Об исторических угро-финских этнонимах народов Прикамья

В своих предыдущих публикациях я попытался разобраться с этнонимами западных угро-финнов, а также с северными угро-финами, народом еми - коми. 

Василий Лекомцев: Об угро-финских этнонимах

ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ от Пярну до Урала или об исторических этнонимах народа коми

Настал черед и прочих, а именно, удмуртов –вотяков - чуди,  марийцев-черемисов, манси- отяков. Все эти народы являлись автохтонным коренным населением Прикамья и Предуралья.

И я полагаю, что кроме меня с этим вопросом пока никто не сможет разобраться.

Начнем с народа манси - отяки - вогулы - иштяки.

На самом деле  этноним манси сравнительно молодой. Он появился в 30-х годах прошлого века.   Еще  в 1930 году  Ханты – Мансийск назывался Остяко-Вогульск. Потом остяки стали хантами, а вогулы – манси.

Ханты – остяки – оштяки - поклоняющиеся медведю (Ош, конды – это медведь на их языке. Ош – это священный, Конды – длинношерстный. ). 

Вогулы – это аббревиатура угро-финских слов вой гурезь улон отяк – обитатели северных(вой) гор (гурезь) . Горные отяки. Или результат смешанных браков хантов и отяков. Как утверждают этнологи,  любой новый народ является продуктом контактов двух соседних народов. 

Священная гора вогулов – Мань пупы нер – камни (нер) предков(пупы) народа (мань).

Урал – место пребывания душ (ур) потомков богов (алпов).

Манси – народ сибири, т.е. переселенцы отяки  с Предуралья в Сибирь.  Сибирь – богатая (бир) зерном (си)  или кормом. Южные районы Зауралья были весьма плодородны.

Отяки - это аббревиатура угро-финских слов ошмезь туж яратон калык - поклоняющийся родникам (ошмезь) народ (калык) . Ошмезь – родник или священное (ош) молоко или сок земли. Иж – это тюркский перевод отяцкого слова ошмезь. Ижтяки – это отяки, говорящие на башкирском или татарском языке. Или результат смешанных браков башкиров и отяков. В настоящий момент считается, что отяки – вымерший этноним.

Если ознакомиться с энциклопедией народов СССР, то в ней народ манси и ныне делиться или состоит из двух родоплеменных групп – пор и мось. 

Мось – поклоняюшиеся родникам, или устраивающие моления (моськан) у родников, т.е. коренные отяки.

Пор – пу ор – верующие в то, что души умерших переселяются  в деревья. Вероятные потомки черемисов, говорящих на языке манси. Или результат смешенных браков черемисов и отяков. В свою очередь черемисы – потомки (чер, чур) народа емь, или потомки их главного бога Ема или Юмалы. Если это так, то народ коми и марийцы – родственные народы по языческому вероисповеданию, но имеют различные языки. Я полагаю, что в историческом прошлом это был один народ.  

Известно место центра религиозного культа  отяков. Это приток Мось реки Мулянки левого притока Камы в Пермской области. По преданиям Трифон Вятский срубил здесь священное дерево –ель, в процессе  попытки христианизации отяков. А река Мулянка получила в свое время название в честь племени мось – приток Камы(ка) на котором проживает племя Мось( мось улон). Я так думаю. Во времена Трифона Вятского  села Муллы еще не было, а название реки уже было.

В процессе колонизации Пермского края эти земли стали принадлежать Строгановым и отяки расселились, часть ушла вниз по Каме, в Вятскую губернию, часть ушла в Сибирь, часть ушла на юг и стала ижтяками. Тюркское слово Иж соответствует отяцкому Ошмезь. 

Несколько слов о марийцах – черемисах.

Марийцы – черемисы, Имеют также две родоплеменные группы олык и курык.

Марийцы – потомки древнего местного населения Среднего Поволжья. Самоназвание – мари, другие соседние народы вплоть до революции называли их черемисами. Впервые упоминаются у готского историка Иордана (6 век), в «Повестях временных лет» (10 век). Наиболее компактно проживают в Ветлужско-Волжском междуречье: Марий Эл, прилегающие районы Кировской и Нижегородской областей; в междуречье Белой и Камы: Башкортостан, Свердловская область. А также, местами, в Татарстане, Удмуртии, Пермской, Челябинской областях. Делятся на 4 этнографических группы: луговые (олык), горные (курык), северо-западные и восточные мари.

В языках соседних народов на сегодняшний день сохранились для марийцев созвучные названия: чувашском — сярмыс, татарском — чирмыш, русском — черемис.

Мари – потомки аров, земледельцев пахарей, арась – пахать.Татары и булгары называли все угро-финские народы – арами.

Олык, ошмари – ошмезь лык, - поклоняющиеся  (обожающие (лык)) родникам, отяки, говорящие на языке марийцев. Лык – лак – лайк – любить. Звук  Ы означает сильно.

Лык – это марийский аналог удмуртского словосочетания туж яратон.

Курык – поклоняющиеся березам.

Отяки – удмурты называют марийцев – пор, порья – верующих в переселение душ в деревья.

Чирмыш, чермыш (тат) – поклоняющиеся священной птице – лебедю, а в буквальном смысле сооружающие срубы (чер)  на родниках (мыш (тат)).

Не зная чувашского языка могу предположить, что сяр – деревянный сруб, а мыс – это родник. Полюбопытствовал в словаре нашел слово сяра –пиво. Получилось, что сяр мыс – предпочитающие пить родниковую воду вместо пива.

Моя версия слова черемис – потомок бога емвы, или народа еми.

Более детальной информации о родо-племенном делении марийцев пока не обнаружил.

Чуваши –  имеет также две родоплеменные группы вирьял, анатри.

Этноним чуваш в буквальном смысле означает – справляющие поминки (аш) на могилах предков (чув, чур).

Чувашские этнографы утверждают, что этноним чуваш является изменением этнонимов суаз, сувар, т.е. народ живущий в лесах (вар) по берегам рек (су).  И не могут объяснить происхождение названий родоплеменных групп – вирьял и анатри. 

Из всех угро-финских народов язык чувашей ближе всего к языку венгров.

Вирьял – чистокровные. Вир в угрофинских языках это кровь.

Анатри – поклоняющиеся деревянным идолам (тор).  Скорее всего, народ, образовавшийся в результате смешенных браков марийцев и чувашей.  

Удмурты называли чувашских переселенцев бессерменами.

Вот пожалуй и все, что я выяснил о чувашах.

Продолжим обсуждение народом удмуртов – вотяков – чуди.

Этноним удмурты  сравнительно молодой. Он появился в 30-х годах прошлого века. До этого удмурты были Вотяками. Об этом помнит название города Воткинск.

Удмурты – в буквальном смысле на их языке, не верящие(уд) в существование духов (мурт), и переселение душ умерших. Так получилось.

Марийцы называли их – одо – мари. Посмотрел в их словарь и перевел – не марийцы.

Вотяки – воршуд туж яротон калык - народ (калык) , поклоняющийся духам предков (воршуд – предки (вордысь) , приносящие счастье (шуд) ).

Как видим новый этноним стал по смыслу отрицанием старого.  Как народ назовешь, так он и будет жить. Не веришь, что предки оказывают тебе помощь и приносят счастье, живи как сможешь.

Вотяки- удмурты, как и прочие народы Прикамья делятся на две родоплеменные группы –северная - Вятка, и южная - Калмезь. Что они означают.

Вятка – воршуд яратон туж калык, т.е. этноним вотяки привнесло племя Вятка.

Калмезь  - калык ошмезь – народ, поклоняющийся родникам. А это по смыслу те же отяки, коренное население этих мест и переселенцы с левобережья Камы.

У южных и северных родоплеменных групп достаточно сильно различие в языковых особенностей. Они не всегда понимают друг друга.

В 14 веке войска московских воевод захватывая Болванский городок в вятских землях обнаружили в них два народа – отяков и чудь.

Отяки были местным населением, а чудь пришла вместе с новгородцами с берегов Волхова и Заволочской Чуди в качестве тыловой поддержки ушкуйников – первопроходцев, да так и осталась в качестве родоплеменной группы Вятка. 

Об этнониме чудь. В угро-финском  языке есть такое слово чукна – утро. Чук – это поворот назад. Утро – это когда солнце делает поворот назад. Чудь раньше жила там, где не заходит солнце, а утро определяло по точке поворота солнца.  И еще она определяла направление на северо- восток как утренняя сторона. И поэтому чудь – чукна адями – это люди утренней стороны, жители, живущие на северо-западе. Для жителей Прибалтики – это новгородские земли, для жителей Новгорода – это заволочская земля. 

Есть еще одна версия – чужие. Откуда чудь появилась на берегах Волхова. Это были южные переселенцы северяне и вятичи во времена Владимира и Добрыни, которые вытеснили емь на восток. И еще во времена татарского ига это были беженцы из московских княжеств - меря, те же летописные вятичи, которые позже стали чудью, и в конечном итоге оказались на берегах Вятки, и сохранили свой этноним в виде названия реки.

Но кроме традиционного крупного деления на две родоплеменные группы, у удмуртов вотяков существует еще и родовое деление по воршудам – предкам. Этнологи насчитывают примерно 80 таких родов. Для чего это было придумано. В настоящее время как и раньше, на территории Удмуртии проживает и проживало много национальностей – отяки, чудь, татары, чуваши, марийцы, русские, бессермены,  коми, коми-пермяки.

Не имея письменности и паспортов с указанием национальной принадлежности, вотяки по названию рода могли определить из какого рода племени произошло его появление. Это было важно для потомства,  для предотвращения процесса вырождения племени. Внутри родовые браки были запрещены. И по названиям родов можно было определить характерные особенности будущих потомков. Смешанные браки двух народов могли бы дать новый народ, и для него уже было придумано название. Кроме того, по названию рода можно было определить местность, из которой произошло переселение рода. Как это делалось. С помощью одной двух букв в названии рода. Например, в названии чудских родов использовалась буква Ч – Чуйя, Чудья, Чола, Ворча. В названии южных переселенцев Порга, Можга. Причем названия родов давались по национальной принадлежности матери основателя рода. Как образовывались названия родов. Моя жена имеет белорусские корни, поэтому ее род должен иметь имя Рубья или Берья, а если бы украинские, то Рукья, или Укря. Есть возможность выбора, если название рода звучит неблагозвучно. В некоторых случаях это может быть очень неприлично. Например, в случае смешанного брака казаха с белорусской девушкой – Кабель, а если Белка, то вполне прилично. 

Попробуем расшифровать названия некоторых из удмуртских родов. Так как название родов – это аббревиатура нескольких слов, то возможны варианты. Я предлагаю свою версию, возможно в некоторых случаях спорную. Но важен принцип, и хорошее знание языка. Я же в основном пользовался словарем. 

  

Список воршудов некоторых удмуртских родов.

Апья — у основателя рода мать была родом из города Арска или Арча из марийцев- поров (п). Арась пор адями – пахари- марийцы, переселенцы из марийцев.

Абья – арась бигер адями  - род основали ары – переселенцы с татарских или чувашских земель.

Бигра — у матери основателя рода в роду были  татарские (бигер) переселенцы с запада (ра), т.е. с верхнего течения Волги, т.е. из района Казани. Бигер югыт рыт адями- из татарского рода с юго запада.

Бия — у основателя рода мать была из татар с юга или с реки Яик.

Бобья — в роду матери основателя рода были бессермены-башкиры с реки Яик –Урала- Бессермен отяк башкорт адями.  

Бодья — в роду матери основателя рода были бессермены – чуваши с правого(д) берега Волги – Бессермен одон адями. Более точно, что ранее этот род до переселения жил среди чувашей – бессермен.

Бола — в роду основателя рода мать была из бессермен –чувашей с левого берега Волги – бессермен олык адями, но скорее всего из марийцев- мусульман.

Боня — в роду основателя рода мать была из бессермен – чувашей с низовья Камы- бессермен – ощтяк – ныл – адями.Буква Б в названии рода – признак происхождения матери из бессермен.

Так что бессермены были разные, что отразилось в названии родов. 

Вамья — в роду основателя рода мать была из северных переселенцев из мери или коми –пермяков с Выми или Моломы . Вой адями Молома .

Ворча — северо (вой) –западная (р)  чудь – заволоцкая чудь, но более точно вортча – вож орт – чудь адями, лесная (вор) чудь.

Вэнья (вонья) — переселенцы с севера с Онежского озера – вепсы. 

Джикья (Жикья) — бессермены – башкиры с востока возможно с верховьев Яика, или беженцы калмезы из Жукотина или Джукетау.

Джумья (Дзюмья, Юмья) — переселенцы бессермены – башкиры или манси с юга , 

Дзятца (Дзязя, Зятця, Зятчи, Ятчи) — коми - зыряне.

Докья — переселенцы  с востока с левого берега Камы - Дыно отяк кама адями - 

Дурга — переселенцы с юго-запада с левого берега Камы. 

Егра (Эгра, Игра) — черноволосые (эг) переселенцы  с Волги, южнее устья Камы - 

Имъес — кильмезь – калмез – южная группа удмуртов. 

Какся —  калык калмез сюмси гурт – отяки из поселка Сюмси.

Квака — переселенцы с северо –востока с берегов Камы – коми пермяки.

Кварса — манси, которые прищли с востока, но раньше жили на западе – лопари, вогулы.

Кибья — бессермены – башкиры, у которых тотемный зверь – волк (кион) или Кама иль бессермен (башкорт) – переселенцы с верховий Камы.

Копка — переселенцы с востока с левого (палезь) берега Камы-  калык отяк пор Кама адями – смешанный брак отяков с марийцами – порами.

Котья — восточные отяки с верховьев Камы.

Кушья — юго (у)-восточные(к)  переселенцы с левобережья Камы.

Лекма — переселенцы с устья реки Лекмы.

Лоза — переселенцы с реки Лоза.

Маля — мось алабуга адями – отяги из района Елабуги. 

Монья (Мэнья) — мось отяк ныл адями -  отяки из племени мось.

Можга — мось оштяк  Жукотин югыт ар, - отяки племени мось из Жукотина.

Совершая туристическую поездку по Каме,  посетил деревню Бураново, место проживания знаменитых Бурановских бабушек. Но въезде под названием села Бураново обнаружил удмуртское название Пуро – Можга. Но никто из местных жителей не смог объяснить мне смысл этого названия. Так вот это название означает – потомки умерших душ племени Можга, отяков племени мось, которые в свое время переселились из бывшего города Жукотина. Вот такую информацию можно получить, зная происхождение названий родов. Топонимические исследования названий городов и поселков Удмуртии и побудили меня выяснить происхождение названий родов. Очень многие населенные пункты еще хранят память о родоплеменных именах основателей и их потомков. А чтобы определить происхождение этих родов пришлось проанализировать все исторические этнонимы народов Прикамья.

Норья (Нырья) — переселенцы из Ныроба – коми-пермяки – Ныроб орт адями.

Омга — оштяки –которые сохранили обряд поклонению родникам – ошмесам, оштяки с левого берега Камы.

Пельга — коми с Пелыма

Поска (почка) — коми с Почки, т.е. с Колвы.

Поколь (покуль) — вогулы с Покчи.

Пудга — марийцы с правого берега Волги, горные марийцы, мама из их рода .

Пуппья — отец основателя рода был марийцем (пором), а мать удмурткой.

Пурга (Порга) — марийцы или точнее южные марийцы.Мама была из марийцев.

Пыбья (Пэбья) —  в роду были марийцы  и бессермены – чуваши, т.е. двойные переселенцы.

Пэшья (Пышья) — марийцы с левого берега Камы.

Салья (Саля) — лопари- саамы(?)

Санья (Сэнья) — саамы – ненцы (?)

Сема — саамы, породнившиеся, например с родом Можга или  Монья(?).

Сурма (Шурма) — переселенцы с реки Сура.

Сюра — юго-западные отяки.

Название родов на букву С пока являются для меня загадкой. Возможно, потомки этих родов смогут прояснить ситуацию. Лично у меня есть два названия народа на букву С.

Это сарацины – еврейские купцы. И саран –кум – так отяки - манси называли коми-зырян.

Возможно это переселенцы из  Сарапула – город на глиняном холме (сара) заросшим лиственным лесом. 

Табья — бессермены с устья Камы

Ташья — марийцы или бессермены  с левого берега устья Камы. 

Тукля — переселенцы с юго - востока от устья Камы – отяки левобережья Камы, скорее всего с реки Тулвы. Этот этноним позволяет определить старое название реки Тулвы – Тукля – река, приток Камы с песчаными (л) берегами. Татары называли ее Тулбой.  

Турья — переселенцы с Верхотурья – коми или манси.

Удья — удмуртские переселенцы с устья Камы. 

Узя — южные коми-зыряне.

Уля — южные манси- лопари.

Урга — удмуртские переселенцы с запада с Волги.

Утча — удмурты, которые раньше переселились на северо-запад, а потом вернулись либо помесь удмуртов с коми – пермяками (чудью). 

Чабья — бессермены – чуваши или помесь бессермен с чудью.

Чага — чудь, переселенцы с Чагоды.

Чипья (Ципья) — помесь чуди и марийцев  с верховьев Чепцы – чудь  пор адями. 

Чупья  - переселенцы с устья Чепцы или с южного берега Чепцы, потомки чуди и поров.

Чола (Цола) — чудь олык адями, т.е. помесь северных (луговых) марийцев и чуди.

Чудья — чудь. 

Чудна — чудь низовая. 

Чумья — переселенцы с севера –востока помесь чуди и мось.

Чунча — переселенцы с северо-востока помесь чуди с ненцами 

Чура — чудь переселенцы с запада.

Чуйя — чудь верховая, т.е. с верховьев Чепцы.

Шудзя — коми-зыряне  переселенцы с левобережья Камы. 

Эбга — бессермяне – чуваши.

Юбера — юго- западные бессермяне.  

Юра — юго-западные переселенцы.

Юсь — (Якшур?) – переселенцы по реке Юс – коми – пермяки.

Если бы фамилии давали по названиям родов, то мы бы могли выяснить национальное происхождение потомков. Этого не произошло, хотя я могу привести примеры. Фамилия Ворончихин была дана потомку рода Ворча.Фамилия Луппов в свое время получили предки племени Пуппья. 

Каждый из этих родов мог дать названию нового народа. Возможно, некоторые названия родов определены не совсем точно. Буду рад, если меня поправят и дополнят. В мою задачу входило обнародование принципа формирования названия родов.

Чудь, так же как и меря, считается ныне вымершим этнонимом, но можно предположить, что племя Вятка таки сохранила особенности верований, обычаев, языка и реликтовой культуры летописной чуди.   

В качестве аналога такого родоплеменного обилия родов можно привести список башкирских родов.

Башкиры - иштяки,

Племена у башкир - это исторически сложившиеся родоплеменные объединения в составе баш. народа. Этнич. история и характер расселения Б.п.и р. определили образование этногр. групп башкир: юго-вост. (бурзян, усерган, юрматы, тамьян, тангаур, кыпсак), северо-вост. (айлинские, катайские и табынские башкиры), караидельско-демской (мин, кудей, ельдяк), камско-икской (буляр, байляр, юрми, родовая группа ирэкте), нижнебельской (еней, гэрэ, елан, киргиз), тулвинско-мулянской (уран, гайна), таныпской (таныпские роды казанчи, кайпан, табынско-кыпчакские образования таз, ирэкте) и караидельской (балыксы, ун). В 18-19 вв. племена караидельско-демской этногр. группы явились основой юго-зап., а племена камско-икской, нижнебельской, тулвинско-мулянской, таныпской и караидельской групп - северо-зап. (в составе терр. подгрупп: сев., нижнебельской и икской) этногр. групп башкир. В назв. "Б.п.и р." выделено семь историко-этногр. пластов: древнебаш. (бурзян, уран, юмран, ягалбай и др.), ранний финно-угорско-самодийский (сызгы, кальсер, терсяк, упей, уваныш и др.), булгаро-мадьярский (юрматы, буляр, танып и др.), огузо-кыпчакский (айле, сарт, истяк), кыпчакский (канлы, кошсы, салъют, бадрак, мин, миркит и др.), ногайский (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и пласт, связанный с этнич. взаимодействием сформировавшихся в Волго-Уральском регионе и Ср. Азии народов (татар, мишар, казахов и др.). Родоплем. этнонимия зафиксировала имена вождей (Ямаш, Сураш, Татигас и др.) и топонимич. назв. (Ай, Танып и др.) (см. Структура родоплеменной организации башкир). Символами родоплеменного единства были шежере, общая в основе тамга, дерево, птица, воен. клич (оран). Органами самоуправления Б.п.и р. являлись советы старейшин (аксакалов) и нар. собрания (йыйыны). В нач. 90-х гг. 20 в. возобновилась традиция проведения йыйынов.

Северные башкиры

I ПЛЕМЯ УРАН
1. Род урман-ураны
Родовые подразделения: албуре, ар, аржак, булгаир, ишэй аймагы, турна, шудек, шэрэкэй.

II ПЛЕМЯ ГАЙНА, ТАРХАН
1. Род бисер-гайна
2. Род мул-гайна
Родовые подразделения: ар, бай, бисер, истяк, ишбулатовлар, казанбаевлар, кускар, кыпчак, кариевлар, максэй, мишар, мурашевлар, мамэт, нукшы, сабировлар, сакай, сарашбаш, сирмеш, субхангуловлар, сыбар джиен, таймас, таразовлар, таубаш, тимгановлар, тургай, усай, шабай, эскэре джиен, айзуак, эрэмэс.
3. Род тул-гайна
4. Род тур-гайна

III ПЛЕМЯ ТАНЫП
1. Род казанчи
2. Род кайпан
Родовые подразделения: кудаш, кэлтэу, салдау, шэрдэк, юда.
3. Род кара-танып, кыр-танып
Родовые подразделения: карга, кумуч, тартай, тэйлэган, аптел, этэс.
4. Род су-танып, сул-танып
Родовые подразделения: алый, арыкбай, балтач, илекей, яулыбай, кальмурза, мэнди, суманай, тюнсура.

IV ПЛЕМЯ СУНАРСЫ, СУУН, УН
1. Род байки
Родовые подразделения: акбуляк, алый, арыкбай, балтай, гумеровлар, кулмурза, мансуровлар, муслимовлар, мэнди, суманай, шамекэй.
2. Род кыр-ун
Родовые подразделения: буляковлар, нурай, сайрак.
3. Род су-ун
4. Род ун

IV ПЛЕМЯ БАЛЫКСЫ
Родовые подразделения: атналы, калмак, кулсыкай, сыскан, тюлькэ, тюркэй.

Но я оставляю проблему определения происхождения этих башкирских родов знатокам тюркского языка и истории тюрков и башкир.  В интернете размешены попытки такого анализа, но пока они не выдерживают критики.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован