19 апреля 2002
103

Об итогах работы промышленности Татарстана в первом полугодии 2001 года

Выступление Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н. Минниханова на совещании у Президента РТ М.Ш. Шаймиева 10 июля 2001 года.



Уважаемый Президент!

Уважаемые участники совещания!

Сегодня мы подводим итоги работы промышленности за первое полугодие 2001 года и намечаем основные задачи, которые необходимо решить для обеспечения динамичного развития реального сектора экономики.

По предварительным итогам работы за шесть месяцев 2001 года объем промышленного производства в республике составил 101.6 млрд. рублей при индексе физического объема 107,3%. Рост объемов производства наблюдается в большинстве отраслей экономики.

Однако мы отдаем себе отчет в том, что достигнутые успехи пока еще недостаточны. Предстоит проделать большую работу как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне отраслей промышленности для закрепления позитивных тенденций и придания им необратимого характера.

Нас радует увеличение объема производства в целом по промышленности. Однако этого в сегодняшних условиях уже недостаточно. Наряду с достижением объемных показателей мы должны оценивать результативность работы каждого предприятия республики по критериям затрат на рубль произведенной продукции, реальной отдачи от привлеченных инвестиций, прибыльности, уровня обновления основных фондов, уровня средней заработной платы.

Задача поиска новых инициатив, новой долгосрочной стратегии прорывного характера, которая превратит накопленные республикой достижения в новое качество экономического роста, была поставлена Президентом в Послании Государственному Совету на 2001 год. При этом Президент ориентирует нас на то, что главным критерием эффективности экономики республики должна стать конкурентоспособность татарстанских товаров.

Поэтому сегодня мы должны подходить к комплексной оценке работы предприятий, отраслей и промышленности республики в целом под углом зрения реальных шагов по решению поставленных `Президентом задач.

Ведущее место в экономике республики занимает нефтедобывающая отрасль. Ее доля в общем объеме промышленного производства республики составляет 37 процентов.

В течение последних четырех лет в республике была достигнута не только стабилизация, но и рост добычи нефти с 24 миллионов тонн в 1994 году до 27,2 миллиона тонн в 2000 году, в то время как уровень добычи нефти в Российской Федерации упал за эти годы с 354 до 323 миллионов тонн.

Проводимая в республике политика поддержки нефтяных компаний, успешное освоение месторождений, наличие достаточных разведанных запасов нефти и высокие цены на нефть обусловили особенно интенсивное развитие нефтяных компаний в 2000-2001гг.

В 2001 году нефтедобывающая промышленность республики сохранила темпы развития: за первое полугодие добыто 13,9 млн. т. нефти, 367 млн. куб. м попутного газа, произведено 145 тыс. т. ШФЛУ.

За первое полугодие нынешнего года реализовано товарной продукции на сумму 35,5 миллиарда рублей, прибыль нефтяных компаний ожидается в размере 14 миллиардов рублей, налоговые отчисления в федеральный бюджет - 1,4 миллиарда рублей, республиканский - 4,8 миллиарда рублей, местные - 1,8 миллиарда рублей.

Правительство республики ставит перед нефтяниками стратегическую задачу - в течение 15 лет, до 2015 года обеспечить ежегодную добычу нефти в объеме 30 миллионов тонн. Решать эту задачу предстоит в более сложных условиях изменившегося федерального налогового законодательства.

В целом нефтехимический комплекс в первом полугодии 2001 года сохранил позиции базовой отрасли промышленности республики.

Произведено продукции более чем на 19 млрд. рублей, или 18,7% от общего объема промышленного производства в республике.

Следует особо отметить итоги работы акционерного общества `Нижнекамскшина`, где индекс физического объема производства составил 128,8% к соответствующему периоду прошлого года.

Превысил запланированный рост объемов производства в сопоставимых ценах `Нижнекамскнефтехим` (103,1% при плане 102,5%).

Однако на ряде предприятий химии и нефтехимии наметились тенденции по ухудшению их финансово-экономического положения.

В числе таких предприятий оказался и крупнейший в России производитель полиэтиленов различного назначения - ОАО `Казаньоргсинтез` (выполнение в первом полугодии - 89,3% от уровня прошлого года).

Основная причина такого положения - предприятию в силу различных обстоятельств не удалось в полной мере решить проблемы, связанные с получением необходимого объема сырья.

Не могу не затронуть проблему поставок нефти в рамках внутриреспубликанской кооперации для производства сырья, используемого в нефтехимии. Мы вынуждены прибегать к непопулярным мерам госрегулирования в области цен на сырье и взаимных поставок. Но благодаря именно таким мерам мы сохранили и объемы нефтедобычи и производства нефтехимической продукции.

Государственное регулирование способствовало созданию условий для постепенного перехода к рыночным ценам. Правительство прорабатывает предложения как нефтяников, так и нефтехимиков и в ближайшее время определит форму и сроки такого перехода.

Политика руководства Республики Татарстан направлена на активную государственную поддержку всего нефтегазохимического комплекса. Об этом свидетельствует принятая президентская `Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 1999 - 2003 гг.`. В текущем году сделано немало по ее реализации. Однако сегодня назрела необходимость очередных действий по дальнейшей интеграции нефтяников, нефтехимиков и химиков республики. Министерству экономики и промышленности РТ, `Татнефтехиминвестхолдингу` надо внести соответствующие коррективы в Президентскую программу развития нефтегазохимического комплекса с учетом обострения конкуренции на российском и зарубежном рынках.

Мы должны принять меры по безусловному завершению строительства и вводу в эксплуатацию в установленные сроки производственных мощностей базового комплекса Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода. Это крупнейший и жизненно важный объект республиканского значения. С его вводом в эксплуатацию решатся многие проблемы нефтегазохимического комплекса по обеспечению сырьем. Как преодолеть отставание строительства от утвержденного графика, мы подробно говорили на заседании Правительства 25 июня. Сейчас главное - выполнить все, что намечено.

Тенденции к улучшению состояния не только в машиностроении, но и в промышленности республики в целом во многом зависят от показателей работы ОАО `КамАЗ`.

За 6 месяцев 2001 года объем выпуска товарной продукции по группе организаций, входящих в ОАО `КамАЗ`, составил 7,9 млрд. рублей (115,9% к 1 полугодию 200С года). Запасных частей поставлено на сумму 1,5 млрд. рублей (114%).

Однако программа АО `КамАЗ` за первое полугодие не выполнена. Предполагалось выпустить промышленной продукции на 9 млрд. рублей. Фактически выпущено на 7,ё млрд. рублей. Произведено 10546 грузовых автомобилей при плане 11750 и 18237 легковых автомобилей при плане 18300.

На Совете безопасности Республики Татарстан, состоявшемся 1 июня нынешнего года, отмечено отсутствие серьезных признаков стабильности текущей деятельности `КамАЗа` и перспектив его развития. Основными причинами нестабильности положения являются низкая конкурентоспособность, слабая позиция на рынке и отсутствие четко определенных целей собственников, вызвавшие недостаточную эффективность управления компанией.

В ближайшее время необходимо в срочном порядке определить стратегию собственника в отношении компании, включающую долгосрочные цели развития и инвестиционные условия для привлечения стратегических партнеров. После чего руководству `КамАЗа` необходимо организовать работу по привлечению конкретных стратегических партнеров.

За последние три года наметились позитивные сдвиги в деятельности оборонно-промышленного комплекса Республики Татарстан. По итогам работы за первое полугодие текущего года предприятиями этого комплекса произведено продукции на сумму 5,5 млрд. рублей. Прирост физических объемов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 19%.

На сегодняшний день наиболее адаптированными к рыночным условиям оказались такие предприятия, как ОАО `КВЗ` и `КМПО`. Об этом свидетельствует индекс физического объема производства их продукции. По `КВЗ` за полугодие он составляет 130,3%, по `КМПО` -103,8%.

Акционерному обществу `КВЗ` удается наращивать объемы производства за счет выпуска экспортно-ориентированной продукции (87% продукции этого предприятия экспортируется). За январь-июнь т.г. заводом произведено продукции на 2,45 млрд. руб., что составляет более 40% от объемов всего оборонно-промышленного комплекса республики.

Приоритетной задачей ОАО `КВЗ` является дальнейшее наращивание сбыта вертолетной техники. Мы поддерживаем усилия руководства АО, которое для достижения этой цели проводит глубокую модернизацию выпускаемых вертолетов Ми-8 и Ми-17, придавая им принципиально новые эксплуатационные характеристики. Особенно поддерживаем усилия по освоению вертолетов Ми-38, `Ансат` и ?Актай&brvbаr;, что позволит занять обществу рыночные ниши в классе тяжелых, легких и особо легких вертолетов.

В Казанском моторостроительном производственном объединении, наряду с традиционно выпускаемой авиационной техникой, двигателями для самолетов Ту-154Б, ИЛ-86, освоено серийное производство и ремонт газотурбинных двигателей для газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов.

Имеется ряд перспективных проектов, таких как производство: газоперекачивающего агрегата ГПА-16 `Волга`; газотурбинного двигателя НК-93 для самолетов типа Ту-330; двигателей АИ-22 для самолета Ту-324; газотурбинного двигателя ПК-207 совместно с Канадской фирмой `Пратт энд Уитни` для вертолетов `АНСАТ`.

Серьезные задачи во втором полугодии этого года предстоит решать КАПО им. Горбунова. Основные из них - сдача второго самолета Ту-214 `Дальавиа`, завершение сертификационных испытаний самолета Ту-214 на увеличение дальности полета до 9200 км, постройка двух самолетов Ту-214 для ГТК `Россия` и проведение ремонта самолетов Ил-62М и Ту-160.

Однако уже сегодня решение этих задач сталкивается с проблемами в области ценовой политики `комплектаторов` самолетов, несоблюдения графика финансирования госзаказа для ГТК `Россия`. Необходимо приложить совместные усилия и постараться в кратчайшие сроки выполнить намеченные планы и стабилизировать финансовое положение объединения уже к концу текущего года, тем более что такая возможность имеется.

В настоящее время благодаря значительной помощи республики и сотрудничеству с российскими ведомствами определенные успехи достигнуты в области производства аппаратуры госопознавания, оптических приборов, судостроения, просматриваются перспективы развития этих производств.

К сожалению, этого нельзя сказать о боеприпасной отрасли. На территории республики находятся уникальные предприятия (Завод `Точмаш`, ГК НПП им. Ленина, ПО `Завод им.Серго` и ГосНИИХП), производящие боеприпасы, которые практически остались единственно `живыми` в России, но их нынешнее состояние и особенно перспективы дальнейшей деятельности вызывают серьезные опасения.

Для поиска выхода из этого положения 29 июня текущего года в Зеленодольске было проведено совместное выездное заседание Президиума Кабинета министров РТ и Российского агентства по боеприпасам с участием представителей Министерства обороны, Совета безопасности, МВД и других российских министерств и ведомств. Итогом этого заседания стала- Программа действий федеральных органов управления и Кабинета министров РТ по сохранению и развитию расположенных в республике предприятий по производству боеприпасов, а также проект Решения. Эти документы в настоящее время находятся на согласовании в федеральных структурах.

Аналогичное заседание мы планируем провести осенью совместно с Российским агентством по системам управления, в ведении которого находятся наши предприятия, производящие аппаратуру госопознавания.

Выработка электроэнергии ПЭО `Татэнерго` за 1 полугодие 2001 года составила 11,5 млрд. квт.ч. По сравнению с аналогичным периодом 2000 года наблюдается снижение на 1,1%. Это объясняется внедрением мероприятий по энергосбережению на промышленных предприятиях, позволивших снизить энергоемкость продукции. При этом за тот же период увеличился отпуск тепловой энергии на 213 тыс. Гкал., в основном из-за повышенного спроса на тепловую энергию в нефтехимической отрасли промышленности республики. Он составил 101,2% от объема отпуска 1 полугодия 2000 года.

В целом финансово-экономическое состояние `Татэнерго` стабилизируется. Продолжает сокращаться кредиторская задолженность. Положительным является сокращение общей задолженности ПЭО `Татэнерго` за природный газ перед ЗАО `Татгазинвест`. По сравнению с первым полугодием прошлого года она сократилась в 1,6 раза. Предприятие также не имеет задолженности по заработной плате.

Однако продолжает увеличиваться доля оборудования, выработавшего свой ресурс. В настоящее время 45% основного энергооборудования тепловых электростанций объединения подлежат реконструкции и частичному демонтажу. Отрасль требует серьезных инвестиций, внедрения нового энергоэффективного оборудования.

С этой целью необходимо пересмотреть подходы к системе обновления основных фондов и ремонтного обслуживания в энергетическом комплексе республики с учетом рыночных принципов реформирования. Предстоит серьезно заняться разработкой концепции реструктуризации энергетического комплекса республики, имея в виду предстоящее реформирование РАО `ЕЭС России`.

Оценивая итоги работы предприятий пищевой промышленности за 6 месяцев 2001 года, следует в первую очередь отметить положительные результаты деятельности ОАО `Красный Восток`, ОАО `Татхлеб` и ряда других предприятий.

Особо хочу отметить достижения ОАО `Красный Восток`. Пример этого предприятия свидетельствует о том, что постоянный настрой на запросы рынка и умелое выстраивание маркетинговой политики позволяют динамично развивать производство даже в условиях чрезвычайно жесткой конкуренции.

Однако, к сожалению, в кондитерской промышленности уровень объема производства остается невысоким. Так, за 6 месяцев 2001 года ОАО `Казанская кондитерская фабрика `Заря` произведено продукции на сумму 136,3 млн. рублей, что составило 89,5% к соответствующему периоду прошлого года. На снижение объемов производства повлияла низкая реализация кондитерских изделий, как на внутриреспубликанском, так и на общероссийском рынках. Причина - невысокая конкурентоспособность товаров по цене и качеству.

Выход из этого положения видится в слиянии трех крупных кондитерских фабрик России в единую компанию `Сладко`. Это объединение, а также завершение реконструкции производственных цехов `Зари`, позволят увеличить объем производства, повысить качество кондитерских изделий, а также расширить географию сбыта выпускаемой продукции и ее ассортимент.

В связи с вхождением республики с 1 января 2001 года в единое налоговое поле Российской Федерации предприятия спиртовой и ликероводочной промышленности республики вынуждены были работать в новых для себя условиях.

За первую половину года произведено 1 миллион 340 тысяч декалитров спирта, что составляет 83% к соответствующему уровню 2000 года. В то же время цена на спирт, отпускаемый с заводов ГУЛ РТ `ПО `Татспиртпром`, до апреля т. г. оставалась на 17% выше, чем у производителей из регионов Российской Федерации. Это повлекло за собой ситуацию, когда потребители спирта ГУП РТ `ПО `Татспиртпром` отказывались приобретать спирт со спиртзаводов объединения.

Ликероводочными заводами ГУП РТ `ПО `Татспиртпром` за 6 месяцев 2001 года произведено 1 миллион 894 тысяч декалитров водки и 96,8 тысячи декалитров вин и винных напитков, что составляет соответственно 72,4% и 78,1% к производству данной продукции в 1 -м полугодии 2000 года.

Главной причиной неэффективной работы предприятий объединения является слабая работа по вывозу продукции за пределы республики в текущем году.

В связи с этим Правительством Республики Татарстан были предприняты меры, направленные на улучшение создавшейся ситуации. Так, на сегодняшний день на территории республики открыто 18 акцизных складов. Из них 15 принадлежат предприятиям-производителям, в том числе 13 - ГУП РТ `ПО `Татспиртпром`. Разрешение на учреждение акцизных складов выдано также 3 оптовым организациям из 64 действовавших ранее оптовых складов. При этом перед оптовиками поставлены условия, что вся реализуемая ими сторонняя водка завозится с акцизных складов ГУП РТ `ПО `Татспиртпром`.

Сейчас нужно решить ряд задач для более эффективной работы предприятий отрасли во 2-м полугодии 2001 года и в 2002 году. Для этого руководство ГУП РТ `ПО `Татспиртпром` должно проявить максимум усилий по закупке зерна урожая 2001 года с целью обеспечения производства спирта в 2002 году до нового урожая по ценам, конкурентоспособным на рынке Российской Федерации. Это позволит выпускать качественную и конкурентоспособную по цене алкогольную продукцию.

Эти меры должны способствовать выполнению предприятиями ГУП РТ `ПО `Татспиртпром` взятых обязательств по производству и реализации в 2001 году 3 миллионов 400 тысяч декалитров спирта и 5 миллионов 540 тысяч декалитров алкогольных изделий собственного производства.

Предприятиям легкой промышленности в 2000 и 2001 г.г. законом о бюджете были предоставлены льготы по налогам в республиканский и местные бюджеты, что положительно сказалось на финансовом состоянии отрасли. Однако затяжной, почти десятилетний, финансовый кризис пока преодолевается медленно. Сегодня в этой отрасли занято 380 предприятий различных форм собственности и только небольшое количество этих предприятий перешло к организованным схемам, эффективным в рыночных условиях хозяйствования.

Грамотно использовали предоставленные налоговые льготы, внутриреспубликанскую кооперацию ОАО `Сафьян`, ОАО `Спартак`, ЗАО `Кожгалантерейная фирма`, ОАО `НПП `Национальная обувь` и многие частные предприятия, работающие с кожтоварами.

Для стабильной работы предприятий легкой промышленности необходимо:

-осуществить модернизацию существующих технологических линий;

-обеспечить закупки сырья и материалов конкурентоспособных по цене;

- организовать производство недорогих качественных товаров за счет снижения непроизводительных затрат.

Анализ предварительных итогов развития отраслей и предприятий промышленности за первое полугодие показывает, что большинство проблем, с которыми они сталкиваются, носят, как правило, общий характер:

* Пока еще наша промышленность остается слишком затратной. Это касается как ресурсозатратности в целом, так и энергозатратности, в частности. В результате недопустимо велики затраты на рубль произведенной продукции. В целом по промышленности затраты на рубль произведенной продукции составляют 78,8 коп. Особенно значительны они в машиностроении и металлообработке - 95,3 коп., химии и нефтехимии - 90,6 коп., пищевой промышленности - 88,3 коп., легкой промышленности - 85 коп., а также электроэнергетике - 85,2 коп.;

* Серьезной проблемой остается износ основных фондов. Так, в топливной промышленности он составляет 64%, в химии и нефтехимии -65,7%, в машиностроении - 43%, а в целом по промышленности - 55,5%. Значителен и объем простаивающего оборудования в целом по республике, что ложится тяжелым грузом на себестоимость продукции.

* * Почти каждое третье промышленное предприятие в республике убыточно. Особенно велика доля убыточных предприятий в легкой промышленности. Коэффициент текущей ликвидности в целом по промышленности составил 1,47 (при норме - 2). Всего 18,7% предприятий превысили нормативный уровень;

* Не снижается острота проблемы дефицита кадровых ресурсов, особенно по рабочим специальностям, требующим высокой квалификации. Во многих трудовых коллективах существенная часть наиболее квалифицированных рабочих кадров и специалистов находится в предпенсионном и пенсионном возрасте. Остроту проблемы дефицита квалифицированных кадров мы уже ощущаем при реализации важнейших для экономики республики проектов, таких как, например, строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода и в авиастроении.

* На стабильности трудовых коллективов и, как следствие, на эффективности их работы сказывается значительная дифференциация в оплате труда. Так, в топливной промышленности среднемесячная зарплата за 5 месяцев составляет 9079 руб., а в легкой - 1658 руб.

* Не в полной мере решена проблема погашения задолженности по заработной плате. Хотя ее снижение относительно соответствующего периода 2000 г. составило 36,8%, общая сумма задолженности на 1 июля все еще значительна -328 млн. руб.

Отмечу, что 85% задолженности сосредоточено в машиностроении и металлообработке. На каждого работника в этой отрасли приходится 1800 руб. задолженности.

Правительство республики проводит последовательную работу по комплексному решению этих и ряда других острых проблем, с которыми сталкивается экономика республики. Кратко остановлюсь на основных направлениях этой деятельности.

Первое направление - снижение энергозатратности производства. Мы придаем решению этой проблемы ключевое значение.

В соответствии с Республиканской целевой программой `Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы` предусматривается реализация проектов по внедрению энергосберегающей техники и технологий.

Внедрение энергоэффективных мероприятий требует вложений денежных средств в сумме 4,6 миллиарда рублей. Из них 2 млрд. руб. средств в виде государственной поддержки, 2,6 млрд. руб. собственных и иных привлеченных средств.

При этом предполагается, что начиная с 2003 года будут рефинансироваться средства, полученные от реализации энергосберегающих проектов в 2000-2002 году.

Проведение энергосберегающих мероприятий позволило снизить энергоемкость продукции в 2000 году на 4%. Но это далеко не предел. Согласно мировому опыту потенциал энергосбережения, реализуемый только за счет организационных и малозатратных мероприятий, может достигать 10%.

Важной задачей энергосбережения является проведение энергоаудитов и обследований организаций с целью оценки эффективности использования энергетических ресурсов. К сожалению, в настоящее время полный энергоаудит проведен лишь в АО `Нижнекамскнефтехим`.

А ведь только реализация мероприятий, разработанных в результате энергоаудита, позволит предприятию получить годовой экономический эффект в размере 432 миллионов рублей. При этом срок окупаемости мероприятий составляет от 1 года до 2,5 лет.

На примере акционерного общества `Нижнекамскнефтехим`` видно`, что проведение энергоаудита, или, иными словами, ревизии всего энергохозяйства предприятий, позволяет выявить все узкие места в энергоснабжении и энергопотреблении.

Учитывая вышесказанное, необходимо закончить проведение энергоаудита промышленных предприятий республики до конца 2002 года.

Другая проблема - загрузка имеющихся производственных мощностей. Ее решение напрямую зависит от усиления внутриреспубликанской интеграции товаропроизводителей.

Сегодня немалая часть необходимых для наших предприятий комплектующих и оборудования закупается за пределами Татарстана. Заказы на них могут и должны быть размещены с использованием незагруженных производственных мощностей в республике. Естественно, для этого нужно знать и потребности, и возможности наших производителей.

Первые серьезные шаги в этом направлении сделаны. Для развития нефтяного машиностроения Правительством республики принято решение об освоении производства нефтегазового оборудования для ОАО `Татнефть` силами предприятий нашей республики. Оформляется Соглашение о совместном производстве оборудования для добычи нефти, ремонта и эксплуатации нефтяных скважин между ОАО `Татнефть` и ГУП РТ `ПО ЕлАЗ`.

С ОАО `Татнефть` уже успешно работают предприятия - ГУП Зеленодольский завод им. Горького, ОАО `Вакууммаш`, ОАО `Чистопольский судоремонтный завод`, ОАО `Алнас` и ОАО `Чистопольский завод Автоспецоборудование`.

Необходимо найти взаимопонимание с нефтяниками и `КамАЗу`. Цель - максимально загрузить предприятия нашей республики и не закупать нефтегазовое оборудование, которое можно производить в республике.

Мы изыскиваем резервы для решения вопросов обновления основных фондов. Разумеется, возможности обновления основного капитала у предприятий разные. В нефтедобывающей промышленности, например, уровень инвестирования в основной капитал составляет около 44% от общих инвестиций в промышленность. А в машиностроении, энергетике и легкой промышленности, соответственно 8,3%, 1,9% и 0,1%. Такие показатели совершенно недопустимы с точки зрения необходимости наращивания конкурентоспособности наших товаров. Если эта тенденция сохранится, мы можем потерять не только российский, но и внутриреспубликанский рынок.

В 2000 году предприятиями республики было направлено более 40 млрд. рублей для решения вопросов, связанных с техническим и технологическим развитием производства, освоением выпуска экспортноориентированной и импортозамещающей продукции. Около 60% этих средств составляли собственные средства предприятий.

В 2001 году доля собственных средств предприятий в инвестировании увеличилась. Это связано с тем, что республика сегодня не имеет возможности осуществлять широкомасштабные инвестиции в производство за счет средств бюджета. Принятие второй части Налогового кодекса существенно сократило его доходную часть. Кроме того, резко сократился объем платежей в Фонд НИОКР в связи с нежеланием руководителей крупных предприятий заключать с ним договора (в настоящее время с Фондом заключили договора всего 113 предприятий, 2000 год- 1024).

Таким образом, инвестиционные возможности бюджета ограничены, а предприятия испытывают острый дефицит собственных финансовых ресурсов для этих целей.

Мы считаем, что выход - в изыскании возможностей мобилизации свободных внешних ресурсов. Без вовлечения значительных объемов дополнительных инвестиций становится нереальным технический прогресс, внедрение новых технологий.

Важным направлением деятельности органов государственного управления Республики Татарстан в этом направлении является использование акций предприятий, находящихся в республиканской собственности.

Государство в лице его представительного органа - Министерства земельных и имущественных отношений РТ до настоящего времени является крупнейшим акционером. В его собственности находятся пакеты акций 661 акционерного общества. При этом в 428 акционерных обществах доля государства превышает 25%, в 369 акционерных обществах имеется `Золотая акция`. Это большой резерв для привлечения инвесторов.

Вместе с тем требуется дальнейшее совершенствование механизма управления госпакетами акций и приватизации предприятий.

Другой перспективный подход в решении проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики, требующий дальнейшего развития, - это механизм частичной компенсации процентной ставки по коммерческим кредитам банков.

На сегодняшний день, используя этот механизм, предприятиями реального сектора экономики привлечено около 90 млн. рублей средств финансово-кредитных учреждений республики. При этом средств бюджета мобилизовано около 15 млн. рублей. Таким образом, произошло почти шестикратное увеличение средств, привлекаемых в реальный сектор экономики.

В решении задачи обновления основных фондов, в расширении сотрудничества с российскими и зарубежными инвесторами большое значение нами придается развитию лизинга.

Определенный опыт по использованию механизма лизинга при реализации продукции, производимой в республике, у нас уже имеется. Это лизинг авиационной техники, нефтяной техники и оборудования, а также автомобилей.

Впервые в России в республике была применена схема финансового лизинга отечественных самолетов. В конце мая этого года первый самолет Ту-214 был передан в лизинг ГУАП `Дальавиа`.

Много внимания уделяется вопросу оптимизации государственного заказа.

В 2000 году проведено 115 конкурсов (с учетом муниципальных заказчиков), что позволило сэкономить более 80 млн. рублей бюджетных средств. Эффективность торгов составила около 20%. Эти данные убедительно свидетельствуют в пользу дальнейшего совершенствования системы не только республиканского, но и муниципального заказов.

Усиление конкурентоспособности продукции невозможно без перехода на новые стандарты качества. В этом году мы активизировали работу по сертификации систем качества на соответствие стандарту ИСО 9000. Так, в первом полугодии 2001 года систему качества сертифицировали 10 предприятий, тогда как в 2000 году было сертифицировано лишь 9.

По состоянию на 1 июля 2001 года 25 предприятий республики провели сертификацию систем управления качеством.

Все эти, а также многие другие направления деятельности будут вскоре систематизированы в готовящейся Правительством Стратегии социально-экономического развития республики на ближайшие пять лет. Кроме тех направлений, о которых я сказал выше, в ней будут предусмотрены предложения по структурным изменениям в экономике. Без принятия кардинальных решений нам не удастся существенно изменить ситуацию в связи с выпадением значительной доли налоговых поступлений из нашего бюджета.

Завершая свое выступление, я хочу сказать, что наша ответственность за результаты своей работы чрезвычайно высока. Мы обязаны добиться намеченных в Послании Президента республики рубежей в ближайшее время. Уверен, что глубокое понимание проблем и четкое представление об имеющихся ресурсах позволят нам успешно решить поставленные задачи.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован