11 октября 2004
111

ОЛЕГ АНОФРИЕВ: СТАРЫЕ ПЕСНИ ДОЛЖНЫ ПЕТЬ СТАРЫЕ АКТЕРЫ...

Олег Анофриев - популярный артист театра и кино, любимый зрителями прежде всего за удивительный голос и замечательные песни: `Призрачно все в этом мире бушующем...`, `Это было недавно, это было давно...`, `Какая песня без баяна, какая зорька без росы...`. И, конечно, песни из мюзикла `Бременские музыканты` и мультфильма `Как львенок и черепаха пели песню`...
Именно с этими песнями Олег Анофриев выступает в эстрадном марафоне `Юморина`, который проходит ежемесячно на театральных подмостках Москвы. `Юморина` примечательна тем, что на ней можно не только увидеть выступление любимого артиста, но и пообщаться с ним в антракте - взять автограф, сфотографироваться на память и купить его книгу или диск. На одном из концертов и состоялся этот разговор...
- Олег Андреевич, вот вы пели на концерте `Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...` или `Я на солнышке лежу...`, зритель вам подпевал, а я думала: сейчас у нас нет таких добрых, светлых песен и вообще у нас `о главном` - только `старые песни`... Как вы относитесь к тому, что многие ваши песни перепеваются современными исполнителями?

- Я отношусь к этому отрицательно по одной простой причине. Старые песни должны петь старые актеры, потому что они это пели замечательно. И я замечательно пел. Говорю это без ложной скромности. За что меня и любят зрители. Я пел душой.

А перепевание старых песен - это мелкое разворовывание золотых фондов. Иначе я к этому относиться не могу. Ну хороший парень Николай Расторгуев, я к нему очень душевно отношусь. Он замечательно поет свои песни. `Не губите, старики, не губите...` - эту песню поет у нас вся деревня. Но когда он поет `Есть только миг между прошлым и будущим...`, я думаю: экономические интересы на эстраде и телевидении сильнее эстетических. Не надо с чужого плеча на себя пиджак натягивать.

Или еще какой-то певец, я даже не знаю его фамилии, поет `Ветер за кабиной уносится с пылью...`. Это же новелла о дальнобойщиках! Здесь нужно передать состояние тревоги, состояние движения. А он думает - достаточно выпустить чуб, сесть за баранку и просто спеть эту песню. Другой схватил мою песню `Ах, ты палуба, палуба...`. Пустил девчонок в тельняшках на заднем плане. А там ведь (поет очень нежно): `Ах, ты палуба, палуба, ты меня раскачай, ты печаль мою, палуба, расколи о прича-а-ал...` А он бездумно повторяет припев 26 раз - и все!

Говорят, Филипп Киркоров собирается делать `Бременских музыкантов`. Пусть пробует. Муслим Магомаев спел - у него ничего не получилось.

Вы скажете - старый критикан. Но я не могу думать иначе. Может быть, это конфликт поколений. Они с легкостью расправляются с женщинами, с легкостью расправляются с моралью, с историей, с литературой...

- Ваше поколение - это поколение интеллектуалов...

- Я думаю иначе. Мы были жалкими последователями, последышами предшествующих поколений. По отношению к `той` культуре. Даже пролетарской. Потому что в пролетарскую культуру вошли не только серые демьяны бедные. Вошли еще и Блок, и Маяковский. Ведь и Ахматова, Цветаева - это тоже советское время. Сколько они написали уже при советской власти! Поэтому мы никакие не интеллектуалы, а пигмеи по сравнению с ними, с лучшими представителями.

Возьмите даже эстраду. Утесов. Это что, разве плохо? Это человек-глыба.

- А что вы думаете о нашем смутном, непонятном времени конца девяностых?

- Я воспитывался и рос, когда мы понимали дистанцию между властью и нами, маленькими людьми, которые ничего не решают. Это было время, когда за любое неаккуратно сказанное слово тебя могли отправить в места не столь отдаленные. Я не утерял это чувство дистанции между верховной властью и собой.

А сейчас замолчали люди, которые кричали в начале перестройки, их имена не хочется упоминать всуе. Власть может заставить замолчать даже таких людей.

- Многие деятели культуры в своих интервью занимаются `духовной проповедью`. Ваше отношение к религии?

- Крещен я с детства и крест на себя надел еще сорок лет назад, тогда же надел и обручальное кольцо. За это могли выгнать из комсомола. У нас в деревне, где я живу, стоит замечательная часовня. Я принимаю участие в поддержании этой часовни, а также занимаюсь `агитацией` среди деревенских.

С другой стороны, я очень осторожно отношусь к культу. Вы знаете прекрасно, что священники - такие же люди. Многие из них недостойны того, чтобы носить сан. И это было всегда: и попы-пьяницы, и попы-скопидомы. Я нисколько не жалею и не стесняюсь своей работы по А. С. Пушкину в мультфильме `Сказка о попе и его работнике Балде`. Потому что в этой сказке идет речь о жадном попе, а не о служителе Господа Бога.

- Нравятся ли вам современные феминизированные женщины?

- Я не могу сказать, что мне нравятся `синие чулки`, но и не могу сказать, что мне нравятся феминистки. Как и всякий человек, я стремлюсь к золотой середине. В женщине должна быть сексуальность, должна быть тайна.

- В чем вы находите утешение, отдохновение в наше стрессовое время?

- Я пишу. Скоро выйдет моя книжка `Солдат и балерина`. Это стихи, песни к фильмам, просто песни, короткие эссе о моих коллегах, представляющих интерес для читателя... Я беру воспоминания о замечательных людях не потому, что я хочу прислониться к ним. Я исхожу из того, что эти люди знакомы широкому зрителю, и пытаюсь в пятнадцати - двадцати строчках сказать свое мнение, зная их изнутри. Книга содержит также пародии, эпиграммы и даже либретто к сказке Шварца `Тень`, сделанное очень близко к оригиналу.

- Участвуете ли вы в настоящее время в каких-нибудь театральных или киношных проектах?

- Так получилось, что театр и кино я довольно давно исключил из круга своего внимания. Но сейчас собираюсь сниматься в картине по Андрею Платонову, который представляет для меня литературный интерес. Это также возможность заработать денег. Фильм снимается по рассказу `На заре туманной юности` - о том, как девочка спасает железнодорожный состав с красноармейцами. Для своего персонажа я написал романс, который он под гитарку исполняет.

- Насколько вам близок `западный` стиль жизни, который культивируется сейчас в России?

- Протестовать против этого невозможно. Индусы никогда не пели западную музыку, но посмотрите все индийские мюзиклы - это уже практически европейская музыка, хотя это нарушение всех традиций. Все движется в одну сторону. Потому что западная поп-культура - очень мощная. Она имеет давние корни, огромнейшие финансовые возможности, и в ней очень много талантов.

Постепенный переход к европейско-американскому стереотипу неизбежен. Но национальные культуры вполне могут существовать параллельно. Радикальных славянофилов, противопоставляющих себя всему миру, я не люблю.

- Придерживаетесь ли вы здорового образа жизни?

- Мой здоровый образ жизни в том, что я два раза в день гуляю с собачками. Их у меня три: московская сторожевая, английский сеттер и ее сын-полукровка. Без собак я уже не могу.

- На крышах домов в Москве установлен таймер, указывающий нам, сколько дней осталось до 2000 года. Кто-то готовится к концу света, кто-то отрицает даты и цифры. А что вы думаете по этому поводу?

- Я без юмора к этому относиться не могу. Дело в том, что, будучи молодым человеком, греша налево и направо, я у Господа Бога просил дожить до начала XXI столетия. Так что мой срок истекает. (Смеется.) А уходить очень не хочется, поэтому я придумал для себя такую формулировку: ну а теперь каждый год - это подарок... Наше отношение к датам - вещь относительная. Мы все ждем, что будут какие-то перемены, а на самом деле - просто назовут: `2000 год`. Компьютерную проблему с нулями уже решили, так что все пойдет как было, ничего не изменится.

- Вы упомянули свою грешную молодость. Вы были плейбоем?

- Нет. Я был даже в какой-то мере тартюфом. По отношению к жизни у меня всегда были правила, которых я старался придерживаться.


`Новая газета-Понедельник` , 16.08.1999http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован