04 июня 2002
220

О Программе оснащения жилых и общественных зданий - потребителей энергоресурсов и воды приборами учета на период 1997 - 2000 г

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 1997 г. N 148

О ПРОГРАММЕ ОСНАЩЕНИЯ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ -
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ И ВОДЫ ПРИБОРАМИ УЧЕТА
НА ПЕРИОД 1997 - 2000 ГОДОВ В ГОРОДАХ И
РАЙОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Во исполнение Федерального закона от 3 апреля 1996 года N
28-ФЗ `Об энергоснабжении` и руководствуясь `Методикой разработки
территориальных программ оснащения жилых помещений счетчиками
тепла, газа, воды и другими контрольно-измерительными приборами`,
подготовленною Минстроем и Минтопэнерго России постановляю:
1. Утвердить, разработанную комитетом администрации края по
жилищно-коммунальному, газовому хозяйству и строительству с учетом
предложений администраций городов и районов, `Программу оснащения
жилых и общественных зданий - потребителей энергоресурсов и воды
приборами учета на период 1997 - 2000 годов в городах и районах
края (прилагается).
2. Рекомендовать главам администраций городов и районов края:
2.1. Разработать и утвердить в 1 квартале 1997 года местные
программы установки приборов учета в жилом фонде, на объектах
социальной сферы, у других потребителей энергоресурсов и воды.
2.2. Определить объемы, источники финансирования и на
конкурсной основе исполнителей, ответственных за монтаж и
сервисное обслуживание средств измерения потребления тепловой
энергии, горячей и холодной воды, природного газа.
2.3. Разработать и утвердить нормы потребления энергоносителей
и воды, для внедрения дифференцированной оплаты за нормативное и
сверхнормативное их потребление.
2.4. Начиная со II полугодия 1997 года запретить прием в
эксплуатацию вновь вводимых, реконструируемых и капитально
отремонтированных жилых домов и объектов социально-культурного
назначения без приборов учета энергоносителей и воды. После
установки приборов учета взаиморасчеты энергоснабжающих,
водоснабжающих и газоснабжающих организаций с потребителями
осуществляются по их показаниям в соответствии с действующими
нормативными актами.
2.5. Довести до сведения потребителей энергоресурсов и воды
через средства массовой информации преимущества приборного учета,
инициировав этим процесс установки приборов у собственников жилых
и общественных зданий, квартиросъемщиков.
3. Акционерному обществу открытого типа `Алтайкрайгазсервис`
(Головин), главам администраций городов и районов края, где
ведутся работы по приему природного газа, предусматривать
включение затрат по оснащению потребителей приборами учета газа в
сметы на строительно-монтажные работы по газификации.
4. Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия
(Аргучинский) в пределах выделяемых средств выполнить установку
приборов раздельного учета электроэнергии на предприятиях
сельского хозяйства края согласно утвержденной `Программы`.
5. Комитету администрации края по промышленности (Стоянков)
рассмотреть возможность изготовления приборов учета расхода
тепловой энергии, холодной и горячей воды, природного газа на
промышленных предприятиях края и внести предложения к 01.07.97
года.
6. Главному управлению экономики и инвестиций (Псарев) при
формировании годовых инвестиционных программ Алтайского края на
1997 - 2000 годы предусматривать на возвратной основе выделение
средств городам и районам на выполнение утвержденных объемов
установки приборов учета и изготовления их на промышленных
предприятиях края.
7. Комитету администрации края по жилищно-коммунальному,
газовому хозяйству и строительству (Санников) на базе ПТУ-18
организовать подготовку специалистов по обслуживанию приборов
учета тепловой энергии, холодной и горячей воды, природного газа.
8. Комитетам администрации края по образованию
(Сковородников), по здравоохранению (Аскалонов), по культуре и
туризму (Ломакин) с целью сокращения дотаций на энерго- и
водообеспечение потребителей социальной сферы разработать
соответствующие мероприятия по установке приборов учета в
подведомственных организациях.
9. Считать утратившими силу:
- постановление администрации Алтайского края от 30.09.93 г. N
270 `Об установке коммерческих приборов учета тепловой энергии`;
- постановление администрации Алтайского края от 08.12.93 г. N
364 `О мерах по организации поквартирного учета расхода газа,
тепла, холодной и горячей воды в жилых домах на территории края`.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет администрации края по жилищно-коммунальному, газовому
хозяйству и строительству (Санников) и первого заместителя главы
администрации края В.С.Германенко.

Глава администрации
Алтайского края
А.А.СУРИКОВ






Утверждена
постановлением
администрации края
от 12 марта 1997 г. N 148


ПРОГРАММА
ОСНАЩЕНИЯ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЭНЕРГОРЕСУРСОВ И ВОДЫ ПРИБОРАМИ УЧЕТА НА ПЕРИОД
1997 - 2000 ГОДЫ В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения

Согласно данным Минтопэнерго России и Минстроя России в
последние пять лет эффективность использования энергетических
ресурсов в промышленности России снизилась на 50%, энергоемкость
валового национального продукта превысила показатели стран
Западной Европы в 2 - 2,5 раза.
Энергорасточительство в сфере материального производства
сопровождается ростом энергопотребления населением. Большая часть
прироста энергопотребления и воды расходуется на покрытие
возрастающих потерь. Так, в крае от всего объема поданной
электроэнергии, тепловой энергии, воды питьевого назначения в 1996
году потери составили соответственно 16,7%, 11% и 15,4% и величина
их из года в год растет.
В настоящее время населением и социальной сферой расходуется
до 33 - 37% потребляемых в Российской Федерации энергетических
ресурсов. Общий потенциал энергоснабжения у этой группы
потребителей оценивается 95 - 100 млн. тонн условного топлива
(Т.У.Т.) в год, при этом за счет малозатратных мероприятий со
сроком окупаемости инвестиций менее одного года может быть
сэкономлено до 30 - 35 млн. Т.У.Т. в год.
Многочисленными натурными исследованиями режимов работы систем
централизованного горячего водоснабжения доказано, что в интервале
температур воды 50 - 70 градусов С, количество тепла, расходуемого
на горячее водоснабжение одного человека, остается примерно
постоянным. При этом увеличение температуры горячей воды
сопровождается снижением ее расхода с одновременным увеличением
расхода холодной воды. При снижении температуры горячей воды в
точках водозабора ниже 45 - 40 градусов С резко увеличивается как
расход горячей воды, так и расход тепла на горячее водоснабжение.
Расход энергии на пищеприготовление в жилых зданиях, как
правило, не превышает 5 - 8% от суммарного энергопотребления и
определяется жизненнонеобходимыми потребностями.
В настоящее время население оплачивает не более 30 - 40%
реальной стоимости потребляемых энергоносителей и воды. Быстрый
отказ от дотационных схем расчета населения без реализации мер
селективной поддержки малообеспеченных групп населения обусловит
рост неплатежей и социальной напряженности без фактического
экономического эффекта.
Как показывает опыт внедрения средств учета потребляемых
энергоносителей и воды, срок окупаемости их не превышает одного
года и сокращает платежи не менее чем на 15 - 20%.
В то же время отсутствие учета тепла, воды, газа не
стимулирует эксплуатационный персонал, потребителей и население к
постоянному проведению мероприятий по их экономии, наносит большой
экономический ущерб краю.
До 25 - 30% потенциала экономии сосредоточено в системах
инженерного оборудования, до 70% экономии может быть получено
непосредственно в зданиях и сооружениях.
Поквартирными системами учета потребления энергии в крае
оснащены только электроустановки. Групповым приборным учетом
потребляемого тепла и воды охвачено не более 8% абонентов.
Индивидуальный учет расходуемого тепла, воды и природного газа
отсутствует.
Требуется установка раздельного учета электрической энергии,
потребляемой населением и предприятиями сельского хозяйства, в
сельской местности.

II. Цели программы

Основными целями программы оснащения жилья и других
потребителей счетчиками тепла, газа, воды и регулирующими
приборами являются:
- повышение надежности и устойчивости энерго- и водоснабжения
бытовых потребителей за счет повышения уровня экономической
ответственности;
- сокращение дотаций из бюджетов на энерго- и водообеспечение
населению и потребителям бюджетной сферы;
- оперативное потребление потерь воды, тепла, газа в сетях и
принятие мер по устранению их;
- ликвидация возможности эксплуатационных организаций за счет
населения и дотаций из местных бюджетов оплачивать
непроизводительные потери энергоносителей и воды;
- создание экономической мотивации населения к рациональному
расходованию воды, тепла и газа, устранению утечек воды путем
самостоятельного ремонта и замены водозаборной и водосливной
арматуры;
- переход на дифференцированные системы оплаты за нормативное
и сверхнормативное потребление энергоресурсов и воды.
Сверхнормативное потребление должно оплачиваться по повышенным
ценам и тарифам.
Конечной целью реализации программы является повышение
качества теплового, воздушного и светового режимов жилых
помещений, а также уровня санитарной гигиены при снижении затрат
на энерго- и водоснабжение.
Учитывая важность поставленных задач Правительством России
2000 год определен конечным сроком оснащения потребителей
средствами учета расхода энергоресурсов и воды. На основании этого
разработаны графики объемов и сроков установки приборов учета
воды, газа, тепловой энергии по городам и районам и приборов
раздельного учета электрической энергии в сельских районах края на
период 1997 - 2000 годы, согласованные с администрацией городов и
районов (приложения к программе N 1, 2, 3).

III. Общие положения по формированию программы

При разработке программы и определении приоритетов и
очередности внедрения систем и средств приборного учета
энергоносителей и воды учитывалось, что:
1. На отопление здания доля от общих энергозатрат составляет
50 - 55%. При наличии центральных систем отопления в
многоквартирных зданиях потребители не имеют технической
возможности регулировать теплоотдачу нагревательных приборов. В
этих условиях установка теплосчетчиков на отдельных нагревательных
приборах нецелесообразна. При внедрении надежных средств ручного
или автоматического регулирования теплоотдачи нагревательных
приборов в однотрубных системах отопления установка простейших
(испарительных) теплосчетчиков также не дает положительного
эффекта из-за повышенной погрешности этих приборов.
Поэтому на обозримую перспективу установка теплосчетчиков
рекомендуется на домовых тепловых пунктах и центральных тепловых
пунктах с разнесением их показаний между квартиросъемщиками
пропорционально занимаемой площади.
2. На горячее водоснабжение доля от общих энергозатрат
составляет 30 - 35%. При этом ежегодно потребляется одним жителем
до 45 кубических метров горячей и до 90 кубических метров холодной
воды.
Действующие нормы расхода горячей и холодной воды в 2 - 2,5
раза превышают гигиенически обоснованные значения и получены на
опыте эксплуатации систем с завышенными утечками и другими
непроизводительными расходами воды. Поэтому установка поквартирных
счетчиков горячей и холодной воды даже при некачественной
водозаборной и водосливной аппаратуре рассматривалась в качестве
первоочередного мероприятия.
3. Расход энергии на пищеприготовление, как правило, не
превышает 5 - 8% от суммарного энергопотребления и практически
определяется жизненно необходимыми потребностями. При наличии
только газовых плит в многоквартирных жилых домах установка
поквартирных газовых счетчиков требует дополнительного
обоснования. При наличии газовых водоподогревателей
целесообразность установки счетчиков газа не вызывает сомнения.
Подвод природного газа к индивидуальным домостроениям должен
сопровождаться приборами учета вне зависимости от количества и
типа установленных газовых приборов.

IV. Организационные мероприятия, обеспечивающие
выполнение программы

Для своевременного и эффективного выполнения работ по
установке приборов учета расхода тепла, газа, горячей и холодной
воды программой предусматривается:
- обязательное внедрение `Положения по оплате жилья и
коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсации
(субсидий)` при реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 18.06.96 г. N 707 `Об упорядочении систем оплаты
жилья и коммунальных услуг`;
- включение энергоснабжающими, водоснабжающими и
газоснабжающими предприятиями затрат на приобретение и установку
приборов (систем) учета энергоресурсов и воды в цены и тарифы на
них;
- возложение обязанностей по содержанию приборов (узлов)
учета, снятию показаний, подготовке эксплуатационного персонала
возложить на энерго- и водоснабжающие организации;
- финансирование приборообеспечения объектов бюджетных
организаций соответствующими бюджетами;
- разработка администрацией городов и районов энерго- и
водоснабжающими предприятиями адресной социальной защиты
малообеспеченной части населения по приобретению и установке
приборов учета, схем снижения на определенный срок цен и тарифов
за энергоресурсы и воду потребителям, активно внедряющим средства
учета.

V. Базовые нормативные документы

Разработка краевой программы оснащение жилых и общественных
зданий - потребителей энергоресурсов и воды приборами учета
базируется на следующих нормативных актах:
- Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ `Об
энергоснабжении`;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.95
г. N 1087 `О неотложных мерах по энергосбережению`;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.94
N 1099 `Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и
правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых
отходов`;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.96
N 707 `Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг`;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.94
N 1445 `Об утверждении правил поставки газа потребителям
Российской Федерации`;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95
N 239 `О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)`;
- Минстроем России внесены изменения в строительные нормы и
правила: в СНиП 2.04.07-85 `Тепловые сети`, в СНиП 2.04.05-91
`Отопление, вентиляция и кондиционирование`, в СНиП 2.04.05-87
`Газоснабжение`.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован