17 мая 2002
126

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЧЕСТВЕ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА РЫНКАХ

В апреле-мае 2001 года в столице было проведено социологическое исследование с использованием анкетного выборочного опроса. Свои ответы на вопросы анкеты дали 500 москвичей, в том числе 56.40% женщин и 43.60% мужчин.

Большинство опрошенных москвичей состоят в браке (57.35%), не состоят в браке - 33.18%. Сравнительно немного среди опрошенных разведенных - 5.21% и овдовевших - 4.27% людей. У 51.66% опрошенных есть дети.

Самое распространенное количество человек в семье - 3-4, что составляет 73.35% от общего числа респондентов. В выборке оказалось 5.69% одиноких москвичей, а примерно в 3% случаев семьи состоят из 6-8 человек.

Анализ среднемесячного дохода семьи показал такие результаты: 40.76% респондентов имеют доход 9000 и более рублей в месяц на семью. Доход 8.01% опрошенных составляет 7000-8000 рублей на всю семью. На третьем месте находится категория опрошенных с доходом 5000 - 6000 рублей (17.54%). 16.11% опрошенных - это семьи с доходом 3000 - 4000 рублей. На последнем месте находятся семьи с доходом 1000 - 2000 рублей на семью (6.16%). Семьи, которые имеют доход до 1000 рублей, составили 1.42% выборки.

Оценивая свое материальное положение, 16.11% респондентов сказали, что их положение `хорошее, нет особых затруднений`; 31.75% дали ответ `неплохое, хотя некоторые покупки не по карману`; 30.81% - оценивают свое материальное положение как среднее - `на питание и одежду деньги есть, а на поездки в отпуск, на бытовую технику и другое не хватает`; 11.37% опрошенных считают свое положение ниже среднего `денег не всегда хватает на питание и одежду, оплату коммунальных и других необходимых услуг`, а 5.21% охарактеризовали свое положение как `очень плохое, живу в крайней нужде`; 4.74% затруднились ответь на данный вопрос.

Наибольшее количество респондентов работают по найму на постоянной работе (41.71%). Затем идут служащие -18.96%, учащиеся и студенты - 13.74%, домохозяйки - 8.63%; 5.21% опрошенных занимаются бизнесом, а 2.84% - индивидуальной трудовой деятельностью. В выборке оказалось 7.11% пенсионеров по возрасту и 1.42% - по инвалидности. Безработных - 0.47%.

Распределение респондентов по округам оказалось приблизительно равным. Исключение составили жители Западного округа - 20.38%. Юго-Западный округ - 10.90%. Юго-Восточный округ - 10.43%. Северный - 9.00%. Северо-Западный - 8.06%. Восточный - 8.06%. Южный и Северо-Восточный - по 7.11%. Центральный - 6.16%. Зеленоград - 6.16%.

Наибольшее количество респондентов часто предпочитают покупать продукты в обычных продуктовых магазинах - 39.81%. На рынках, ярмарках приобретают продовольственные товары `часто` почти столько же москвичей - 40.28% и на мелкооптовых рынках приобретают продукты 29.86%. Сказали, что не покупают в магазинах - 7.58%, и не покупают на рынках и ярмарках - 7.11%. Таким образом, рынки, как и магазины, занимают важное место в обеспечении москвичей продуктами питания.

Где покупают продукты питания
Часто
Иногда
Очень

редко
Не

покупаю

В обычных продуктовых магазинах
39.81
36.02
16.59
7.58

В супермаркетах
24.64
30.81
24.64
19.91

В торговом центре
7.57
28.92
34.61
28.90

В гипермаркетах, типа `Рамстор` и др.
9.94
21.30
24.67
44.09

На рынке, ярмарке
40.26
35.09
17.53
7.12

На мелкооптовом рынке
29.85
28.92
23.21
18.02

С лотков на улице
9.01
22.74
35.54
32.71

С автомашин и тонаров
6.63
17.07
29.39
46.91

С рук на улице
0.95
6.64
18.95
73.47

В `народных магазинах`
0
1.90
7.10
91.01

В магазинах для ветеранов
0.46
3.33
18.01
78.20

Где придется
7.58
15.17
21.80
55.45


Как видно из таблицы, москвичи в большинстве своем не любят покупать продукты питания с рук на улице. Достаточно многие не покупают продукты с автомашин и тонаров. Почти половина москвичей не посещает гипермаркеты; с одной стороны, их мало, с другой, в них цены выше, чем на рынках. Немногие жители столицы посещают магазины для ветеранов, поскольку таких магазинов явно недостаточно. Судя по очередям в таких магазинах, многие москвичи покупали бы в них продукты, так как цены в этих магазинах более низкие. Не стали еще популярными `народные магазины` в силу их малочисленности. Хотя москвичи охотно посещают супермаркеты и торговые центры, все-таки жители столицы тяготеют к `демократическим` формам торговли - уличные лотки, рынки, ярмарки и т.п.

Анализ покупок непродовольственных товаров представлен в следующей таблице.

Часто
Иногда
Очень редко
Не покупаем

В специализированных магазинах
28.91
40.76
13.74
16.59

В универмагах
18.02
48.34
22.27
11.37

В универсамах
9.01
36.96
28.42
25.61

На рынке, ярмарке
36.02
34.61
16.61
12.76

В фирменных магазинах, `бутиках`
7.58
13.27
28.91
50.24

С рук на улице
-
7.11
14.69
78.20

С лотков на улице.
0.45
10.92
26.07
62.56

В метро, электричках
1.91
4.26
14.69
79.14

Еще где 4.25


Как видно, большинство людей покупают непродовольственные товары в первую очередь на рынках и ярмарках, в универмагах и в специализированных магазинах. Среди опрошенных 79.15% не покупают товары в метро, электричках, а 78.20% и 62.56% с рук и с лотков на улице соответственно. Также 4.25% москвичей указали другие места покупок непродовольственных товаров. По сути дела, лишь один из пяти москвичей покупает товары в `бутиках` и фирменных магазинах. Это также один из показателей невысокого материального положения жителей столицы.

Рынки популярны среди абсолютного большинства москвичей. Как часто жители столицы посещают рынки? Наименьшее количество респондентов -1.90% посещают рынки ежедневно, многие -28.44% - один раз в месяц; большинство же -33.18% бывают не рынках один раз в неделю. Если к ним добавить тех, кто посещает рынки 2-3 раза в неделю (14.22%), то получится, что 49.3% бывают на рынках еженедельно. Только 21.33% сказали, что посещают рынки редко, а 0.93% совсем не посещают рынки.

Почему москвичи отдают предпочтение рынкам?Опрошенные посещают рынки, так как их привлекают:

доступные цены - 76.78%;

широкий ассортимент - 56.87%;

разнообразие цен на однородный товар - 18.96%;

рынок расположен недалеко от дома - 42.18%;

рынок расположен не далеко от места работы - 20.8%;

удобно ездить на рынок - 23.22%.

Только 3.32% опрошенных сказали, что предоставляются скидки при оптовых покупках. Это значит, что москвичи, посещающие рынки, почти не покупают продукты и непродовольственные товары оптом, а только в розницу.

Анализируя предпочтения людей относительно покупок на рынках, можем сделать вывод, что в основном из продуктов покупают овощи - 80.09%, фрукты - 80.09% и картофель - 50.95%. Приведем следующую таблицу (%).

Мясо, птица 42.18 Картофель 50.95
Мясопродукты и мясная гастрономия (колбасы и др.) 29.81
Бакалейные товары (сахар, крупа, макароны и др.)
35.24
Молоко 18.48
Овощи
80.09
Молочные продукты (творог, сметана и др.) 29.38
Фрукты
80.09
Рыба 36.97
Кондитерские изделия
11.85
Рыбопродукты 18.01 Соки, безалкогольные напитки 27.96

Большинство респондентов покупает овощи и фрукты, поскольку овощных магазинов почти не осталось. Картофель же многие покупают с автомашин или в Подмосковье.

Из промышленных товаров покупаются чаще:

Одежда для взрослых
60.19 Трикотаж
35.07
Обувь для взрослых
49.29 Галантерея
15.17
Одежда и обувь для детей
16.11 Парфюмерия
12.32
Меха, меховые и кожаные изделия
14.69 Бытовая химия
49.29
Теле- радиоаппаратура, бытовая техника
21.80 Другое
14.69

Большинство респондентов - 62.56% - считают, что ассортимент товаров на рынке не изменился. Также 74.41% и 63.98% думают, что цены на продукты питания и цены на промышленные товары на рынках по сравнению с ценами в магазинах соответственно приемлемы.

О размещении рынков: 45.97% респондентов предпочитают, чтобы продовольственные рынки были в пределах пешеходной доступности от дома; 31.75% - в пределах 2-3 остановок на общественном транспорте. Что касается вещевых рынков, то наибольшее количество опрошенных москвичей считает, что рынок должен располагаться также в пределах 2-3 остановок на общественном транспорте.

Ответы на вопрос: `Где, по Вашему мнению, должен размещаться продовольственный рынок?` распределились так:

Около дома
17.54

В пределах пешеходной доступности от дома
45.97

В пределах 2-3 остановок на общественном транспорте (метро, автобус и т.д.)
31.75

Около места работы
7.11

На хорошей автомобильной трассе с удобным подъездом для личного автотранспорта
27.01

Иное место дислокации (укажите)
2.84


Как видно, опрошенные охотно посещают рынки, но только немногие хотели бы, чтобы рынок был поблизости от дома, поскольку рынок является довольно беспокойным соседом. Лучше, чтобы он был в 2-3 остановках от дома. Обращает внимание цифра 27.01% - число лиц, которые считают важным для расположения рынка хорошие автострады.

Приведем ответы на вопрос: `Где, по Вашему мнению, должен размещаться вещевой рынок?`

В пределах пешеходной доступности от дома
12.32

В пределах 2-3 остановок на общественном транспорте (метро, автобус и т.д.)
57.35

Около места работы
4.27

На хорошей автомобильной трассе с удобным подъездом для личного автотранспорта
35.55

Иное место дислокации (укажите)
3.00


Весьма важной проблемой является качество обслуживания покупателей на рынках. К большому сожалению, часты еще конфликты покупателей и продавцов. Отметим, что 68.25% опрошенных сталкивались с покупкой некачественных товаров и почти столько же (65.40%) с обманом, обсчетом, обвесом и грубостью продавцов; 40.76% опрошенных жалуются на использование продавцами неисправных весов; 35.55% покупателей завоз товаров мешал осуществлению покупок. Почти половина - 41.23% - критически отзывается о санитарном состоянии рынков, о соблюдении продавцами санитарных норм.

В следующей таблице рассматриваются округа и мнения проживающих в них респондентов относительно изменения ассортимента товаров на рынках.

Зависимость мнения изменения ассортимента от округа опрошенных (%)

ЦАО
САО
СВАО
ВАО
ЮВАО
ЮАО
ЮЗАО
ЗАО
СЗАО
Зелен.
АО

Расширился
33,3
-
-
16,6
-
25,0
18,7
20,5
37,5
28,5

Сократился
16,6
14,2
100,
33,3
33,3
25,0
18,7
5,88
-
14,2

Не изменился
50,0
85,7
-
50,0
66,6
50,0
62,5
73,5
62,5
57,1

Итого
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100


Как видно из таблицы, жители разных округов по разному оценивают ситуацию. Здесь речь идет не о фактическом положении дел. Органы управления могут принимать самые энергичные меры, но покупатели могут быть довольны или недовольны ассортиментом товаров.

Мнение мужчин и женщин о негативных явлениях на рынках (%)

Сталкивались со следующими явлениями
Мужчины
Женщины

- покупкой некачественныхтоваров
39,73
60,27

- покупкой продуктов с устаревшим сроком реализации
31,58
68,42

- завозом товаров, мешавшим осуществлению покупок
41,67
58,33

- использованием продавцами неисправленных или бытовых весов
44,64
55,36

- обманом, обвесом, обсчетом или грубостью продавцов
35,62
64,38

- нарушением санитарных норм и условиями хранения продуктов
36,73
63,27


Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что с обманом, обвесом и грубостью продавцов женщины сталкиваются чаще, нежели мужчины (64,38% женщин, а 35,62% - мужчин), потому что женщины чаще посещают рынки.

Большинство женщин (55,26%) по сравнению с мужчинами (44,64%), сталкиваются с использованием продавцами неисправленных или бытовых весов. Почти 68% женщин покупали продукты с устаревшими сроками реализации, в то время как мужчин, купивших такой товар, всего 31,58%.

С нарушением санитарных норм и условий хранения продуктов женщины опять же сталкиваются чаще (63,27%), чем мужчины (36,73%).

Большая часть москвичей, покупающих и не покупающих товары на рынках, соглашаются с тем, что цены на рынках приемлемы по сравнению с ценами в магазинах.

Группировка респондентов по полу и по их ответам на вопрос о приемлемости цен на продукты питания на рынках по сравнению с ценами в магазинах (%)

Да
Нет
Не знаю
Итого

Мужчины
75
20
5
100

Женщины
70
25
5
100

Всего
73
22
5
100


Группировка респондентов по полу и по их ответам на вопрос о приемлемости цен на промышленные товары на рынках по сравнению с ценами в магазинах (%)

Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Итого

Мужчины
70,00
28,33
1,67
100

Женщины
62,50
28,50
15,00
100

Всего
67,00
26,00
7,00
100


Большинство респондентов (как мужчин, так и женщин) независимо от возраста предпочитают, чтобы продовольственные рынки находились недалеко от дома (около дома, в пределах пешеходной доступности от дома или в пределах 2-3 остановок на общественном транспорте).

Зависимость предпочтения расположения продовольственного рынка от пола и возраста респондента (%).

Где, по Вашему мнению, должен располагаться прод.рынок
Мужской
Женский

До 20 лет
21-25 лет
26-30 лет
31-40 лет
41- 50 лет
51 и старше
До 20 лет
21-25 лет
26-30 лет
31-40 лет
41- 50 лет
51 и старше

Около дома
8
-
-
-
20
-
16
20
20
18
17
21

В пределах пешеходной доступности от дома
29
-
33
50
40
45
27
40
40
37
29
42

В пределах 2-3 остановок на общественном транспорте
29
33
16
-
20
27
33
20
20
18
35
10

Около места работы
-
-
-
25
-
-
11
10
-
6
11
15

На хорошей автотрассе, с удобным подъездом
29
66
33
25
20
27
5
10
20
18
5
10

Иное место дислокации
4
-
16
-
-
-
5
-
-
-
-
-


Как видно, немногие хотели бы, чтобы рынки были в непосредственной близости от дома, в котором проживает респондент. Причем женщины чаще выступают за это. Различия в зависимости от возраста незначительны, можно сказать, что различий в мнениях нет.

Люди с хорошим и неплохим материальным положением, покупающие товары на рынках, предпочитают, чтобы рынки находились на хорошей автотрассе с удобным подъездом для личного транспорта: продовольственные рынки - 64%; непродовольственные - 65%.

Люди, которые относятся к другим категориям материального положения, считают это менее важным, возможно из-за того, что у них нет возможности пользоваться автомобилем при поездке на рынок. Эти данные свидетельствуют о том, что не только москвичи с низкими доходами, но также жители столицы с относительно благополучным материальным положением регулярно посещают рынки и делают там покупки.

Люди, которые часто делают покупки на продовольственных рынках, чаще сталкиваются с негативными моментами, связанными с качеством продуктов. Для того, чтобы исследовать эту гипотезу были объединены категории людей, которые часто и иногда делают покупки продуктов на рынках, ярмарках и на мелкооптовых рынках и отнесены к первой категории.

Ко второй категории отнесли людей, которые покупают там продукты очень редко или не покупают вообще.

Распределение мнений людей о негативных моментах, связанных с качеством обслуживания от частоты совершения покупок на рынках, ярмарках и мелкооптовых рынках (%)

Негативные моменты
Покупают продукты часто или иногда
Покупают продукты очень редко или не покупают

Покупки некачественных товаров
71,0
28,9

Покупки продуктов с устаревшими сроками реализации
85,7
14,2

Завоз товаров, мешавший осуществлению покупок
88,4
11,5

Использование продавцами неисправных или бытовых весов
84,2
15,7

Обман, обсчет, обвес, грубость продавцов
84,3
15,6

Нарушение санитарных норм и условий хранения продуктов
91,3
8,6

Другие негативные моменты в организации торговли на рынке (укажите)
100
-


Анализируя данные этой таблицы можно сказать, что в каждой из категорий негативных моментов, связанных с качеством обслуживания, люди, которые делают покупки часто или иногда на рынках, ярмарках и мелкооптовых рынках, сталкиваются с ними больше, чем те, которые не покупают.

Группировка респондентов по возрасту и частоте покупок товаров на непродовольственных рынках, ярмарках (%)

Возраст
До 20 лет
21-25
26-30
31-40
41-50
51 и старше

Покупают:

Часто
33,33
30,00
25,00
26,67
58,82
40,00

Иногда
50,00
20,00
25,00
46,66
23,53
50,00

Очень редко
3,34
40,00
37,50
20,67
17,65
10,00

Не покупают
13,33
10,00
12,50
-
-
-


На основе построенной группировки можно сделать вывод о том, что люди в возрасте от 41 и более лет совершают покупки на непродовольственных рынках чаще, чем остальные категории.

Наибольшее количество опрошенных, которых на рынках привлекают доступные цены, приходится на лиц в возрасте до 20 лет (32,53%) и лиц - от 51 и старше (20,49%). Также можно отметить москвичей в возрасте от 41 до 50 лет (19,28%), которых тоже привлекают цены на рынках. В других возрастных категориях имеются несущественные различия. Это означает, что не зависимо от возраста респонденты имеют одинаковую мотивацию посещения рынков - более низкие цены, чем в магазинах.

О предпочтении респондентов ассортимента товаров на рынках: 25,76% лиц до 20 лет привлекает широкий ассортимент на данном рынке; затем следует группа людей в возрасте от 51 года и старше, среди которых 27,27% из 100% всех возрастных категорий ответили положительно на данный вопрос; и, наконец, среди лиц в возрасте от 41 года до 50 лет 16,67% отметили, что на рынках их привлекает широкий ассортимент продукции.

Обратимся к пункту о разнообразии цен на рынках. Наибольшее количество, согласившихся с данным утверждением, это лица:

- до 20 лет (32; 43%);

- от 51 и старше (17,57%);

- от 31 года до 40 лет (16,22%);

- от 41 и до 50 лет (13,51%).

Зависимость покупок одежды и обуви для детей на рынках от ответов, есть ли у респондентов дети (%)

Покупают на рынках
Не покупают на рынках

Есть дети
27,59
72,41

Нет детей
4,76
95,24


Люди, у которых есть дети, предпочитают покупать детские товары не на рынках (72,41%). Это скорее всего связано с низким качеством данных товаров на наших рынках.

Зависимость ответов на вопрос о приемлемости цен на рынках на продукты питания (по сравнению с магазинами) от округа проживания респондентов (%)

Да
Нет
Не знаю

Центральный
66,6
-
33,3

Северный
28,5
-
71,4

Восточный
83,3
-
16,6

Южный
100,0
-
-

Юго-Западный
87,5
6,2
6,2

Западный
88,2
2,9
8,8

Северо-Западный
62,5
12,5
25,0

Зеленоград
28,5
14,2
57,4


В Центральном округе 66,67% респондентов согласились с тем, что цены на продукты питания на рынках по сравнению с ценами в магазинах приемлемы, а 33,33% - нет.

В Северном округе ситуация иная, поскольку многие люди (71,43%) затруднились ответить на данный вопрос. Это может быть связано с тем, что и на рынках, и в магазинах цены на продукты практически одинаковы.

Бросаются в глаза ответы респондентов Южного округа. Там 100% из всех опрошенных согласились с приемлемостью цен на рынках. По-видимому, это отражение того, что данный округ один из самых дешевых в Москве (говоря о рынках).

В Юго-Западном и в Западном округах ситуация приблизительно одинаковая. Здесь 6,25 и 2,94% соответственно не согласились с положением о приемлемости цен на рынках.

В Северо-Западном округе 62,5% опрошенных ответили утвердительно о приемлемости цен на рынках, а 12,5% отрицательно и 25% затруднились ответить.

В работе были рассмотрены организация и качество торгового обслуживания. На основе анализа можно дать некоторые рекомендации.

Рынки необходимы. Многих респондентов привлекают широкий ассортимент и доступные цены на рынках.

Говоря о размещении продовольственных и вещевых рынков, можно сделать вывод о том, что их надо располагать недалеко от остановок общественного транспорта (метро, автобус, троллейбус и т.д.). Учитывая население с собственным автотранспортом, необходимо организовать стоянки на большое количество мест и, конечно, удобный подъезд для автомобилей.

Несмотря на то, что большинство москвичей при покупках на рынке привлекают: доступные цены, широкий ассортимент и разнообразие цен на однородный товар, качество товаров на них довольно низкое. И то, что в ближайшее время хотят отменить обязательную сертификацию на товары, то это лишь усугубит ситуацию (то есть количество некачественных товаров увеличится), что отразится на жителях Москвы.

Рассматривая качество организации торговли на рынках, отметим:

- нужно следить за качеством продаваемых на рынках товаров;

- тщательно отбирать обслуживающий персонал, работающий на рынках, поскольку люди, покупающие товары на рынках, слишком часто сталкиваются с грубостью продавцов, обвесом, обманом и обсчетом;

- установить на рынках более совершенное, качественное оборудование (например, электронные весы) - большинство респондентов сталкивались с использованием продавцами неисправных или бытовых весов;

- создавать необходимые условия для хранения продуктов, то есть специальные помещения, холодильные установки. Следить за соблюдением санитарных норм, поскольку довольно большое количество опрошенных сталкивались с данной проблемой.

Исследовательская группа:
Руководитель - Ковалевская Е.В., кандидат социологических наук,
Алелюхина О.А., Артемова Е.В., Гривина Ю.В., Мясников М.Н.,
Зареченский А.М., Омахель М.А., Романова Д.М., Юкина В.В.,
Свириденко Г.О., Черепов Н.В.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован