04 апреля 1992
2142

Обсуждение вопроса `О Конституции Российской Федерации (из стенограммы Съезда)

VI Съезде народных депутатов Российской Федерации)


Председательствующий.

Слово предоставляется народному депутату Зоркальцеву от фракции "Коммунисты России".

Зоркалыдев В.И., Асиновский территориальный избирательный округ, Томская область.

Необходимо отметить, что из пяти представленных на Съезде проектов фактически лишь два прошли полный цикл конституционного процесса. Я веду речь об официальном проекте Конституционной комиссии и представляемом сегодня мною по поручению фракции "Коммунисты России" инициативном проекте Конституции. Почему возникла необходимость готовить альтернативный проект? Рабочая группа комиссии подготовила в октябре 1990 года проект Конституции, фактически отражавший взгляды и интересы одной политической группировки. Это во-первых. Во-вторых, этот проект Конституции проигнорировал интересы громадного большинства населения, те социальные права, которые были добыты напряженным трудом многих поколений и гарантированы действующей Конституцией. Именно поэтому, в течение полутора лет параллельно работала большая группа народных депутатов, ученых-экспертов, инициативно создавая альтернативный проект.

Работа эта освещалась в средствах массовой информации, отражалась в докладах Бориса Николаевича Ельцина и Руслана Имрановича Хасбулатова на Съезде народных депутатов. Проект Конституции направлен в Президиум Верховного Совета, в комитеты и комиссии, распространен тремя фракциями на настоящем Съезде и был доведен до депутатов на втором Съезде народных депутатов. Словом, это не проект-скороспелка, а документ, широко известный и опирающийся на определенную социальную базу.

Каковы принципиальные различия этих двух проектов? Прежде всего, коренное различие проектов состоит в том, что каждый из них создает или закрепляет конституционную основу того или иного общества.

Представляемый нами проект учитывает интересы большинства общества. В нем явно выражена преемственность отечественных традиций, большая защищенность людей, значительные социально-экономические права. Как проект Конституции переходного периода, проект реформ, он предусматривает плавное реформирование общества, пластичное изменение экономики, постепенную смену форм собственности, не нацелен на интересы одного избранного класса, в то время, как в проекте рабочей группы явно выражена опора лишь на средний класс.

Наш проект Конституции (и это очень важно подчеркнуть) развивает и укрепляет существующую форму народовластия - Советы, укрепляет положение народных депутатов Верховного Совета, предусматривает подотчетность исполнительной власти, что, несомненно, явится гарантом наших демократических преобразований, иначе нас ждет судьба союзного Съезда.

Возврата к прошлому нет, но будущее России нам видится в тесной связи прошлого с настоящим, в то время как проект Конституции, предложенный официально, отсекает предыдущую историю общества, переводит его одномоментно в иное состояние, как говорится, с белого листа. Таким образом, основные принципы инициативного проекта служат интересам всего общества, каждого российского гражданина, защите его прав и свобод, заботе о его благосостоянии.

Мы поддерживаем, на наш взгляд, очень верное предложение Конституционной комиссии и Комиссии по Регламентам о том, чтобы каждый альтернативный проект был поставлен на Съезде на поименное голосование и по результатам этого голосования было принято соответствующее решение. Будет справедливым, если Съезд народных депутатов примет решение вынести на всенародный референдум основные принципы обоих проектов. Народ, и только народ, вправе сказать свое решающее слово, каким быть Основному Закону, каким быть нашему обществу. Мы убеждены, дальнейшая работа над проектами Конституции, их органическое слияние и поддержка большинством населения будет активно способствовать консолидации общества, повысит авторитет Конституции, без чего она просто работать не будет.

В этой связи, необходимо рекомендовать Съезду народных депутатов, Верховному Совету создать согласительную комиссию. Для этого Съезд мог бы пополнить и Конституционную комиссию, включив в нее представителей по всем альтернативным проектам. Работая над новой Конституцией, нам необходимо четко себе представлять, от чего из прошлого следует отказаться и что, безусловно, нужно взять на вооружение. По нашему мнению, это прежде всего общезначимые гарантии и права граждан, основные положения, определяющие общественный строй, российскую целостность, незыблемость границ и многонациональное единство. Без этого мы уже иное общество, иное государство.

Парламентская фракция "Коммунисты России" и ее единомышленники из блока левых сил представляют вам свой проект. У вас есть выбор для решения, и думается, что Конституция эта отражает настроение значительной части депутатов в этом зале. По этому поводу в завершение я хочу сказать следующее. Мы стоим на пороге принятия важнейшего решения - решения о смене строя, решения, которого в наших предвыборных программах не было, и избиратели нас на это не уполномочивали. Мы с вами уже принимали закон, после которого страна стремительно пошла к развалу... Я веду речь о декларации о суверенитете и ее пункте 5. Вдумайтесь в это, не допустите подобного! От вашею решения зависит будущее России, будущее ваших избирателей.

Я передаю проект постановления Съезда народных депутатов от блока "Российское единство" в Редакционную комиссию и прошу поставить его на голосование.


04.04.1992

Конституционный вестник
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован