Эксклюзив
02 октября 2012
1480

Олег Михеев внес в Госдуму законопроект `О внесении изменений в Федеральный закон `О кредитной кооперации`

Депутат ГД фракции "Справедливая Россия" Олег Михеев внес в ГД законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитной кооперации".
Олег Михеев прокомментировал необходимость внесения данного законопроекта:

"В последние годы кредитная кооперация в России завоевывает все большую популярность. В некоторых регионах и отраслях экономики (например, в сельском хозяйстве) кредитные кооперативы уже стали важнейшим инструментом доступа предприятий к заемным финансовым ресурсам. Для расширения сферы деятельности кооперативов и либерализации самого рынка дешевого кредитования я вношу в Госдуму правки в ФЗ "О кредитной кооперации".

Особое значение кредитная кооперация имеет для развития малого и среднего бизнеса, который и должен составлять основу любой здоровой экономики. Это обусловлено тем, что кооперативы, в отличие от банков, готовы работать с небольшими заемщиками и индивидуально рассматривать каждый конкретный случай.

В то же время, кооперативы способны достаточно надежно обеспечить и сохранность средств своих вкладчиков: по оценке специалистов, последний финансовый кризис они пережили в целом даже лучше, чем банковская система. Такая устойчивость объясняется двумя факторами. Во-первых, особой природой кредитной кооперации: заем и предоставление средств происходит внутри ограниченного сообщества, участники которого, как правило, хорошо знают друг друга. Участие в управлении кооперативов принимают все его члены. Во-вторых, тем, что законодатель постарался максимально защитить интересы вкладчиков и установил достаточно жесткие требования к деятельности кооперативов. Так, в организации должен быть создан резервный фонд в размере не менее 5% от суммы всех привлеченных средств. Кроме того, максимальный займ одному лицу не должна превышать 10% от общей суммы средств, которые кооператив ссужает своим клиентам.

Наиболее серьезным ограничением для развития кредитной кооперации сейчас, однако, является то, что кооперативы предоставляют свои средства предприятиям и физическим лицам под довольно высокий процент - в среднем 25-30%. Это связано тем, что и привлекают средства кооперативы тоже на весьма выгодных для своих вкладчиков условиях - 15-20%. Тем не менее, возможности для снижения ставок, под которым кооперативы предоставляют свои займы, есть. Для этого только надо снять барьеры, препятствующие доступу к более дешевому (в том числе, банковскому) капиталу.

Одно из таких ограничение - кооператив не вправе занимать более 50% от всех привлеченных средств у юридических лиц, которые не являются его членами. Для кооперативов первого уровня эта норма вполне разумна: она предохраняет организации от излишне рискованных операций. Но для кооперативов второго уровня, которые консолидируют средства кооперативов первого уровня, данное требование явно избыточно. Его отмена позволила бы кооперативам привлекать, а, следовательно, и предоставлять средства на гораздо более выгодных условиях.

Еще одна проблема в том, что хотя кооперативы второго уровня привлекают внешние средства для своих участников (нижестоящих кооперативов), они не могут гарантировать свои обязательства за счет имущества последних. В связи с этим, было бы целесообразно разрешить кооперативам первого уровня выдавать поручительства по обязательствам кооперативов второго уровня, что сейчас не возможно. А для того, чтобы исключить возможность злоупотребления кооперативным имуществом, целесообразно отнести принятие решение о выдаче обязательств к полномочиям общего собрания кооперативов.

Кроме того, кооператив второго уровня мог бы выполнять в отношении своих участников (нижестоящих кооперативов) еще одну важную функцию - сохранять и преумножать их средства за счет размещения на фондовом рынке. У самих кредитно-потребительских кооперативов не всегда есть нужные для этой деятельности знания и возможности. Но существующим законом установлено жесткое ограничение: кредитный кооператив второго уровня может размещать в акциях и ценных бумагах не более 20% своих активов (которые, кстати, составляют не менее 50 млн. руб.)

Устранение этих трех ограничений позволит сделать кооперативы второго уровня эффективным посредником между кредитными кооперативами первого уровня, которые по сути являются некоммерческими объединениями граждан, и рынками капитала. Это подстегнет образование и объединение кредитных кооперативов, а значит, будет способствовать и развитию связанным с ним форм хозяйства - малого и среднего бизнеса.

При этом, снятие ограничений на использование средств кооперативов, безусловно, должно сопровождаться повышением профессионализма руководящих кадров этих организаций. Как минимум, председатель кооператива и его исполнительный директор должны иметь профильное высшее образование - экономическое, финансовое или юридическое. Но этого еще не достаточно: понятно, что руководство кредитным кооперативом требует специфических знаний и опыта. В перспективе задачу обучения сотрудников финансовых кооперативов должны взять на себя саморегулируемые организации. Но отчасти эта задача может быть возложена и на кооперативы второго уровня: ведь они уже выполняют функцию объединения кооперативных организаций. Для систематизации этой работы надо разрешить кооперативам второго уровня создавать свои образовательные учреждения и СМИ. Более высокий уровень квалификации управляющих кадров и информационная прозрачность с лихвой окупят риски от предоставления большей свободы в распоряжении кооперативным имуществом."

www.pp-pss.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован