Эксклюзив
16 января 2009
3735

О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки

В последнее время сроки рассмотрения дел в судах находятся в центре внимания Верховного Суда РФ. Пленум Верховного Суда РФ 27 декабря 2007 года даже принял по этому поводу специальное постановление (N 52) "О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях", в котором внимание судей обращено на то, что грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может повлечь наложение дисциплинарного взыскания вплоть до прекращения полномочий судьи. В этой связи логически верным и последовательным шагом представляется внесение Верховным Судом РФ в Государственную Думу проекта федерального конституционного закона "О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов".

Законопроект предусматривает создание в Российской Федерации внутригосударственного средства правовой защиты от нарушения права на судопроизводство в разумные сроки, а также права на исполнение в разумные сроки вступившего в законную силу судебного акта.
Ключевой момент - использование указанного внутригосударственного средства правовой защиты является условием для обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. В этой связи сразу возникает вопрос: не является ли новое средство правовой защиты в действительности лишь преградой для обращения в международные судебные инстанции (в частности, в Европейский суд по правам человека)? На первый взгляд, похоже. Однако при зрелом размышлении на поставленный вопрос следует ответить отрицательно. Во-первых, согласно части 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейский суд по правам человека может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Отсюда следует, что новое внутригосударственное средство правовой защиты вводится в соответствии с нормами международного права и не является непреодолимой преградой. Во-вторых, можно даже предположить, что его введение в какой-то степени обусловлено определенным "нажимом" со стороны европейских структур. Дело в том, что в настоящее время в Европейском суде по правам человека рассматривается большое количество жалоб из России. Многие из них обусловлены, в частности, нарушением права на справедливое судебное разбирательство уголовного дела в разумный срок. Лицо, утверждающее о нарушении указанного права, прилагает к жалобе копии приговора и кассационного определения. Европейский суд по правам человека, не являясь апелляционной вышестоящей инстанцией по отношению к внутригосударственным судебным инстанциям и не имея полномочий отменять или изменять их решения, рассматривая, казалось бы, жалобу по уголовному делу, признает нарушение разумных сроков судопроизводства и присуждает справедливую компенсацию. Однако подобное решение могло быть вынесено национальной судебной инстанцией в порядке гражданского судопроизводства, если бы существовало внутригосударственное средство правовой защиты. Скептики могут возразить - наш суд будет присуждать копейки. Так вот, согласно статье 14 законопроекта, суд, установив факт нарушения права на судопроизводство в разумные сроки, права на исполнение в разумные сроки актов суда, принимает решение о взыскании за счет казны Российской Федерации денежных сумм в возмещение вреда. Размер возмещения вреда определяется судом с учетом конкретных обстоятельств, требований справедливости и стандартов, выработанных на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Можно допустить, что на первых порах суммы возмещения будут небольшими, но, использовав внутригосударственное средство правовой защиты, гражданин России получит право обратиться в международные судебные инстанции. Там стандарты другие; после пересмотра двух-трех решений наших национальных судов думается, что последние, может быть и вынужденно, но примут европейские стандарты возмещения вреда.
Итак, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд общей юрисдикции (областного и выше уровня) с иском к Российской Федерации о возмещении вреда в случае нарушения органом государства его права на судопроизводство в разумные сроки, а также права на исполнение в разумные сроки вступившего в законную силу судебного акта. Заявление о возмещении вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и (или) права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу актов суда, государственной пошлиной не облагается. Дела данной категории рассматриваются судьями единолично. Причем судья не может участвовать в рассмотрении подобного рода дел, если он принимал участие в рассмотрении дела, с которым связаны основания иска по делу о возмещении государством вреда.
Суд возбуждает дело по заявлению лица, участвующего в деле, стороны в исполнительном производстве, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, потерпевшего.
Дело может быть возбуждено в период производства по делу либо в течение шести месяцев со дня прекращения уголовного преследования, вступления в законную силу судебного акта. Заявление о возмещении вреда, причиненного нарушением права на совершение в разумный срок исполнительных действий, может быть подано в период исполнения вступившего в законную силу судебного акта, а также в течение шести месяцев со дня окончания исполнительного производства.
Дело не может быть возбуждено до истечения установленных законом процессуальных сроков, а также сроков исполнения вступивших в законную силу актов суда.
В случае возбуждения дела до истечения указанных сроков заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Дело не может быть возбуждено по истечении шести месяцев со дня прекращения уголовного преследования, вступления в законную силу акта суда, а также по истечении шести месяцев со дня окончания исполнительного производства.
В случае возбуждения дела после указанных сроков производство по делу подлежит прекращению.
Ответчиком от имени Российской Федерации выступает в суде Министерство финансов Российской Федерации.
Дела рассматриваются по общим правилам искового производства (с некоторыми, обозначенными в законопроекте, особенностями) в течение одного месяца со дня назначения его к судебному разбирательству с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением и (или) их представителей, органа государственной власти, выступающего по делам данной категории от имени Российской Федерации, и прокурора.
Орган государственной власти, представляющий интересы Российской Федерации, должен доказать отсутствие нарушения разумных сроков судопроизводства, а также исполнения вступившего в законную силу судебного акта с учетом, в частности, сложности дела, поведения сторон, действия или бездействия органа государства, значимости последствий этого нарушения для лица, в отношении которого оно допущено. Разумность сроков, на наш взгляд, должна определяться установленными сроками рассмотрения дел. Например, гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (статья 154 ГПК РФ). Эти сроки и представляются разумными, нарушение которых может служить для заинтересованного лица основанием для обращения в суд. Сложнее обстоит дело с уголовными делами. Срок, в течение которого уголовное дело должно быть рассмотрено, законом не установлен. Следовательно, в каждом конкретном случае разумность сроков уголовного судопроизводства будет предметом оценки.
Обязанность по доказыванию причинения материального вреда таким нарушением и его размера возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением о возмещении материального вреда.
Таким образом, законопроект предусматривает обязанность заявителя доказать только материальный ущерб (что непросто!), причиненный нарушением разумных сроков. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что тем самым получает закрепление тенденция в практике Европейского Суда по правам человека компенсировать моральный вред во всех случаях выявления фактов нарушения разумных сроков со стороны органов государства.
Законопроект также предусматривает, что суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела заинтересованные лица не вправе оспаривать, а суд не вправе проверять законность и обоснованность принятых судебных актов.
Решение суда об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке - в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в надзорном порядке.
Закон вступает в силу с 1 января 2010 года. С этой даты вступят в силу и соответствующие поправки в Гражданский, Гражданский процессуальный, Бюджетный кодексы РФ. Отметим, в этой связи, системный характер и продуманность нового внутригосударственного средства правовой защиты.

А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован