29 декабря 2006
7423

Олег Филипчик: Этот мир мне очень нравится!

С актером Ермоловского театра Олегом Филипчиком мы были знакомы давно, но только заочно. Видели спектакли с его участием, переписывались... Олег всегда охотно отзывался на наши просьбы о поиске сведений об актерах Ермоловского театра, но для небольшого интервью и рассказа о себе времени найти - ну, никак не мог. Наконец нам удалось найти компромиссное решение и Олег ответил на наши вопросы.

- Значительная часть аудитории нашего сайта - молодые люди, многие из которых мечтают о профессии актера, режиссера. Вы с детских лет мечтали о профессии актера? Как пришло решение связать свою жизнь с театром?

- С детства любил кино. Все свободное время старался ходить в кинотеатры, куда только мог добраться сам. Смотрел все подряд, и советские фильмы и редкие зарубежные. Обожал комедии Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, актеров Луи Де Фюнеса, Игоря Ильинского. Бегал в кинотеатры "Повторного фильма" и "Иллюзион", где можно было увидеть нашу и мировую классику.

Профессией актера я загорелся значительно позже, все детство я хотел стать кинорежиссером.

Ну, а потом в школе стали появляться ассистенты режиссеров в поисках детей на эпизодические рольки в кино, так я и попал на съемочную площадку. Это дало основание моему папе отправить меня в театральную студию, я учился тогда в классе восьмом.

Так я оказался в театре-студии "На Красной Пресне" у Андрея Любимова, в команде завороженных любовью к театру людей, увлеченных желанием перевернуть этот мир, сделать его прекраснее, заставить всех слушать Джона Леннона и Пола Маккартни, а заодно и поменять советскую психологию... (улыбается)

Три года проведенных мною в студийных подвалах не оставляли никакого выбора - надо поступать в театральное училище. Правда, примерного студента из меня не получилось, выгоняли меня из Щепки, где я учился, раз пять - то за подпольные съемки, то за неуспеваемость по марксизму-ленинизму и французскому языку. Всякий раз наш руководитель курса Владимир Алексеевич Сафронов заступался за меня и не давал меня скушать "злобным" кафедрам, за это и за многое другое большое ему спасибо и низкий поклон.

- После окончания театрального училища Вас приняли в труппу Театра им. Ермоловой и вот уже почти 20 лет Вы служите в этом театре. Что для Вас Ермоловский театр?

- Это моя навязчивая идея (улыбается). Я без него уже не могу. У меня с ним вообще очень странные отношения. То я его "ужасно" люблю, то "ужасно" на него обижаюсь. Иногда мне кажется, что это мое странное хобби, к которому мои друзья и родственники относятся с уважением, но не всегда его понимают.

А вообще я очень люблю наш коллектив и очень люблю наших актеров. Еще очень радуюсь, когда вижу счастливых зрителей на своих спектаклях.

- Свой дебют на сцене театра помните? Между прочим, Армен Джигарханян помнит даже дату и слова роли! А какая роль Вам запомнилась больше всего?

- Авторитет Джигарханяна так велик, что буду мучить вас длинным списком.

Дебют на театральной сцене - Дедушка Время из "Синей птицы" и Таксист в "Над пропастью во ржи" на малой сцене театра-студии "На красной Пресне", когда мне было лет пятнадцать.

Дебют на профессиональной сцене - "Холопы" Малого театра. В театре Ермоловой - Принц в "Снежной королеве" и Кристофоро в "Эксцентричном детективе" - я обожал эту роль, сыграл спектакль бесконечное количество раз.

А самый первый раз я вышел на сцену во дворце культуры Химиков в городе Гродно, когда мне было лет пять! (улыбается). Читал Роберта Рождественского с легкой руки моего папы, который тогда был директором этого ДК.

- Основа репертуара театр им. Ермоловой - классика. На Ваш взгляд, классика - это сейчас актуально, востребовано?

- Последнее время часто слышу, что театр Ермоловой - классический. Мне иногда кажется, что он антиклассический... (улыбается)

Наши режиссеры, действительно пытаются ориентироваться на хорошую драматургию и литературу, но оттого, что в нашем репертуаре Пушкин, Гоголь, Лесков, Сухово-Кобылин, Островский, наши спектакли я бы классическими не назвал.

- Ну, на фоне многих московских спектаклей эти постановки можно смело отнести к классически- консервативным.

- А на фоне некоторых других московских спектаклей мы просто хулиганы (улыбается)

- Театр меняется, становится другим. Как существуют актеры в этом изменяющемся пространстве?

- Смотря, что Вы имеете ввиду... Если творчество, то актеры этот театр и меняют, конечно, вместе с режиссерами. Если же говорить об "экономическом" аспекте, то актерам приходится, что называется "крутиться" в поисках дополнительных заработков, ибо во многих театрах зарплаты просто смешные.

Есть и ещё один аспект - наше жесткое время. Очень часто оно - наше время- для многих становится тяжелым испытанием. Ермоловцам в этом смысле проще. Наш художественный руководитель, Владимир Алексеевич Андреев, - человек осторожный, умудренный житейским опытом. Ермоловцы в этом смысле могут считать себя более защищенными.

- Как Вы полагаете - театр уже не будет "властителем дум", как в 60-е годы?

- Конечно, будет! Театр и сейчас властитель дум. Только сегодня он выполняет роль не столько "властителя", сколько "целителя". Посмотрите репертуар театров - много комедийных, легких спектаклей. На них и ходит основная масса публики. После тяжелого трудового дня зритель хочет отдохнуть и посмотреть на красивое. От этого и огромное количество антреприз, которые чаще всего строятся по простому принципу: хорошая комедия плюс одна или несколько "звезд". И это тоже прекрасно, театр с удовольствием помогает расслабиться, но очень скоро, возможно, широкого зрителя вновь больше будут интересовать серьезные постановки и глубокая драматургия.

- Ваш юношеский порыв "перевернуть этот мир" пропал? Или как-то видоизменился, трансформировался?

- С тех давних пор этот мир уже не раз "перевернулся", поэтому мой "порыв" скорее "развился" (улыбается). Думаю, что могу позволить себе признаться в том, что совершенно не хочу этот мир "переворачивать", наоборот, очень хочу его сохранять и созидать! Этот мир мне очень нравится (улыбается)! Для каждого человека он рано или поздно сводится к простым, великим и самым прекрасным ценностям, ради которых только и стоит работать и жить - это дом, семья, близкие люди. Донести мысль о том, что мир вокруг своего дома и своей семьи каждый человек должен непрестанно делать прекраснее - в этом наверно и заключается мой сегодняшний "порыв".

- У Вас около десятка ролей в текущем репертуаре. Извините за банальность, но какую из ролей играете "с упоением"? Или, скажем так - с наибольшим азартом?

- Почти все, конечно, но есть роли более любимые. Приоритеты постоянно меняются. Все часто зависит от "сиюминутного" настроения и от внутреннего состояния.

Иногда в роли "заводит" совершенно незначительная, и даже глупая вещь! Например, предмет реквизита, малозначимая фраза из текста, танец или найденная накануне шутка, "корючка", которую зритель и не заметит, но партнеры оценят.

Из любимых сегодня - Баркалов из "Блажи", Телятев из "Бешеных денег", Жевакин из "Женитьбы".

- Репетируете что-нибудь новое?

- Нет, не смотря на то, что в театре запущены в производство два новых спектакля, обещающих стать "блокбастерами". Сейчас я немного занят другими проектами, к сожалению, иногда приходится чем-то жертвовать.

- Олег, поделитесь - что больше всего цените в зрителях?

- Непосредственность и желание по-детски поиграть с актерами в игру, которую им предлагают. Еще чувство юмора...

- У вас за плечами работы в кино и на телевидении. Чем интересен этот опыт для Вас?

- Актеры вообще очень любят кино и ТВ - это самый короткий путь к славе и деньгам. Но дело, конечно, не только в этом. Этот опыт интересен возможностью потрудиться в новом качестве, поискать свои неожиданные проявления, пофантазировать и творчески похулиганить.

Еще он интересен знакомством с огромным количеством талантливых людей, среди которых представители совершенно разных профессий - это и режиссеры, и художники, и гримеры, и операторы, и авторы, и продюсеры.

Счастлив, например, что судьба свела с Валерием Усковым, Константином Худяковым, Ольгой Ланд, Александром Замятиным, не хочу никого обижать, но всех и не назовешь.

- В последнее время кинематографисты всё чаще обращаются к классической литературе (как российской, так и зарубежной). Позвольте спросить Вас не как актера, а как зрителя - экранизацию какой книги Вы мечтали бы увидеть?

- Как правило, я всегда в мыслях экранизирую все, что читаю и хочу тут же увидеть это на экране или на сцене... (улыбается)

- Что пожелаете посетителям нашего сайта?

- Почаще ходить в кино и театр, и на сайт "Кино-театр.ру".

Молодым людям мечтающим стать артистами всегда советую никогда не идти в эту профессию и всегда их яростно отговариваю, приводя миллион убедительных доводов. Делаю это специально: если человек колеблется, ему в этой профессии делать нечего, если уверен, что должен стать актером, все равно им станет и всего добьется.

А еще хочу пожелать всем счастья и любви!

Людмила Куликова
Декабрь 2006 год

http://www.kino-teatr.ru/teatr/person/10/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован