17 декабря 1996
6078

О.О.Миронов. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданин, гражданственность - это слова одного корня. В понятии "гражданин" различаются два аспекта: морально-политический и юридический. Гражданство как морально-политическая категория тождественно понятию патриот. Гражданственность и патриотизм выступают как равнозначные явления. Не случайно в период иностранной интервенции после Октября 1917 года на улицах Москвы можно было прочесть лозунг: "Тогда лишь гражданин чего-нибудь достоин, когда он гражданин и воин".

Чувство патриотизма, высокой гражданственности присуще прогрессивным представителям всех поколений нашей страны. Поэт-декабрист К.Ф. Рылеев незадолго до казни писал: "Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан". В стихотворении Н.А. Некрасова "Поэт и гражданин" имеются такие строки: "Что такое гражданин? Отечества достойный сын".

Истинный гражданин в представлении лучших людей нашей Родины это сын своей страны, своего народа, патриот, способный на самопожертвование во имя светлых идеалов. Е.А.Евтушенко в поэме "Братская ГЭС" писал:

"Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит

гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет".

Таков морально-политический смысл гражданства, отождествляемого с патриотизмом, беззаветном служением Родине, народу.

Гражданство - это и правовая категория, связанная с населением государства. Следует различать фактическое население и население в государственно-правовом смысле. Фактическое население государства состоит из всех лиц, проживающих на его территории. К ним относятся граждане этого государства, иностранцы, лица без гражданства. Население же в государственно-правовом смысле - это лишь граждане данного государства, притом не только те, которые находятся на его территории, но и проживающие за границей.

Гражданство известно человечеству с древнейших времен. Оно появляется с возникновением античных Греческого и Римского рабовладельческих государств. Гражданство давало право на участие в государственных делах, им наделялись имущие слои населения древнего Рима. Рабы, женщины, свободные, но неимущие исключались из их числа. Вместе с тем время от времени происходило включение в состав латинян жителей новых областей, что оформлялось дарованием римского гражданства. При этом проводилось различие между союзниками римского народа и самими римскими гражданами. Император Клавдий, согласно историку Тациту, в своей речи в сенате напоминал: "Мы достигли прочного спокойствия внутри нашего государства и блистательного положения во внешних делах лишь после того, как предоставили наше гражданство народностям, обитающим за рекой По... Разве мы раскаиваемся, что к нам переселились из Испании бальбы?.. Что же погубило лакедемонян и афинян, как не то, что они отгораживались от побежденных, так как те чужестранцы? А основатель нашего государства Ромул отличался столь выдающейся мудростью, что видел во многих на протяжении одного и того же дня сначала врагов, потом - граждан" [1].

Феодальное общество, пришедшее на смену рабовладельческому, не знало института гражданства. Вместо него в средние века появляется термин "подданство", характеризующий личную зависимость крепостного от феодала. Подданство означало платить дань, находиться под властью феодала и монарха. В "Своде основных государственных законов Российской империи" говорилось, что российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности, согласно постановлениям закона. Повинности и налоги составляли существо феодального подданства. И это бремя лежало на трудящихся, поскольку феодальное общество делилось на сословия, низшими из которых были крестьяне и ремесленники.

В России официальное признание термин "подданство" получил не ранее второй половины XYII века. По "Соборному Уложению" царя Алексея Михайловича 1649 года подданство еще неизвестно, но встречается в жалованной грамоте Богдану Хмельницкому и всему войску Запорожскому от 27 марта 1654 года.

В Россию термин "подданство" пришел вероятнее всего из Польши. Об свидетельствует переписка между Москвой и Польшей конца XYI начала XYII веков. В письмах со стороны Польши говорится о поданных короля и подданных великого князя Руси. В русских же письмах царь и великий князь говорит о своих людях и людях польского короля. Но с течением времени термин "подданство" признается и в России.

С возникновением в Европе в средние века городов и по мере их экономического укрепления, они начинают вступать в борьбу с феодалами, добиваясь освобождения от их власти и приобретая нередко право самоуправления. В этих условиях горожане обретали определенную сумму прав, их правовое положение становится отличным от феодального подданства. Постепенно слово "горожанин" преобразуется в понятие "гражданин", противостоящее подданству и символизирующее лично свободного человека, как некий идеал, который в условиях феодального общества не мог быть осуществим для неимущих. В это время формируется муниципальное гражданство, сочетающее в себе, с одной стороны, прямое подчинение индивида власти, основанной не на договоре и не на землевладении, что было характерно сеньерату и сюзеренитету, а на статуте, с другой стороны, участие населения в городском самоуправлении, следовательно, в той же муниципальной власти [2]. Говоря о городской автономии, Ж.Боден разграничивает понятия "гражданин" и "горожанин", ставя горожанина выше гражданина [3]. Следует отметить, что Законом об автономии Аланских островов в составе Финляндии, принятом в 1951 году, предусмотрено местное (региональное) гражданство [4].

С приходом к власти буржуазии, на смену феодальному подданству приходит институт гражданства. Появление этой категории было объективно предопределено.

В буржуазном обществе принцип формального равенства перед законом обусловлен и вызван к жизни экономическими потребностями. Переход от ремесла к мануфактуре требовал существования рабочих не связанных феодальными путами, свободных и равных в выборе работодателя, которому они продают свою рабочую силу. Гражданство, пришедшее на смену феодальному подданству с его многочисленными сословиями, и есть политико-правовое закрепление формального равенства, как равенства всех перед законом, которое не привело и не могло привести к фактическому уравнению всех в пользовании экономическими благами и участию во власти.

Есть слова, которые олицетворяют появление новых эпох, их гордое звучание воскресает в памяти славные и грозные страницы истории. Равенство, демократия, гражданин - эти слова возродились в период буржуазных революций, их пафос придавал романтическую окраску тем бурным событиям. Во времена Великой Французской революции слово гражданин звучало как символ новой эпохи. На одном из плакатов Французской революции 1789 года было начертано: "Здесь в почете звание гражданин". Герои и жертвы этой революции обращались друг к другу - гражданин Робеспьер, гражданин Марат, гражданин Дантон... "Пять миллионов французов отдали свои жизни за то, чтобы не считаться поданными", - писал Б. Констан [5].

В настоящее время утрачивается различие между категориями гражданство и подданство и последнее означает правовую связь с государством, имевшим монархическую форму правления, например Великобритания. В других монархиях, например в Дании, отказываются от термина подданство и используют в законодательстве категорию гражданство, что свидетельствует об их идентичности применительно к современному политико-правовому лексикону.

Гражданство обладает политическим, классовым характером. Об этом свидетельствует история его возникновения, об этом говорят примеры как давно прошедших времен, так и наших дней.

В процессе разработки Гражданского кодекса Франции 1804 года возникли разногласия о приобретении французского гражданства. Наполеон Бонапарт по этому поводу заявил: "Чем больше граждан, тем больше солдат", пытаясь приспособить гражданство к целям своей завоевательной политики.

Когда в состав Парижской Коммуны был избран венгр Франкел комиссия по проверке выборов на вопрос о том, могут ли иностранцы быть членами Коммуны, дала следующий ответ: "Принимая во внимание что знамя Коммуны есть знамя Всемирной республики; что каждый город имеет право предоставлять гражданство иностранцам, которые ему служат, ... комиссия считает, что иностранцы могут быть допущены в Коммуну, и предлагает допустить в ее состав гражданина Франкеля" [6].

Есть и другие примеры использования категории гражданства в политических целях. Так, немецкие власти в начале мая 1918 года провели так называемую перерегистрацию русских военнопленных с целью выявления лиц, родившихся на оккупированных ими территориях. Таким пленным были выданы эрзац-паспорта, в которых, в которых они уже значились как лица без гражданства. Проведя эту операцию, немецкие военные власти начали их мобилизацию в армию. Действия германской администрации опирались на директиву германского генерального штаба, которая предписывала всеми силами препятствовать возвращению на родину лиц, пригодных для несения военной службы, боясь усиления формирующейся Красной Армии [7].

Власти Израиля также пытались использовать гражданство, исходя из своих внешнеполитических целей, объявляя, что где бы гражданин еврейской нации ни проживал, он является гражданином Израиля и несет перед ним обязанности, в первую очередь воинские. Политика Израиля находила поддержку со стороны США. Она проявилась и в вопросах гражданства. В соответствии с законами США, американец, служащий в вооруженных силах иностранного государства, теряет свое гражданство. Согласно же решения Верховного суда США, американцы могли служить в Израиле без потери такового.

Первым официальным документом новой власти, в котором подданные бывшей Российской империи именовались гражданами, было Обращение Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов "К гражданам России", обнародованное 7 ноября 1917 года. После Октября 1917 года специальным юридическим актом о гражданстве в нашей стране был Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 года "Об уничтожении сословий и гражданских чинов", в котором говорилось: "Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, титулы - княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики".

Как юридическая категория гражданство рассматривается в единстве трех его сторон:

1) гражданство как субъективное право;

2) гражданство как правоотношение;

3) гражданство как правовой институт.

Гражданство представляет собой своеобразное субъективное право. Его особенность состоит в том, что оно является необходимой предпосылкой для наделения лица всеми правами, свободами и обязанностями, закрепленными Конституцией Российской Федерации.

Гражданство как субъективное право включает в себя ряд правомочий, наиболее характерные из которых следующие: правомочие гражданина проживать на территории государства; обладать всем комплексом прав, свобод и обязанностей, предусмотренных основным Законом; замещать любые государственные должности; пользоваться защитой прав и законных интересов со стороны государства как на его территории, так и вне ее; свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства.

Государству свойственно стоять на страже прав и законных интересов своих граждан. Всем известен исторический поединок, который вел Г.Димитров и его болгарские товарищи на Лейпцигском процессе с фашистской кликой, обвинявшей их в поджоге рейхстага. Фашистский суд вынужден был вынести Г.Димитрову и его товарищам оправдательный приговор. Но оправданные болгары не были освобождены. Еще два месяца находились они в тюрьме. Антифашисты всего мира вели напряженную борьбу за их жизнь и свободу. Решительные действия по освобождению болгарских коммунистов предпринял Советский Союз. Президиум ЦИК СССР своим решением признал Г.Димитрова, Б.Попова и В.Танева гражданами СССР. И теперь уже Советское государство защищало их как своих граждан. В годовщину поджога рейхстага они были освобождены и ступили на территорию нашей страны [8].

Есть и другие примеры принятия в гражданство. В 1959 году аргентинский врач Эрнесто Че Гевара был провозглашен гражданином Кубы за заслуги перед ее народом.

В истории встречается и иное. Почетным гражданином ряда западногерманских городов до настоящего времени является, ввергнувший человечество в ужас второй мировой войны, Адольф Гитлер.

В момент нападения фашисткой Германии на нашу страну на территории Германии и оккупированных ею территориях находилось около тысячи граждан СССР. В Советском Союзе к этому времени осталось лишь 120 граждан Германии. Немецкая сторона предложила обменять на такое же число советских людей. Наше государство отвергло это предложение и, выполняя обязанности по защите прав и интересов своих граждан, сделало все необходимое, чтобы переправить их из охваченной войной Европы через нейтральные страны на отечественную территорию [9].

Итак, гражданство есть субъективное право. В таком смысле настоящая категория употребляется во многих важнейших юридических актах. Так, в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, говорится: "Каждый человек имеет право на гражданство". Принцип 3 Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, формулируется следующим образом: "Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство" [10]. В ч. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года сказано, что каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства [11]. В ст. 20 Конституции РСФСР 1918 года употреблялось понятие "права российского гражданства". В ст. 1 Закона о гражданстве Российской Федерации, принятого 28 ноября 1991 года, говорится, что в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство.

Гражданство в тоже время является правоотношением. Это прочное, устойчивое правовое отношение, правовая связь лица с государством. В данном правоотношении взаимными правами и обязанностями обладают как гражданин, так и государство, которое обязано защищать и охранять законные права и интересы своих граждан как на собственной территории, так и за ее пределами, когда гражданин находится за границей. "Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами", - говорится в Конституции России. Граждане Российской Федерации за ее пределами, согласно ст. 75 российского закона о гражданстве, пользуются защитой и покровительством федерации.

Устойчивость гражданства как правоотношения проявляется в пространстве и во времени. В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь лица с государством сохраняется и тогда, когда гражданин выезжает за границу. И в этом случае у них имеются взаимные права и обязанности. Согласно ст. 4 российского закона о гражданстве, проживание гражданина России за пределами федерации не прекращает его гражданства. Гражданство территориально не ограничено.

Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности и бессрочности. Оно не может время от времени исчезать, а потом вновь появляться. Гражданство сохраняется, как правило, на протяжении всей жизни лица.

И, наконец, третий смысл настоящего понятия - гражданство как правовой институт. В этом смысле гражданство представляет собой комплекс правовых норм, регулирующих специфическую. группу общественных отношений по поводу связи в виде гражданства лица и государства.

Все три аспекта юридического понятия гражданства органически между собой связаны. Но, вместе с тем, их нельзя смешивать и отождествлять, так как каждое из них имеет свои характерные особенности, в каждое из них вкладывается свой специфический смысл. Но аккумулируя все это, законодатель в преамбуле Закона о гражданстве Российской Федерации дает общее понятие гражданства. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Российское гражданство характеризуется единством. Это значит, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе федерации, являются одновременно гражданами этой республики, имея равные конституционные права, свободы и обязанности. Так, в категории единого гражданства проявляется важнейший принцип Российского многонационального государства - равенство наций и народностей, населяющих нашу страну.

Отношения гражданства в Российской Федерации в настоящее время закрепляются и регулируются Конституцией России, конституциями республик, Законом о гражданстве Российской Федерации, принятом 28 ноября 1991 года с последующими изменениями и дополнениями, иными правовыми актами. Но этому предшествовала более чем семидесятилетняя история советского законодательства.

С первых дней своего существования Советская Россия начала издавать правовые акты, направленные на установление нового института - гражданства. До образования СССР и принятия первой общесоюзной Конституции 1924 года вопросы гражданства регулировались законодательством республик. Особое место среди законодательных актов, сыгравших заметную роль в складывании института советского гражданства занимает декрет от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства". Им устанавливалось правило, согласно которому иностранцы, проживающие на территории России, принимались в гражданство местными Советами по месту жительства. Конституция РСФСР 1918 года (ст. 20) признавала за местными Советами право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР для трудовых занятий, принадлежащих к рабочему классу или к непользующемуся чужим трудом крестьянству. В период с апреля по ноябрь 1918 года Саратовским губисполкомом было принято в гражданство 297 иностранцев.

С образованием СССР его верховным органам предоставлялось право принимать основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев. (Конституция СССР 1924 года, ст. 1, п. X). В соответствии с этим были приняты Положения о союзном гражданстве от 29 октября 1924 года, Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 года, Положение о гражданстве Союза ССР от 22 апреля 1931 года.

Положением 1924 года право приема иностранцев в советское гражданство было отнесено к ведению ЦИК союзных республик, которые также решали вопросы о выходе из советского гражданства.

По Положению 1930 года Президиум ЦИК СССР получил исключительное право решать вопрос о приеме в гражданство иностранцев, живущих за границей и окончательно решать вопрос о лишении гражданства.

19 августа 1938 года в соответствии с принятой в 1936 году Конституции СССР был принят Закон "О гражданстве СССР".

Согласно ст. 2 Закона, гражданами СССР являлись: а) все состоявшие к 7 ноября 1917 года поданными бывшей Российской империи и не утратившие советское гражданство, б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Закон устанавливал единое союзное гражданство, в силу чего гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.

Согласно ст. 5 Закона вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, не имеющим гражданства СССР, не влечет изменение гражданства. Вместе с тем устанавливался порядок изменения гражданства детей. До 14-летнего возраста при изменении гражданства родителей, выходящих из гражданства СССР или приобретающих советское гражданство, дети следовали гражданству родителей. В возрасте от 14 до 18 лет для изменения гражданства детей требовалось их согласие. Из смысла ст. 6 Закона о гражданстве 1938 года явствовало, что дети советских граждан приобретают гражданство СССР с момента рождения. Однако правовой нормы в Законе об этом не содержалось. Настоящий пробел восполнили Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, принятые в 1968 году. В ст. 30 Основ, которая называлась "Гражданство детей", содержалась следующая норма: "Ребенок, оба родителя которого ко времени его рождения состояли гражданами СССР, признается гражданином СССР, где бы он ни родился". Часть 2 ст. 30 Основ посвящена разрешению вопроса о гражданстве ребенка, если советским гражданином является лишь один из его родителей. В этом случае ребенок признавался гражданином СССР, если хотя бы один из родителей во время рождения ребенка проживал на территории СССР. Если же в это время оба родителя проживали вне пределов СССР, гражданство ребенка определялось по их согласию.

Закон о гражданстве 1938 года устанавливал порядок натурализации. Иностранцы принимались в гражданство СССР по их ходатайству Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета союзной республики, в пределах которой они проживали. К исключительной компетенции СССР в лице Президиума Верховного Совета СССР относился прием в советское гражданство иностранцев, проживающих за пределами СССР.

Закон о гражданстве решал вопрос об утрате гражданства, различая выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства разрешался Президиумом Верховного Совета СССР, лишение гражданства происходило по инициативе Президиума Верховного Совета СССР, а не соответствующего лица.

Закон о гражданстве СССР 1938 года впервые в истории советского законодательства ввел правовое состояние без гражданства (апатриды). К лицам без гражданства стали причислять тех, кто проживал на территории СССР, не обладая советским гражданством и не имея доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству.

Закон о гражданстве 1938 года имел пробелы. Он не предусматривал право оптации. Но Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 октября 1946 года в соответствии с соглашением между СССР и Чехословакией установил, что переселяющиеся из СССР в Чехословакию лица, желающие принять гражданство Чехословакии, теряют с момента выезда советское гражданство, и, наоборот, переселяющиеся в СССР из Чехословакии лица русской, белорусской и украинской национальностей признаются с момента прибытия в СССР советскими гражданами.

В последующем появилась необходимость в издании ряда указов, регламентирующих порядок приобретения и восстановления гражданства. Основанием приобретения гражданства СССР могла быть репатриация. Так, согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1946 года лица армянской национальности, возвращающиеся из-за границы в Советскую Армению, признавались гражданами СССР с момента их прибытия в Советский Союз. Законодатель использовал и ренатурализацию. Указом Президиума Верховного Совета от 8 марта 1941 года в гражданство СССР были восстановлены жители Бессарабии, ранее являвшиеся поданными Российской империи.

В дальнейшем общесоюзные законы о гражданстве принимались в 1978 и 1990 годах.

Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 года воспринял положительное, что было в отечественном законодательстве, внес новое, учел общепринятые нормы международного права, основываясь на российских реалиях. Закон имеет преамбулу, состоит из девяти глав, включающих пятьдесят одну статью. В ст. 1 Закона, в частности, сказано, что в Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его; гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора. Необходимо отметить, что в ранее действовавшем отечественном законодательстве предусматривалось лишение гражданства. Закон о гражданстве СССР 1938 года устанавливал возможность лишения гражданства как по приговору суда, так и в силу особого в каждом случае указа Президиума Верховного Совета СССР. Лишение гражданства, как мера наказания, назначаемая судом, предусматривалась в ряде статей Уголовного кодекса РСФСР 1926 года. Принятые в 1958 году Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик исключили из уголовного законодательства лишение гражданства в качестве меры уголовного наказания, но такая мера оставалась как вид конституционной ответственности, применяемой к гражданам Президиумом Верховного Совета СССР.

Закон о гражданстве СССР 1978 года в ст. 18 закрепил положение о том, что лишение гражданства может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности страны. Аналогичные формулировки содержались в Консульском уставе СССР, в ст. 41 которого говорилось, что консул с согласия главы дипломатического представительства СССР в государстве пребывания может возбуждать ходатайство о лишении гражданства лиц, совершивших действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР. Согласно ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1979 года о порядке введения в действие закона о гражданстве 1978 года, лицо, лишенное гражданства СССР, могло быть выдворено из его пределов [12].

Закон о гражданстве СССР 1990 года ограничил круг лиц, которые могли лишаться гражданства. Так, в ст. 23 Закона говорилось, что лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае в отношении лица, проживающего за границей, если оно совершило действия, наносящие существенный ущерб государственным интересам или государственной безопасности СССР [13]. Как и в отношении кого нередко применялась эти нормы можно судить по указам о лишении гражданства известных всему миру людей. Это писатель А.И.Солженицын и его жена, правозащитник П.Г. Григоренко, музыкант М.Л.Ростропович и его жена певица Г.П.Вишневская, шахматист В.А.Корчной, писатель В.Н.Войнович, театральный деятель Ю.П.Любимов и многие другие [14]. В дальнейшем в связи с наметившейся в нашей стране демократизацией и попыткой приблизиться к мировым стандартам в области прав человека издавались указы о восстановлении в гражданстве лиц, ранее необоснованно его лишенных [15].

Комитет Конституционного надзора СССР, рассмотрев вопрос "О соответствии Конституции СССР и международных актах о правах человека положений законодательства о лишении и утрате гражданства", в своем заключении от 14 февраля 1991 года отметил, что право быть гражданином СССР не обеспечено необходимой защитой, а Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 года "О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль", согласно которому такие лица считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР, то есть автоматически, не соответствует Конституции СССР, закону о гражданстве СССР и международным актам о правах человека [16]. Необходимо обратить внимание на то, что закон о гражданстве не предусматривал такой способ утраты гражданства, как выбытие из него.

Тенденция к демократизации нашего общества нашла проявление и в вопросах гражданства. 5 сентября 1991 года внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, оказавшийся последним, принял Декларацию прав и свобод человека, в ст. 5 которой говорилось о том, что никто не может быть лишен гражданства или права на изменение гражданства [17]. Аналогичное положение было сформулировано в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года, в ст. 5 которой сказано: "Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации и выслан за ее пределы" [18]. Данный принцип отражен в ст. 1 Закона о гражданстве Российской Федерации, принятом 28 ноября 1991 года, он был включен в Конституцию республики 1978 года (ст. 36), содержится в новом Основном Законе.

В данном вопросе отечественный законодатель, опираясь на общепризнанные нормы международного права, еще более демократизировал его принципы, так как Всеобщая декларация прав человека допускает лишение гражданства, в ст. 15 которой говорится о том, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство [19]. Следовательно, в соответствии с законом такие действия возможны.

Ранее отечественное законодательство не допускало двойное гражданство. Теперь же, согласно ч. 2 ст. 3 закона о гражданстве, гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым Россия имеет соответствующий договор. Возможно, таким образом, появление в нашей стране бипатридов, лиц с двойным гражданством.

Впервые после октября 1917 года устанавливается почетное российское гражданство, которое предоставляется Президентом. Царская Россия не имела гражданства, существовало подданство, но были почетные граждане. На Красной площади в Москве установлен памятник, на котором начертано: "Гражданину Минину и князю Пожарскому".

Согласно ст. 8 Закона о гражданстве, лицу, не являвшемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, может быть с его согласия предоставлено почетное гражданство Российской Федерации.

Закон регламентирует приобретение гражданства. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента России от 10 апреля 1992 года, Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденное распоряжением Президента от 23 июня 1992 года, детализирует эту процедуру [20].

Приобретению гражданства Российской Федерации посвящена вторая глава Закона, в ст. 12 которого закреплены основания и порядок приобретения гражданства. Оно приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным договорами России; ж) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Типичным способом приобретения гражданства является его приобретение по рождению. Известен случай, когда гражданка Аргентины, направляясь из Буэнос-Айреса в Нью-Йорк, во время промежуточной посадки самолета в Рио-де-Жанейро родила ребенка. Бразильские власти не разрешили везти ребенка дальше, пока на него не была оформлена выездная виза, стоившая немалых денег.

Каждое государство, будучи суверенным, само определяет основания для признания лиц своими гражданами по рождению. При этом используется принцип "права территории" или принцип "права крови". Согласно первого принципа, родившийся ребенок приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился. Данный принцип используется в законодательстве латиноамериканских стран.

В российском законодательстве применяется принцип "права крови", согласно которому родившийся ребенок приобретает гражданство своих родителей независимо от места рождения. В Законе о гражданстве Российской Федерации сказано, что ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации, независимо от места рождения.

В нашем законодательстве используется и принцип "права территории". Например, ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве свидетельствует о том, что при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такового соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на ее территории.

Согласно ст. 16 Закона, находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации.

Принцип "права территории" нашел отражение и в ч. 2 ст. 17 Закона о гражданстве, где сказано, что ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

Интересным в связи с этим является доклад Народного комиссара по иностранным делам СССР Г.В.Чичерина о союзном гражданстве, с которым он выступил на сессии ЦИК СССР 24 октября 1924 года. Он, в частности, сказал: "Когда мы определяем, кто является советским гражданином по своему происхождению, то прежде всего нам нужно решить: не применять ли принцип, предлагаемый некоторыми, тот принцип, который осуществляется в британской конституции, - т.е. всякий человек, родившийся на территории Британской империи, если только он не сын экстерриториального дипломата, даже в том случае, если он родился на английском корабле, рассматривается как британский гражданин. Это есть так называемое "право солнца", то есть пережиток средневекового феодального понятия, что принадлежность к феодальному владению определяется той землей, где человек родился, - этот пережиток феодальных понятий имеет в свою очередь корни в чрезвычайно древних отношениях родового быта старинных германцев. Этот принцип носит определенный империалистический характер, но для нас он неподходящ уже по совершенно ясным практическим соображениям. Действительно, мы вовсе не собираемся раздаривать с большой легкостью посторонним элементам советское гражданство.

Советское гражданство есть очень большая политическая ценность. Прием иностранцев в советское гражданство производится такими высокими учреждениями, как ЦИК, и производится только после чрезвычайно тщательной проверки. Между тем, если признать, что всякий родившийся на советской территории есть советский гражданин, это означает, что если иностранный коммерсант, спекулянты, торговые служащие живут на нашей территории, то их дети - советские граждане, - другими словами, элемент нам совершенно чуждый, совершенно посторонний, будет также приниматься в советское гражданство. Какой-нибудь спекулянт жил на нашей территории, у него родился ребенок, потом он уехал, никакого отношения к нам не имеет, но его ребенок подрастает и будет заявлять, что он - советский гражданин, будет требовать допущения на нашу территорию, будет требовать пользования всеми правами советского гражданина, и это в то время, когда мы в высшей степени тщательно взвешиваем, кого мы принимаем в нашу среду и кому мы даем высокое звание советского гражданина" [21]. Такие подходы к проблеме гражданства существовали в нашей стране в двадцатые годы нынешнего столетия.

Принципы приобретения гражданства использовались и в антидемократических целях. В гитлеровской Германии, например, принцип "права крови" приобрел расистский характер. Согласно фашистским нюрнбергским законам, имперскими гражданами могли быть лишь "истинные арийцы" [22].

В российском законодательстве закреплен принцип равного гражданства. В ст. 2 Закона о гражданстве говорится, что гражданство в российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения. Принцип равноправия находит проявление и в том, что вступление в брак гражданина или гражданки Российской Федерации с лицом, являющимся гражданином иностранного государства, не влечет автоматического изменения российского гражданства.

Новым для отечественного законодательства является приобретение гражданства в порядке регистрации, то есть путем упрощенной процедуры в соответствии со ст. 18 Закона о гражданстве. В таком порядке гражданство Российской Федерации приобретает, например, лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином России. В порядке регистрации российское гражданство приобретают также дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

Закон о гражданстве Российской Федерации, вступивший в силу 6 февраля 1992 года, предоставляет право гражданам бывшего СССР, проживающим на территории государств входивших в состав бывшего Союза ССР, до 2000 года приобрести российское гражданство в упрощенном порядке путем регистрации, то есть путем подачи заявления в консульские учреждения по месту проживания. В иных случаях, предусмотренных ст. 18 Закона о гражданстве, заявление и иные необходимые документы предоставляются в органы внутренних дел.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобрести российское гражданство путем приема или натурализации, по терминологии зарубежного законодательства. Условием для этого является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Так впервые российский законодатель ввел ценз оседлости при решении вопросов гражданства.

В ч. 3 ст. 19 Закона предусматриваются обстоятельства облегчающие прием в гражданство, то есть дающие право на сокращение вплоть до снятия требований о времени проживания на территории России. Такими обстоятельствами являются: а) состояние в гражданстве бывшего СССР; б) усыновление ребенка - гражданина Российской Федерации; в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющей интерес для нашей страны; г) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в ее возрождении, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; д) получение убежища на территории Российской Федерации.

Ходатайства о приеме в гражданство отклоняются в отношении тех, кто выступает за насильственное изменение конституционного строя нашей страны; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

Глава III Закона посвящена прекращению гражданства Российской Федерации. Основанием для этого является выход из гражданства, отмена решения о приеме в гражданство. Гражданство может быть прекращено путем оптации, то есть выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории, по другим основаниям, предусмотренным международными договорами и настоящим Законом.

Выход из гражданства - это добровольное действие, осуществляемое по желанию лица. Ходатайство о выходе из российского гражданства может быть отклонено, если гражданин проживает или имеет намерения поселиться в стране, не связанной с Российским государством договором о правовой помощи. Сам же гражданин имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством. Но эта норма не является императивной, она факультативна. Даже при данных обстоятельствах в выходе из гражданства может быть как отказано, так и не отказано.

В части же 3 ст. 23 Закона содержится императивное веление. Здесь сказано, что выход из российского гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также, если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе федерации.

Значительное внимание в Законе уделено гражданству детей. Согласно его норм, гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при их письменном согласии. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. Согласие таких родителей на изменение гражданства детей не требуется.

Ребенок, являющийся гражданином Российской федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в российском гражданстве, сохраняет свое гражданство. Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его российским гражданином или супругами гражданами Российской Федерации, становится российским гражданином.

Законодатель определил государственные органы, ведающие делами о гражданстве. Ими являются: Президент Российской Федерации, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте, министерства внутренних и иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Президент Российской Федерации решает вопросы приема в российское гражданство иностранных граждан, граждан бывшего Союза ССР, лиц без гражданства, а также восстановления в российском гражданстве и выхода из него. Эти полномочия распространяются на лиц, вопросы гражданства в отношении которых не решаются в порядке регистрации. К компетенции Президента относится разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства, а также отмена решения о приеме в российское гражданство. Президент предоставляет почетное гражданство Российской Федерации. Его решения окончательные, они оформляются принятием указов.

Предварительную работу ведет Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, основными задачами которой, согласно Положению о ней, являются подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве и предоставлении политического убежища, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по данным вопросам.

В пределах своей компетенции Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о предоставлении политического убежища, почетного и двойного гражданства, а также готовит предложения о разработке законопроектов, иных нормативных актов, внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, регламентирующее вопросы гражданства, предоставления политического убежища, российской паспортной системы. Комиссия взаимодействует с соответствующими подразделениями парламента, МВД и МИД Российской Федерации, органами культуры, науки и образования, руководящими органами республик. Ею учитывается мнение республики, на территории которой желает поселиться принимаемое в гражданство лицо, о целесообразности его приема или восстановления в российском гражданстве, о возможности трудового, жилищного и иного устройства в республике.

Комиссия поддерживает связи с российскими и зарубежными общественными организациями, в том числе с организациями зарубежных соотечественников, через средства массовой информации дает разъяснения, проводит совещания и конференции по вопросам гражданства.

Комиссия образуется Президентом, который назначает непосредственно подотчетного ему председателя. Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В ее состав входят работники исполнительного и представительного органа Федерации, министры иностранных и внутренних дел, юстиции, директор ФСБ, начальник отдела по вопросам гражданства администрации Президента, представители общественности. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины ее членов. Решения принимаются простым большинством голосов. Рабочим аппаратом Комиссии является отдел по вопросам гражданства администрации Президента.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и подведомственные ему органы принимают от лиц, постоянно проживающих на территории нашего государства, проверяют факты и документы, представленные в их обоснование, направляют ходатайства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

МВД и подведомственные ему органы определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих на территории федерации, к российскому гражданству, осуществляют по их заявлениям регистрацию приобретения или прекращения ими российского гражданства. По этим вопросам органы внутренних дел принимают окончательные решения. Их деятельность в данной сфере детализируется ведомственной инструкцией по организации работы органов внутренних дел России при рассмотрении вопросов о гражданстве Российской Федерации.

Министерство иностранных дел, дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации принимают от лиц, проживающих за пределами России, заявления и ходатайства по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в их обоснование и направляют материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Дипломатические представительства и консульские учреждения вправе принимать окончательные решения, определяя принадлежность лиц, проживающих за пределами нашего государства, к гражданству Российской Федерации, осуществляя в отношении их регистрацию приобретения или прекращения российского гражданства. данные органы введут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за ее пределами.

Закон о гражданстве, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданстве Российской Федерации регламентирует процедуру производства по данным делам. Закон содержит как материальные, так и процессуальные нормы, в то время как Положение, главным образом, - процессуальные. В Законе имеется специальная четвертая глава, посвященная производству по делам о гражданстве. Положением регламентируется форма и порядок оформления документов при приобретении гражданства в результате признания, по рождению, в порядке регистрации, в результате приема и выхода из гражданства по ходатайству. Закрепляется процедура восстановления и выхода из гражданства в порядке регистрации, отмены решения о приеме в гражданство, оформления материалов о принадлежности к российскому гражданству. Специально регламентирован порядок исполнения указов Президента о гражданстве.

Согласно действующему законодательству, в случаях, когда приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации оформляется в порядке регистрации, то есть в упрощенном порядке, подается заявление. В иных случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, в соответствующие органы обращаются с ходатайством. Оформление приобретения или прекращения гражданства начинается по месту проживания лица. Заявления и ходатайства подаются в городские и районные органы внутренних дел, а лицами, проживающими за пределами России, - в соответствующие дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации. По данным документам Федеральная служба безопасности, куда они также направляются, представляет в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте свои заключения.

Согласно ст. 41 Закона о гражданстве, срок рассмотрения заявления по вопросам гражданства не должен превышать шести месяцев, а ходатайства - девяти. В силу ст. 5 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства срок рассмотрения заявлений и ходатайств в органах внутренних дел и органах безопасности на местах, МВД, и ФСБ России, в дипломатических представительствах, консульских учреждениях и МИД России не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента Российской Федерации. Выдача документов осуществляется теми органами, которыми принимались заявления и ходатайства о гражданстве.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 года "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации" предусмотрен вкладыш к паспорту гражданина СССР, свидетельству о рождении и удостоверению личности (военному билету) военнослужащего, свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации [23].

Закон (глава VIII) предусматривает возможность обжалования решений по вопросам гражданства. Решения полномочного органа об отказе в регистрации приобретения или превращения российского гражданства либо о принадлежности к нему могут быть обжалованы в месячный срок в суд по месту жительства заявителя. При нарушении порядка рассмотрения дел о гражданстве и исполнения решений по ним, отказ в приеме заявлений и ходатайств, нарушение сроков их рассмотрения возможно обжалование действий должностных лиц либо в порядке подчиненности, либо в суд. Лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных лиц дипломатических представительств или консульских учреждений России в Московский городской суд.

Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 года использует понятия "иностранный гражданин", "лицо без гражданства" и дает им определение. Иностранный гражданин - это лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданство Российской Федерации. Лицо без гражданства (апатрид) не принадлежит к российскому гражданству и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Иностранный гражданин, пребывая на территории Российской Федерации, находится в правовой связи как с Российским государством, так и с государством, гражданином которого он является. Находясь под юрисдикцией государства пребывания, он не теряет в то же время правовой связи со своим государством. Данное положение распространяется на иностранцев, прибывших в нашу страну на ограниченный срок и на постоянное место жительства, и имеет некоторые особенности в отношении лиц, обладающих дипломатическим и консульским иммунитетом и тех, кому предоставлено политическое убежище. На лиц, обладающих правом экстерриториальности, иммунитетом, не распространяется юрисдикция страны пребывания. Иностранцы, пользующиеся политическим убежищем, теряют, как правило, правовую связь с государством своего гражданства.

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации определяется российским законодательством и международными договорами. Им может быть определен национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, а также специальный (преференциальный) режим. Национальный режим исходит из того, что иностранцы в определенной мере приравниваются к гражданам страны пребывания. Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцы пользуются на территории Российской Федерации всеми теми наиболее благоприятными условиями, которые предоставлены гражданам любого третьего государства. Специальный режим отличается предоставлением определенных привилегий и преимуществ обычно в отношениях с соседними странами. Например, в области приграничной торговли, общения населения, упрощенного порядка посещения родственников в сопредельных странах и др. [24].

Тот или иной режим устанавливается на основе взаимности. При этом государства самостоятельно определяют объем прав, которыми наделяются находящиеся на их территориях иностранцы. В этом одно из проявлений суверенитета государства, его право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики.

Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют с некоторыми изъятиями (например, не обладают избирательным правом, не служат в армии) такие же права и обязанности, как и российские граждане.

Россия существует не в изолированном от внешнего мира пространстве. Их законодательство о гражданстве предопределяет правовой статус данных групп населения.

8 октября 1991 года был принят Закон о гражданстве Украины [25]. В нем сказано, что гражданами Украины являются лица, к моменту вступления в силу настоящего Закона проживающие в Украине, не являющиеся гражданами других государств и не возражающие против приобретения украинского гражданства.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство Украины. Условиями принятия является отказ от иностранного гражданства и постоянное проживание на территории Украины в течение последних пяти лет. Настоящее правило не распространяется на лиц, изъявивших желание стать гражданами Украины при условии, если они родились на ее территории и не состоят в гражданстве других государств. Условиями принятия в гражданство являются также владение украинским языком в объеме, достаточном для общения, наличие законных источников существования, признание и исполнение Конституции Украины.

Упрощенный порядок предоставления гражданства Украины может применяться к женщинам, которые замужем за гражданами Украины, по их просьбе и при условии отказа от иностранного гражданства.

В Украине существует единое гражданство, за лицом, являющимся гражданином Украины, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Вместе с тем допускается на основании двусторонних межгосударственных договоров двойное гражданство.

Недемократично решаются вопросы признания гражданства в странах Балтии - Латвии, Литве, Эстонии. Здесь установлен высокий ценз оседлости, обязательное знание государственного языка, иные требования, существенно осложняющие обретение статуса граждан выходцам, в частности, из России, даже при достаточно длительном их проживании в этих республиках.

В мае-июне 1993 года Государственное Собрание Эстонской Республики приняло закон о выборах в органы местного самоуправления и закон об иностранцах. Этими актами игнорируются интересы сотен тысяч этнических русских, постоянно проживающих в Эстонии, в связи с чем Верховным Советом Российской Федерации было принято специальное постановление, направленное на их защиту [26]. Те жители Эстонии, которым ранее было отказано в праве приобрести эстонское гражданство, теперь лишены и права на участие в местном самоуправлении даже в тех районах, где они составляют абсолютное большинство населения. Полмиллиона постоянных жителей республики фактически объявляются своего рода нелегальными иммигрантами. Они лишаются права на выбор гражданства, места жительства, права на свободу передвижения и трудоустройства.

Бывшим союзным республикам, членам нынешнего СНГ можно было бы использовать положительный опыт северных соседей. Так, государства - члены Северного Совета, в состав которого входят две республики (Исландия и Финляндия), три монархии (Дания, Норвегия, Швеция) с тремя автономиями (Гренландия и Фарерские острова в составе Дании, Аландские острова в составе Финляндии), установили льготы для получения гражданства другой страны в рамках Совета. Граждане Финляндии, например, имеют право на приобретение гражданства Швеции через два года после переселения в нее, в то время, как для остальных, ценз оседлости установлен в пять лет [27].

Нельзя перечеркнуть десятилетия совместного проживания в одном государстве - СССР. Мудрость политиков должна проявиться в заботе о людях, в создании условий для решения многих проблем, вызванных распадом Союза ССР. К числу таковых относится и проблема гражданства, которая выходит за рамки юрисдикции каждого государства, имея международно-правовой аспект. Следование национального законодательства основополагающим международно-правовым принципам и нормам является одним из условий его соответствия международным стандартам, принятым в современном цивилизованном мире. Учет традиций, психологии и культуры проживания в когда-то едином Союзе ССР, гуманизм в отношении бывших соотечественников поможет законодателям бывших союзных республик решить проблемы гражданства, исходя из интересов всех и каждого конкретного человека вне зависимости от его национальности.

1. Подольный Р. Как рождаются, живут и не умирают народы // Знание - сила. 1973. No 4 С. 28-29.

2. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С. 363-364.

3. См.: Государство и право. 1992. No 6. С. 146.

4. См.: Конституционный вестник. Приложение 1. Аландские острова - образец территориальной автономии. М., 1990. С. 37-38.

5. См.: Государство и право. 1992. No 6. С. 150.

6. Советский ежегодник международного права. 1971. М., 1973. С. 55.

7. Зарницкий С., Трофимов Л. Так начинался Наркоминдел. М., 1984. С. 105-106.

8. Георгий Димитров. Биографический очерк. М., 1973. С. 127.

9. Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М., 1987. С. 64-80.

10. Современное международное право. Сборник документов. М., 1964. С. 260, 261.

11. Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 47.

12. Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. No 27; 1979. No 25.

13. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. No 23.

14. См., например: Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. No 11; 1978. No 8, 12, 26; 1979. No 1; 1980. No 6, 15; 1981. No 3, 25, 27; 1982. No 3, 12; 1984. No 29; 1985. No 12, 29, 35, 44, 46; 1986. No 2.

15. См., например: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. No 28.

16. См.: Там же. 1991. No 9.

17. См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. No 37.

18. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР Верховного Совета РСФСР. 1991. No 52.

19. Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 138.

20. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. No 17, 26.

21. См. приложение к кн.: Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925. С. 80-81.

22. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. С. 11.

23. Российская газета. 1992. 22 декабря.

24. Лазарев Л.В., Марышев Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (правовое положение). М., 1992. С. 36.

25. Рабочая газета. 1991. 15 ноября.

26. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. No 23. Ст. 1074.

27. Государство и право. 1992. No 12. С. 127.




1996. - No 9-10 (16-17)
http://www.niiss.ru/mag12_grazhdanstvo.shtml
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован