13 ноября 2003
4862

Олег Кутафин: `Нужно различать предвыборную демагогию и жизненные реалии`. Интервью

Собеседник KM.RU - ректор Московской Государственной юридической академии, Председатель Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ Олег Кутафин




КМ.RU: Олег Емельянович, Государственная Дума, Совет Федерации приняли поправки в Закон "О гражданстве", внесенные президентом Путиным. Вы были в числе авторов Закона, действовавшего до последнего времени. К какой мере, с Вашей точки зрения, изменение закона было необходимо?



О.К.: Среди поправок, внесенных президентом, есть такие, без которых невозможно было бы нормальное функционирование органов государственной власти.



Представьте себе заурядную ситуацию: несколько лет назад, еще до принятия Закона "О гражданстве", в Россию приехал человек из Жмеринки. Живет он где-нибудь в деревне, работает, растит детей. И знать ничего не знает о том, что Государственная Дума приняла новый Закон "О гражданстве". Дети выросли, пришла пора призыва в армию; старики пришли в сельсовет за пенсией, и тут выясняется, что эти люди - просто в силу юридической неграмотности - никогда не подавали заявление о получении российского гражданства и потому не имеют право ни на пенсию, ни на пособия; не имеют даже права голосовать на выборах.



К сожалению, к осени 2003 года выяснилось, что таких юридически неграмотных людей в России - миллионы.



Стремление считаться с жизненными реалиями, а вовсе не юридическая несостоятельность действовавшего Закона "О гражданстве", побудили президента к внесению поправок. Существо закона, его "скелет", остались неизменными.



КМ.RU: В чем же это существо?



О.К.: В понимании того очевидного обстоятельства, что Советского Союза, как юридического субъекта, больше не существует.



То есть - я хочу быть понятым правильно - я сейчас говорю не как политик, а как юрист (юриспруденция, как известно, апеллирует к точности): с юридической точки зрения, Советский Союз перестал существовать в 1991 году, и возникший на его месте правовой вакуум необходимо было заполнить. В том числе и в вопросах гражданства. Эту функцию и выполнял разработанный Комиссией по гражданству при Президенте РФ и принятый ранее Государственной Думой и Советом Федерации Закон "О гражданстве".



КМ.RU: А разве депутаты Думы, вносившие альтернативный проект Закона, не осознавали необходимость заполнения правового вакуума?



О.К.: Сложно сказать. Могу только отметить, что первоначальный проект Закона, внесенный президентом, мало отличался от принятого в настоящий момент. Из Комиссии по гражданству проект поступил в Государственную Думу, а на "выходе" мы получили то, что получили. Кто в этом виноват: Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ или депутаты? И что мешало депутатам, несогласным с ранее действовавшим Законом, вносить в него те поправки, которые они считали необходимыми (ведь, как известно, законотворчество - прерогатива Государственной Думы!)?



КМ.RU: В чем же, все-таки, различие депутатского проекта Закона "О гражданстве" и проекта, разработанного Комиссией по гражданству?



О.К.: В подходах. В Комиссии по гражданству работают реалисты, юристы-практики. Мы прекрасно осознавали сложности, которые с неизбежностью возникнут во взаимоотношениях со странами СНГ, во внутренней политике, если Государственной Думой будет принят проект, разработанный Анатолием Чехоевым.



Да вот простой пример. Де-юре Российская Федерация признает принадлежность Абхазии Грузии, а Приднестровской Молдавской Республики - Молдове. А теперь представьте, что, в соответствии с проектом Чехоева, любой гражданин Абхазии или ПМР получил возможность приобрести российское гражданство в упрощенном порядке. Каким образом, с Вашей точки зрения, к этому обстоятельству отнеслось правительство Грузии, Молдовы, мировое общественное мнение? И еще: в состоянии ли Россия, в современной сложной экономической и внутриполитической ситуации, справится с комплексом проблем, которые с неизбежностью возникнут в случае принятия популистских решений? Наконец, кто будет оплачивать абхазам и жителям Приднестровья медицинскую страховку, кто будет выплачивать пенсии? Я уже не говорю о проблемах преступности, рост которой компетентные органы напрямую увязывают с увеличением миграции из стран СНГ.



Нужно различать предвыборную демагогию и жизненные реалии.



Еще раз: я сейчас не обсуждаю необходимость воссоздания единого государства на постсоветском пространстве: это - дело политиков; я только указываю на неизбежные трудности, которые всегда возникают в случаях, когда юриспруденция приносится в жертву популистам.



КМ.RU: А как же быть с мировым опытом? Ведь известно, например, что любой гражданин Алжира сегодня получает французское гражданство в упрощенном порядке?



О.К.: Европа, как известно, - не Россия, а США - не Европа. Мировая правовая практика не всегда применима к российской действительности. К тому же, следует помнить, что с юридической точки зрения Алжир был департаментом (т.е., переводя на русский язык, "отдельной частью", "регионом") Франции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что житель отдельного региона без труда получает во Франции национальное гражданство.



С другой стороны, граждане стран СНГ являлись гражданами национальных РЕСПУБЛИК, т.е. самостоятельных в юридическом отношении субъектов права, добровольно объединившихся в единый Союз. Грузия никогда (т.е., конечно, в советское время) не являлась регионом России, а Таджикистан, с юридической точки зрения, не имеет никакого отношения к Украине. После распада СССР, все эти государства обрели статус самостоятельных субъектов международного права.



С какой же стати гражданин Узбекистана, даже если в этническом отношении он является русским, должен получать российское гражданство в упрощенном порядке?



КМ.RU: Однако, как известно, поправки, внесенные президентом, открывают перед гражданами стран СНГ такую возможность.



О.К.: И это правильно. Жизнь всегда вносит коррективы в юридическую практику. Не следует только забывать, что принятый Государственной Думой и Советом Федерации Закон предусматривает временные ограничения для жителей СНГ, которые желают приобрести российское гражданство в упрощенном порядке. Речь, как известно, идет о 2006 годе, ограничивающим правоприменение "льготных правил" приобретения российского гражданства.



Так что, как говорит в таких случаях популярный телеведущий Владимир Познер, "поспешите, а то проиграете"!

Интервью взял Роман Манекин
13.11.2003
http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=65ABB04578464ABD9425936453D1A4CF
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован