03 декабря 2019
123

О зарубежном опыте оценки знаний правил дорожного движения у несовершеннолетних

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Сборник научных трудов Выпуск 18

Под общей редакцией Д.В. Митрошина

Москва 2019

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом ФКУ «НЦ БДД МВД России»

Редакционная коллегия:

А.М. Прохорова, Н.М. Кузнецова, С.А. Сторожев

Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов, выпуск 18. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2019. – 156 с.

 

В сборнике представлены материалы, в которых содержатся результаты научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, зарубежный опыт, определены дальнейшие перспективы развития научных идей в этом направлении.

Предназначен для ведущих ученых и экспертов в области безопасности дорожного движения, представителей общественных объединений и организаций, практических сотрудников и всех тех, кто профессионально занимается проблемами безопасности дорожного движения.

ISBN 978-5-9908806-9-6

© ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2019

УДК 159.9:37

Т.А. Герман, научный сотрудник «ФКУ НЦ БДД МВД России»

 

О ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация

В статье анализируется зарубежный опыт применения тестовых заданий на знание правил дорожного движения несовершеннолетними, рассма-триваются особенности их проектирования в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Франции и Швейцарии.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, тестовое задание, зарубежный опыт, проверка знаний по безопасности дорожного движения, несовершеннолетние участники дорожного движения, задание в тестовой форме, тест, педагогические измерения.

 

ВнастоящеевремявСША, Канаде, Франции, Великобритании,   реализуются   результативные   целевые национальные программы по повышению безопасности дорожного движения и снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, на государственном уровне разрабатываются специальные учебные курсы по безопасности дорожного движения, в том числе по оценке знаний ПДД несовершеннолетними. Результатом реализации этих мер являются низкие показатели детского дорожно-транспортного травматизма в рассматриваемых странах.

Тенденцией последних лет в большинстве зарубежных стран стало применение в образовательном процессе таких форм обучения и контроля знаний в области безопасности дорожного движения, как педагогические тесты26. Тестирование в значительной степени сокращает учебные усилия как обучающихся, так и педагогов за счет предъявления единых требований, повышения уровня объективности, уменьшения затрат учебного времени на проведение контроля знаний27.

26 Понятие теста как умственного испытания появилось в середине III века до н.э. В Древнем Вавилоне, где с помощью специальных заданий выявлялся уровень знаний и навыков выпускников в школах, готовящих писцов. Окончательно понятие оформилось в конце XIX – начале XX вв., на стыке трех гуманитарных наук – психологии, социологии и педагогики. 27 Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля. Дисс. соиск. уч. степ. докт. пед. наук. СПб.: Гос. ун-т, 1994. 339 с.

 

Сопоставление российского опыта применения в образовательном процессе тестовых заданий, ориентированных на обучение несовершеннолетних навыкам безопасного поведения на дороге, с другими странами позволяет сделать выводы о существенном различии подходов к разработке тестовых заданий на знание правил дорожного движения. Это касается непосредственно методик проектирования тестовых заданий, использования возможностей интерактивной проверки знаний несовершеннолетних, творческого подхода к разработке тестов.

Наиболее развитыми в вопросе внедрения тестовых заданий на знание ПДД несовершеннолетнимиявляютсятакиестраны, какСоединенныеШтаты Америки (далее – США), Канада, Великобритания, Германия, Швейцария, Франция. Тестовые задания на знание ПДД для несовершеннолетних в каждой из них имеют определенные особенности проектирования28.Так, в США функционируют около четырехсот независимых частных фирм, занимающихся разработкой программных тестовых заданий, в том числе на знание ПДД. Деятельность организаций осуществляется на основе полученных заказов: с адресным запросом разработать тестовый пакет с заданиями на знание ПДД в подобное учреждение могут обратиться представители образовательных организаций каждого из штатов. Тестовые пакеты разрабатываются профессионалами в указанной сфере – например, сотрудниками, ранее проходившими службу в полицейских структурах или в течение длительного времени работавшими в образовательных организациях, профильным направлением деятельности которых является обучение несовершеннолетних  навыкам и умениям безопасного поведения на дороге. Тенденцией современного обучения дошкольников и школьников различных возрастов в США является использование в учебном процессе  заданий в форме квизов (соревновательная форма представления теста, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы по определенной тематике), ориентированных на конкретную группу участников дорожного движения – детей-пешеходов, детей-пассажиров или детей-велосипедистов. Преимущественно квизы имеют форму мобильных приложений, адаптированных по стилю, форме воспроизведения дорожных ситуаций и изложению правил дорожного движения к интерактивной компьютерной игре. Квиз на знание ПДД, разработанный американскими специалистами в сфере безопасности дорожного движения, обычно включает вопросы не только на знание правил дорожно-го движения, но и тестовые задания на эрудицию, логику, внимательность, скорость мышления, практические навыки ориентирования в условиях го-родской среды. Деление квиза на этапы дублирует распределение материа-ла на знание ПДД на тематические блоки. Такой подход позволяет школь-никам воспринимать информацию структурировано.

В Канаде обучение несовершеннолетних основам безопасного поведения на дороге осуществляется с использованием специализированных пособий, содержащих в среднем от четырех до десяти тематических заданий и включающих описание реальных дорожных ситуаций, а также основные понятия из области безопасности дорожного движения. Ориентированы они, как и в России, на три категории несовершеннолетних участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов и пассажиров. Наиболее распространенной является закрытая форма тестовых заданий с двумя, реже тремя, вариантами ответов, что составляет существенное отличие от тестовых зада-ний на знание ПДД, применяемых в Российской Федерации, где наибольшее распространение получили задания с четырьмя вариантами ответов.

Во Франции разработкой тестовых заданий на оценку знания несовершеннолетними ПДД занимаетсяНациональноеМинистерствообразования29. Наофициальномсайтеведомствапредставленыпримерныетестыдляподго-товки и сдачи несовершеннолетними экзамена на получение соответствующего сертификата (ASSR 1,2/ASR, AER). Для облегчения усвоения материала и отработки заданий, вызывающих сложности у детей, тесты разделяются на семь тематических блоков: дорожное движение, экипировка, пассажиры, правила, здоровье, скорость, перекрестки. Интересным является форма тестовых заданий, которая представлена в виде коротких видеороликов. После просмотра такого ролика школьнику необходимо выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных. В случае неверного ответа, представляется правильный вариант ответа. Независимо от того, верный или неверный ответ дал обучающийся, приводится разъяснение правил со ссылкой на необходимый источник. Отличительной особенностью тестирования на знание ПДД во Франции является возможность получения по его результатам сертификатов, соответствующих уровням непрерывногообучения умениямбезопасного  поведениянадороге.и в области безопасности дорожного движения (APER, ASSR 1, ASSR 2, AER, ASR)30.

В образовательных организациях Великобритании тестовые задания на знание правил дорожного движения используются преимущественно для итогового контроля знаний обучающихся. Они имеют традиционную форму выражения (как и в России) в виде тестовых заданий.

В Швейцарии тестовые задания по безопасности дорожного движения традиционно помещаются в разноформатные специализированные пособия, издающиеся с определенной периодичностью. Ежегодно прорабатываются и выпускаются многоэкземплярным тиражом сюжетные карточные игры, способствующие усвоению правил дорожного движения. Большое внимание в учебных пособиях уделяется профилактической работе с несовершеннолетними велосипедистами, преимущественно подростками в возрасте от 13 до 17 лет. Так, для этой категории участников дорожного движения разрабатываются интерактивные тестовые программы (например, «Cool Cycling»31), особенностью применения которых является возможность использования двух режимов работы – обучающего, где совершение ошибки допускается, и практического тренажера, где такое право отсутствует. Ошибка в выполнении интерактивного теста в режиме практического тренажера влечет возникновение дорожно-транспортного происшествия в виртуальных условиях и завершение игрового этапа. Программа «Cool Cycling» обладает функцией ограничения времени ответа на один вопрос или на все вопросы. Кроме того, педагог имеет возможность использовать только тот материал, который необходим для данного урока, адаптировать его под конкретного ученика, упростить или, наоборот, усложнить задания, используя соответствующие настройки.

Таким образом, контроль качества знаний, умений и навыков несовершеннолетних в области безопасности дорожного движения является актуальной задачей в таких странах, как США, Канада, Франция, Великобритания, Швейцария и др. Система проверки знаний правил дорожного движения у несовершеннолетних в этих странах во многом схожа (например, в содержании заданий), но имеет и существенные различия (например, в способах реализации тестовой оценки). Отличительной особенностью тестовых заданий европейских стран является интерактивность и ориентация не на воспроизведение знаний, а на их применение в новой ситуации, на объяснение теоретического и практического материала, реа-лизацию знаний в повседневной жизни.

 

Список использованной литературы

1. Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля. Дисс. соиск. уч. степ. докт. пед. наук. СПб.: Гос. ун-т, 1994. 339 с.

2. Ministère de l’Éducationnationale, de la Jeunesseet de la Vie associative [Электронный ресурс] // URL: https://www.education.gouv.fr (дата обращения: 21.03.2019).

3. Touring Club Suisse // URL: https://www.tcs.ch/fr/le-tcs/securite-routiere (дата обращения: 16.03.2019).

4 TouringClubSuisse// URL: https://www.tcs.ch/fr/le-tcs/securite-routiere (дата обращения: 16.03.2019).

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован