22 февраля 2019
406

Обзор главных экономических и политических событий Китая. Итоги 2018 года

Рост экономики Китая за 2018 г. составил 6,6%, было объявлено на пресс-конференции Государственного комитета по развитию и реформе (ГКРР) КНР, посвященной итогам года (газета «Цзинцзи жибао», 23 января). Объем ВВП превысил 90,03 трлн. юаней (около 13,28 трлн. долл.) Представитель ГКРР также ответила на вопрос о «высказываемом в некоторых СМИ» мнении о том, что якобы ВВП Китая на самом деле ниже 6,6% (в том числе называлась цифра 4,1%). В качестве главного контраргумента она привела показатели по росту потребления электроэнергии на душу населения, который составил 8,5% (такого роста в энергопотреблении не было с 2012 г.).

Товарооборот КНР с зарубежными странами вырос на 9,7% и превысил рекордную отметку в 30 трлн. юаней (агентство «Синьхуа», 24 января), из них 7 млрд. юаней приходится на провинцию  Гуандун, которая уже более 30 лет является лидером среди регионов Китая по данному показателю.

Рост инвестиций в основной капитал составил 5,9% (газета «Цзинцзи жибао», 23 января). Примечательно, что вклад частных инвестиций составил более 60%. При этом, по данным Государственного статистического управления (ГСУ) КНР, рост инвестиций в инфраструктуру почти в три раза отстает от роста инвестиций в промышленный сектор.

Объем прямых инвестиций Китая за рубеж в 2018 г. увеличился на 4,2% и составил 129,83 млрд. долл. (агентство «Синьхуа», 17 января) По словам представителя Минкоммерции КНР, структура зарубежных инвестиций продолжила улучшаться. Они были направлены в сферу лизинговых и коммерческих услуг, обрабатывающую промышленность, оптовую и розничную торговлю, а также в добывающую промышленность. Новых инвестиционных проектов в сферах недвижимости, спорта и развлечений зарегистрировано не было. «Иррациональные инвестиции, – заявил он, – по-прежнему находятся под эффективным контролем». Прямые зарубежные инвестиции Китая росли высокими темпами до тех пор, пока власти не приняли строгие меры и не рекомендовали компаниям принимать более взвешенные решения в отношении своей инвестиционной деятельности.

 

 

Китай-США

 

Государственное таможенное управления (ГТУ) КНР 23 января опубликовало на своем официальном сайте данные по объемам и структуре товарооборота Китая с зарубежными странами. Примечательно, что, несмотря на стремление американских властей изменить сальдо в свою пользу, дефицит торгового баланса США в торговле с КНР в 2018 г., по данным ГТУ, составил 323,3 млрд. долл., что на 47,5 млрд. долл. больше, чем по итогам 2017 года. Таким образом, в общем стоимостном объеме активного сальдо торгового баланса КНР  со всеми зарубежными странами на долю США пришлось 91,9% – против 54,1% по итогам 2017 года. При этом американский экспорт в Китай в значительной мере высокотехнологичен – на долю машинно-технической продукции приходится почти 52%, по всем видам машинно-технической продукции наблюдается рост, исключение – средства наземного транспорта (-16,3%). На долю химической продукции приходится 11,06%, на сельхозпродукцию и продукты питания – 9,2%, однако по отношению к 2017 г. здесь наблюдается уменьшение поставок более чем на 35%, при этом в доминирующей здесь товарной группе «масличные плоды и семена» падение составило более 47%.

 

Китайский импорт сои в 2018 г. сократился на 7,9% и составил 88,03 млн. тонн (портал «Цайсиньван», 19 января). Снижение произошло впервые с 2011 г. Соя в 2016-2017 гг. была второй по значению позицией американского экспорта в Китай после самолетов «Боинг», 60% сои из США экспортировалось в Китай. Однако китайские эксперты связывают снижение, прежде всего, не с американо-китайскими торговыми трениями, а с состоянием свиноводческой отрасли и т.н. «свиноводческими циклами» – с 2015 по 2017 гг. данная отрасль в Китае развивалась успешно, однако с начала 2018 г. в ней стало наблюдаться перепроизводство и падение цен, дополненное разразившейся с июля 2018 г. эпидемией африканской чумы свиней. Нарастание напряженности в китайско-американских отношениях названо только в качестве второго фактора снижения импорта. Экспорт американской сои в Китай сократился на 47%. При этом экспорт бразильской сои в Китай за 11 месяцев 2018 г. вырос на 20% и обеспечил Китаю 75% всего объема импорта данного вида продукции. Однако после достигнутой в рамках саммита G-20 в Аргентине договоренности о приостановке на 90 дней введения новых торговых пошлин и проведении консультаций ситуация стала немного меняться - китайскими импортерами уже законтрактовано 15 судов американской сои общим объемом в 900 тыс. тонн.

Россия-Китай

 

Сальдо двусторонней торговли оказалось по итогам 2018 г. положительным для России, причем достигло рекордных 11,1 млрд. долл. (ГТУ КНР, 14 января). Товарооборот России с Китаем в январе-декабре увеличился на 27,1% и достиг 107,06 млрд. долл. При этом экспорт из России в Китай вырос на 42,7% и составил 59,08 млрд. долл., а импорт из КНР в РФ увеличился на 12% – до 47, 98 млрд. долл. Динамика российско-китайской торговли значительно превзошла темпы роста товарооборота Китая с зарубежными странами – 27,1% против 12,6%. Кроме того, торговля России с Китаем в 2018 г. показала наилучшую динамику в сравнении с другими основными внешнеторговыми партнерами КНР (ЕС, США, АСЕАН, Японией и Республикой Кореей).

На поставки «минерального топлива, нефти и нефтепродуктов» в стоимостном выражении пришлось 71,6% российского экспорта, хотя по итогам прошлого года – 66,2% (ГТУ КНР, 23 января). Экспорт российской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания вырос на 51,4% (против 6,4% годом ранее), а их доля в общем объеме экспорта увеличилась с 5,1% до 5,4%. В том числе продажи рыбной продукции, составляющей основу российского продовольственного экспорта в Китай, выросли на 46,8%, «жиров и масел животного и растительного происхождения» – на 71,7%, «масличных семян и плодов» – на 79,8%. Существенно сократились продажи российской машинно-технической продукции (-21,1%), доля которой в общем объеме российского экспорта в Китай снизилась до 1,02% (против 1,86% годом ранее). Основным фактором стало значительное падение поставок крупнейшей товарной группы – энергетического и технологического оборудования, на 36,1%.

 

«Один пояс – один путь»

 

Объем внешней торговли Китая с государствами-участниками проектов инициативы «Один пояс, один путь» по итогам 2018 г. увеличился на 16,3% и приблизился к отметке в 1,3 трлн. долл., заявил официальный представитель Минкоммерции КНР Гао Фэн (агентство «Синьхуа», 24 января). Экспорт КНР в государства «Пояса и пути» в 2018 г. вырос на 10,9% и составил 704,7 млрд. долл., импорт увеличился на 23,9% – до 563 млрд. долл.  Доля от общего товарооборота Китая с зарубежными странами превысила 27%. Гао Фэн рассказал о том, что расширяется сеть совместных зон свободной торговли «высокого стандарта» (официально начало действовать соответствующее соглашение Китая с Грузией и ведутся переговоры с Маврикием).

Китай и Сингапур создают специальную группу международных посредников, которые будут решать возникающие споры при реализации проектов китайской инициативы «Один пояс – один путь» (ТАСС со ссылкой на сингапурскую газету The Straits Times, 25 января), соответствующее соглашение подписано в Пекине. Старший государственный министр юстиции и здравоохранения Сингапура Эдвин Тан подчеркнул «особую репутацию Сингапура как беспристрастного государства с четким и строгим соблюдением законности, отлаженной системой разрешения споров». Дело в том, что в  последнее время часто возникают споры о реализации тех или иных проектов. Например, в августе прошлого года правительство Малайзии заморозило строительство 688-километровой железной дороги, которая должна была связать крупнейший морской порт страны Кланг в Малаккском проливе (один из ключевых во внешней торговле КНР) с западными и центральными районами Малайзии. В Куала-Лумпуре китайского подрядчика обвинили в завышенной стоимости работ, нежелании привлекать местную рабочую силу и пр. В Шри-Ланке власти вынуждены были отдать компании из КНР в аренду на 99 лет стратегический глубоководный порт Хамбантота на побережье Индийского океана, так как не смогли заплатить по полученному ранее кредиту в размере 1,4 млрд. долл.

 

В китайских СМИ нашла отражение идея о формировании единой визовой зоны между странами, расположенными вдоль «Пояса и пути». Газета «Жэньминь жибао» 20 января опубликовала информационный материал о введении с февраля такими странами, как Узбекистан и Казахстан, «среднеазиатской визы Шелкового пути», к которой, как сообщает газета, также проявили интерес Таджикистан и Азербайджан (последний не считается страной Средней Азии). Правда, в статье отмечено, что пока на пути реализации такой идеи есть некоторые барьеры, кроме того, не очень понятно, сколько дней можно будет оставаться не территории Узбекистана и Казахстана обладателям таких виз. Однако само упоминание такой идеи в печатном органе Центрального комитета КПК заслуживает внимания.

 

Одна из ключевых составляющих инициативы «Один пояс – один путь» – международные   грузовые перевозки между КНР и Европой – показала колоссальный рост по итогам года. Согласно данным Китайской железнодорожной корпорации, количество грузовых поездов на направлении Китай - Европа выросло на 73% по сравнению с 2017 г. и составило 6363 рейса (агентство «Синьхуа», 19 января). Спрос на железнодорожные грузоперевозки между Китаем и странами Еврозоны также стал драйвером роста объёмов транзитных перевозок российских железнодорожных операторских компаний в сегменте перевозок контейнерных грузов. Согласно данным ПАО «ТрансКонтейнер», объём транзитных перевозок компании вырос на 32,3%, или на 40,7 тыс. TEU (газета «Гудок»). А по данным АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (специализируется на организации контейнерных поездов между КНР и ЕС), объём ее перевозок в 2018 г. находится в диапазоне 275–280 тыс. TEU (+56–59%).

 

Промышленность, энергетика, технологии

 

В рамках подготовки к олимпиаде северная провинция Хэбэй – главная база по производству чугуна и стали в стране – планирует в 2019 г. сократить производственные мощности на 14 млн. тонн, сообщил в рамках своего доклада о работе правительства провинции его глава Сюй Цинь (агентство «Синьхуа», 15 января). Речь идет о городах Чжанцзякоу, где в 2022 г. пройдет Зимняя Олимпиада, и соседнем с Пекином Ланфане. Планируется сокращение мощностей по производству угля на 10 млн. тонн, цемента – на 1 млн. тонн, кокса – на 3 млн. тонн, а также уменьшение на 500 тыс. киловатт в теплоэнергетике.

 

На китайскую ГЭС «Байхэтань» установлен первый в мире генератор мощностью 1 млн. киловатт (компанией Dongfang Electric Machinery). «Байхэтань» располагается на границе между провинциями Сычуань и Юньнань (Юго-Западный Китай). Ожидается, что первый энергоблок будет введен в эксплуатацию в 2021 г. (Международное радио Китая, 13 января).

 

Китай планирует в 2019 г. вывести на орбиту 10 спутников в ходе семи отдельных запусков для формирования спутниковой навигационной системы «Бэйдоу», сообщает Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (агентство «Синьхуа», 29 января). Накануне была опубликована «Синяя книга китайской аэрокосмической научно-технической деятельности», согласно данным которой, в 2018 г. Китай осуществил запуск 18 спутников системы «Бэйдоу» и сформировал систему «Бэйдоу-3». Таким образом, система «Бэйдоу» уже начала предоставлять глобальные навигационные услуги. Последующие 10 запусков, по заявлению представителя  корпорации, должны помочь к 2020 г. сформировать полноценную глобальную систему «Бэйдоу». Согласно данным «Синей книги», около 6,17 млн. транспортных средств, 35 тысяч средств почтовой и курьерской доставки, 80 тысяч автобусов в 36 крупнейших городах, более 6 тысяч рыбацких суден в Восточном Китае оборудованы системой навигации «Бэйдоу». Китайский гигант интернет-коммерции JD.com также оборудовал 1500 своих транспортных средств и 2000 курьеров умными терминалами «Бэйдоу», говорится в Синей книге. Кроме того, на данной системе основана платформа наблюдения за сельским хозяйством, которая обслуживает более 50 тысяч сельскохозяйственных машин и оборудования.

 

Специалистами из входящей в состав Китайской корпорации оружейной промышленности компании Inner Mongolia North Heavy Industries Group Corp. из Внутренней Монголии разработана карьерная «беспилотная» машина, способная работать 24 часа в сутки с автоматической загрузкой-разгрузкой (China Daily). С помощью спутника машина может ориентироваться на местности и определять позиции загрузки, кроме того, она умеет избегать препятствия благодаря лазерным датчикам и другим устройствам. Таким образом, применение беспилотной техники в промышленности также тесно связано с формированием полноценной навигационной системы. Разработка данной карьерной машины, по слова  менеджера проекта Ван Фэнцюаня, стала первым шагом в строительстве полностью автоматизированных шахт, которые должны сократить издержки, повысить эффективность и обеспечить безопасное производство.

 

Китай первым в мире осуществил удаленную медицинскую операцию через сеть 5G. Долька печени свиньи была удалена во время часовой операции в городе Фучжоу доктором, который управлял удаленно (на расстоянии 50 км) роботизированными хирургическими руками с задержкой в 0,1 секунды через сеть 5G («Жэньминь жибао», 15 января). Связь между Фуцзяньским медицинским университетом, где находилось животное, и офисом China Unicom, из которого руководил операцией хирург, обеспечивала компания Huawei Technologies. Технология 5G позволяет осуществлять удаленные хирургические операции, например, в зонах бедствий или в маленьких госпиталях.

 

 «Росэлектроника» установила первый стационарный досмотровый комплекс на границе с КНР (официальный сайт Госкорпорации Ростех, 25 декабря 2018 г.). Комплекс способен осуществлять досмотр железнодорожных вагонов без остановки состава при его движении со скоростью до 70 км/ч и предназначен для таможенного и пограничного контроля грузов. В Забайкальске на крупнейшем железнодорожном пункте пропуска на российско-китайской границе завершены его испытания.  Комплекс создан группой специалистов компании «Скантроник Системс», НПП «Торий» (входят в холдинг «Росэлектроника») и Лаборатории электронных ускорителей МГУ.

 

Китайская платёжная система Alipay планирует вдвое нарастить свою сеть в России за счет партнёрства с «Тинькофф банком» (сайт РБК, 22 января). Сейчас платежи через Alipay доступны в 25 тысячах торговых точек в России: с ними работают ВТБ, «Русский стандарт», «Промсвязьбанк», «Моби.Деньги» и «Модульбанк». Сервис, однако, не оказывает услуги российским гражданам, его клиенты — иностранцы, в основном китайские туристы (на рассмотрении Госдумы сейчас находится законопроект, который должен ввести запрет на обслуживание россиян иностранными платежными сервисами). До апреля 2019 г. банк планирует подключить к Alipay около 5 тысяч POS-терминалов, в первую очередь магазины в городах, где много туристов из Китая.

 

Инфраструктура и транспорт

 

Американский сайт, посвященный вопросам науки и техники, Next Big Future пишет, что единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» нуждается в ремонте, однако  единственный в России плавучий док, в котором было возможно осуществить ремонт авианосца, из-за недавней аварии вышел из строя, в связи с чем Россия, якобы, может предложить взяться за починку авианосца Китаю – в обмен на передовые технологии в области электромагнитных пушек и двигателей для крупных надводных военных кораблей.

 

Китай нацеливается на ускоренное развитие судостроения в сегменте танкеров-газовозов (China Daily). В настоящее время уровень зависимости Китая от иностранных перевозчиков при импорте СПГ составляет около 60%. По оценкам экспертов, к 2022 г. Китай будет импортировать от 60 до 100 млн. т СПГ в год. Для обеспечения этих поставок потребуется от 60 до 100 СПГ-танкеров. Кроме того, Китай готовится к росту мирового спроса на перевозки СПГ (основной драйвер –ужесточение экологической политики Китая, Индии и европейских стран, а также растущее предложение СПГ со стороны России, Австралии и США). Поэтому, несмотря на высокую стоимость (200-250 млн. долл. США), газовозы будут востребованы в мире. Согласно оценкам, к 2022 г. их количество увеличится до 600. Сейчас в Шанхае работает единственная китайская верфь, на которой строятся крупные танкеры-газовозы. В июле 2018 г. она поставила 1-й из 4 танкеров-газовозов вместимостью 174 тыс. м3 CNOOC Energy Technology and Services Ltd. в партнерстве с Shell.

 

Все больше внимание обращает на себя интерес КНР к портовым активам в других государствах. Китай завершил работы по масштабному проекту расширения и освоения прибрежной полосы в порту Коломбо в столице Шри-Ланки (РИА Новости, 17 января). Реализация масштабного проекта обошлась в 1,4 млрд. долл. При этом по завершении работ расширенный «Порт сити» площадью 269 га на 99 лет был отдан в управление Китаю из-за невозможности заказчиков рассчитаться с китайскими подрядчиками (ТАСС, 25 января). Причем это не единственный масштабный проект Китая в Шри-Ланке. В июне 2018 г. в аренду Китаю был передан порт Хамбантот, что вызвало у игроков из топливной сферы опасения относительно роста влияния китайского капитала, так как портовая инфраструктура очень важна для поставок СПГ.

 

Общество

Через 10 лет в Китае начнет снижаться население. Пик увеличения численности будет достигнут в 2028 г., после чего начнется убыль населения. Такой прогноз содержится в докладе Института населения и экономики труда при Академии общественных наук Китая (газета Beijing Youth Daily, 4 января). Газета «Цзинцзи жибао» 23 января также опубликовала небольшой обзор на эту тему, в котором отрицается возможность негативного влияния убыли населения на экономику Китая.

 

Затраты китайцев на образование и развлечения составили в 2018 г. 2 226 юаней на человека, или 11,21% от совокупных расходов (портал «Цайсиньван», 30 января). Это близко к уровню Австрии, у которой данный показатель составляет 11,5%. В России – 6,9%. При этом китайцы стали гораздо больше тратить на путешествия по стране. Количество поездок выросло на 10,8% и составило 5,5 млрд., при этом в стоимостном выражении рынок внутреннего туризма вырос еще больше (на 12,3%) и составил 5,2 трлн. юаней.  Выездной туризм растет еще более высокими темпами. Ожидается, что в 2019 году примерно 7 млн. китайцев отправятся в путешествия примерно в 90 стран и регионов мира в период каникул по случаю Чуньцзе (Праздника Весны или т.н. «китайского нового года»), которые продлятся с 4 по 10 февраля (агентство «Синьхуа», 29 января). Для сравнения, в аналогичный период прошлого года 6 млн. китайских граждан отправились в путешествия в другие страны.

С 1 января 2019 г. в интернете в бесплатном режиме стала доступна база данных государственных договоров КНР http://treaty.mfa.gov.cn. Официальный представитель МИД КНР Лу Кан отмечает, что данное новшество – часть реализации принципа «дипломатия во благо народа», а также инициативы «Один пояс – один путь». Первые шесть месяцев база данных будет работать в тестовом режиме, а затем доступ к ней станет постоянным. В данную базу вошли важные двусторонние и многосторонние договоры, заключенные после образования КНР.

 

Регионы

 

ВРП южной провинции Гуандун, являющейся  одним из регионов-лидеров экономического развития Китая, вырос по итогам 2018 г. на 0,2 п.п. больше, чем ВВП страны, - на 6,8% -  и достиг 9,73 трлн. юаней, или около 1,44 трлн. долл. (агентство «Синьхуа», 28 января). Это составляет более 10% от общенационального показателя. Товарооборот провинции Гуандун с зарубежными странами составил 7,16 трлн. юаней (+5,1%), это около 23,5% от общего размера внешней торговли Китая. Объем импорта и экспорта трансграничной электронной коммерции в провинции увеличился на 72% и составил 75,98 млрд. юаней (для справки: объем трансграничной электронной коммерции всего Китая, по предварительным оценкам Китайской ассоциации электронной коммерции, должен вырасти на 18,5% и составить около 9 трлн. юаней по итогам 2018 г.). Среднедушевой располагаемый доход населения в провинции вырос на 8,8% – до 5,3 тыс. долл.

Новости Торгпредства

На сайте ГТУ КНР 29 января опубликован список из 23 предприятий, которые теперь имеют право на поставки замороженного мяса птицы в Китай. Это стало итогом продолжавшегося с 7 ноября (с подписания соответствующего протокола во время визита Дмитрия Медведева в Китай) процесса согласования списка предприятий между российской и китайской сторонами, в котором Торгпредство принимало активное участие.  Два предприятия допущены к поставкам замороженного мяса индейки и 21 – к экспорту замороженного мяса курицы (в том числе субпродуктов). До этого, 29 декабря, на сайте ГТУ КНР был также размещен список из 10 российских производителей молочной продукции, допущенных к поставкам в Китай.

 

Торгпредство озвучило в СМИ (ТАСС, 24 января) свою позицию о необходимости уделять больше внимания продвижению товаров из РФ на юг и восток КНР, которые не так хорошо освоены российским бизнесом, как северо-восточные приграничные с РФ районы. В период с октября по декабрь 2018 г. Торгпредством были проведены переговоры с руководством ассоциаций судовладельцев Гонконга и импортеров продуктов питания Гуанчжоу (провинция Гуандун), а также с представителями российских и китайских деловых кругов регионов. Обсуждались перспективные разработки российских предприятий-судостроителей гражданского назначения и направления их возможного сотрудничества с региональными партнерами и поставки российской сельскохозяйственной продукции в Гонконг и в материковую часть Китая. Кроме того, была организована встреча с руководством Ассоциации импортеров продуктов питания провинции Гуандун (насчитывает более 400 предприятий). Представители ассоциации заявили о своей заинтересованности в закупках продовольственных товаров из России и о намерении за счет оптимизации маркетинга и подходов к оформлению упаковки добиться наращивания поставок российской продукции на китайский рынок.

 

При поддержке Торгового представительства РФ в КНР в Генеральном консульстве России в Шанхае была проведена презентация группы SKYMAX – оператора выставочного павильона продукции российского АПК и агента Российского экспортного центра (РЭЦ) в КНР. В 2019 г. SKYMAX планирует поставить китайским партнерам более 13 тысяч тонн российских продуктов: растительное масло, товары снэковой группы, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, молочные продукты и мучные изделия. В октябре в Торговом представительстве России в Китае SKYMAX и Sinochain Logistics подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое, как планируется, будет поставлять произведенную в России продукцию в провинции Сычуань, Ганьсу, Шаньси и Синьцзян-Уйгурский АР (на 1 млрд. долл. в каждую в ближайшие 3-4 года).

 

 

 

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован