Эксклюзив
15 марта 2013
5630

О необходимости богословского образования

Main utifulrussianchurches30
Святитель Афанасий Александрийский (2/15/.5.373): пишет в своем "Символе": "Если кто хочет спастись, прежде всего, надлежит ему содержать вселенскую веру. А если кто не соблюдает ее здравою и неукоризненною, то без всякого сомнения погибнет на век" (Св. Афанасий Великий. "Творения" т.IV, изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва, 1994, с.477).
* Свт. Игнатий (Брянчанинов) еп. Кавказский (30.4/13.5/.1867): "Достойное горького рыдание зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит Христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно - утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине и именем, и самим делом. "...>>

Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви... изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют Христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство. Прежде, нежели придёт грозный час, в который вы должны будете предстать на суд перед Богом, стяжите оправдание, подаваемые Богом туне всем человекам при посредстве Христианства" (Цитата по книге: "Настольная книга священнослужителя" т.1, М., 1992, с.675,679).

Свт. Филарет (Дроздов) митрополит Московский (19.11/2.12/.1867): "То правда, что не всем предназначен дар и долг учительства, и Церковь не многих удостоила имени Богословов. Однако же НИКОМУ НЕ ПОЗВОЛЕНО в христианстве быть вовсе не учёным, и оставаться невеждою. Сам Господь не нарекал ли Себя учителем и Своих последователей учениками? Прежде, нежели христиане стали называться христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащая? И зачем Господь послал в мир Апостолов? - прежде всего учить все народы: шедше научите вся языки... Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя были посланы Апостолы, ты не то чем были все христиане с самого начала христианства;- я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет" (Цитата по книге: Прот. Георгий Флоровский "Пути русского богословия" Киев,. 1991, с.516-519).
* Преп. Марк Подвижник (+Yв.): "Уничижающий знание и хвалящийся неучёностию; не словом только есть невежда, но и разумом" ("Добротолюбие" т.1, 1963, Нью-Йорк, с.388).
* Св. прав. Иоанн Кронштадтский: "Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою. Через образование меня науками открыл Ты мне всё богатство веры и природы и разума человеческого" ("Моя жизнь во Христе. Св. Иоанна Кронштадтского" N.Y., U.S.A., 1988, с.1).
В наше время в значительной части церковного народа разум человеческий весьма принижен. Не так относились к нему святые Отцы:
* Свт. Василий Великий: "... Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, КОТОРЫМ обыкновенно наипаче познаётся Бог" (Цитата по книге: "Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли" т.8, изд. МДА и Введенской Оптиной Пустыни, 2003, с.547).
* Преп. Исаак Сирин: "Свет ума порождает веру; а вера порождает утешение надежды; надежда же подкрепляет сердце. Вера есть откровение разума; и когда помрачится ум, вера сокрывается, господствует над нами страх, и отсекает нашу надежду" ("Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические" изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.607).
* Свт. Феофан Затворник: "... у нас внутри душа составляет низшую сторону тамошней внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, - богоподобная, равноангельская сила, которая и составляет характеристическую черту человека. "...>> хотя человек, с одной стороны, то же, что животное с душой животной, но с другой - он несравненно выше животного, ибо имеет РАЗУМ, что совершенно СООТВЕТСТВУЕТ слову - ДУХ" (Святитель Феофан Затворник "Наставления в духовной жизни" изд. "Апостол веры" 2005, с.122-124).
* Свт. Григорий Богослов: "Непрестанно созидай ум свой в храм Богу, чтобы внутри своего сердца иметь невещественную опору - Царя" (Святитель Григорий Богослов "Собрание творений" т.2, Троице-Сергиева Лавра, 1994, с.98).
* Авва Евагрий (+399): "Ум есть храм Святой Троицы.
Ум, пребывающий в теле, есть созерцатель всех веков".
("Творения аввы Евагрия" М., 1994, с.124).

***
И снова возвращаемся к вопросу
о важности богословского образования
Преп. Амвросий Оптинский (10/23/.10.1891) в одном из своих писем пишет: "Брат ваш говорит: "Я считаю совершенно возможным человека, признающего все решительно догматы веры и вместе с тем очень далекого от духа христианства".
Правда, что иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь, очень удобно обретают путь спасения. Кто же имеет неправильные, сбивчивые и ложные понятия о вере и Истине христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно ему иметь духа христианского и Духа Христова.
Из всех слов брата вашего видно, что он попал в секту индиферентистов, которые учат: веруй, как хочешь, а только имей любовь к ближнему. Индиферентисты думают утверждать свое мнение на учении <апостола> Иоанна Богослова. Но в его посланиях сказано, что кроме Духа Христова есть дух лестчий и дух антихристов. Потому святой Иоанн и предостерегает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи, "аще от Бога суть" (1Ин. 4,1).

Вы пишете, что брат ваш кончил курс в Петербургском университете. Если бы кто стал уверять брата вашего, что не нужно учиться ни в гимназии, ни в университете, а только имей любовь к ближнему и получишь хорошую должность в окружном суде, или даже в судебной палате, поверил бы брат ваш этому? Подобно должно разсуждать и о том, что НЕВОЗМОЖНО ИМЕТЬ ДУХА ХРИСТОВА ТОМУ, КТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВИЛЬНОГО И ИСТИННОГО ВЕДЕНИЯ ДОГМАТОВ ВЕРЫ ХРИСТИАНСКОЙ" ("Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев в 2т" Введенская Оптина Пустынь, 2003, т.2. с..140-143).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) еп. Кавказский: "Займись основательным изучением Восточной Церкви по её Преданию, заключающемуся в писаниях святых отцов. Ты принадлежишь этой Церкви? ТВОЯ ОБЯЗАННОСТЬ узнать её как должно" ("Письма о христианской жизни: святитель Игнатий (Брянчанинов)" Минск, 2004, с.289).

***
Свт. Григорий Богослов: "Надгробное слово Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской": "Полагаю же, что всякий имеющий ум, признает первым для нас благом УЧЁНОСТЬ, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшенья и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из Христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожной, опасной и удаляющей от Бога. Небо, землю, воздух и все, что на них, не должно презирать за то, что некоторые худо уразумели, и вместо Бога воздали им божеское поклонение. "...>>Напротив того, мы, воспользовавшись в них тем, что удобно для жизни и наслаждения, избежим всего опасного, и не станем с безумцами тварь восставлять против Творца, но от создания будем заключать о Создателе, как говорит божественный Апостол, пленяюще всяк разум во Христа (2Кор. 10,5). Также об огне, о пище, о железе и о прочем нельзя сказать, что какая-либо из сих вещей сама по себе или всего полезнее, или всего вреднее, но cиe зависит от произвола употребляющих. Даже между пресмыкающимися гадами есть такие, что мы примешиваем их в целебные составы. Так и в науках мы заимствовали исследования и умозрения, во отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и во глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия, чрез худшее научившись лучшему, и немощь их обратив в твердость нашего учения. Посему не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, а, напротив того, надобно признать глупыми я невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве. Но, предложив и утвердив cиe общим согласием, начнем обозревать жизнь Васильеву...>>.

В.Н. Лосский: "Христианин, получивший дары Духа Святого в таинстве миропомазания, не может не быть сознательным в своей вере. Он всегда ответствен за Церковь" (В.Н. Лосский "Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие" М., 1991).
Преп. Марк Подвижник: "Ад есть неведение, ибо тот и другое мрачны" ("Добротолюбие" т.1, Нью-Йорк, 1963, 387).
Преп. Марк Подвижник: "Не отрекайся учиться, хотя бы ты был очень мудр. Ибо Божье устроение полезнее нашей мудрости" ("Добротолюбие" т.1, Нью-Йорк, 1963, с.401).
Преп. Марк Подвижник: "Незнающий истины, не может и веровать истинно" ("Добротолюбие" т.1, Нью-Йорк, 1963, с.390).

Священник Николай Лызлов

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован