17 мая 2009
4992

Обратный отсчет.

Ладная фигурка, точеный самоцвет глаз, летящий скок походки, - не случись на пути Петра Наумовича Фоменко, Полина Агуреева была бы обречена на амплуа беззаботной куколки-инженю. А критикам попроницательнее оставалось бы сетовать, что некому поставить для Агуреевой "Манон Леско", выведя из куколки - бабочку. Посетовать можно, конечно, и так: Манон и из нынешней, подлинной Агуреевой вышла бы расчудесная. Но - уже без всякой судьбоносности. Куколь сброшен и выброшен давно, на первых еще курсах фоменковской мастерской. Се бабочка. На зависть всем набоковым и прочим гумбертам. А роль кавалера де Грие досталась Ивану Вырыпаеву. Тоже не без умысла; не понять лишь - чьего.

В современном российском кино печать фоменковской выучки есть билет в VIP-зону без очереди, зачет автоматом по всем дисциплинам разом. Ибо, помимо прочих профессиональных умений, - от основных разумеющихся до тончайших подразумеваемых, - печать эта означает прививку интонацией, которой профессор Фоменко владеет, как никакой другой и как никто другой: интонацией ностальгии. Ностальгии по утраченному прошлому в условиях утраченного будущего. Ученикам Фоменко - паче же ученицам - словно выданы на выпуске наградные хронометры с двумя, вперебой тикающими циферблатами: прямой отсчет - плотнеющего ушедшего, обратный - истаивающего оставшегося. Сколком мира-до-войны была агуреевская Наташа Ростова; в виртуозном вальсе ее сценического существования сквозило что-то от сна о былом. Войны в сюжете того спектакля вроде и не было - но ирреальная полетность актерского бытия подразумевала, что этот блеск и забавы увидены зрителями из-за толщи неотменимого, смертельно повернувшегося времени, - военного то есть. Вальс Наташи Ростовой - Полины Агуреевой, в котором она откруживала весь спектакль, неуловимо припадал на синкопы: взглядов, реплик, броского монтажа жестов, - выдавая присутствие памяти-хромоножки, в паутинку надтреснувшей зеркало сцены.

В "Эйфории" Агуреевой пришлось освоить жирный мифологический чернозем. Материя времени, столь важная для органики актрисы, была изъята из степного пространства фильма под корень, оставлен - лишь эпос с верхнего ракурса, на чадящих дрожжах полдневного морока взбухшая и забродившая хтоническая томность. Однако Агуреевой удалось-таки - контрабандой, не иначе - протащить свою лупу времени и в этот зависший в междувременьи мир: ее героиня не пылала жаждой - но жаждала успеть отпылать; в ее глазах - знание о том, сколь мало отпущено на беззаконное счастье. Камера, сценарий, партнеры пребывали в эйфории; Агуреева же упивалась каждой новой, нежданной секундой и проживала ее врастяг. Невыключенный циферблат обратного отсчета стрекотал степной цикадой, каждый миг ожидая роковых двуствольных курантов.

Актерская задача в "Эйфории" ставилась поперек органики; для Тони Царько из "Ликвидации" Полину Агурееву стоило бы придумать специально. Взбалмошная прима "Одессконцерта" порхала по шпионскому триллеру с тем же беззаконным самозабвением, которым были отмечены и прежние агуреевские героини: пела про два сольди и про белую ночь, скандалила с цокающим приплясом на столе, отправляла дорогущие букеты в урну неподражаемым движением кисти - и совсем закружила голову могущественному суперагенту абвера, бедняге. В этом сериале все главные действующие лица были уходящей натурой - уходящей на глазах у зрителя за время сериала; Тоня из них гибла первой, широко раскрыв глаза в тщетной попытке понять, что за пружина времени, чертиком выпрыгнув из-за угла, вдруг переломила ее мотыльковый хребет... Эфемерная и неотменимая, как волосок часового механизма, Полина Агуреева существует в нынешнем кино на правах роскошной причуды, которая ему, в общем-то, не по карману. Но можно быть уверенным: отказ от этой "причуды" ему не по карману точно.

ГУСЕВ Алексей. Обратный отсчет // Актеры настоящего. Первая серия. СПб.: Сеанс. Амфора. 2009. С. 10-11.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=6938
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован