17 апреля 1998
2939

`О некоторых аспектах взаимоотношений России и НАТО`. Выступление на `круглом столе` по вопросам НАТО. 17.04.1998

Отношения России с блоком НАТО - яркий пример беспомощности российской политики в постсоветский период. Исследуя проблему, необходимо иметь в виду три главных обстоятельства, определивших процесс на его ранних этапах.

1. Самороспуск Организации Варшавского Договора не привел, как ожидали его авторы, к ликвидации блока НАТО в качестве ответной меры.

2. Поощряя к переменам союзное руководство, Запад обещал воздержаться от вовлечения в НАТО стран Восточной Европы, однако нарушил свои обещания, как только счел это необходимым.

3. Целые слои российских политиков положительно воспринимали, и даже сейчас воспринимают, идею установления тесных связей с НАТО, вплоть до прямого вхождения России в состав этого блока.

Анализ главных документов, подписанных к настоящему времени между нашей страной и НАТО, начиная с Протокола от 22 июня 1994 года и кончая Основополагающим актом от 27 мая 1997 года, не позволяет утверждать, что мы сделали окончательные оценки и выводы.

Пытаясь вести диалог с Западом, наше руководство, кажется, старается не вспоминать, что блок НАТО изначально создавался против СССР и его союзников. Сейчас он последовательно трансформируется в инструмент экспансии и защиты благополучного Запада уже любых возможных посягателей. Пример Турции не может служить контраргументом, поскольку ее членство в блоке обусловлено прежде всего особым военно-географическим потенциалом и сохранением в ней - пока! - светской власти. Что касается поддержки мусульман в войне против Сербии, то этот факт свидетельствует о той исторической неприязни, которую питает Запад к православным народам и государствам.

Чтобы окончательно сформулировать свое отношение к НАТО, Россия должна принять во внимание следующие основные соображения.

1. Во все времена международные договоры, как правило, действовали лишь до тех пор, пока не возникали форс-мажорные обстоятельства. Не вызывает сомнения, что Основополагающий акт по существу является не более чем декларацией "намерений, планов и причин", определяющих позицию блока в отношении России. И если она из последних сил старается показать себя всему миру надежным партнером, то для некоторых такое усердие может выглядеть, как признак дурного тона. Такова общая природа взаимодействия структур.

2. Россия даже в своем нынешнем состоянии по определению никогда не сможет стать ни членом НАТО, ни адаптированным участником программы "Партнерство ради мира". Она способна только возглавить какой-нибудь самостоятельный военный блок, но не входить в один из существующих на одинаковых правах с такими, например, ничего не решающими странами, как Бельгия или Исландия.

Руководство НАТО уже само, по-видимому, пришло к пониманию того, что расширение за счет восточных соседей дестабилизирует блок, ослабит его несущие конструкции, прибавит забот политического, экономического и чисто бюрократического характера. Одновременно непосредственно для самих США очевидно, что этот процесс расширения размывает их влияние в блоке. И не случайно американцы незаметно поощряют развитие в блоке миниальянсов во главе с Италией, Испанией и Данией. В политике дружба имеет определенные пределы.

Представляется, что в обозримом будущем НАТО ограничится приемом в свои ряды только Чехии, Польши и Венгрии, обеспечив таким образом прикрытие Германии с востока. Исключительным актом может стать только внезапный прием в состав блока трех бывших прибалтийских республик: таким образом будет поставлена окончательная точка в истории ликвидации Великой Империи - СССР и указано России ее новое место в современном мире. В конечных намерениях Запада сомневаться не приходится.

Что касается характера отношений между Россией и НАТО, сложившихся на данный момент, то создается впечатление, будто за них у нас не отвечает никто. Российский МИД открыто демонстрирует свое убеждение, что расширение НАТО перестало быть актуальной проблемой. С этим ведомством получается как всегда: переговоры провели, акт подписали, а все остальное нас не касается. При этом молчаливо подразумевается, что всем остальным будут заниматься военные.

На этом фоне Запад реализует свою стратегию, исходя из того, что даже урезанная программа участия России должна быть не чем иным, как программой ее военной ассимиляции. И практика уже сложилась соответствующая - в семинарах участвуйте, но решения принимать будем без вашего присутствия.

В целом отношения Россия-НАТО с нашей стороны характеризуются абсолютным застоем. Руководство страны, кажется, наконец осознало полное отсутствие перспектив получения каких-либо выгод или уступок от такого альянса: слишком различны стратегические интересы сторон. Поэтому представляется, что образовавшийся застой целесообразно не трогать. Продуктивного диалога все равно не получится, заигрывание с НАТО - очередная бездарная инициатива.

Как ни прискорбно, но мы должны исходить из того, что стратегический паритет с Западом мы утратили. Однако возможностей у России еще вполне хватит, чтобы сохранять необходимый потенциал сдерживания. Не говоря уже о ядерных силах, одних международных договоров в военной области, выгодных для Запада, Россией заключено предостаточно для того, чтобы через отношение к ним эффективно воздействовать на соответствующие процессы.

Сказав окончательное "нет" планам расширения НАТО, мы тем самым навсегда определяем свою позицию по данному вопросу и сохраняем простор для принятия в будущем любых ответных мер.



17 апреля 1998
http://www.abeltsev.ru/a/1998/04/17/_o_nekotoryh_aspektah_vzaimootnosheniy_rossii_i_nato___vystuplenie_na__kruglom_stole__po_voprosam_nato__17_04_1998.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован