01 апреля 2002
111

О референдуме


--------------------------------------------------------------------------------

О референдуме
Закон Республики Дагестан ≤ 21
Статус: действующий
--------------------------------------------------------------------------------

Принят Народным Собранием Республики Дагестан 29 октября 1998 года

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа проведения референдума Республики Дагестан

Референдум Республики Дагестан (далее референдум) проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие термины:
референдум - голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с законодательством;
право на участие в референдуме - конституционное право граждан участвовать в референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, действующим нормативным правовым актам, другим вопросам, находящимся в ведении Республики Дагестан;
участник референдума - гражданин, обладающий правом на участие в референдуме;
комиссии референдума - коллегиальные органы, формируемые в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдума;
гарантии права на участие в референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в референдуме граждан;
агитация по вопросам референдума - деятельность граждан, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении референдума;
наблюдатель - лицо, назначенное инициативной группой по проведению референдума, а также общественным объединением, которое зарегистрировано Министерством юстиции Республики Дагестан; наблюдатель на референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;
наблюдатель иностранный (международный) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретшее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением референдума в установленном законом порядке;
документ, заменяющий паспорт - удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет - для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность граждан;
органы местного самоуправления - выборные органы местного самоуправления, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Статья 3. Общие принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на всей территории Республики Дагестан.

2. Граждане участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Гражданин голосует на референдуме за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

4. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

5. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов и результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 4. Право граждан на участие в референдуме

1. Каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Республики Дагестан и достигший на день проведения референдума 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума.

2. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения референдума на данной территории не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме.

3. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Право гражданина участвовать в референдуме не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.

Статья 5. Вопросы референдума

1. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Республики Дагестан.

2. На референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий Государственного Совета Республики Дагестан и Народного Собрания Республики Дагестан, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти либо об отсрочке указанных выборов;
о формировании состава органов государственной власти Республики Дагестан, персональном составе органов государственной власти Республики Дагестан;
об избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
о принятии или об изменении бюджета Республики Дагестан, исполнении и изменении финансовых обязательств Республики Дагестан; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья; и безопасности населения.

3. На референдум не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и Республики Дагестан.

4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования

5. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

6. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Дагестан.

7. Не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

8. В обязательном порядке республиканским референдумом решаются вопросы:
а) о принятии новой Конституции Республики Дагестан в случае принятия Конституционным Собранием соответствующего решения;
б) единства и территориальной целостности Республики Дагестан;
в) изменения государственно - правового статуса Республики Дагестан.

Статья 6. Обстоятельства, исключающим проведение референдума

1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Республики Дагестан, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Повторный референдум не проводится в течение двух лет после опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса.

3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье.

4. Принятие органами государственной власти Республики Дагестан решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим проведение референдума по этому вопросу.

ГЛАВА II

НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 7. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
гражданам, имеющим право на участие в референдуме;
Государственному Совету Республики Дагестан;
Народному Собранию Республики Дагестан.

Инициатива проведения референдума принадлежит также Конституционному Собранию Республики Дагестан в случае, предусмотренном частью 3 статьи 128 Конституции Республики Дагестан.

2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а также общественное объединение. Зарегистрированное Министерством юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению референдума для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума.

3. Для назначения референдума в Государственный Совет Республики Дагестан должны быть представлены подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения в количестве двух процентов от общего числа участников референдума.

При выдвижении инициативы проведения референдума Государственным Советом Республики Дагестан, Народным Собранием Республики Дагестан сбор подписей участников референдума не производится.

Статья 8. Назначение референдума

1. Решение о проведении референдума принимается Государственным Советом Республики Дагестан. В решении о назначении референдума указываются дата его проведения, вопрос референдума или проект выносимого на референдум нормативного правового акта. Государственный Совет Республики Дагестан принимает решение о назначении референдума не позднее 14 дней после представления ему документов, необходимых для назначения референдума, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

2. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

3. Дата проведения референдума не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) Государственным Советом Республики Дагестан в целях совмещения проведения референдума с федеральным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

4. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с предыдущим пунктом настоящей статьи публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.

Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения референдума

1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное Министерством юстиции Республики Дагестан не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в Комиссию референдума Республики Дагестан с инициативой проведения референдума и устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек. В случае, если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, обладающее правами избирательного объединения, руководящий орган общественного объединения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в Комиссию референдума Республики Дагестан с ходатайством о регистрации группы.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума указывается:
формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта закона (прилагается) или иного нормативного правового акта, действующего закона или иного нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум;
фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума. Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы. Комиссия референдума Республики Дагестан не позднее трех дней с момента получения ходатайства извещает об инициативе проведения референдума Государственный Совет Республики Дагестан.

5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает установленным в настоящем Законе требованиям. Комиссия референдума Республики Дагестан может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума.

6. Комиссия референдума Республики Дагестан не позднее 5 дней с момента обращения инициативной группы с ходатайством о регистрации направляет поступившие документы в Конституционный Суд Республики Дагестан.

Конституционный Суд Республики Дагестан устанавливает соответствие ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов требованиям Конституции Республики Дагестан, настоящего Закона. Конституционный Суд Республики Дагестан принимает решение в течение 30 дней с момента обращения и направляет его в Комиссию референдума Республики Дагестан.

7. В случае отрицательного решения Конституционного Суда Республики Дагестан все процедуры по реализации инициативы по проведению референдума, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются.

8. Комиссия референдума Республики Дагестан в течение 7 дней со дня получения решения Конституционного Суда Республики Дагестан принимает постановление о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство с утвержденной формулировкой вопроса (вопросов), проекта закона или иного нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум, и извещает об этом органы государственной власти Республики Дагестан, а также сообщает об этом средствам массовой информации.

9. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

10. В случае отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума лицам, уполномоченным действовать от имени инициативной группы, выдается решение Комиссии референдума Республики Дагестан, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через два дня со дня принятия решения.

11. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Дагестан и законов Республики Дагестан. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном законом, в суд.

12. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума в порядке, установленном настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Комиссией референдума Республики Дагестан и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение 30 дней со дня его выдачи. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

13. Количество подписей, необходимых для поддержки инициативы проведения референдума, составляет два процента от числа граждан имеющих право на участие в референдуме. На территории одного района или города может быть собрано не более 10 процентов от требуемого количества подписей участников референдума. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января и на 1 июля соответствующего года. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 30 дней со дня выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.

14. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума и составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.

15. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, не может превышать более чем на 15 процентов требуемое их число, установленное в пункте 13 настоящей статьи. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства уполномоченными представителями инициативной группы в Комиссию референдума Республики Дагестан, которая в течение 10 дней проверяет соблюдение инициативной группой требований федеральных законов, Конституции Республики Дагестан, настоящего Закона при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в порядке, установленном настоящим Законом. По результатам проверки Комиссия референдума Республики Дагестан принимает постановление. В случае обнаружения нарушений установленных требований по сбору подписей, в результате которых количество достоверных и действительных подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, окажется меньше количества, требуемого для назначения референдума в соответствии с настоящим Законом, Комиссия референдума Республики Дагестан выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.

16. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям федеральных законов, законов Республики Дагестан, Конституции Республики Дагестан Комиссия референдума Республики Дагестан в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в предыдущем пункте настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Государственный Совет Республики Дагестан. Копия постановления Комиссии референдума Республики Дагестан направляется также инициативной группе.

Государственный Совет Республики Дагестан принимает решение о назначении референдума в сроки, установленные пунктом 1 статьи 8 настоящего Закона.

17. До принятия решения о проведении референдума по инициативе Государственного Совета Республики Дагестан либо Народного Собрания Республики Дагестан Государственный Совет Республики Дагестан направляет формулировку вопроса или проект закона или иного нормативного правового акта, предполагаемого для вынесения на референдум, и необходимые материалы в Конституционный Суд Республики Дагестан с соответствующим запросом. Конституционный Суд Республики Дагестан проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Республики Дагестан, и в течение 30 дней с момента обращения направляет Государственному Совету Республики Дагестан соответствующее решение.

Государственный Совет Республики Дагестан при положительном заключении Конституционного Суда Республики Дагестан принимает решение о назначении референдума в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 10. Порядок сбора подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума.

1. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта Республики Дагестан лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта гражданину, проставляющему свою подпись, по его первому требованию.

2. Подписные листы для сбора подписей граждан должны содержать следующие данные:
дату выдачи инициативной группе по проведению референдума регистрационного свидетельства, его регистрационный номер и наименование органа, выдавшего данное свидетельство;
формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум;
фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего инициативу его проведения, его подпись и дату ее внесения. Указанные данные и подпись участника референдума вносятся им в подписной лист собственноручно.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи граждан, и уполномоченного представителя инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.

3. Подписи собираются среди граждан, имеющих право на участие а референдуме, на всей территории Республики Дагестан. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение участников референдума за внесенные подписи не допускается. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы, жительства участников референдума, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для признания Комиссией референдума Республики Дагестан либо судом недействительности собранных подписей.

Статья 11. Порядок проверки подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума

1. Комиссия референдума Республики Дагестан проверяет достоверность собранных подписей в поддержку инициативы проведения референдума. По решению Комиссии референдума Республики Дагестан для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов Комиссии, работников аппарата Комиссии, привлеченных специалистов, экспертов. Их заключения могут служить основанием для признания собранных подписей недостоверными.

2. Проверке подлежит не менее 20 процентов от общего числа подписных листов. Подписные листы отбираются для выборочной проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании Комиссии референдума Республики Дагестан. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в Комиссии вправе присутствовать члены инициативной группы по проведению референдума или ее уполномоченные представители. О времени проведения каждой проверки подписных листов Комиссия референдума Республики Дагестан обязана заблаговременно сообщать указанным лицам. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.

3. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума до представления подписей в Комиссию референдума Республики Дагестан, если это ими специально отмечено.

4. Если при выборочной проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержу инициативы проведения референдума, учитывается только одна подпись.

5. Недостоверными считаются:
подписи лиц, не обладающих правом участия в референдуме на день голосования, и подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения привлеченного к работе специалиста - эксперта;
подписи участников референдума без указания всех требующихся сведений;
подписи, собранные до получения инициативной группой по проведению референдума свидетельства о регистрации;
подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что участник референдума не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе; подложность подписи устанавливается письменным подтверждением участника референдума, направленным в Комиссию референдума Республики Дагестан.

6. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему правом участия в референдуме.

7. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится поверка еще 20 процентов отобранных методом случайной выборки подписей. В случае обнаружения более 10 процентов недостоверных подписей дальнейшая проверка подписей не производится.

8. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями участников референдума. Комиссия референдума Республики Дагестан вправе использовать государственную систему регистрации (учета) участников референдума в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

ГЛАВА III

ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 12. Образование участков референдума

1. Участки референдума образуются для голосования и подсчета голосов участников референдума. Участки референдума образует глава администрации муниципального образования по согласованию с территориальной комиссией референдума на основании данных о численности участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума, не позднее чем за 30 дней до дня голосования с учетом местных и других условий,

2. Участки референдума образуются из расчета не более 3000 участников референдума на каждом участке.

3. Участки референдума могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания участников референдума, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Дагестан, в труднодоступных и отдаленных местностях в пределах территории Республики Дагестан, на судах, находящихся в день голосования в плавании и приписанных к порту на территории Республики Дагестан, в порядке и в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи; в исключительных случаях допускается образование таких участков не позднее чем за 5 дней до дня голосования в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи.

4. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. В порядке исключения допускается образование участков референдума в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях. В таких случаях участки референдума образуются командирами воинских частей по решению территориальной комиссии референдума. Членам комиссий референдума, членам или уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации должен быть обеспечен доступ в помещения для голосования на участках референдума, образованных в воинских частях, и возможность осуществления их прав в соответствии с настоящим Законом по предъявлении ими соответствующих удостоверений.

5. Глава администрации муниципального образования публикует списки участков референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования; эти списки должны указывать границы и номера таких участков, а также места нахождения участковых комиссий референдума и помещений для голосования.

Статья 13. Регистрация (учет) участников референдума

1. Регистрации (учету) подлежат все граждане, имеющие право на участие а референдуме.

2. Основанием для регистрации (учета) участников референдума является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с законодательством.

3. Регистрация (учет) участников референдума осуществляется главой местной администрации (лицом, уполномоченным органом местного самоуправления), командиром воинской части по состоянию на 1 января и на 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система.

4. Органы государственной власти Республики Дагестан обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и комиссиям референдума при регистрации (учете) участников референдума и уточнении сведений о зарегистрированных участниках референдума.

5. Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Статья 14. Порядок составления списков участников референдума

1. Составление списков участников референдума осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Списки участников референдума составляются территориальными комиссиями референдума на основе сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными органами или должностными лицами местного самоуправления, осуществляющими регистрацию участников референдума в соответствии с законом. Списки участников референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников референдума в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, составляются на основании сведений, представляемых командиром воинской части. Указанные сведения представляются в территориальные комиссии референдума непосредственно после назначения дня голосования.

2. Списки участников референдума, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания участников референдума на территории Республики Дагестан, составляются на оснований данных, представляемых руководителями таких учреждений. Территориальная комиссия референдума, составившая списки участников референдума по месту их временного пребывания, направляет информацию об участниках референдума, включенных в данные списки, в территориальную комиссию референдума по месту их постоянного или преимущественного проживания.

3. Список участников референдума составляется отдельно по каждому участку референдума.

4. При составлении списка участников референдума может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, установленном законом.

5. После обобщения и проверки необходимых данных территориальная комиссия референдума составляет список участников референдума по форме, утвержденной Комиссией референдума Республики Дагестан.

6. В списке участников референдума сведения об участниках референдума располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам участников референдума). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания участника референдума.

7. Список участников референдума составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем территориальной комиссии референдума. Один экземпляр списка участников референдума остается соответственно в территориальной комиссии референдума, а другой передается по акту соответствующей участковой комиссии референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. После получения списка участковой комиссией референдума он подписывается также председателем и секретарем участковой комиссии референдума. На участках референдума образованных на территории воинской части, список участников референдума подписывается председателем и секретарем участковой комиссии референдума. Список участников референдума заверяется печатями территориальной комиссии референдума и участковой комиссии референдума.


8. Участковая комиссия референдума производит уточнение списка участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий референдума с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума.

9. Исключение гражданина из списка участников референдума после его подписания председателем и секретарем территориальной комиссии референдума производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) участников референдума. При этом в списке участников референдума указывается дата исключения гражданина из списка участников референдума и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя и секретаря участковой комиссии референдума.

10. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается.

Статья 15. Порядок включения граждан в списки участников референдума

1. Все граждане, обладающие на день проведения голосования правом на участие в референдуме, включаются в списки участников референдума. Гражданин может быть внесен в список участников референдума только на одном участке референдума.

2. В списки участников референдума иностранные граждане включаются в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

3. Основанием для включения гражданина в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории того участка референдума.

4. Участники референдума, временно проживающие в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания на территории Республики Дагестан, если эти граждане постоянно или преимущественно проживают на территории Республики Дагестан, на судах, находящихся в день голосования в плавании и приписанных к порту на территории Республики Дагестан, включаются в списки участников референдума по месту их временного проживания.

5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории Республики Дагестан, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории Республики Дагестан, при проведении референдума не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников референдума.

6. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются списки участников референдума по месту нахождения общежития.

7. Участники референдума, поселившиеся на территории участка референдума после составления списков участников референдума и представления списков для всеобщего ознакомления, а также участники референдума, по какой-либо причине не включенные в списки участников референдума, включаются соответствующей участковой комиссией референдума в список участников референдума на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место постоянного или преимущественного проживания на территории данного участка референдума.

Статья 16. Ознакомление участников референдума со списками участников референдума. Уточнение списков участников референдума

1. Списки участников референдума предоставляются участковой комиссией референдума для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

2. Гражданин, обладающий правом участвовать в референдуме, вправе заявить в участковую комиссию референдума о невключении его в список участников референдума, а также о любой ошибке или неточности в списке участников референдума. Участковая комиссия референдума в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением причин отклонения заявления.

3. Решение участковой комиссии референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд (по месту нахождения участковой комиссии референдума), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.

ГЛАВА IV

КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 17. Комиссии референдума

1. Подготовку и проведение референдума осуществляют следующие комиссии:
Комиссия референдума Республики Дагестан;
территориальные комиссии референдума;
участковые комиссии референдума.

2. Совмещение Комиссией референдума Республики Дагестан полномочий по подготовке и проведению выборов в органы власти возможно по решению Народного Собрания Республики Дагестан, выносимого на основании предложения Государственного Совета Республики Дагестан.

Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению органов местного самоуправления, осуществляющих формирование избирательных комиссий.

3. При подготовке и проведении референдума комиссии референдума в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Решения вышестоящей комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий референдума.

5. Решение комиссии референдума, противоречащее закону либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса.

6. Решения и акты комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной законом, обязательны для республиканских органов исполнительной власти, государственных учреждении, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, участников референдума.

Статья 18. Порядок формирования комиссий референдума

1. Комиссия референдума Республики Дагестан формируется Государственным Советом Республики Дагестан и Народным Собранием Республики Дагестан на паритетной основе.

2. Формирование территориальных и участковых комиссий референдума осуществляется выборными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом на основе предложений общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту жительства, работы, службы и учебы. При этом одна половина членов комиссии референдума назначается главой местной администрации, другая половина - представительным органом местного самоуправления. В случае, если на территории соответствующего муниципального образования представительный орган не сформирован, соответствующая часть членов комиссии референдума назначается сходом граждан муниципального образования.

3. Территориальные комиссии референдума формируются в районах и городах не позднее чем за 35 дней до дня голосования в составе 6 - 12 членов комиссии с правом решающего голоса.

4. Участковые комиссии референдума формируются не позднее чем через 3 дня со дня образования участков референдума в количестве 6 - 12 членов комиссии с правом решающего голоса.

5. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначит в срок, установленный настоящим Законом, соответствующую часть членов комиссии референдума, формирование комиссии референдума производится вышестоящей комиссией референдума.

6. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии референдума.

Статья 19. Расформирование комиссий референдума

1. В случае нарушения комиссией референдума права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание Комиссией референдума Республики Дагестан в порядке, установленном настоящим Законам, в том числе и на основании судебного решения, недействительными итогов голосования на соответствующей территории или результатов референдума, указанная комиссия референдума может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной законом.

2. С заявлением в суд о расформировании комиссии референдума вправе обратиться Государственный Совет Республики Дагестан, группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, глава местной администрации либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Комиссия референдума Республики Дагестан.

3. Заявление о расформировании комиссии референдума в соответствии с настоящим Законом принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней; дело о расформировании комиссии референдума рассматривается судом коллегиально.

4. Представительный орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, в полномочия которого входит формирование комиссии референдума, обязан сформировать соответствующую комиссию референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии.

5. Расформирование комиссии референдума не влечет прекращения полномочий членов комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 20. Полномочия Комиссии референдума Республики Дагестан

Комиссия референдума Республики Дагестан:
осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на территории Республики Дагестан, обеспечивает соблюдение настоящего Закона;
руководит деятельностью нижестоящих комиссий референдума;
устанавливает единую нумерацию участков референдума;
распределяет денежные средства, выделенные на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, между нижестоящими комиссиями референдума, контролирует целевое использование указанных денежных средств;
контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения референдума;
утверждает форму и текст бюллетеня для голосования на референдуме, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими нижестоящих комиссий референдума;
заслушивает сообщения руководителей органов местного самоуправления, их структурных подразделений, муниципальных предприятий, организаций, учреждений по вопросам организационно - технической подготовки и проведения референдума;
определяет результаты референдума, публикует их в средствах массовой информации;
осуществляет меры по организации системы финансирования референдума, единого порядка распределения эфирного времени для агитации по вопросам референдума Республики Дагестан, порядка опубликования результатов референдума;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним решения;
оказывает правовую, методическую и организационно - техническую помощь комиссиям референдума;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 21. Полномочия территориальной комиссии референдума

1. Территориальная комиссия референдума:
осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории, обеспечивает соблюдение настоящего Закона;
руководит деятельностью участковых комиссий референдума;
составляет списки участников референдума;
распределяет денежные средства между участковыми комиссиями, референдума, выделенные на организацию и проведение референдума, и обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств;
контролирует совместно с Комиссией референдума Республики Дагестан обеспечение участковых комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения референдума;
обеспечивает доставку бюллетеней для голосования на референдуме и других документов референдума участковым комиссиям референдума;
организует и проводит досрочное голосование в помещении территориальной комиссии;
определяет итоги голосования на соответствующей территории и передает протокол об итогах голосования в Комиссию референдума Республики Дагестан;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

2. Полномочия территориальной комиссии референдума прекращаются через 30 дней со дня официального опубликования результатов референдума в случае, если в суд или в Комиссию референдума Республики Дагестан не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) территориальной комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок установления результатов референдума, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующей территории полномочия комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста Комиссией референдума Республики Дагестан или судом.

Статья 22. Полномочия участковой комиссии референдума

1. Участковая комиссия референдума:
оповещает население об адресе и номере телефона участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;
уточняет список участников референдума по участку референдума, производит ознакомленное ним граждан, имеющих право на участие в референдуме, рассматривает заявления о неточностях и ошибках в указанном списке;
обеспечивает подготовку и оборудование помещения для голосования;
контролирует соблюдение на территории участка референдума правил размещения агитационных материалов;
организует голосование участников референдума, в том числе досрочное и вне помещения для голосования;
производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его территориальной комиссии референдума, Комиссии референдума Республики Дагестан;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

2. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума в случае, если в адрес территориальной комиссии референдума, Комиссии референдума Республики Дагестан не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной участковой комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии референдума прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией референдума или судом.

Статья 23. Статус членов комиссий референдума

1. Членами комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, уполномоченные представители и доверенные лица инициативных групп по проведению референдума, члены комиссий референдума с правом совещательного голоса.

Член комиссии референдума не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей комиссии референдума.

2. Срок полномочий члена комиссии референдума с правом решающего голоса истекает одновременно со сроком полномочий данной комиссии референдума.

3. Член комиссии референдума с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению представительного органа местного, самоуправления или иного органа, его назначившего, в случаях:
подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
признания члена комиссии решением суда, вступившем в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерти члена комиссии референдума; появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

4. Полномочия члена комиссии референдума прекращаются также в случае расформирования комиссии а соответствии со статьей 19 настоящего Закона.

5. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить нового члена в состав комиссии референдума с правом решающего голоса вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия в порядке, установленном статьей 18 настоящего Закона.

6. Член комиссии референдума с правом решающего голоса по решению соответствующей комиссии может освобождаться на время подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

7. Члену комиссии референдума, освобожденному от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда члена комиссии с правом решающего голоса в этом случае может производиться за счет средств, выделенных на проведение референдума, в размерах и в порядке, определяемых Комиссией референдума Республики Дагестан.

8. Член комиссии референдума с правом решающего голоса на период проведения референдума не может быть привлечен без согласия Прокурора Республики Дагестан к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

9. Члены комиссий референдума с правом решающего голоса обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующих комиссий.

10. После принятия решения о назначении референдума инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в комиссии референдума по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

11. Член комиссии референдума с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса, за исключением права выдачи бюллетеней для голосования на референдуме, участия в сортировке и подсчете бюллетеней для голосования на референдуме, составления протокола об итогах голосования, результатах референдума, участия в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии референдума, и подписывать решения комиссии референдума.

12. Члены комиссий референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующих комиссий референдума;
вправе выступать на заседании соответствующей комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания соответствующей комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать, на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящей комиссий, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков участников референдума, бюллетеней для голосования на референдуме) и требовать заверения этих копий;
вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии референдума в вышестоящую комиссию или в суд.

13. Члены комиссии референдума с правом совещательного голоса вправе присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии.

14. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования результатов референдума.

15. Член комиссии референдума с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия референдума.

16. Полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению инициативной группы или, органа, назначивших данного члена комиссии референдума, и переданы другому лицу.

Статья 24. Гласность в деятельности комиссий референдума

1. На всех заседаниях соответствующей комиссии референдума вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массовой информации.

2. Решения комиссий референдума публикуются в средствах массовой информации, указанных а пункте 1 статьи 29 настоящего Закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации, а также передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через три дня после их принятия.

3. В день голосования с момента начала работы участковой комиссии референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией референдума протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.

4. В помещение участковой комиссии референдума, сформированной на участке референдума, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом участке референдума должен быть обеспечен доступ всем членам комиссии референдума, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования на соответствующей территории, определении результатов референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования и результатах референдума, а также при повторном подсчете голосов участников референдума.

6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, адреса места жительства, а также номера участка референдума, наименования комиссии референдума, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

7. Указанные в пункте 6 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в участковую комиссию референдума с момента начала работы участковой комиссии референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией референдума протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума, а в вышестоящие комиссии референдума - с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории, о результатах референдума и до окончания этой работы.

8. Наблюдатели вправе:
знакомиться со списками участников референдума;
находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования в любое время с момента начала работы участковой комиссии референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией референдума протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума;
присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
обращаться к председателю участковой комиссии референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий референдума об итогах голосования и результатах референдума, изготавливать копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии референдума либо составленных указанными комиссиями, в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя комиссия референдума обязана заверить указанные копии;
обжаловать в порядке, установленном настоящим Законом, действия (бездействие) участковой комиссии референдума в вышестоящую комиссию референдума, Комиссию референдума Республики Дагестан или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях.

9. Наблюдатель не вправе:
выдавать участникам референдума бюллетени для голосования на референдуме;
расписываться за участника референдума по его просьбе в получении бюллетеней для голосования на референдуме;
заполнять за участника референдума по его просьбе бюллетени для голосования на референдуме;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней для голосования на референдуме;
совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума;
вести агитацию среди участников референдума;
участвовать в принятии решений соответствующей комиссией референдума.

10. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий референдума об итогах голосования или результатах референдума, изготавливать копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах референдума. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий референдума производится председателем или секретарем комиссии референдума. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись ``Копия верна``, расписываются и проставляют печать соответствующей комиссии референдума.

11. Аккредитация международных наблюдателей и их деятельность регулируются в соответствии с законодательством.

Статья 25. Организация работы комиссий референдума

1. Деятельность комиссий референдума осуществляется коллегиально.

2. Комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.

3. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

4. Заседания комиссии референдума созываются председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии референдума, а также по требованию не менее одной трети членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

5. Заседание комиссии референдума является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

6. Решения комиссии референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии референдума, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об итогах голосования или о результатах референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным, об отмене решения комиссии референдума принимаются на заседании соответствующей комиссии референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

7. Решения комиссии референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

8. При принятии решений комиссией референдума в случае равного числа голосов за`` и ``против`` голос председателя комиссии референдума является решающим.

9. Решения комиссии референдума, а также протоколы заседаний комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии референдума.

10. Решения комиссии референдума, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов государственной исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, а также для нижестоящих комиссий референдума.

11. Члены комиссии референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии референдума не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и вдень, следующий заднем голосования, незамедлительно.

12. Комиссия референдума Республики Дагестан, территориальные и участковые комиссии референдума могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением референдума, нештатных работников по трудовым соглашениям.

Статья 26. Содействие деятельности комиссий референдума

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, обеспечивать охрану помещений комиссий референдума, давать ответы на обращения комиссий референдума в течение трех дней, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации комиссий референдума в порядке, установленном настоящим Законом.

2. Общественные объединения, предприятия, организации, учреждения, не указанные в пункте первом настоящей статьи, а также их должностные лица, средства массовой информации, не указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Закона, обязаны представлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на их обращения в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

ГЛАВА V

АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 27. Право на агитацию при проведении референдума

1. Граждане, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участия в референдуме, за или против вопроса или проекта решения, выносимого на референдум.

2. Агитация при проведении референдума может осуществляться:
через средства массовой информации;
путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);
путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов;
в иных установленных законом формах.

Инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

3. В агитации при проведении референдума не могут участвовать члены комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

4. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, средства мас
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован