Эксклюзив
Гамза Владимир Андреевич
27 апреля 2016
8537

Обзор рынка обязательного медицинского страхования в России

Main %d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba %d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0 2016 04 26 %d0%b2 1.55.31
Резюме

Проведенный анализ эффективности системы ОМС показал, что действующая в настоящий момент система ФФОМС – СМО экономически эффективна и отвечает большинству предъявляемых к ней требований:

- Расходы на ведение дела стабильно снижаются. Расходы на ведение дела СМО в РФ стабильно снижаются в периоде 2012-2016 гг.: средняя величина расходов на ведения дела СМО по России в 2016 снизилась на 0,36 п.п. по сравнению с 2012 годом (с 1.41% до 1.05%).

- Структура расходов СМО отвечает реалиям рынка и экономически обоснована. В 2015 году в структуре платежей СМО платежи, связанные с медико-экономическими экспертизами, контролем качества и информирование населения, составляют 10% от РВД. При этом общий объем РВД составляет 1,1% от всех платежей СМО

- Стабильно низкий уровень обоснованных жалоб. Средний уровень обоснованных жалоб на СМО в 2015 году находился на уровне 0.13% от общего числа застрахованных лиц.

- Эффективность реформы ОМС. Проведение Реформы ОМС привело к активизации деятельности СМО и повышению конкуренции на рынке ОМС. Расширяется участие СМО в планировании объемов медицинской помощи в системе ОМС. Усилилась активность СМО в проведении экспертиз качества медицинской помощи.

- Возможность обеспечить качественный контроль за деятельностью СМО.10 крупнейших компаний контролируют 73,9% рынка ОМС в РФ. Остальные 49 компаний – 26.1% рынка. Существующее количество игроков на рынке ОМС способно обеспечить необходимый уровень конкуренции, при этом даёт возможность надзорным органам обеспечить качественный контроль за их деятельностью.

Снимок экрана 2016-04-26 в 1.51.14

 

 

 

 

Снимок экрана 2016-04-26 в 1.51.26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 2012 года бюджет Федерального фонда ОМС увеличился на 796 733 185 рублей или на 89%.

В 2016 году прирост бюджета замедлился и составил 1,5% от бюджета 2015 года.

Смертность снизилась на 7,7%, заболеваемость осталось на том же уровне.

Таким образом, оптимизация больничной сети не привела к ухудшению качества обслуживания граждан.

Снимок экрана 2016-04-26 в 2.03.35

 

 

 

 

 

 

 

 

Снимок экрана 2016-04-26 в 1.53.34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате оптимизации больничной сети произошло сокращение больниц на 700 и увеличение числа амбулаторно-поликлинических организаций на 1 400. Это привело к незначительному снижению числа больничных коек (5,4%).

Произошло увеличение посещений в смену (4,7%) и посещений в смену

В обеспеченности населения учреждениями здравоохранения в России не происходило никаких системных сдвигов и серьезных изменений.

 

Методология исследования

 

Под рынком обязательного медицинского страхования (далее ОМС) мы понимаем осуществление страховых услуг ОМС населению, финансирование которых осуществляется Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС РФ) через страховые медицинские организации (далее СМО), действующие на территории РФ.

Существенные допущения и ограничения указываются далее в тексте при необходимости.

 

Общее состояние рынка обязательного медицинского страхования в России

 

По данным реестра субъектов страхового дела ЦБ РФ по состоянию на 01.01.2016 на рынке ОМС деятельность осуществляют 57 СМО.

Снимок экрана 2016-04-26 в 1.53.46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 2015 году количество компаний составляло 54, в 2014 – 56.

По состоянию на 01.04.2015 количество застрахованных лиц составило 146 548 831 человек. Динамика застрахованных лиц за период 2012-2015 гг. представлена на графике ниже.

Снимок экрана 2016-04-26 в 1.55.00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество СМО на рынке ОМС в РФ находится на стабильном уровне, фактически нельзя говорить о росте или спаде. Однако, важно заметить, что действительного количества СМО достаточно для обеспечения качественного обслуживания застрахованных лиц даже с учетом возможного роста. Другими словами, нет существенной необходимости в изменении конъюнктуры рынка.

 

Высокая концентрация рынка

 

По состоянию на 01.10.2015 10 крупнейших компаний контролируют 73,9% рынка ОМС в РФ. Данные по долям рынка этих компаний приведены в таблице и на графике ниже (рыночные доли рассчитаны на основе данных по количеству застрахованных лиц):

№ п/п Компания Рыночная доля, %
1 ЗАО МАСК ‘МАКС-М» 12,9
2 СМК ОАО ‘РОСНО-МС» 12
3 ОАО «СК СОГАЗ-Мед» 11,1
4 ООО «Росгосстрах—Медицина» 9,6
5 ООО «АльфаСтрахование МС» 7,4
6 ЗАО ‘Капитал Медицинское страхование» 5,1
7 ООО СК ‘Ингосстрах-М» 4,4
8 ООО МСК ‘РЕСО-МЕД» 4,3
9 АО » ВТБ Медицинское страхование» 4
10 ЗАО Страховая группа ‘Спасские ворота-М’ 2,4

Снимок экрана 2016-04-26 в 1.55.31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевыми игроками на рынке ОМС в РФ являются три СМО: ЗАО МАСК «МАКС-М», СМК ОАО «РОСНО-МС», ОАО «СК СОГАЗ-Мед».

Высокую концентрацию рынка ОМС в РФ следует рассматривать как положительное явление ввиду нескольких причин:

  • Сравнительно небольшое количество СМО дает возможность обеспечить более качественный контроль со стороны надзорных органов. (На рынке добровольного страхования присутствует более 300 страховых компаний)
  • То количество СМО, которое на данный момент присутствует на рынке является достаточным для обеспечения необходимой конкуренции, что положительно влияет на качество предоставляемых услуг
  Расходы на ведение дела страховых медицинских организаций: динамика и структура

 

Норма расходов на ведение дела (далее РВД) устанавливается Законом субъекта РФ «О Бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее ТФОМС)» индивидуально для каждого ТФОМС в коридоре значений 1%-2% (норма установлена Федеральным Законом).

В связи с этим, для вычисления динамики РВД СМО по РФ был проведен анализ нормативных актов, регулирующих размер РВД СМО в регионах РФ за период 2012-2016 гг.

Средний размер РВД был вычислен как средняя взвешенная величина от общих расходов ТФОМС и установленной ставке в регионах РВД за каждый отдельный период. В исследовании были использованы данные 86 ТФОМС.

В результате анализа было установлено, что РВД стабильно снижается в указанном периоде. Так средний РВД по России в 2016 снизился на 0,36п.п. по сравнению с 2012 годом.

Динамика среднего РВД на рынке ОМС в РФ приведена на графике ниже.

Снимок экрана 2016-04-26 в 1.55.47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снижение средней ставки РВД свидетельствует об интенсификации использования ресурсов ТФОМС и СМО и является показателем улучшения эффективности системы ОМС в РФ.В дальнейшем высоко вероятно снижение средней ставки РВД до 1%, что является минимальным размером ставки, утвержденным Федеральным Законом.

 

Структура РВД ТОП-15 регионов по доле рынка на 2016 год

 

Для анализа ставки РВД для 15 крупнейших по доле рынка (рыночные доли рассчитаны на основе данных по количеству застрахованных лиц) регионов РФ на 2016 год была составлена приведенная ниже таблица.

Регион Доля рынка Ставка РВД на 2016 год
г. Москва 8,17% 1,00%
Московская область 5,29% 1,00%
г. Санкт-Петербург 3,63% 1,22%
Краснодарский край 3,60% 1,00%
Свердловская область 3,06% 1,00%
Ростовская область 2,79% 1,30%
Республика Башкортостан 2,77% 1,00%
Республика Татарстан 2,55% 1,00%
Челябинская область 2,42% 1,00%
Нижегородская область 2,23% 1,00%
Самарская область 2,20% 1,00%
Красноярский край 2,01% 1,15%
Новосибирская область 1,90% 1,00%
Республика Дагестан 1,87% 1,00%
Пермский край 1,86% 1,00%

Суммарная доля рынка 15 крупнейших регионов составляет 46,35%. Доля остальных 71 регионов находится в интервале от 1,84% (Ставропольский край) до 0,03% (Ненецкий автономный округ).Как можно увидеть из таблицы, только три региона (город Санкт-Петербург, Ростовская область и Красноярский край) имеют ставку РВД больше, чем законодательно установленный минимум (1%).

 

Структура РВД СМО в РФ

 

Для установления структуры используемых СМО РВД был проведен анализ отчетности 10 крупнейших компаний, приведенных ранее, которые занимают 73% доли рынка (достаточное условия репрезентативности выборки).

Ключевыми расходами в структуре РВД являются расходы на информирование населения и контроль качества, которые обеспечивают качество предоставляемых услуг СМО. Расходы на информирование и контроль качества были взяты как разница между общей суммой РВД и остальными статьями издержек. Результаты анализа приведены на диаграмме ниже.

Снимок экрана 2016-04-26 в 1.56.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура платежей СМО

Как можно увидеть, в структуре платежей СМО платежи, связанные с медико-экономическими экспертизами и контролем качества,составляют 0,1%. При этом общий объем РВД составляет 1,1% от всех платежей СМО. Наибольшую долю в структуре РВД СМО занимают расходы, связанные с оплатой труда.

Уровень затрат на платежи, связанные с медико-экономическими экспертизами и контролем качества, сопоставим с уровнем затрат на расчеты с поставщиками и подрядчиками. Таким образом, СМО выделяют достаточное количество ресурсов на обеспечение качественного предоставления услуг населению.

 

Анализ качества обслуживания населения

 

Анализ качества обслуживания населения производился согласно методике, используемой ФФМОС. Был произведен расчет среднего уровня ключевых показателей деятельности СМО, а также выделены СМО, которые лидируют и отстают в выполнении приведенных показателей. В столбце «Максимальный уровень» указано наиболее благоприятное значение, кроме показателей № 3 и
№4 – для этих показателей наиболее благоприятным считается значение, приведенное в столбце «Минимальный уровень»

 

№ п/п Показатель Средний уровень Максимальный уровень Минимальный уровень
1 Результативность досудебной и судебной деятельности СМО 72% ЗАО Страховая группа ‘Спасские ворота-М’ (100%) и еще 18 СМО ЗАО МСО ‘Надежда’ (10,3%)
2 Информационная активность СМО в медицинских организациях 57% ООО СМО ‘Восточно-страховой альянс’ (100%) и еще 5 СМО ООО СК ‘Интермедсервис-Сибирь’ (0%) и еще 2 СМО
3 Наличие обоснованных жалоб на работу СМО 0,13 ООО СК ‘КАСКО-МС’ (2,8) ООО СК ‘Интермедсервис-Сибирь’ (0%) и еще 42 СМО
4 Нарушения в экспертной деятельности СМО 1,96 ООО Страховая медицинская компания «Крыммедстрах» (22,8) ООО СК ‘Интермедсервис-Сибирь’ и еще 11 СМО
5 Объем тематических экспертиз 33,3 ООО МСК ‘АСКО-ЗАБОТА’ (77,2) ЗАО СМК ‘АСК-Мед’
6 Проведение социологических опросов 110,09 ЗАО МСК «КС Страхование» (1 373,40) ЗАО СМК ‘АСК-Мед’

Далее была произведена разбивка СМО по уровню приведенных показателей. Характеристика производилось при помощи деления значений на равные интервалы. Максимальный уровень показателя принимался как наиболее благоприятный. Результаты представлены в таблице ниже.

Показатель Качество исполнения показателя
Хорошо, СМО шт. Выше среднего, СМО шт. Ниже среднего, СМО шт. Плохо, СМО шт.
Результативность досудебной и судебной деятельности СМО 39 5 2 13
Информационная активность СМО в медицинских организациях 20 13 14 12
Наличие обоснованных жалоб на работу СМО 49 5 0 5
Нарушения в экспертной деятельности СМО 53 4 0 2
Объем тематических экспертиз 5 17 24 2
Проведение социологических опросов 3 2 6 48

Как можно увидеть, недостаточное внимание СМО уделяют только 2 показателям: тематические экспертизы и социологические опросы. Более 80% компаний не проводят социологических опросов. Остальные показатели деятельности СМО полностью соответствуют благоприятному уровню.

Переход от выбора работодателя и государства к выбору гражданина. Что изменилось? Краткие итоги.

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2011 г., внес ряд существенных изменений в условия деятельности страховых медицинских организаций, направленных на повышение их роли в системе ОМС: гражданам предоставлено право самостоятельного выбора СМО без посредников в лице работодателей и органов власти, повышены требования к уставному капиталу СМО, расширены возможности их участия в планировании объемов медицинской помощи, оплачиваемой из средств ОМС, введены механизмы стимулирования СМО к эффективному выполнению возложенных на них функций и др. Нормы нового закона вводились в действие поэтапно, и, в частности, новые правила формирования собственных средств СМО вступили в силу только спустя год после принятия закона, т.е. с 1 января 2012 г.

До 2011 г. выбор страховой организации от имени застрахованных совершали их работодатели (для работающих) и органы власти (для неработающих). Закон № 326-ФЗ предоставил гражданам право самостоятельно выбирать СМО. Сохранение прежних посредников не предусмотрено.

В качестве источника данных для проведения исследования были использованы материалы анкетных опросов руководителей страховых медицинских организаций и их филиалов, участвующих в системе ОМС, проведенных в 2012 и 2014 г.

Исследование роли страховых медицинских организаций в модернизированнойроссийской системе ОМС показывает, что граждане стали в растущей степени использовать предоставленное им право прямой, без посредников, смены страховой медицинскойорганизации. В 2011–2012 гг. численность граждан, меняющих СМО, резко уменьшилась посравнению с 2010 г., до введения в действие нового закона. Но в 2013 г. активность населения по смене СМО заметно возросла, и ее рост продолжился в 2014 г. Таким образом, по прошествии двух лет с момента предоставления застрахованным права самостоятельной смены СМО граждане стали в растущей степени использовать это право.

При этом уровень конкуренции между СМО за застрахованных значительновырос в 2014 г. по сравнению с 2012 г. Согласно ответам респондентов, полученным в 2014 г., политика СМО по привлечению застрахованных несущественно изменилась в сравнении с 2012 г., хотя доля ответов по лидирующим мероприятиям сократилась.

СМО активизировали проведение различных мероприятий по информированию населения, но основной акцент по-прежнему делают на информировании населения о своей деятельности, нежели чем о деятельности медицинских организаций и о качестве предоставляемой медицинской помощи.

Полученные результаты свидетельствуют, что значительную часть СМО уже неправомерно считать пассивными посредниками в движении финансовых средств между территориальными фондами ОМС и медицинскими организациями. Расширяется их участие впланировании объемов медицинской помощи в системе ОМС. Усилилась активность СМОв проведении экспертиз качества медицинской помощи и активизировались попытки влиять на его улучшение.

Источники информации используемые при проведении исследования

При проведении исследования были использованы данные из открытых источников, опубликованные на официальных порталах ФФОМС РФ, ЦБ РФ, Минздрава РФ, отчетности СМО, Федеральных Законов и Указов, Законы субъектов РФ.

В работе также использовано исследование С.В. Шишкина, С.В. Сажиной, Е.В. Селезневой «Страховые медицинские организации в системе обязательного медицинского страхования: что изменилось после проведения ее реформы?», Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован