29 июня 2007
3620

Олег Румянцев: Мягкость фундамента

Вчера Украина отмечала 11-летие своей конституции. Этот юбилей может войти в историю Украины как последний - до следующего года нынешняя конституция, принятая в 1996 г., может не дожить. Виктор Ющенко предложил изменить основной закон страны и пообещал в ближайшее время обнародовать свою версию изменений. Происходящее на Украине ставит вопрос о соблюдении принципа неизменности конституции во времена перемен.

Государственность России так же молода, как у соседей по СНГ. Между тем российская Конституция, несмотря на проведенную в 2004 г. Владимиром Путиным политическую реформу (порядок избрания губернаторов, изменения в избирательном законодательстве), одна из немногих стабильных в СНГ. С 1993 г. в ней правилась лишь 65-я статья, в которой перечисляются субъекты Федерации. Изменения, которые наши соседи вносили в свои конституции, можно разделить на три группы: институциональные, легитимизирующие продление сроков полномочий лидеров и смешанные. Украина уже правила свой основной закон именно в институциональном ключе: в ходе политреформы президент лишился права назначать премьера и вносить кандидатуры министров (кроме силовиков). Премьера теперь выбирает парламентское большинство, а министров утверждают по представлению премьера. Аналогичными были изменения, внесенные в конституции Киргизии и Армении.

Целью многочисленных поправок в белорусский основной закон было продление полномочий Александра Лукашенко. Поправки в конституцию Туркмении привели к пожизненному президентству покойного Сапармурата Ниязова. А лидер Грузии Михаил Саакашвили в ноябре 2006 г. сократил нынешний срок нахождения на посту главы государства с пяти до четырех лет. Правда, по словам Саакашвили, это сделано, только чтобы совместить президентские выборы с парламентскими, которые должны пройти в 2008 г.

Смешанными были изменения в Казахстане и Азербайджане. Предыдущие президентские сроки Нурсултана Назарбаева обнулены, а количество сроков теперь не ограничено. В Азербайджане на референдуме были одобрены поправки, согласно которым президент избирается простым большинством голосов, а не двумя третями, как по конституции 1995 г. Однако, с другой стороны, и в Азербайджане, и в Казахстане изменялся порядок избрания парламента, увеличивалось число депутатов. Наконец, в Казахстане расширены полномочия парламента, который в будущем сможет отстранять правительство простым большинством голосов и назначать две трети членов конституционного совета, центризбиркома и счетного комитета.

В России дискуссии о количестве и продолжительности президентских сроков начались при Владимире Путине, чему есть простое объяснение: в период ельцинского правления изменение Конституции было невозможно в силу отсутствия в Госдуме у исполнительной власти даже простого большинства, не говоря уже о конституционном. Но еще примечательнее то, что, обладая пропрезидентским большинством в парламенте, исполнительная власть им пока не воспользовалась. Нужные ей изменения в политическом устройстве оказалось вполне возможно провести и без изменения Конституции.


Мнения, публикуемые в колонке "От редакции", не влияют на выбор и освещение новостей в остальной части газеты. Другие мнения, публикуемые на полосе "Комментарии", могут не совпадать с позицией редакции.


29.06.2007, No118 (1892)

Ведомости

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован