16 апреля 2009
2745

Олег Неретин: Отменить егэ не получилось

Переход на двухуровневую систему образования вызывает много вопросов, особенно в творческих вузах. О том, как реформы повлияют на традиционное российское образование в сфере культуры и искусства, мы беседуем с директором Департамента науки и образования Министерства культуры РФ Олегом НЕРЕТИНЫМ.

- Олег Петрович, насколько мне известно, в думском Комитете по культуре готовятся масштабные поправки к Закону "Об образовании". Могли бы вы подробнее рассказать о них и пояснить позицию министерства?

- Поправки, существующие в профильном думском комитете, полностью совпадают с пожеланиями Министерства культуры. Они отражают две основополагающие вещи. Во-первых, возможность получения второго высшего образования в творческом вузе бесплатно. А во-вторых, придание нового статуса детским школам искусств, которые сейчас относятся к дополнительному образованию.

В отличие от многих сфер деятельности второе высшее образование в сфере искусства не является чей-то прихотью. Допустим, человек, окончивший консерваторию по классу "дирижирование", хочет получить второе высшее - "оперный дирижер". Это творческое развитие в профессии. И поднять уровень образования, дать возможность проучиться еще пять лет - в этом есть определенная логика и государственная политика, ведь получить оперного дирижера без такой длительной подготовки практически невозможно. Мы знаем массу примеров, когда человек поработал актером, набрался опыта и решил стать режиссером. И часто получается, что без этой первой профессии "актер" и не получился бы хороший режиссер.

Школ искусств у нас в стране приблизительно 5,5 тысячи. Большей частью это музыкальные школы. Сейчас они относятся к учреждениям дополнительного образования, как различные "кружки". Этот статус предполагает некую необязательность во всем. Понятно, что человеку необязательно идти учиться в музыкальную школу. Но если он пошел туда, мы считаем, что там должны быть обязательная программа, стандарт, результаты. Это должна быть стадия профессиональной подготовки, потому что из всего срока обучения музыканта семь лет занимает именно музыкальная школа. А в дополнительном образовании это не предусмотрено. Сейчас закон построен таким образом, что ни к какому виду профессиональных образовательных учреждений мы эти школы не можем отнести. По закону начальное профессиональное образование - это ПТУ. Поэтому на первом этапе мы предлагаем в рамках дополнительного образования выделить такой тип, как "учреждения допрофессиональной подготовки". А уже в типовом положении об этом учреждении прописать, что должны быть утверждены обязательная программа, стандарт, нагрузка педагогов, потому что она сейчас отличается от нагрузки в общеобразовательных школах.

- И заработная плата у них тоже отличается.

- Теоретически зарплата учителя пения в средней школе может быть больше, чем зарплата учителя музыкальной школы. Это уже зависит от учредителя, ведь в основном школы искусств находятся в ведении муниципалитетов. Так что первый шаг, который мы должны сделать в отношении школ искусств, - выделить тип "учреждения допрофессиональной подготовки" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Главное из которых - высокий уровень подготовки с получением документа государственного образца об окончании музыкальной, хореографической или художественной школы.

Сейчас выпускники наших школ искусств получают не документ государственного образца, а бумагу, которую каждая школа придумывает сама. Впоследствии нам, конечно, нужно будет эти учреждения прописывать в законе как отдельный вид. Но это очень сложный юридический механизм, который потребует 5 - 10 лет работы.

- А эти поправки требуют какого-то дополнительного бюджетного финансирования?

- Нет. Бесплатное второе высшее образование будет входить в те же контрольные цифры приема. Кстати, появилась идея - не меняя закона, создать систему грантов для отобранных на конкурсной основе абитуриентов с высшим образованием. Но это уже другая история: это можно решить постановлением правительства.

- И на какой стадии сейчас находятся поправки?

- Их пока обсуждают в правительстве. Безусловно, главным оппонентом является Министерство образования и науки. Согласование с ним довольно длительное. Это не всегда плохо, потому что здоровый консерватизм нужен, чтобы не обрушить систему.

- Какие аргументы "против" они предлагают?

- Основной аргумент: если человек все-таки получил одно образование за счет бюджетных средств, то почему он должен бесплатно получать и второе. В этом тоже есть определенная логика. Если вся страна начнет переучиваться, у государства никаких денег не хватит. И потом есть опасность, что впоследствии появятся и другие желающие использовать эту систему.

- Ясно. А со школами искусств как?

- Идет более-менее конструктивная работа, и особых разногласий здесь нет. Мы разрабатываем типовое положение о таком учреждении - это серьезный документ, который требует проработки, согласования, обобщения опыта работы школ искусств.

- Еще в поправках никак не могли определиться, как же назвать аспирантуру в творческих вузах.

- По мнению нашего департамента, это все-таки должно называться "ординатурой". Конечно, напоминает врачей, но в конце концов ординатура - это не медицинский термин, это просто очередной уровень образования, который получает человек. На мой взгляд, это лучше звучит, чем "ассистентура-стажировка".

- Получается, с названием все-таки еще не определились...

- Можно считать, что определились.

- Министерство образования и науки готово к принятию столь масштабных изменений закона?

- С коллегами идет сложная работа. Если не получится согласовать сразу все, будем просить думский Комитет по культуре выносить на чтения только часть поправок, одобренных Минобрнауки. Но ждать смысла нет, ведь технология принятия законов один день может превратить в год, два и три.

- Не могу не спросить вас о ЕГЭ. Что делать творческим вузам? И так ли единый госэкзамен на самом деле страшен?

- По поводу приема-2009 мы не скрываем радости, поскольку ряд сложных вопросов смогли согласовать с Министерством образования. Совсем отменить ЕГЭ для наших вузов, конечно, не получилось. Но мы добились того, что в 2009-м наши абитуриенты будут сдавать два ЕГЭ: русский язык и еще один предмет по выбору вуза. Как правило, русскую литературу либо историю. Соответствующий приказ Министерства образования и науки уже согласован с Минюстом. Важно, что без ЕГЭ смогут поступать выпускники учреждений среднего профессионального образования, а также поступающие на заочное отделение люди, окончившие школу до 1 января 2009 года.

- А в целом руководители творческих вузов как относятся к ЕГЭ? Может быть, в министерство поступают какие-то предложения?

- Никто от ЕГЭ в восторг, конечно, не приходит. Много вполне справедливых нареканий вызывает эта система оценки знаний. Это не катастрофа, но, безусловно, очень непривычная система. У старых экзаменов тоже были свои недостатки, просто к ним привыкли за десятилетия и уже знали, как их преодолеть. Вузы видят трудность не только в ЕГЭ, но и в громоздкой системе установления проходного балла, который формируется из баллов ЕГЭ и баллов за творческий конкурс.

- Вот, кстати, как в случае, если абитуриенты получают одинаковое количество баллов (только один получил больше за ЕГЭ, а другой - за творческий конкурс), должен поступить вуз? Кому отдать предпочтение?

- Это должно быть прописано в локальных нормативных актах каждого вуза. Чаще всего вузы отдают предпочтение тому, кто получил выше балл по творческому экзамену.

- И еще одна волнующая многих тема - Болонская система.

- О пользе и вреде этой системы я рассуждать не буду: об этом сказано уже много. У нас по законодательству еще пока допускается стандарт "специалитет". Для этого нужно утвердить списки тех направлений подготовки, по которым этот стандарт остается. Есть еще форма специалист "с иными сроками обучения". Конечно, по специальностям в сфере культуры и искусств разногласия самые большие. В систему Рособразования не входит примерно 120 вузов. И 45 из них - в ведении Минкультуры. Другие принадлежат еще 21 ведомству. Получается, что треть вузов - наши. Поэтому, безусловно, у нас самые жаркие споры с Министерством образования и науки. Тем более что действительно есть такие специальности, которые нельзя резко переводить на двухуровневую систему подготовки. Мы сейчас отстаиваем эти специальности.

- Перечислите их, пожалуйста.

- Актеры - их мы хотим оставить специалистами и, более того, перевести в категорию с иными сроками обучения, поскольку во многих наших театральных школах актеры учатся четыре года. И здесь, скорее всего, взаимопонимание с Министерством образования будет достигнуто. Как и по всем изобразительным специальностям - живопись, скульптура. Понятно, что если у скульптора полтора года дипломная работа длится, то уже сам вопрос о том, как сделать из него бакалавра или магистра, звучит странно. На композиторах, думаю, Министерство образования не будет настаивать, так как их тоже на два уровня разбить сложно. Сложно разбить режиссеров и кино, и театральных, потому что не каждый может объяснить (в том числе и Министерство образования), чем режиссер-бакалавр должен отличаться от простого режиссера.

- А где взаимопонимания не возникает?

- Исполнительское искусство по видам инструментов. Мы настаиваем, чтобы было два стандарта - и специалитет, и бакалавр-магистр. Дело в том, что столичные консерватории настаивают на специалисте, а остальные восемь допускают двухуровневое образование. У этого есть свои объяснения: в регионах проблема с поступлением, и если будет двухуровневая система, можно более гибко проводить прием. А столичные консерватории говорят, что наша отечественная система подготовки зарекомендовала себя в мире и менять ее не стоит. Поэтому мы настаиваем, чтобы было два стандарта. Закон это не запрещает, но разговор с Минобрнауки не простой. Я их понимаю, потому что в таком случае будет очень сложно разобраться с лицензированием, с закупкой стандартов, с аккредитацией. Аналогичная ситуация и с музыковедением, продюсерством. Последнюю категорию Минобрнауки категорически не хочет видеть в списке специалитета: там считают, что эту специальность можно получить за деньги в магистратуре. Но ведь продюсерство предлагает изучение разных дисциплин, которые можно освоить минимум за пять лет. Пока не найден компромисс по театрально-декорационному искусству, звукорежиссуре, дирижированию.

- И когда же мы увидим результат переговоров?

- До выхода постановления осталось несколько недель.

ДОСЬЕ

Детские школы искусств составляют одну треть от общего количества учреждений дополнительного образования. Год от года количество таких школ сокращается: в 1990 году в стране было 6591 ДШИ, а в 2007-м - 5477. При этом число детей, поступающих на обучение, практически не уменьшается. А вот выпускников детских школ искусств с каждым годом становится все меньше. По статистике, к выпускному классу остается только 50 процентов обучающихся от числа поступивших в Детскую школу искусств 5 - 7 лет назад. Среди причин - потеря интереса к этому образованию, отсутствие у родителей возможности приобрести дорогостоящий музыкальный инструмент, а у детей - необходимых творческих способностей, низкий социальный статус работника сферы культуры и искусства, а зачастую и отсутствие заинтересованности самого преподавателя в подготовке выпускника. В 2008 году в Москве оплата труда педагогических работников за одну ставку по 14-му разряду Единой тарифной сетки составляла 14045 рублей, тогда как федеральные нормативы - 3434 рубля, при этом средний уровень заработной платы в ряде регионов установился около 5,5 - 6 тысяч рублей. Конечно, после перехода на новую систему оплаты труда, эти суммы несколько увеличились. Но далеко не везде, так как большинство ДШИ находятся в ведении муниципалитетов и регионов.

Согласно статистике, из общего количества Детских школ искусств капитального ремонта требуют 2602 школы, при этом из 1939 Детских школ искусств, расположенных в сельской местности, капитальный ремонт крайне необходим 903 школам. Сложная ситуация с обеспечением школ музыкальными инструментами. В ряде регионов России в Детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов. Все это порождает проблемы на следующей ступени обучения - среднего профессионального образования. Отсутствие конкурса среди абитуриентов в сфере музыкального образования, особенно по оркестровым инструментам, вынуждает училища и колледжи принимать слабо подготовленный контингент. В последние годы во многих музыкальных учебных заведениях среднего звена почти прекратилась подготовка исполнителей на оркестровых духовых и струнных инструментах. Причины те же - недоступность музыкальных инструментов, стоимость которых исчисляется сотнями тысяч рублей, а также социальная незащищенность будущего специалиста.

Система высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства охватывает 68 образовательных учреждений, из них 45 находятся в ведении Минкультуры России, 12 - органов управления культурой субъектов Российской Федерации, 8 - Федерального агентства по образованию, 2 - Российской Академии художеств, 1 - Правительства Российской Федерации.

Крайнее беспокойство вызывает разработка проектов федеральных государственных стандартов третьего поколения, которые должны быть приняты в 2009 году. Утвержденный в 2008 году Минобрнауки России макет данного документа унифицирует российское образование, а, как и последние 15 лет, отраслевые особенности в нем не учитываются.

Не учитываются они и в установленных критериях государственной аккредитации. Особенно это касается раздела "наука". До сих пор в Законе "Об образовании" отсутствует понятие "творческая аспирантура" (ассистентура-стажировка), которое действовало до 1992 года.

16.04.2009
mkrf.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован