19 сентября 2018
481

О понятии «учебные достижения студентов» в условиях компетентностного подхода

            Концептуальное введение в педагогическое измерение учебных достижений

 

Салидин Калдыбаев,

директор института развития образования и инноваций Международного университета Ататурк-Алатоо (Кыргызстан)

e-mail: kaldibaev@rambler.ru

 

Жанара Байтуголова,

ст. преподаватель Нарынского государственного университета им. С.Нааматова (Кыргызстан)

e-mail: janara899@gmail.com

Опубликовано в ж. «Педагогические Измерения», №4 2014 г.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы определения содержания и структуры понятия «учебные достижения студентов» в контексте компетентностного подхода к обучению. Анализируется связь с понятиями «компетенция», «результат обучения».

 

Ключевые слова: компетенция, государственный образовательный стандарт, результат обучения, учебные достижения, знания, умения и навыки.

 

Введение

В последние годы в системе образования Кыргызстана наметился сдвиг целевого акцента от знаниевой парадигмы к компетентностной. В связи с трансформацией высшего образования Кыргызской Республики к Болонскому процессу и в связи с необходимостью ориентировать образовательный процесс на конечный результат появились новые трудности в системе оценивания уровня подготовленности студентов. После принятия в Кыргызстане стратегии и концепции развития образования, нормативных документов о переходе к двухуровневой системе обучения появилась возможность пересмотра содержания некоторых понятий, касающихся оцениванию результатов учебной деятельности студентов.

 

Компетентностный подход к обучению.

Данные обстоятельства позволяют рассмотреть вопросы об изученности понятий «результат обучения» и «учебные достижения студентов» с точки зрения компетентностного подхода.

В 2011 году Правительством Кыргызской Республики принято Постановление «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике»[1]. Постановлением утверждены макеты государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки для бакалавров и магистров, по специальностям, а также перечни направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. На основании данного документа с 2012 – 2013 учебного года в системе высшего образования Кыргызской Республики введена двухуровневая структура высшего профессионального образования. Данным документом положено начало обновления содержания высшего образования в Кыргызской Республике, причем в качестве одного из оснований обновления высшего образования значится компетентностный подход.

Компетентностный подход в исследованиях определяется как подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Данное понятие получило распространение в системе высшего образования Кыргызстана сравнительно недавно, в связи с разработкой государственного образовательного стандарта нового поколения и дискуссиями о проблемах и путях реформирования высшего образования Кыргызстана. Как известно, компетентностный подход в образовании позволяет обеспечить возможность обучающемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки, использовать разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Следовательно, задача высшего образования состоит в развитии у студентов способности самостоятельно решать проблемы, возникшие в различных видах деятельности. Содержанием образования в этом случае становится дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Образовательный процесс строится путем создания условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

С точки зрения компетентностного подхода цели должны предшествовать отбору его содержания. Сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.

Государственный образовательный стандарт по направлению «педагогическое образование»[2], основанная на компетентностном подходе предполагает внедрения новых форм, методов и средств обучения и оценивания. В первую очередь потребуется изменения в нормативной базе деятельности вузов, в документах об итоговой аттестации выпускников, аттестации и аккредитации вузов. Естественно, что необходимым условием компетентностного подхода становится разработка нового поколения образовательных программ и учебных планов. Создание этих условий потребует множества усилий, но, не используя компетентностный подход, невозможно достигнуть нового качества образования.

 

Результат обучения

В связи с анализом работ, посвященных компетентностному подходу, нельзя обойти фундаментальное понятие о результатах обучения. Данному вопросу стали уделить внимание лишь в последнее время. В последние годы в европейском образовательном пространстве особое место занимают многочисленные дискуссии о сущности результатов обучения. С 2003 года эти дискуссии начинают выступать в качестве важнейшего структурного элемента прозрачности системы высшего образования и квалификаций в Европе.

Об этом свидетельствуют многочисленные национальные и международные конференции и семинары, последовавшие в разных странах Европы. Эта прозаичная тема приобретает такое значение, которое никак не прогнозировалось в начале Болонского процесса. Результаты обучения признаются одним из основных компонентов реформы европейского высшего образования.

Бергенское коммюнике (2005) принимает результаты обучения как основа для общих «Дублинских дескрипторов» для трех циклов Европейского высшего образования. В Лондонском коммюнике (2007) расширена значимость результатов обучения. Отмечается, что результат обучения значим для определения ECTS, для развития реформы учебного плана и инноваций, для выражения целей модулей и учебных программ, а также как метод, содействующий развитию студенто-центрированного обучения[3].

На Болонском семинаре «Высшее образование на базе результатов обучения – Шотландский опыт» (г. Эдинбург, 2008 г.) именно результаты образования были названы основными «строительными блоками» болонских образовательных реформ и именно этот методологический подход определен в качестве «сердцевины», ядра парадигмы, перехода к обучению центрированный студенту[4].

В коммюнике 2012 года (г. Бухарест, Румыния) понятию «результаты обучения» отведена центральная системообразующая роль в формировании механизмов прозрачности, оценки и признания образования: «Для консолидации высшего образования в рамках Европейского образовательного пространства необходимо более значительное внедрение результатов обучения»[5].

 

Результаты обучения и компетенции

Документы Болонского процесса требуют ориентироваться на результат обучения, сформулировать его предварительно для каждого учебного курса. В методической литературе результат обучения отмечается, как конкретные знания, умения и навыки, которые демонстрируют учащиеся в итоге изучения того или иного вопроса[6]. В документах болонского процесса результаты обучения определяются как «заявления о том, что обучающийся будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения, которые определяются в терминах знаний, умений и компетенций»[7].

В работе кыргызстанских исследователей результат обучения определяется как «усвоенные учеником знания, умения и навыки, сформированные на их основе интеллектуальные и творческие способности, социально значимые свойства (качества, компетентность, познавательная самостоятельность), эмоционально-ценностные отношения с окружающей действительностью, которые выражаются посредством уровней усвоения»[8].

Документы Болонского соглашения предлагают различать понятия «результат обучения» и «компетенция», чтобы отличить разные роли наиболее активных участников – профессорско-преподавательского состава и студентов. Желаемые, планируемые результаты формулируются преподавателями. Во время обучения студенты обладают компетенциями и тем самым развивают их. Другими словами, результаты обучения являются формулировкой того, что обучающийся должен знать, понимать и демонстрировать после завершения процесса обучения. Более того, по мнению специалистов, результаты обучения формулируются в виде требования кредитов, дисциплин, в виде квалификационной рамки выпускников. Сформулированные компетенции в государственном образовательном стандарте, как требования к выпускникам, также является результатом обучения. Таким образом, понятие результат обучения приобретает более обобщенный смысл, как отчужденное, наперед заданное требование для подготовки специалистов.

Кроме этого, результат обучения формулируется и как знания и навыки, способности, которых студентам следует усвоить посредством изучения определенного предмета. Результаты обучения – расшифровка компетенций, применительно к образовательному процессу. Именно в раскрытии этого вопроса результаты обучения соотносятся с учебными достижениями студентов. Именно в области изучения определенного предмета, в характеристике экзаменационной сессии может идти речь об учебных достижениях студентов. Через действия студента во время сдачи зачетно-экзаменационной сессии раскрывается суть их достижений. Поэтому появляется необходимость обратить особое внимание на учебные достижения студентов в рамках образовательного процесса.

 

Учебные достижения студентов

 Это один из главных показателей высшего образования. Данное понятие ещё не исследовано в педагогике в должной степени. Особенность использования данного термина заключается в том, что, с одной стороны, по требованию государственного образовательного стандарта студент должен отслеживаться при завершении обучения, по показателям своих достижений. С другой стороны, это достижения отдельного человека как результат личной активности, стремления удовлетворить свои потребности в познании, самообразовании и самосовершенствовании.

Если обратиться к происхождению данного термина, то можно полагать, что он появился в начале ХХ века с появлением педагогического тестирования. В это время были созданы тесты учебных достижений, характеризующиеся как совокупность заданий, предназначенных для проверки усвоенных знаний, умений и навыков обучающихся по завершению обучения. И примерно в те годы начали употреблять термин «учебные достижения». Из определения тестов можно было понять, что учебные достижения характеризуется как усвоенные знания, умения и навыки.

В словаре понятие «достижение» характеризуется как «успех, положительный результат работы»[9]. С этой точки зрения исследователи обозначили смысл учебных достижений как успех обучаемого, достигнутого в результате овладения знанием, умением и навыком по тем или иным учебным предметам. Согласно этому, в некоторых случаях тесты учебных достижений назывались тестами успешности. Успех также характеризуется как субъектное переживание личностью радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого. В словаре С.И. Ожегова слово «успех» раскрывается в двух значениях: во-первых, это положительный результат какой-либо деятельности; во-вторых, это общественное признание, одобрение достижений со стороны окружающих или коллектива[10].

Понятие «достижение» широко исследовано в психологии. Анализ зарубежной литературы показал, что проблема достижений характеризуется как составная часть проблем самоактуализации и самосовершенствования личности. Как отмечает Н.Л.Сабурова, достижения – природная, потенциально заложенная в личности потребность, которая включает в себя стремление человека к положительным эмоциям в учебной деятельности. Стремление личности к достижениям заложено в ней от природы и развивается под влиянием общества[11].

В педагогической и методической литературе учебные достижения характеризуются как результат обучения. По мнению ученых, результат является подтверждением прошлых достижений личности, проявлением стремления личности к самосовершенствованию и свидетельствует о её продвижении в учебной деятельности.

А.А.Малыгин под учебными достижениями понимает доступные наблюдению и оцениванию методами теории педагогических измерений индивидуальные результаты обучения студентов (знания, умения, навыки и компетенции), их личностные новообразования и способы учебной деятельности, выраженные количественными и качественными показателями [12]. По мнению В.Е.Мусиной учебные достижения школьников понимаются как процесс и результат развития учащихся через освоение ими социального опыта в учебном процессе и становление их готовности к самостоятельной организации своей деятельности [13].

 

Результат обучения и учебные достижения студентов

Как показывает анализ исследований, оперирование понятиями «результат обучения» содержит трудности. Результат может быть охарактеризован как предварительно планируемые, наперёд заданные требования. Во всяком случае, определения авторов склоняются к такому смыслу. Понятия «результат обучения» и «учебные достижения» сходятся на стадии подведения итога учебной деятельности студентов по изучению определенной дисциплины. Когда достигнута поставленная цель, когда реализован планируемый результат, когда произошли изменения в самой личности в результате осуществления учебной деятельности.

Кроме этого, данные понятия идентифицируются в пределах образовательной программы учебных модулей. Поэтому в рамках этих деятельностей мы будем в дальнейшем оперировать понятием «учебные достижения студентов». Следовательно, учебные достижения студентов можно определить как реализованный результат обучения.

По мнению исследователей, при построении учебной программы и модулей, очень важно использование компетенций. Учебная программа должна содержать знания и навыки, которые студенты должны усвоить. Компетенции основываются на требованиях общества, для того, чтобы студенты могли быть востребованы на рынке труда. В данном случае результаты обучения – это те знания и навыки, способности, сформулированные в учебной программе, входящие в состав компетенции. В образовательном процессе, в итоге освоения данной дисциплины результаты обучения превращаются в учебные достижения. Поэтому цели и задачи изучения предметов должны быть составлены с точки зрения деятельности студентов, чтобы на стадии оценивания студент мог продемонстрировать свои достижения.

Учебные достижения отвечают на вопрос: что знает студент, понимает и делает сейчас, после завершения процесса обучения. Результаты обучения используются как инструмент для разработки модели программ подготовки. А учебные достижения формируются на основании сформулированного результата обучения. Проектирование учебных модулей с использованием результатов обучения - это движение в сторону студенто-центрированного подхода в высшем образовании.

Этот подход становится основой перехода от содержания модуля и курса (чему преподаватели должны учить) к учебным достижениям (что студент должен уметь делать после успешного окончания модуля). Если результат обучения показывает, что от студентов ожидается, с тем, чтобы они знали, что делать им для успешного освоения модуля, то учебные достижения студентов показывают успешность усвоения модуля или курса. Поэтому полнота и глубина учебных достижений зависит от формулировки результатов обучения. Однако здесь следует учитывать методы обучения и оценивания для достижения поставленной цели. Поэтому важно, чтобы результаты обучения были сформулированы четко и основательно.

 

Учебные достижения студентов как система

Анализ показывает, что формированию нового содержания понятия «учебные достижения» послужат понятия «результат обучения», «компетентностный подход в образовании», «компетенция и компетентность» и «студентоцентрированное обучение». Поэтому, учебные достижения понимается нами как система, нацеленная на целостность, имеющая взаимосвязанные элементы. Свыше было отмечено, что учебные достижения студентов это сформированные знания-умения, способности, компетенции, которые выражаются в готовности обучаемых использовать их в социально-практических и жизненных ситуациях.

Работа Блума может дать направление для формулировки учебных достижений студентов. Но его иерархию мышления не следует рассматривать как единственный источник для разработки учебных достижений. Они являются плодом размышлений о реалистичной и достижимой комбинации знаний и пониманий, практических навыков (в том числе применение знания и понимания), познавательных и интеллектуальных умений.

Процесс определения элементов в структуре учебных достижений студентов - действительно сложный процесс. И на уровне учебных предметов и модулей он требует размышлений. Элементы разрабатываются в контексте, где необходимо учитывать многие переменные - структуры квалификаций, внешние контрольные точки, предшествующий опыт, предметные эталоны, обратная связь от студентов. Методисты предлагают разрабатывать результаты обучения с использованием глаголов в настоящем времени, предоставляя возможность превращения их в учебные достижения уже на стадии планирования. Примерами такого оформления можно увидеть в учебных программах дисциплин модулей, в самом государственном образовательном стандарте.

Например, в учебной программе дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения»[14], приведены компетенции с указанием деятельностей, осуществляемых на данный момент. Приведем пример:

ПК – 3: способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

Данная профессиональная компетенция далее расшифровывается в виде элементов учебных достижений студентов:

1. Знает:

  • современные подходы к объективной оценке учебных достижений школьников;
  • классификации тестов и тестовых заданий;
  • объективные требования к оценке знаний;
  • способ психологического и педагогического изучения обучающихся (диагностика);
  • функции диагностики;
  • требования к проведению диагностической процедуры; виды диагностики;
  • сущность и структуру проведения зачета;
  • требования к организации зачета.

2. Умеет:

  • учитывать требования к современным средствам оценивания результатов обучения при решении профессиональных задач;
  • применять контрольно-оценочные процедуры в учебном процессе с учетом требований модернизации образования;
  • применять в процессе обучения математике зачет в качестве одной из форм диагностики знаний, умений и навыков;
  • проектировать мониторинг достижения учащихся в классах различного профиля;
  • анализировать ошибки учащихся в процессе проведения мониторинга.

3. Владеет:

  • мониторингом в профильном обучении как критерием готовности личности к профессиональному самоопределению;
  • способом оценивания результатов Государственной итоговой аттестации в основной (базовой) и старшей (профильной) школе;
  • корректной оценкой качества тестов и их дальнейшего совершенствования;
  • умением пользоваться альтернативными средствами оценивания учебных достижений школьников.

Как видно из приведенного примера, элементы учебных достижений студентов в свою очередь становятся показателями оценивания. Поэтому исследователями предлагаются использовать показатели универсального характера, пригодные для большинства учебных дисциплин. Причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимися в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся оцениванию.

Кроме ЗУН, в качестве учебных достижений студентов можно выделить виды операций мыслительной деятельности студентов как компоненты интеллектуальных умений:

  1. Сравнение – процесс установления сходства и различия знаний по определенным признакам. Оно включает в себя выявление сходства и различия объектов изучения.
  2. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого объекта на части. Студент самостоятельно разбивает изучаемый материал на составные части, свойства, элементы и компоненты, устанавливает связи между ними. Синтез – мысленное соединение в единое целое частей или свойств изучаемого объекта. Например, в решении задачи вырабатывается план ее решения, в подготовке письменного доклада используются мнения разных авторов для выработки своей точки зрения и т.д.
  3. Абстрагирование и конкретизация. В процессе абстрагирования студент мысленно отходит от конкретных объектов посредством вычленения отдельных их признаков. Это может быть создание модели, схемы, чертежа и т.д. Посредством конкретизации обеспечивается целостность и единство изучаемого объекта с ясной характеристикой ее связей и отношений. Это может быть нахождение студентом способа конструирования объектов изучения, характеристика свойств и отношений объекта, интерпретация разработанной модели, разработанной схемы и рисунка и т.д.
  4. Систематизация и обобщение. При систематизации студент упорядочивает изучаемый объект как единое целое. Примерами систематизации могут быть: действие студента по составлению группы понятий по определенным свойствам, группировка заданий по различным методам решения, разделение учебного материала на составные части по различным основаниям и т.д. Обобщение – выявление общих признаков и объединение изучаемого объекта по этим признакам. В процессе обобщения студенты выделяют общие и существенные признаки и указывают на их отличие от несущественных признаков.
  5. Оперирование понятиями и суждениями, умозаключениями. Усвоение понятий – сложный процесс мышления. Следовательно, формирование понятий предполагает проведение множества мыслительных операций. А дальнейшее закрепление, проникновение в сущность понятий обусловливает оперирование понятиями, суждениями, формулировкой умозаключений, которые в совокупности составляют компоненты более высокого уровня интеллектуальных умений. Умозаключение предполагает формулировки выводов на основе суждения, доказательства истинности суждений. Студенты должны уметь составить умозаключение по методу индукции (формулировка выводов от частного к общему), по методу дедукции (формулировка выводов от общего к частному), по методу аналогии (сходство объектов и явлений).

Учебные достижения студентов не ограничиваются этими составляющими. В качестве важных компонентов могут служить:

  • познавательная активность студента;
  • умение мыслить и действовать самостоятельно;
  • сформированность навыков самоконтроля;
  • общие и специальные умственные способности.

 

Заключение

Есть много причин для оценивания учебных достижений студентов с позиции компетентностного подхода. Среди них – желание добиться большей точности и прозрачности квалификаций и квалификационных структур, обеспечить четкую информацию для студентов, лучше адаптировать образование к индивидуальным потребностям, установить и развить связи с рынком труда и занятости, облегчить признание, обеспечить непрерывную связь между профессионально-техническим и высшим образованием, реформировать учебные программы.

Таким образом, можно заключить, учебные достижения студентов определяются в терминах набора знаний, навыков, способностей, позиций и понимания, приобретаемых студентами, как результат получения им некоторого опыта в процессе профессиональной подготовки. Они представляют собой нечто большее, чем пример методологического подхода к выражению и описанию учебных программ и модулей, дескрипторов уровней, циклов и квалификаций, связанных с квалификационными структурами нового стиля. И измерение учебных достижений с их новыми составляющими предполагает уже другие, инновационные методы, в числе которых значится всемерно признанная технология педагогического тестирования.

 

[1] Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике» от 23 августа 2011 г., август 2011 года.

[2] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование (бакалавр). – Б.: 2013. – 176 с

[3] http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/Bologna/documents/mdc/London_ Communique18May2007.pdf

[4] БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с

[5] http://www.bologna-bucharest2012.ehea.info

[6] Планирование обязательных результатов обучения математике /Л.О.Денищева, Л.В.Кузнецова, И.А.Лурье и др.; Сост. В.В.Фирсов. –М.: Просвещение, 1989. – 237 с

[7] The European qualifications framework for lifelong learning (EQF), European Communities 2008.

[8] Калдыбаев С.К., Ажыбаев Д.М., Бекежанов М.М. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе: практико-ориентированная монография – Бишкек, 2007. –С.37

[9] Толковый словарь Ушакова. Источн: slovopedia.com/3/196/784497.html

[10] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с

[11] Сабурова Н. Л. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения начального образования. Автореф. дисс…к.п.н. –Новокузнецк, 2009. -23 с.

[12] Малыгин А. А. Адаптивное тестирование учебных достижений студентов в дистанционном обучении. Дисс...к.п.н. – М., 2011. – 183 с

[13] Мусина В.Е. Педагогический мониторинг учебных достижений школьников в деятельности учителя. Автореф. …к.п.н. – Белгород, 2009. – 19с.

[14] Рабочая учебная программа по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» для ПрОП «050100.62 – Педагогическое образование» Профиль: Математическое образование по профессиональному циклу Б3.В.00 «Курсы по выбору студента». – Екатеринбург, 2011. – 23 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован