11 апреля 2002
98

О расширении международного инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке и Забайкалье России

Привлечение в регион иностранного капитала в форме кредита, прямых портфельных инвестиций является основной стратегической задачей республики, позволяющей реализовать программы будущего экономического роста.

После крушения банковской системы и отказа Правительства РФ платить по своим долгам в стране и, особенно, в Дальневосточном регионе сложилась очень сложная экономическая ситуация, которая никоим образом не способствует улучшению инвестиционного климата в регионе. Потенциальные иностранные инвесторы боятся вкладывать свои капиталы в страну политически и экономически нестабильную, с неопределенным законодательством, с обременительной налоговой системой, с неразвитой деловой инфраструктурой.

На сегодняшний день вложения зарубежного капитала в Дальневосточный регион не оказывают существенного влияния на изменения финансовой среды и экономическую ситуацию в целом. Предприятия с иностранными инвестициями не обеспечили заметного роста числа новых рабочих мест и не решили проблемы совершенствования структуры внешней торговли.

В Республике Саха (Якутия) общее количество зарегистрированных предприятий с частичным или полным иностранным капиталом достигло 99, однако практической деятельностью занимаются только 30 совместных предприятий. Наибольшее количество предприятий с иностранным капиталом зарегистрировано с участием китайских, американских, южнокорейских, канадских, немецких, австрийских и бельгийских фирм.

В целях совершенствования законодательной базы по созданию условий для привлечения инвестиций разработан проект закона `Об инвестиционной деятельности в РС (Я)`. Создана республиканская инвестиционная компания `Саха-Капитал`, основной задачей которой является формирование инвестиционного портфеля республики, привлечение внутренних и внешних заемных средств для высокоэффективных и жизнеобеспечивающих отраслей и предприятий республики.

Со стороны Правительства Республики Саха (Якутия) предпринимаются определенные шаги по снижению налогового бремени для предприятий с иностранными инвестициями.

Доля предприятий с иностранными инвестициями в общереспубликанском экспорте мизерный (колеблется от 0,26 до 0,34%, доля СП в импорте - от 0,19 до 2,63%). Доля СП в общереспубликанском производстве промышленной продукции колеблется от 0,6% до 0,4%.

Сегодня существует ряд внешних и внутренних факторов, тормозящих нормальный процесс иностранного инвестирования в экономику Дальнего Востока и Забайкалья, К внешним, в частности, относятся продолжение действия всех количественных ограничений и демпинговых мер по отношению к России на мировых рынках товаров, блокирование доступа России к мировым рынкам капитала,

К внутренним проблемам следует отнести:

отсутствие на федеральном и региональном уровнях продуманной консолидированной инвестиционной политики, в том числе в части привлечения иностранных инвестиций (за исключением, однако, недавно принятого федерального закона о лизинге)

неэффективное законодательство в сферах внешнеэкономической и инвестиционной деятельности: отсутствие льгот для иностранных инвесторов, отсутствие государственных гарантий сохранности иностранных капиталов

высокий уровень налогообложения действующих предприятий

недостаточная надежность существующей банковской системы

Стимулирование иностранных инвестиций в экономику как республики, так и по Дальнему Востоку предполагает прежде всего создание в регионе инвестиционного климата не менее привлекательного, чем в соседних с регионом странах АТР. Работа в этом направлении должна вестись совместными усилиями на нескольких уровнях:

на федеральном - через лоббирование соответствующих изменений в российском законодательстве

на региональном - через принятия нужных законов на местном уровне для создания благоприятных условий для предпринимательства

на уровне конкретных инвесторов и инвестиционных проектов - через информационное обеспечение и формирование среды, способной принять иностранные инвестиции.

Система мер по стимулированию и расширению международного инвестиционного сотрудничества включает в себя:

разработку Закона РФ `О концессионных договорах`

составление поправок к Закону РФ `О соглашениях о разделе продукции`

разработку администрациями республик, краев и областей Дальнего Востока и Забайкалья региональных программ привлечения зарубежных и отечественных инвестиций выделением наиболее важных и социально-значимых проектов, а также активная поддержка уже существующих программ с целью доведения уровня разработки инвестиционных проектов до международных требований;

объединение усилий администраций республик, краев и областей Дальнего Востока и Забайкалья, а также государственную поддержку в продвижении инвестиционных проектов на внешний рынок и предоставлении проектов на международных инвестиционных выставках и форумах (в этом плане уже достигнуты немалые результаты).

создание региональных и межрегиональных фондов по реализации приоритетных проектов Дальнего Востока и Забайкалья.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован