В организации мероприятий по защите объектов гражданской авиации компетентные органы государств-участников СНГ руководствуются международными конвенциями по борьбе с преступлениями, совершаемыми на борту воздушных судов (Токийская конвенция 1963 года), по борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция 1970 года) и по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция 1971 года), а также законодательными и нормативными актами своих государств.
В рамках реализации Программы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы Антитеррористическим центром СНГ совместно с компетентными органами государств - участников СНГ на регулярной основе проводится работа по обобщению положительного опыта проведения спецслужбами и правоохранительными органами государств - участников СНГ антитеррористических операций на объектах гражданской авиации.
Кроме того, АТЦ СНГ активно использует возможности Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России и Всероссийского института повышения квалификации сотрудников (ВИПК) МВД России для подготовки сотрудников спецподразделений государств Содружества. Вопросы проведения спецопераций на объектах воздушного транспорта ежегодно отрабатываются инструкторами ЦСН в ходе выездов в Армению, Казахстан и Молдову. На базе Центра подготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД регулярно организуются занятия с сотрудниками спецслужб государств СНГ - слушателями спецфакультета Академии ФСБ России.
С целью своевременного выявления, предупреждения и пресечения возможных актов терроризма на объектах воздушного транспорта в государствах Содружества Независимых Государств действует комплекс законодательных, нормативно-правовых документов охраны объектов гражданской авиации.
Так, в результате осуществления комплекса совместных мер государственного концерна "Азербайджан Хава Йоллары" и Министерства национальной безопасности в Азербайджанской Республике были усилены охрана объектов гражданской авиации и меры обеспечения безопасности полетов на территории страны. Организована периметровая охрана международного аэропорта "Баку" с применением электронных средств. Практикуется опечатывание воздушных судов после выполнения рейсов. Технические работы на воздушных судах проводятся в присутствии работников службы авиационной безопасности, технический персонал перед входом в воздушное судно повторно досматривается. Пассажиры и их багаж подвергаются досмотру при входе в аэровокзальный комплекс и вторично досматриваются непосредственно перед входом в самолет. Залы прибытия и убытия отделены друг от друга, исключена возможность бесконтрольного проникновения из одного зала в другой. Терминалы внутренних и международных авиарейсов разделены.
Экспертами ИКАО, ИАТА и ЕСАС проведен мониторинг уровня авиационной безопасности на объектах гражданской авиации Азербайджана, который соответствует признанным стандартам положения N 17 Конвенции о международной гражданской авиации.
Для контроля состояния безопасности на объектах гражданской авиации Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики и госконцерном "Азербайджан Хава Йоллары" периодически проводятся мероприятия по типу "условный нарушитель".
В Республике Армения разработана и с 1999 года соответствующим постановлением Правительства Республики Армения введена в действие инструкция "В отношении мероприятий по предупреждению и пресечению захвата и угона воздушных судов гражданской авиации Республики Армения". Предприняты соответствующие меры по укреплению физической зашиты объектов гражданской авиации. Для каждого объекта гражданской авиации разработан отдельный план антитеррористических мероприятий с учетом особенностей их дислокации и технических характеристик. Осуществляется соответствующая подготовка личного состава правоохранительных органов Армении, которые будут задействованы в антитеррористических мероприятиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В Республике Беларусь создана необходимая законодательная база, позволяющая реализовать комплекс целенаправленных мероприятий по защите объектов гражданской авиации от различных террористических проявлений: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь N179 от 6 марта 1996 года "Об утверждении основных положений обеспечения зашиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", межведомственный приказ КГБ, МВД, МО и Госкомитета по авиации Республики Беларусь от 31 июля 1996 года "О создании республиканского оперативного штаба по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации", план организации и проведения операции по пресечению захвата и угона воздушных судов гражданской авиации ("Набат"). В целях повышения боевой готовности, отработки координации взаимодействия подразделений КГБ, МВД, МО, Госкомавиации, ГКПВ, ГТК и других государственных органов, привлекаемых для урегулирования ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, систематически проводятся республиканские учения по плану операции "Набат". Для достижения поставленных целей указанные мероприятия проводятся в условиях, максимально приближенных к возможной реальной ситуации, отрабатываются вопросы создания оперативного штаба, ведения переговоров с террористами, захватившими заложников, проведения контртеррористической операции на различных типах самолетов и вертолетов.
Высокий уровень организации и проведения названных мер был продемонстрирован на оперативно-стратегическом учении "Бастион-антитеррор-2008", проведенного под эгидой АТЦ СНГ, в ходе которого осуществлена операция по освобождению заложников из захваченного воздушного судна.
В рамках плана оперативно-розыскных мероприятий "Лабиринт" на объектах транспорта и в пассажиропотоке осуществляются плановые проверки (в т.ч. с участием условных нарушителей) готовности заинтересованных министерств и ведомств к действиям по выявлению лиц, возможно вынашивающих намерения совершить террористические акции на объектах гражданской авиации.
Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан, в соответствии с законом РК "О борьбе с терроризмом" разработал дополнительные меры по предупреждению терроризма на объектах гражданской авиации. В этой связи, издан совместный приказ КНБ, МВД, МО, Службы охраны Президента "Об утверждении правил предупреждения, пресечения, захвата и угона воздушных судов гражданской авиации в аэропортах РК", регламентирующий действие государственных органов при захвате и угоне воздушных судов в аэропортах республики.
Для отработки тактики действий республиканского оперативного штаба по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, выработки наиболее совершенных методов управления, слаженности и выучки личного состава оперативных групп, проверки готовности привлекаемых сил и средств, с 1991 года КНБ ежегодно проводятся полномасштабные антитеррористические учения по плану операции "Дабыл" (прежнее название "Набат"), которые показали достаточную степень готовности задействованных государственных органов республики и субъектов гражданской авиации противодействию возможному захвату и угону воздушного судна.
Службой информации и безопасности (СИБ) Республики Молдова уделяется неослабное внимание вопросам противодействия терроризму на объектах гражданской авиации. При координирующей роли СИБ разработан комплексный план проведения антитеррористической операции на объектах гражданской авиации "Метеор" ("Набат"), в соответствии с которым проводятся организационно-оперативные мероприятия, плановые учения по освобождению заложников и другие мероприятия по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
В Республике Таджикистан предпринимаются конкретные организационно-правовые меры по обеспечению безопасности на воздушном транспорте, направленные на выявление и предупреждение возможных актов террористического характера.
Государственный комитет национальной безопасности Республики Таджикистан (ГКНБ РТ) реализует конкретные оперативно-организационные меры, направленные на обеспечение контроля за предполетной подготовкой воздушных судов ГАРТ "Точикистон", их техническим состоянием и уровнем эксплуатации. Ужесточен режим проведения досмотровых, таможенно-пограничных проверок пассажиров, их ручной клади, багажа и перевозимых грузов, с учетом международного статуса аэропортов г.г. Душанбе, Худжанда и Куляб. ГКНБ РТ разработана и действует система оперативно-розыскных мер по получению упреждающей информации о фактах или признаках готовящихся преступлений на воздушном транспорте, нарушениях правил эксплуатации авиационного транспорта, создающих предпосылки к возникновению ЧП.
Сотрудники авиакомпании "Точикистон", совершающие международные полеты, работники службы авиационной безопасности, а также подразделения технического комплекса, имеющие отношение к подготовке воздушного судна к полетам, проходят специальную оперативную подготовку и проверку.
В целях дальнейшего совершенствования оперативной подготовки личного состава оперативных групп по выполнению боевых задач, связанных с обезвреживанием преступников, имеющих намерения по захвату самолета, в условиях динамично развивающейся обстановки в регионе, связанной с реальной угрозой воздушного терроризма, ГКНБ РТ регулярно проводятся республиканские учения по плану "Набат", с привлечением сил и средств силовых структур республики.
Службой Национальной Безопасности Республики Узбекистан с учетом новых форм проведения диверсионно-террористических акций, планируемых различными экстремистскими организациями на объектах гражданской авиации, помимо операций "Набат" и "Аноним" разработаны дополнительные планы защиты объектов воздушного транспорта, в частности:
- план "Булут", предусматривающий локализацию и уничтожение диверсионно-террористических групп при их попытке несанкционированной посадки в гражданском аэропорту на захваченном воздушном судне. В целях обработки практических навыков по предотвращению подобных акций, в рамках названного плана проводятся учения с привлечением задействованных сил и средств, во всех аэропортах Узбекистана.
- план "Прорыв", который предусматривает локализацию и уничтожение диверсионно-террористических групп при их прорыве или попытке прорыва на территорию гражданского аэропорта в целях вывода из строя объектов жизнеобеспечения и захвата воздушного судна.
Между тем следует отметить, что указанные совместные меры по обеспечению авиационной безопасности не являются исчерпывающими. Так как в данное время существует еще достаточно много уязвимых в диверсионном отношении путей, используя которые потенциальные преступники могут совершить теракт в отношении воздушного судна.
Резюмируя изложенное хотел бы отметить, что как показывает практика, фронт работы для всех структур, обеспечивающих безопасность воздушного транспорта - не исчерпан. Процесс модернизации системы мер по недопущению чрезвычайных происшествий на объектах воздушного транспорта постоянно совершенствуется. При этом необходимо подчеркнуть, что анализ и обобщение данного опыта, конечно же, предпочтительно осуществлять в рамках взаимодействия на межгосударственном уровне. Именно поэтому трудно переоценить роль и значимость тесного сотрудничества, систематизации и координации усилий всех стран СНГ в этой сфере.
04.02.2009
www.atcsng.ru