Эксклюзив
07 августа 2012
3019

О развитии велотранспорта в России

Что мешает развитию велотранспорта в России? Сразу подчеркну: речь пойдет не о производстве велосипедов, не о велоспорте, а именно о велотранспорте. О транспорте, который должен стать существенным дополнением, а в городах даже и некой альтернативой транспорту автомобильному. Что нужно сделать для того, чтобы велосипед был не просто средством для активного отдыха, а привычным средством передвижения?

Об этом много говорят, но все ограничивается пока прокладками велодорожек в парках, что говрит о том, что велосипед у нас рассматривается как средство отдыха, а не передвижения, каковым он вообщето в основном является.

Велосипед завоевал массовое признание более века назад. Массово признается его полезность. Особенно в крупных городах, а также в сельской местности. Но почему ж тогда Россия по степени насыщения национальных дорог велосипедами плетется в хвосте у всего мира! Постараюсь изложить свои соображения по этому поводу.

Давным-давно, когда деревья были большими, мне, вместе с родителями, довелось жить в ГДР, в утопающем в соснах военном городке Мальвинкеле. Память детства хранит многое, но почему-то из множества тамошних социальных технологий мне больше всего запомнилась велопарковка возле нашего военторга. Это простейшее приспособление, состоящее из ячеек для велосипедов, позволяло оставлять своих двухколесных коней у входа в магазин. Опасаешься угона? Пристегни педального коня замком на цепи к стойке. То есть секрет того, что не только жители нашего полусекретного городка, но и всей Германии, а точнее, всей Европы, активно разъезжали на велосипедах по хозяйственным делам, был в том, что велосипедистам просто было где припарковаться, причем с гарантией сохранности.

А вот ни в Союзе, ни в России нигде и никогда мне таких велостоек видеть не доводилось. Думается, что в том и есть первая причина неразвитости российского велотранспорта.

Схожая ситуация и в Канаде, где мне также довелось побывать.

Лишь относительно недавно кое-где стало появляться нечто подобное, правда, крайне неудобное.

Вторая причина не менее банальна. Недавно мой коллега решил проехать на велосипеде по Москве в воскресный день. Ехать довелось километров пятнадцать. Но он проклял все на свете. Ехать даже по безлюдным тротуарам у нас невозможно. Высокие бордюры вынуждают, жалея велосипед, постоянно соскакивать с седла. То есть надо сделать бордюры на переходах в городах, да и во всех иных населенных пунктах удобными для спуска и подъема малого колесного транспорта. При этом будет решена и еще одна значимая социальная задача - города окажутся доступными для движения инвалидных колясок, за что Всероссийское общество инвалидов тщетно ратует с момента своего создания.

Есть и третья причина неразвитости у нас велотранспорта: негде хранить велосипеды. Площади квартир большинства россиян не позволяют держать транспорт дома. Что делать? В Канаде, например, строят специальные велосипедные хранилища, особенно у студенческих общежитий. Видимо, и нам следует идти по этому же пути - предусматривать в новых домах или при модернизации старых специальные помещение для хранения велосипедов.

Кроме того, надо снять запрет на провоз велосипедов в метро. По крайней мере, в выходные дни. И разрешить их провоз хотя бы не в часы пик.

Также надо разрешить их бесплатный провоз в другом общественном транспорте.

Кроме того, в качестве велостоянок вполне можно использовать автомобильные стоянки, в том числе "пересадочные узлы", построенные ныне возле многих станций метро.

Там же можно организовывать и прокат велосипедов, а может и подзабытых ныне, но весьма удобных мопедов.

То есть необходим целый комплекс мер, прежде всего, административного характера, для того, чтобы велосипед в России стал не только средством времяпровождения для экстремалов, но и помогал нам в хозяйственных делах. Да, это потребует определенных материальных затрат. Ведь ликвидация слишком высоких бордюров, строительство дополнительных дорожек, расширение имеющихся тротуаров, возведение около общественных зданий - школ, кинотеатров, стадионов и т.п. - велопарковок (магазины, особенно супермаркеты, наверное, и сами их сделают) потребует денег. Но эти траты окупятся сторицей для общества.

И последнее. На мой взгляд, назрел вопрос о принятии специального закона о велотранспорте как на местных, так и на федеральном уровнях.

Этот закон, так же связанный с ним комплекс мер, учитывающие весь имеющийся положительный опыт других стран, значительно облегчат жизнь граждан России.

Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство"

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован