23 августа 2004
295

Олег Непомнящий: `Я всю жизнь при ней в роли свахи`

На праздновании 50-летия АБП в ресторане `Метрополь`. О. Непомнящий и три мужа: М. Орбакас, Е. Болдин, Ф. Киркоров. ПРОДЮСЕР Олег Непомнящий знал Аллу Борисовну еще тогда, когда она в девушках ходила. Шутка ли - он дружит и сотрудничает с Пугачевой аж с 1968 года, когда `живая легенда` была простой студенткой музучилища, которая и в самом фантастическом сне не могла себе представить, бремя какой славы падет с годами на ее хрупкие плечи. Непомнящий - не просто живой свидетель всех житейских перипетий, взлетов, сумасшедшего успеха и разочарований суперзвезды. Он - непосредственный участник многих событий, из которых по кирпичику складывалась легендарная биография АБП.

`Серой мышкой даже в бедности не была!`
- В КОНЦЕ 60-х годов я преподавал сценическое движение и пантомиму студентам отделения клоунады и музыкальной эксцентрики Московского эстрадно-циркового училища. Каждое лето сколачивал из своих учеников концертную бригаду, и мы подрабатывали концертами в глубинке - на полях, фермах, заводах. Случилось так, что летом 1968 года мы остались без концертмейстера, которого пришлось искать в пожарном порядке - срывалась поездка. Кто-то из моих знакомых дал телефон студентки музучилища им. Ипполитова-Иванова, отрекомендовав ее как `очень талантливую девочку, которая не только прекрасная пианистка, но и очень хорошо поет, так как учится на дирижерско-хоровом отделении`. Студенткой оказалась Алла Пугачева, которая к тому моменту записала песню `Робот`, и она прозвучала в популярнейшей программе Всесоюзного радио `С добрым утром!`. О молодой певице тогда сразу заговорили. Пригласив Аллу в училище `на смотрины`, я тогда собрал всех, с кем мы должны были ехать на гастроли.

- Какое впечатление на вас произвела соискательница? Говорят, она в те годы большой скромницей была, на моду мало внимания обращала...

- Глупости! Серой мышкой она даже в той бедности не была, одевалась довольно модно. Она вообще, сколько я ее знаю, всегда была яркой, что подчеркивалось еще и необычным оттенком ее родных рыжих волос, зелеными глазами и большим количеством веснушек. Особый шарм придавал и странный смех, теперь известный всему миру. Весь курс тогда поразился, какая она классная пианистка, стоило ей только заиграть. А уж когда запела свои песни, все внимали завороженно, овацию устроили. В том числе и студент из Литвы Миколас Орбакас, который через пару лет стал мужем Аллы и отцом Кристины в мае 1971 года.

Алла тогда как-то сразу настолько влилась в наш коллектив, что вскоре уже и преподавала на нашем отделении музыкальной эксцентрики. Через несколько лет, когда я работал с ансамблем `Москва и москвичи`, мы пригласили в свой коллектив Пугачеву: я приехал к ней домой, уговорил ее, что было безумно сложно - грудной ребенок и т. д. Алла стала работать, вошла в нормальный гастрольный ритм, сделала с Юликом Слободкиным программу `Ты, я и моя песня`, с которой они стали ездить по стране. Потом в 1973 году был Всероссийский конкурс артистов эстрады, где Алла победила с песней `Посидим, поокаем`, а уже в 1975 году стала суперпопулярной после исполнения `Арлекино` на конкурсе `Золотой Орфей` в Болгарии, где была удостоена Гран-при.

Отдал будущему мужу свое место
- ЧУТЬ позже Алла стала петь в ансамбле `Веселые ребята`, но в тот период я с ней не работал. Пригласила она меня к себе директором коллектива в 1980 году, когда уже несколько лет слыла певицей No 1 всего Советского Союза. Я тогда сменил в должности Евгения Болдина, который к тому моменту стал, как сейчас говорят, генеральным продюсером. Между прочим, я имел к их знакомству самое непосредственное отношение, хотя и Алла, и Болдин излагают другой вариант данной истории.

- Хотелось бы и вашу версию услышать.

- Ну, они мне всегда с ухмылкой такой рассказывают, что, мол, и до меня знакомы были. Правда, когда и где они там могли без меня быть знакомы, ума не приложу. Ну, если им так хочется, то на здоровье! В свое время бывшего офицера Болдина привел ко мне известнейший администратор Миша Плоткин, отрекомендовал как прекрасного человека и попросил, чтоб я помог устроиться Болдину администратором на эстраду, или, как теперь это называется, в шоу-бизнес. Я тогда, в 1973 году, как раз в очередной раз переходил с эстрады на работу в цирк - вот и рекомендовал Евгения Болдина вместо себя. А потом, в 1978 году, на дне рождении того же Миши Плоткина я Аллу с Болдиным и познакомил. Она тогда звала меня к себе работать, но так как в Цирке на Цветном бульваре мне было неплохо, я ей присоветовал взять Болдина: `Вот, очень хороший человек!` Так он стал ее директором, потом она вышла за него замуж. Поэтому вот эта фотография, где я снят на 50-летии Аллы в ресторане `Метрополь` со всеми ее тремя законными мужьями, говорит если не обо всем, то о многом: именно Непомнящий был виновником всех этих знакомств, закончившихся свадьбами. Как ни крути, но получается, что я всегда при Алле в роли свахи.

- Свою роль в `деле` Орбакаса и Болдина вы осветили достаточно внятно. Ну, а к знакомству Филиппа с Аллой вы каким боком имеете отношение? Известно ведь, что бабушка Филиппа, будучи соседкой Зинаиды Архиповны Пугачевой по больничной палате, упросила последнюю, чтобы ее `звездная` дочь `взяла шефство` над `талантливым мальчиком`, который до потери пульса влюблен в нее чуть ли не с пеленок.

- Здрасте! Зато я имею самое прямое отношение к сватовству. Действительно, Алла в свое время прослушала Филиппа, взяла его к себе в театр, они вместе ездили на гастроли. Но ни о каких любовных отношениях тогда и речи не было. Потом они поссорились на творческой почве и несколько лет вообще не общались - принципиально! Филипп за это время сделал головокружительную сольную карьеру и стал настоящей звездой. Тогда он и пригласил меня к себе директором, так как у нас были прекрасные отношения еще со времен его работы в Театре песни. В 1994 году в Севастополе состоялась большая суперзвездная концертная программа, в которую были приглашены и Алла, и Филипп. Именно там мне и удалось их помирить. И у того, и у другой были по соседству дачные домики на берегу моря. Филипп знал, что я обязательно навещу Аллу, и загорелся тоже встретиться с ней. Выпытал у меня, какую рыбу любит Пугачева. А она любит камбалу. Вот мы эту камбалу и раздобыли, причем ночью! И очень вкусно ее приготовили. Приобщив к камбале бутылку шампанского, Филипп отправил меня со всеми этими дарами к ней. Я вошел со словами: `От короля - королеве!` Алла была польщена, но, учитывая `войну` с Филиппом, съязвила: `Уж не отравлена ли эта камбала?` На что я ей ответил: `Если сомневаешься, то пусть кто-нибудь из твоих приближенных испробует!` (Алла как раз со своими музыкантами в домике сидела.) А потом и говорит: `А смог бы твой `король` сейчас, ночью, достать ящик шампанского?` Отвечаю ей: `Нет проблем, Филипп же не просто так меня сюда прислал, а выражая свою безграничную к тебе любовь!` Я тут же вернулся назад к Филиппу, передал пожелание, и мы стали судорожно думать, где же в это время ящик шампанского достать, тогда ведь никаких ночных магазинов и ресторанов в Севастополе в помине не было. И вот удача: в том самом нашем гостевом домике оказалось несколько бутылок в подвале. Мы нашли ящик, поставили туда эти бутылки и уже вместе с Филиппом отнесли его Алле. Лед тронулся, и контакт был налажен. Потом, уже в Москве, были со стороны Филиппа ухаживания, цветы и подарки, что получило свое логическое завершение в день их помолвки 13 января 1994 года. А потом состоялась и регистрация во Дворце бракосочетаний Петербурга.

- А почему не Москвы?


Москва, Ленинградский вокзал, 7 марта 1986 г.- А потому, что у Филиппа как раз в тот момент были сольные концерты в Санкт-Петербурге, посмотреть которые специально приехала Алла. О том, что уже была помолвка, знал тогдашний мэр Анатолий Собчак, с которым оба дружили. Вот он-то, видимо, и убедил их сочетаться браком в своем городе. Сам как мэр лично эту процедуру и осуществил. Все было очень красиво и необычно. Собирались они и венчаться, но у Филиппа мама умерла. Похороны, траур...

Венчаться Пугачевой разрешил патриарх
- ПОЧЕМУ венчание было в Иерусалиме? Потому, что `роялем в кустах` стали израильские гастроли?

- Нет, они так изначально планировали, чтоб венчаться непременно там. Поэтому и гастроли мы там специально заделали, чтоб совместить полезное с приятным.

- Алла Борисовна, говорят, разрешение на подобное венчание аж у самого Патриарха всея Руси запрашивала. Только непонятно, на что требовалось разрешение: на венчание после трех официальных браков или на проведение обряда в русской церкви Иерусалима?

- Видимо, она хотела получить благословение и на то, и на другое. И получила. Это был необыкновенно красивый обряд при стечении моря народа из числа наших бывших соотечественников, проживающих в Израиле, туристов из бывшего СССР и даже иностранцев. Они всю площадь перед храмом оккупировали: как-никак сама Пугачева под венец идет! Люди умудрились как-то заранее все прознать, вот и собрались к назначенному времени. Целый час шла служба, а на выходе из церкви `молодых` по православному обычаю осыпали зерном и монетами. Оттуда отправились отмечать свадьбу в уютный загородный ресторан, где в числе гостей был и тогдашний посол России в Израиле Александр Бовин. Из Израиля мы сразу отправились в Германию, где у Аллы и Филиппа проходил медовый месяц, причем не было абсолютно никаких концертов! Единственное, чем они себя там утруждали, так это походами по магазинам - закупали предметы домашнего обихода для своих резиденций - квартиры Филиппа на Земляном Валу (276 кв. метров. - Прим. ред.) и загородного дома Аллы на Истре. Это было очень счастливое время не только для них, но и для меня: было чертовски приятно, что два моих любимых человека, с которыми я долгое время дружил и работал, обрели наконец свое счастье.

И певица, и экстрасенс
- КАК, по-вашему, почему никому из современных отечественных эстрадных певиц до сих пор не удалось превзойти Аллу Борисовну?

- Потому, что Алла обладает непревзойденным вокальным и актерским талантом. Безусловно, она - большой музыкант на все сто пятьдесят процентов, с поразительным слухом. Поэтому, когда она играет на рояле любое, даже классическое произведение, выходит всегда безукоризненно точно. На концертах Алла часто допускала высказывания, которые становились и лозунгами, и пословицами-поговорками. Зритель всегда очень любил послушать, что она говорит. Так как из ее уст всегда шел какой-то протест. И она умела донести его теми словами, которые были в душе у каждого сидящего в зале. У нее вообще ярко выраженный экстрасенсорный талант и очень сильное биополе, которое позволяет ей буквально завораживать аудиторию. И не только песни, но и ее взгляд позволяет ей целиком и полностью владеть и управлять залом. Сотни раз наблюдая за ходом концерта Аллы из зала, я не раз ловил себя на мысли, что под воздействием ее взгляда делаю именно то, чего хотят ее глаза. Например, если она смотрела в зал и ей хотелось, чтобы публика встала, то зал вставал. Или взять, например, ее мощнейший ораторский посыл: уверен, что если бы она захотела, чтобы публика покинула зал и вышла на улицу на какую-нибудь манифестацию или демонстрацию, то все, не задумываясь, пошли бы за ней.

Алла - всегда протест
- В ЭТОЙ связи неудивительно, что Алла Борисовна обладает в нашей стране самой большой, самой фанатичной и самой агрессивной армией поклонников, многие из которых кинули собственную судьбу на алтарь кумира. Превращая не только собственное существование, но нередко и жизнь своей богини в реальный театр абсурда...

- Вот именно! Пока Алла не поселилась за городом за высоким забором и не окружила себя охраной, покоя не было ни днем, ни ночью. Поклонники ездили за ней на все концерты по всей стране. А в Москве у знаменитого подъезда на Тверской их тусовки не прекращались 24 часа в сутки. Одни уходят, но тут же `вахту` другим сдают. Те, что несли эту ` вахту`, отличались агрессивностью, и любое слово против вызывало у них ярость. Не только вся эстрада, но и сами поклонники старались подражать Алле всегда и во всем. Фанатки красили волосы в рыжий цвет, делали такую же прическу, шили подобную одежду, пытались перенимать манеру поведения и декларировать какие-то лозунги: как им казалось, в стиле Пугачевой. Но, почти всегда неправильно понимая сущность Аллы, постоянно допускали откровенно хулиганские перегибы и всевозможные выверты. Помню, как принципиально не пропустил одну ярую фанатку на концерт: она была настолько пьяна, что на ногах не держалась. В отместку она подговорила своих `боевых подруг`, и они устроили мне `большую стирку`. Выхожу я из Аллиного подъезда, пытаюсь пройти к своей машине. Весна, кругом лужи, а я в дорогущем новом плаще из светлой лайки. Сразу вижу, что у моей машины с корнем выдрано боковое зеркало. Фанаты, человек двадцать, сразу на меня набросились, вываляли в луже, плащ в рваную половую тряпку превратили. И это при всем том, что они ко мне очень хорошо относились, так как я всегда старался с ними ладить. С годами, конечно, они взрослели, кто-то уходил (в том числе и из жизни), появлялись новые, уже менее агрессивные. Но все они всегда жили в унисон с ритмами, под которые жила сама Алла. Менялась Алла - менялись и они. Сейчас этот `институт фанатов` уже не тот, конечно. Они другие, под стать времени. Спокойней они как-то стали, слава тебе господи!

- Пародокс, Олег Наумович, получается! Время, наоборот, день ото дня агрессивнее становится, а фанаты умиротвореннее, что ли?

- Так в этом вся соль, вся суть Аллы! А Аллу, как я уже сказал, поклонники всегда копируют. Что такое Алла Пугачева? Это - всегда протест. Когда в стране был застой, тишь да благодать, Алла бунтовала, агрессивная была. Сегодня все агрессивные, а Алла, наоборот, умиротворена. Она сегодня другая, она теперь - шикарная дама из высшего общества, богатая и красивая. И в этом - опять протест, снова вызов.




Виктор АНДРЕЕВ

1997-2004 ЗАО `Аргументы и Факты`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован