс за древесину, отпускаемую на корню, штрафных санкций и возмещение убытков при нарушениях правил пользования лесом;


установление льгот по оплате лесных пользований;


утверждение программ развития лесного хозяйства и рационального осуществления лесных пользований в республике;


учреждение по согласованию с районными Советами заказников, территорий проживания малочисленных народов и этнических групп, установление их границ, разработка и утверждение особого правового режима, режима ведения лесного хозяйства для этих территорий;


решение вопросов об использовании лесного фонда республики для нужд Российской Федерации;


регулирование лесных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Российской Федерации.

Ведению республиканского государственного органа лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в части реализации лесных отношений на территории республики подлежат:


организация и ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;


заключение совместно с лесхозами временных (до 5 лет) договоров с пользователями лесным фондом, государственный контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесного фонда;


разработка и организация выполнения программ и планов функционирования и развития лесного хозяйства;


взыскание штрафов и сумм возмещения ущерба, нанесенного лесному хозяйству нарушителями лесного законодательства.

Статья 11. Компетенция районных Советов народных депутатов и районных администраций в области регулирования и осуществления лесных отношений

Ведению районных Советов народных депутатов и районных администраций в области регулирования лесных отношений подлежат:


согласование, размещение лесосырьевых баз и лесосечного фонда долгосрочного пользования; - контроль за исполнением лесного законодательства пользователями лесным фондом;


приостановка деятельности пользователей лесным фондом, а также предприятий, оказывающих отрицательное воздействие на леса; - разработка по согласованию с лесхозами и утверждение планов использования нелесных земель лесного фонда (сенокосов, пастбищ, болот и т.д.) за исключением служебных сенокосных и пастбищных наделов лесной охраны.

Выполнение плана оформляется билетами на побочное пользование в лесхозах. Служебные сенокосные и пастбищные угодья (наделы) отводятся лесхозами сотрудникам лесной охраны для удовлетворения потребностей служебного конного транспорта, а также скота личного пользования в размерах 7 га. Советы народных депутатов Республики Саха (Якутия) и администрации всех уровней обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, привлекая для этих целей в необходимых случаях граждан республики, рабочую силу и материально-технические средства государственных и кооперативных. предприятий, учреждений и организаций. Запрещается использование в пожароопасный период лесной охраны н работников авиационной охраны лесов на работы, не связанные с выполнением функций по охране лесов от пожаров.

Статья 12. Компетенция сельских и поселковых Советов народных депутатов и местных администраций в области регулирования и осуществления лесных отношений

Ведению сельских и поселковых Советов народных депутатов и местных администраций, на территории которых имеется лесной фонд, подлежит регистрация права пользования лесным фондом, контроль за исполнением лесного законодательстве.

Статья 13. Компетенция лесхозов, национальных парков и заповедников в области регулирования и осуществления лесных отношений

Ведению лесхозов, национальных парков и заповедников в пределах переданного им во владение государственного лесного фонда подлежат:


ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;


заключение совместно с Советами временных (до 5 лет) договоров с пользователями лесным фондом;


государственный контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесного фонда;


разработка планов лесохозяйственных мероприятий и выполнение этих планов;


взыскание штрафов за нарушение правил пользования лесными ресурсами и сумм возмещения ущерба, нанесенного лесному хозяйству нарушителями лесного законодательства.

Национальные парки и заповедники, являющиеся владельцами лесного фонда, не могут выступать в качестве лесопользователей, за исключением случаев получения и дальнейшей реализации лесной продукции при проведении лесохозяйственных мероприятий.

Раздел II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЛЕСАМИ

Статья 14. Права и обязанности владельцев лесного фонда В пределах предоставленного им во владение лесного фонда

владельцы имеют право:


самостоятельно вести лесное хозяйство;


осуществлять лесохозяйственные мероприятия на землях лесного фонда;


осуществлять строительство дорог, лесных складов, противопожарных сооружений, жилых и хозяйственных построек и иных объектов, необходимых для ведения лесного хозяйства;


предоставлять право осуществления пользований и иной хозяйственной деятельности субъектами;


собственности на продукцию, заготовленную при проведении лесохозяйственных мероприятий и полученный при этом доход;


при выявлении нарушений условий договора, положений данного Закона, нормативных документов и правил со стороны субъектов приостанавливать, а в отдельных случаях, лишать права осуществления ими пользований и иной хозяйственной деятельности.

Владельцы лесного фонда обязаны:


обеспечивать воспроизводство, охрану, защиту, улучшение санитарного состояния лесов, уход за ними, повышение продуктивности лесных угодий, учет лесов, выполнять другие обязанности по ведению лесного хозяйства;


проводить лесохозяйственные мероприятия способами, обеспечивающими сохранение средообразующих и защитных функций лесов, выполнять требования по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные настоящим Законом;


осуществлять контроль за пользователями лесным фондом и промысловой фауной в части выполнения условий договоров, положений данного Закона, нормативных документов и правил.

Статья 15. Права и обязанности пользователей лесным фондом Пользователи имеют право:


получать в натуре участки лесного фонда для заготовки древесины, второстепенных лесных материалов, осуществления сенокошения, пастьбы скота, промысловой охоты, рекреационных мероприятий и других лесных пользований;


прокладывать дороги, содержать склады для продукции, получаемой в лесном фонде, возводить производственные и хозяйственные постройки, устанавливать оборудование и приспособления для переработки лесной продукции, создавать другие объекты для нужд пользования лесным фондом, не наносящие необратимого или долговременного ущерба экологическому потенциалу лесных экосистем. Пользователи обязаны:


рационально и полно использовать переданные им для пользования объекты лесного фонда; - вести работы способами, не допускающими необратимое отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, состояние водоемов и других объектов лесного фонда;


приводить за свой счет земельные участки, нарушенные в результате лесных пользований в состояние, пригодное для использования их по назначению;


за свой счет проводить лесовосстановительные работы и заготовку семян;


соблюдать пожарную безопасность, осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение;


выполнять другие требования, установленные нормативными документами, регламентирующими пользование лесным фондом.

Статья 16. Защита прав владельцев и пользователей лесного фонда

Вмешательство со стороны государственных и общественных органов и организаций в деятельность владельцев и пользователей лесным фондом не разрешается, за исключением случаев нарушения последними законодательства, порядка и правил ведения лесного хозяйства и осуществления лесных пользований.

Права владельцев и пользователей лесным фондом могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательством Республики Саха (Якутия), а также Российской Федерации в части прав, делегированных им Республикой Саха (Якутия).

Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Саха (Якутия). Убытки, причиненные нарушением прав владельцев и пользователей лесофондом, подлежат возмещению в полном объеме, в установленном законом порядке.

Раздел III. ОРГАНИ3АЦИЯ ХОЗЯЙСТВА В ЛЕСНОМ ФОНДЕ

Организация лесного хозяйства должна обеспечивать правовую и техническую регламентацию рационального его ведения и осуществления лесных пользований, дифференцированных в зависимости от основного целевого назначения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экологических условий, а также биологических особенностей произрастания древесных пород.

Статья 17. Деление лесов на группы и категории защитности

В соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми экологическими, социальными и сырьевыми функциями устанавливается деление лесов на группы и категории защитности. Леса Республики Саха (Якутия) разделяются на первую и третью группы. К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно функции:


водо-охранные (запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб);


защитные (леса противоэрозийные, защитные полосы вокруг железных, автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения, леса малолесных горных районов);


санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения).

К первой группе относятся также леса особо охраняемых территорий (заповедников и заповедных лесных участков, национальных природных парков, особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное, историческое значение, включая генетические резерваты, природные памятники) и притундровые леса. К третьей группе относятся леса, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов. Леса третьей группы подразделяются на основные и резервные. Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию и не намечаются к освоению в ближайшее десятилетие вследствие их удаленности от транспортных путей и по другим экономическим и техническим причинам. В леса с всех групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом пользования.

Статья 18. Порядок установления возрастов и оборотов рубок Возрасты и обороты рубок определяются, исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими экологических, экономических и социальных функций, продуктивности насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках. Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальных научных исследованиях. Установление возрастов и оборотов рубок производится в порядке, определяемом государственными органами Российской Федерации по согласованию с Республикой Саха (Якутия).

Статья 19. Перевод лесных земель в нелесные

Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится в исключительных случаях по решению правительства Республики Саха (Якутия) при обязательном согласии местных Советов народных депутатов и администрации. Порядок означенного перевода определяется положением, утвержденным правительством Республики Саха (Якутия). Для возведения производственных объектов, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществления лесных пользований, перевод лесных земель в нелесные производится с разрешения вышестоящих государственных органов лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Статья 20. Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов. Проекты строительства предприятий и сооружений и других объектов, влияющих на состояние н воспроизводство лесов, должны проходить государственную экологическую экспертизу, согласовываться с местными Советами народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими заинтересованными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия). Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, отсутствием экологического паспорта.

Статья 21. Порядок производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований Строительство и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабеля, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы в лесах, а также на землях лесного фонда, не покрытых лесом, не связанных с ведением хозяйства и осуществлением лесных пользований, производятся по согласованию с государственными органами лесного хозяйства, охраны природы, местными Советами народных депутатов, администрациями и другими контролирующими органами в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Указанные работы должны осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.

Раздел IV. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ

Статья 22. Основные принципы лесных пользований

Основными принципами лесных пользований являются:


непрерывность, комплексность, рациональность пользований для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине, не древесной продукции и полезных природных свойствах лесов;


платность лесных пользований.

Лесные пользования осуществляются в соответствии с положениями статей 8 и 14 настоящего Закона.

Статья 23. Предоставление права на осуществление лесных пользований

Право на осуществление лесных пользований предоставляют владельцы лесного фонда на арендно-договорной основе. Основанием для осуществления лесных пользований является лесорубочный билет, ордер, билет на побочное пользование в зависимости от вида и установленного порядка пользования. Перечисленные документы дают право только на тот вид пользования, на который они заключены или выданы. Владельцы лесного фонда при осуществлении лесохозяйственных мероприятий, в результате которых получается лесная продукция, обязаны оформлять документы на право проведения этих работ на общих основаниях, но без взимания платы.

Статья 24. Порядок заготовки древесины

Основной объем заготовки древесины в лесах третьей группы осуществляется в порядке рубок главного пользования, а в лесах первой группы, за исключением категорий защитности, в которых запрещено главное пользование в порядке лесовосстановительных рубок. Рубки главного пользования и лесовосстановительные рубки проводятся в спелых и перестойных древостоях. В лесах всех групп древесина заготавливается также при проведении рубок промежуточного пользования и прочих рубок. Порядок заготовки древесины, способы и технологии рубок определяются:


действующими правилами рубок главного пользования в лесах Восточной Сибири;


наставлениями по рубкам ухода в лесах Восточной Сибири.

Статья 25. Определение размера заготовки древесины, лесосечный фонд

Планирование и проведение заготовки древесины в порядке рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок осуществляются в пределах расчетной лесосеки по каждому лесхозу по группам лесов и хозяйствам и утверждается правительством Республики Саха (Якутия). Рубки главного пользования и лесовосстановительные рубки в размерах, превышающих расчетную лесосеку, не допускаются. Размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда определяется раздельно по группам лесов, с выделением объемов по хвойному хозяйству. Порядок планирования, отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям устанавливается действующими Правилами отпуска древесины на корню в лесах`.

Статья 26. Порядок заготовления живицы

Заготовка живицы производится в спелых и перестойных насаждениях, которые после окончания сроков подсочки планируются в рубку. Не допускается передача насаждений в подсочки без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки насаждений. Проведение рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в насаждениях, которые предназначены для заготовки живицы, запрещается до окончания сроков подсочки. Заготовка живицы производится в соответствии с `Правилами подсочки, осмоло- подсочки и заготовки лесохимического сырья`.

Статья 27. Порядок заготовки других материалов Порядок заготовки второстепенных лесных материалов и продуктов побочного пользования, утверждения такс на них или освобождения от платы за их заготовку устанавливается законодательством Республики Саха (Якутия).

Статья 28. Порядок пользования недревесными лесными ресурсами

Осуществление пользования недревесными лесными ресурсами на участках, где это может причинить вред лесу, запрещается. Запрещается также пользование всеми видами растительного и животного мира, занесенными в Красные книги. Сенокосы и пастбища, находящиеся в лесу, не используемые для нужд лесного хозяйства, лесозаготовительных предприятий и других пользователей, находящихся с владельцами лесофонда в договорных отношениях (аренда), предоставляются совхозам, другим предприятиям, организациям, крестьянским хозяйствам и гражданам во временное пользование по решению местных Советов народных депутатов, если такое пользование совместимо с интересами лесного хозяйства. Порядок и условия осуществления пользования недревесными лесными ресурсами, в том числе лекарственных и пищевых видов растений, устанавливаются законодательством Республики Саха (Якутия).

Статья 29. Пользование лесом в культурно- оздоровительных целях

В целях организации отдыха населения местные Советы народных депутатов, предприятия государственных органов лесного хозяйства, а также по согласованию с ними иные предприятия, организации и учреждения в лесах зеленых зон и других лесах, используемых для отдыха населения, проводят мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения.

Порядок пользования лесом в культурно-оздоровительных целях устанавливается законодательством Республики Саха (Якутия).

Статья 30. Пользование лесом в научно- исследовательских целях

Для проведения научно-исследовательских работ соответствующими предприятиями и организациями, учреждениями могут выделяться леса или специальные участки, в которых могут быть ограничены или полностью запрещены лесные пользования, если это несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.

Порядок пользования лесом в научно-исследовательских целях устанавливается законодательством Российской Федерации по согласованию с законодательными органами Республики Саха (Якутия).

Статья 31. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства

Леса и земли лесного фонда, не покрытые лесом, могут использоваться для нужд охотничьего хозяйства.

Лесные пользования и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных.

Порядок пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства устанавливается органами лесного хозяйства в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).

Статья 32. Пребывание в лесах граждан и лиц, не являющихся гражданами Республики Саха (Якутия)

Каждый имеет право свободного пребывания в лесах и пользоваться лесами для целей рекреации, сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых ресурсов бесплатно за исключением случаев, когда эти пользования предоставляются на площадях, пере лавины пользователям лесным фондом по договору, аренде или в специально оборудованных местах отдыха.

Каждый обязан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов, повреждения муравейников, гнездовий птиц и т. д., вести сбор дикорастущих пищевых ресурсов леса способами, не наносящими ущерба их воспроизводству.

Пребывание в лесах, сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов и ягод и т. д. могут быть ограничены исполнительными органами в интересах пожарной безопасности, веления орехо- промыслового и лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников и других лесах - в связи с установленным в них специальным порядком пользования.

Статья 33. Лесные пользования в лесах заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы

В лесах заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы запрещаются лесные пользования, не совместимые с назначением этих лесов.

Порядок лесопользования в лесах заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы определяется законодательством об охране природы на территории Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Статья 34. Лесные пользования в районах проживания малочисленных народов и этнических групп

В районах проживания малочисленных народов и этнических групп может устанавливаться особый порядок пользования лесным фондом, обеспечивающий сохранение и поддержание необходимых условий для жизни и традиционной деятельности этих народов. Порядок и условия осуществления лесных пользований в районах проживания малочисленных народов и этнических групп определяются законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Раздел V. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ

Статья 35. Охрана и зашита лесов

Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Статья 36. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов

Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается на государственные лесохозяйственные предприятия и другие предприятия, учреждения и организации, родовые общины и этнические группы, которым предоставлен лесной фонд во владение, в порядке, определяемом законодательством Республики Саха (Якутия).

Правительство Республики Саха (Якутия), районные, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов и администрации в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику и транспортные средства, запрещают на период высокой пожарной опасности и в других необходимых случаях посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств.

Статья 37. Обязанности правительства Республики Саха(Якутия), районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов и администраций по борьбе с лесными пожарами

Правительство Республики Саха (Якутия), районные, городские, поселковые, сельские Советы народных депутатов и администрации в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними: - организуют ежегодно разработку мероприятий и их выполнение предприятиями, учреждениями, организациями, на которые возложена охрана лесов, и лесопользователями по противопожарной профилактике и подготовке к пожароопасному сезону в лесах; - ежегодно до начала пожароопасного сезона утверждают оперативные планы борьбы лесными пожарами, предусматривающие конкретные противопожарные мероприятия;


устанавливают порядок привлечения рабочих и служащих предприятий, учреждений, и организаций, колхозников и населения, противопожарной техники, транспортных и других средств для тушения лесных пожаров;


обеспечивают лиц, привлеченных к тушению лесных пожаров, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;


предусматривают на период особо высокой опасности пожаров в лесах создание из привлекаемых сил и средств пожарных подразделений и обеспечивают содержание их готовности к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;


оказывают содействие строительству дорог противопожарного назначения, в завозе горючего и смазочных материалов в районы действия подразделений авиационной охраны лесов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов лесного хозяйства в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;


организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;


обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории республики, районов, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели.

Статья 38. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с государственными органами лесного хозяйства, государственными органами охраны природы и местными Советами народных депутатов и администраций в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на охрану и защиту лесов. При возникновении пожаров предприятия, учреждения и организации, а также базодержатели, работающие в лесу, принимают меры к ликвидации пожара за счет собственных средств.

Статья 39. Содержание и порядок защиты лесов от вредителей, болезней и других негативных факторов Государственные органы лесного хозяйства по согласованию с государственными органами охраны природы и местными Советами народных депутатов и администраций обеспечивают осуществление мероприятий по защите от вредителей, болезней и других негативных факторов. Порядок осуществления мер по защите лесов устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Раздел VI. ФИНАНСОВЫЕ СТОРОНЫ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИИ

Статья 40. Платность владения лесным фондом

Владельцы лесного фонда освобождаются от платы за владение лесным фондом.

Статья 41. Платность лесных пользований

Лесные пользования осуществляются за плату. Порядок платы за лесные пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). От платы за пользование лесофондом освобождаются:


лесхозы, национальные парки, заповедники при осуществлении лесохозяйственных мероприятий;


научные, учебные и проектно-изыскательские организации при осуществлении в лесном фонде, закрепленном за ними по договору, научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ;


граждане, предприятия и организации Республики Саха (Якутия), пострадавшие от стихийных бедствий.

Статья 42. Финансирование лесного хозяйства и домовладельцев лесного фонда

Порядок формирования лесного бюджета и механизм финансирования лесного хозяйства определяются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Средства, выделяемые для финансирования республиканских, региональных, местных программ развития лесного хозяйства, образуют соответствующие фонды воспроизводства, охраны и защиты лесов и включают в себя плату за пользования лесными ресурсами, лесной налог, арендную плату, а также целевое бюджетное финансирование. Средства для содержания органов лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) финансируются республиканскими бюджетами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Суммы возмещения ущерба, причиненного лесному хозяйству пользователями лесным фондом, а также другими гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, арендными коллективами и пр., в результате нарушения лесного законодательства, суммы штрафов, неустоек, налагаемых на нарушителей лесного законодательства, в размере 50% поступают владельцам лесного фонда, 50% - в доход местных бюджетов. Кроме указанных поступлений во внебюджетный доход владельцев лесного фонда зачисляется сумма от реализации лесной продукции, второстепенных лесных материалов, получаемых в результате проведения лесохозяйственных мероприятий, за возмещение затрат размещения лесосечного фонда.

Статья 43. Доход пользователей лесным фондом

Пользователи лесным фондом имеют право собственности на все виды лесной продукции, полученной согласно договору, лесорубочному билету, ордеру или билету на побочное пользование. Продукция, полученная пользователем на переданном ему участке лесного фонда сверх того количества, которое предусмотрено в договоре, лесорубочном билете, ордере, или билете на побочное пользование, подлежит дополнительной оплате и зачисляется в доход владельцев лесного фонда.

Раздел VII. ФУНКЦИЯ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Статья 44. Функции государственных органов лесного хозяйства

В соответствии с целями и задачами лесного хозяйства, изложенными в статье 8 настоящего Закона, государственные органы лесного хозяйства осуществляют:


охрану лесов от пожаров, включая противопожарное обустройство лесного фонда, предупреждение, выявление и пересечение нарушений, правил пожарной безопасности в лесах, предупреждение, обнаружение и тушение лесных и других пожаров на землях лесного фонда;


охрану лесов от незаконных порубок, необоснованных изъятий земель лесного фонда, уничтожения полезной для леса охотничье-промысловой фауны, различных видов загрязнений лесов, нарушений установленного лесных пользований, использования земель лесного фонда не по назначению, повреждения и уничтожения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков;


защиту лесов от вредителей и болезней;


охрану эндемичных и редких видов растений и животных;


различные меры ухода за лесом, включая рубки, и другие мероприятия;


работы по лесовосстановлению, включая посев леса на непокрытых лесом площадях, содействие естественному возобновлению основных лесообразующих пород;


лесоустроительное обустройство территории, приведение в надлежащее состояние границ и граничных знаков.

Предупреждение, обнаружение, тушение лесных и других пожаров на территории лесного фонда Республики Саха (Якутия) осуществляется также службой авиационной охраны и защиты лесов на основе договорных отношений с владельцами лесного фонда.

Деятельность авиационной охраны и защиты лесов регламентируется нормативно-техническими документами, утверждаемыми законодательными органами Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Республики Саха (Якутия).

Статья 45. Структура государственных органов лесного хозяйства

Руководство лесным хозяйством на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется республиканским государственным органом лесного хозяйства.

Непосредственное осуществление охраны и защиты лесов, проведение лесохозяйственных мероприятий возлагается на лесхозы, национальные парни и заповедники. В лесхозах, национальных парках и заповедниках мероприятия по охране и защите лесов осуществляются службой лесной охраны и охотничьего надзора. Государственная лесная охрана является основным звеном системы государственного контроля состояния и использования лесного фонда в республике. Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений данного Закона и нормативных актов, определяющих порядок ведения хозяйства в лесном фонде. Статус и регламентация деятельности государственной лесной охраны устанавливаются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Раздел VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 46. Виды нарушений лесного законодательства Лица, виновные в совершении:


незаконной порубки и повреждения деревьев и кустарников;


уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем; - нарушения требований пожарной безопасности в лесах;


повреждения леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущими его усыхание или заболевание;


уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев или саженцев лесных питомников и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановлению;


использования участков земель государственного лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т. п. без надлежащего разрешения на использование этих участков;


самовольного сенокошения и пастьбы скота в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом;


самовольного сбора дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов и т. п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;


нарушения установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины и заготовки живицы;


уничтожения и повреждения ограничительных знаков в лесах;


уничтожения полезной для леса фауны;


ввода в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние в воспроизводство лесов;


осуществления лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесопорубочном билете (ордере) или лесном билете;


повреждения сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда;


сбора дикорастущих плодов, орехов, ягод и т. п. с нарушением установленных сроков их сбора;


засорения лесов бытовыми отходами и отбросами; - уничтожения или повреждения лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) может быть установлена ответственность за другие нарушения лесного законодательства.

Статья 47. Субъекты нарушений лесного законодательства

Нарушителями лесного законодательства признаются граждане Республики Саха (Якутия), граждане других республик, лица без гражданства, иностранные граждане, должностные лица, различные предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти, осуществившие действия, несовместимые с лесными законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Нарушителями могут быть признаны владельцы лесного фонда и должностные лица, как за совершенные нарушения лесного законодательства, так и за невыполнение возложенных на них обязанностей, повлекших за собой лесонарушения со стороны других лиц, предприятий, организаций, не являющихся юридическими лицами, но являющихся структурными подразделениями владельцев.

Статья 48. Ответственность за лесонарушения Нарушения лесного законодательства, включая нарушения законов Российской Федерации, настоящего Закона, правил и других нормативно-технических документов, определяющих порядок ведения хозяйства в лесном фонде, влечет за собой уголовную, административную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).



Председатель Верховного Совета Республики Саха (Якутия) К. ИВАНОВ

г. Якутск, 28 мая 1992 года

N 966-ХII



--------------------------------------------------------------------------------






Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован