03 января 1989
2502

Олег Румянцев: Политический плюрализм по-венгерски. О новом в политографии ВНР. 1988-1989

НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМЫ

1988-ой год прошел в ВНР под знаком беспрецедентного подъёма политической активности граждан. Он стал годом освобождения независимой мысли. За короткое время потребность в правде словно высвободила джина: вопросы венгерского меньшинства в Румынии, гласности и свободы печати, еврейский вопрос, дело о гидроузле Габчиково-Надьмарош, события 1956 года, судьба Имре Надя, другие темы перестали быть табу.

Вдохновленное гласностью, венгерское общество стало переходить и к независимым действиям. Серьёзное обновление кадрового состава руководства страны; быстрая смена политических акцентов; переход от многообразия мнений к подлинной свободе печати; переоценка некоторых событий и ценностей; бурный рост числа коллективных гражданских инициатив; восстановление ряда организаций и возникновение новых альтернативных движений всё это реалии сегодняшней общественно-политической жизни страны.

Судя по всему, в ВНР разворачивается переход от моноцентричной политико-властной иерархии диктаторского типа к демократическому плюрализму и многопартийной политической системе. Именно в отработке целого набора социально-политических технологий мирного и ненасильственного перехода к действительному политическому плюрализму и заключается, на наш взгляд, особая ценность венгерского опыта. До сих пор страны реального государственного социализма не владели подобной техникой. Вот почему важен углубленный анализ процесса, от его начальных стадий, через дальнейшие этапы, с изучением действующих лиц и - подготовкой на этой основе многовариантного модели для прогноза дальнейшего развития событий.

Такой анализ и такую модель можно использовать и при выработке политических рекомендаций для творцов и участников нашей перестройки.

Венгерская реформа сегодня на подъёме. Но это отнюдь не "вторая молодость" - реформа вступила в качественно новый этап своего развития. На этом этапе происходит замена прежней патерналистской концепции, при которой дело реформы находилось в руках ограниченного круга просвещенных абсолютистов власти, а также их советников и экспертов. На новом же этапе мы являемся свидетелями массового преодоления политического инфантилизма. Происходит пробуждение и активное становление независимого гражданского общества. В его рамках возникают новые субъекты политического процесса, а сам этот процесс все более и более входит в противоречие с прежней логикой модели умеренно-государственного однопартийного социализма.

Переходный период - при прочих нормальных условиях - может продлится около двух лет. Его исторические рамки : май 1988-октябрь 1990 гг. Почему - станет ясно из нашего анализа.

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Современная венгерская политография существенно обогатилась за счет расширения круга творцов и участников политического процесса, произошло это путем спонтанного роста автономных сообществ, независимых и неформальных объединений (форумов, кружков, общественных организаций). Многообразие политических субъектов можно свести к небольшому числу типов - для чего нужна типизация политических движений.

Первую группу составляет правящая партия, стержень монопольного блока власти и всей сложившейся в стране "партоцентрической" политсистемы. (ВСРП).

Во вторую группу входят т.н. протопартии - зародышевые структуры возрождающихся или вновь создаваемых политических структур партийного типа. Большинство из них еще весьма слабы - как интеллектуально, так и социально, однако воплощают собою серьезное стремление стать со временем полновесными участниками политического действа. Что проявляется в готовности и способности к выработке программных принципов, к постепенному расширению своей социальной базы и завоеванию потенциального электората. (Пр.: Союз свободных демократов, Венгерский демократический форум, Независимая партия мелких хозяев, Венгерская социал-демократическая партия, Венгерская партия независимости, Венгерская народная партия, Христианско-демократическая партия и некоторые другие).

В третьей группе - общественно-политические (в т.ч. неформальные) объединения и группировки, которые нельзя отнести к протопартиям - они, впрочем, и не ставят перед собой амбициозных целей. Это различные клубы реформ, общества по сохранению и развитию чьего-либо наследия и проч. - сателлиты протопартий, их стратегические и тактические союзники, сохраняющие в той или иной степени свое собственное лицо и независимость в целом ряде вопросов. Они выполняют в большей степени социально-общественные (культурологические, экспертные) функции, задачи политической социализации, но не партийно-политические функции. (Пр.: Общество друзей Байчи-Жилински, Федерация молодых демократов, Общество за восстановление исторической справедливости, Новый мартовский фронт, Общество "Гласность", Кружок диалога Восток-Запад, объединение "Левая альтернатива", Кружок молодых социал-демократов и иные).

Следующие две группы составляют независимые одно-функциональные организации - создаваемые во имя коллективной защиты и коллективного представительства интересов определенных слоев трудящихся или групп населения.

В четвертой - независимые профсоюзы, выполняющие классическую тред-юнионистскую функцию. Вместе с тем, новые независимые профсоюзы активно политизируют, что связано во многом с особенностями их социальной базы - это творческие работники.

(Пр.: Демократический профсоюз научных работников, Демократический профсоюз работников кино, Форум независимых юристов и другие). В пятой - организации национальных, культурных и социальных меньшинств. (Демократический союз венгерских цыган, Независимое общество венгерских евреев "Шалом", Общество беженцев из Румынии, Союз венгерских бойскаутов и др.).

В шестой группе - моноцелевые неполитические движения: - 4 экологические, культур-экологические, здорового образа жизни, милосердия и проч. (Дукнайский кружок, Надьмарошский комитет, Фонд помощи бедным, Общество охраны городов, Объединение многосемейных и иные).

Наконец, седьмая группа. В неё можно отнести различные влиятельные лобби, оказывающие влияние на функционирование механизмов власти, принятия решений. Это корпоративные лобби: крупных директоров (Торговая палата), технической (Федерация научно-технических обществ) и научной (Венгерская АН) интеллигенции, а также кооперативное, военное, агропромышленное и иные лобби. Далеко не всегда их деятельность открыта и организована, зачастую осуществляется теневое, неформальное лоббирование.

Ниже мы проанализируем расклад сил и облик основных фигур венгерской политографической карты. Начать анализ следует естественно с изменений внутри самой ВСРП - в политических системах центро-партийного типа эти изменения играют решающую роль.

ВСРП: УЖЕ НЕ ПАРТИЯ?

Классик понимающей социологии, основоположник теории социального действия Макс Вебер определял политические партии как основанные на (формально) свободном объединении сообщества, где целью объединения является приведение руководителей к власти внутри организации, посредством чего для активных членов будут обеспечены (идейные или материальные) преимущества - для реализации их сущностных целей либо реализации личных качеств.

Так вот, в ВНР сегодня вы не найдете действующих партий - в социологическом смысле этого понятия. ВСРП - давно у ж е не партия, тогда как новые малые протопартии - далеко ещё не партии.

Венгерская Социалистическая Рабочая Партия представляет собою раздираемую противоречиями огосударствившуюся организацию; рядовые члены ее не являются организованной политической - 5 - 11 большевистского типа опирающаяся на подреформированную модель социализма, с несколько смягченным вариантом принципа демократического централизма, идущая курсом некоторой либерализации, но сохраняющая перечисленные выше признаки (чувство авангарда, исторический мессианизм, идеологическая-научная-политическая исключительность, сильная внутренняя централизация, организационная харизматическая убежденность и проч.).

3. Демократическая компартия или социалистическая партия реформ: реформистское крыло ВСРП, имеющая потенциально большое и все далее растущее число сторонников, но - до последнего времени - отличавшееся слабой организованностью. Но проблема была решена с провозглашением сначала в Будапеште, а затем по всей стране реформистских кружков; в середине мая они провели всевенгерское совещание, приняв общую платформу принципов. Платформу скорее социал-демократическую, нежели коммунистическую.

Наличие внутри партии столь разных платформ делает невозможным функциональное единство ВСРП; разделение трех партий становится желательным и все более неизбежным. Можно предположить, что вторая и третья платформы заключат некое временное соглашение о коалиции, тогда ВСРП распадется не на три, а на две партии.

ПУТЬ "СНИЗУ", АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Год 1988-ой знаменателен еще и тем, что обогатил венгерский политический язык рядом новых для него понятий. Одним из таких понятий является термин "а л ь т е р н а т и в н ы е организации" или коротко - "альтернативы"(alternativok). Сегодня он стал одним из символов нового этапа венгерской реформы (как, впрочем, и понятие "неформалы" в советской перестройке).

Если в начале 80-х под "альтернативными организациями" публицисты и обществоведы в ВНР подразумевали зачатки движений в сфере молодежной субкультуры. При всей гетерогенности их мировоззрений их объединяли специфические формы критики общественной системы вкупе с утопическими альтернативными предложениями по ее преобразованию. Сюда относились пацифисты, зеленые, феминисты, эмансипированные секты, спиритуалисты, молодежные коммуны, группы альтернативного образа жизни и проч. Их альтернатива зачастую представляла стремление усовершенствовать современное индустриальное общество средствами нетрадиционных политических форм. Таких, как формы "прямой" демократии и проявления гражданского неповиновения. Заметим, что за ними стоял стихийный протест против индивидуализма, отчуждения личности, бюрократизации общественной среды.

И хотя речь шла об узком круге лиц - нескольких сотнях молодых людей - я хорошо помню волну аппаратной встревоженности среди руководства советского комсомола (и не только комсомола) при появлении в середине 80-х в Будапеште независимой пацифистской молодежной организации "Диалог Восток-Запад" или независимого формирования социологов и публицистов "Фонд помощи бедным" и экологического Кружка друзей Дуная...

С 1988-го года термин "альтернативы" получил новое наполнение: теперь под ним понимают все те самодеятельные общественные организации, которые не разделяют официальных доктрин и политических целей, работая как в нетрадиционных, так и в легальных политических формах. Всех тех, кто отождествляет себя с независимым политизированием, борется за демократизацию венгерского общества.

Почему прежде всего за демократизацию, а не за альтернативный образ жизни, как, скажем, на Западе? Потому, что условия государственного социализма отличаются от условий плюралистической демократии; самоорганизация общества здесь на протяжении десятилетий была т а б у, сам факт независимой самоорганизации и борьбы за свободу слова, собраний, союзов ставит носителей этой борьбы в альтернативную позицию по отношению к структурам, монополизировавшим политизирование как таковое.

Появление новых участников политического процесса означало вызов для старой и малоподвижной политической системы.

Старые институты не знали как относиться к соперникам и - будучи принужденными к терпению - продолжали не признавать их в качестве партнеров. Не имея навыков сотрудничества они в то же время не смели использовать привычный арсенал властно-нажимных средств. Так вызревала новая ситуация.

Некоторые из новообразующихся политических движений уже называют себя п а р т и я м и (Социал-демократическая партия, Союз свободных демократов, Народная партия, Венгерская партия независимости, Христианско-демократический союз, Партия мелких хозяев и др.). Но, скорее, их следует рассматривать в качестве зачатков партий т.е. - протопартий. Политические программы этих образований пока еще являются декларациями о намерениях, но не программа и реального политического действия. В социологическом смысле этого слова они пока что не могут быть определены как политические партии.

Главным движителем политизированного развития новых движений является подготовка к выборам 1990 года. За этот период протопартии, возможно, вырастут в партии электорального типа: с разработанной предвыборной платформой, со своими кандидатами, с готовностью вступить в коалицию с иными организациями и партиями. Одновременно, будет складываться общевенгерская оргструктура, учет членов, руководящий и бюрократический аппарат управления.

Заметим: не следует ожидать автоматического соответствия численности той или иной партии и количества голосов избирателей, которые она завоюет на выборах. Последние цифры могут значительно превышать первые, например, в случае с Союзом свободных демократов (оппозиционной либеральной радикальной партии). При этом значительная часть членов ВСРП может голосовать за оппозиционные партии - если не произойдет реального перерождения компартии, либо ее части.

НОВЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: КТО ОНИ?

Следует кратко охарактеризовать наиболее влиятельные альтернативные организации. Выберем из их множества те, что сплотились в Круглый стол оппозиции. Это восемь организаций: Союз свободных демократов (СДС), Венгерский демократический форум (МДФ), Социал-демократическая партия (СДП), Партия мелких хозяев, Народная партия, Союз молодых демократов (ФИДЕС), Общество друзей Байчи-Жилински, Демократическая лига независимых профсоюзов.

1. Союз свободных демократов политически представляет собою альянс радикальных социал-демократов и радикальных либералов. СДС, возникший в 1988 г. из Сети свободных инициатив, прямой наследник венгерской демократической оппозиции. Оппозиция занималась петиционными кампаниями, выпускала журналы самиздата, действуя в качестве правозащитного движения. Наряду с борьбой за реализацию конституционных прав граждан, демократическая оппозиция несет важную культурную нагрузку, вырабатывая традиции демократической политической культуры.

(неокончено) К НАЦИОНАЛЬНОМУ СОГЛАСИЮ, ПОИСКИ ФОРМ

Нынешнюю политическую ситуацию в ВНР называют патовой ситуацией. Прежде всего потому, что нет признаков здорового конструктивного диалога между разными участниками политического процесса - прежде всего, между ВСРП и независимыми организациями. Хотя все понимают - путь национального примирения и согласия есть единственный шанс для поступательного развития в сложившейся ситуации.

"Новый мартовский фронт" (группа интеллектуалов, стоящих на позициях демократического социализма) выступила с идеей созвать Национальную комиссию - своего рода форум согласования интересов, предварительный шаг на пути к разделению власти. В определенный период это предложение сыграло значительную роль, прорвав видимость монолитного единства внутри ВСРП.

Однако, обретающие все большую независимость "альтернативы" отклонили идею комиссии, считая ненужным создание очередного согласовательного Народного фронта. Отклонила ее и ВСРП.

Были начаты предварительные переговоры в рамках национального "круглого стола", но они сели на мель из-за серьезных разногласий по видению ситуации, перспектив, по оценкам новых законопроектов. ВСРП не желает идти на переговоры с представителями круглого стола оппозиции. Последние имеют возможность выходить с согласованной и сильной позицией, оказывая значительное давление на властный центр, который в свою очередь не уверен в силе аргументов в пользу собственной позиции.

В мае месяце появилось новое предложение: вывести переговоры из патовой ситуации, переместив властный центр. По мнению видного специалиста по экономическим и политическим реформам Ласло Лендьела, следует провести национальный круглый стол на уровне правительства, а не правящей партии. При этом обсудить принципиальные вопросы: в политике - закон о партиях, о выборах; в экономике - проблемы платежеспособности и задолженности, отношений со странами СЭВ, реформу форм собственности. Инициатива была подхвачена реформистами в партии, что еще раз показало общую заинтересованность в мирном развитии переходного периода; это - первый серьезный шаг к реальному разделению партийной и правительственной деятельности...

Примером попытки создать "сверху" форум для выражения и согласования различных политических взглядов является деятельность Всевенгерского совета венгерской молодежи (МИСОТ).

Он был создан в декабре 1988 года, в него вошли представители подчас противоположных организаций - вот почему главным направлением деятельности МИСОТ является согласование позиций по актуальным вопросам внутренней - прежде всего молодежной политики.

(не окончено) МИРНЫЙ ПЕРЕХОД К ПОДЛИННОМУ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПЛЮРАЛИЗМУ

Минимальная программа демократической политической реформы, считают венгерские "прогрессисты" предполагает: - создание институтов разделения властей; - создание действенной представительной демократии (парламентской демократии, многопартийности, местного самоуправления, демократический корпоративизм); - реализация принципа конституционности и создание правового государства.

Мысли не новые, но их ценность не в новизне, а в том что в ВНР они воплощаются на практике.

ВНР реализует курс на мирный переход к политическому плюрализму и демократической представительной системе. Шаги этого курса (уже совершенные и планируемые): 1. Введение в закон об общественных организациях гарантий права на создание политических партий. Обсуждение и принятие закона на сессии Госсобрания.

2. Декларация принципа многопартийности на Пленуме ЦК ВСРП, политическое решение "сверху" - широко реализуемое уже "снизу".

3. Начало подготовки к демократическим выборам; разработка и обсуждение нового закона об избирательной системе.

4. После принятия нового закона старое Госсобрание самороспускается; провозглашается срок выборов.

5. Выборы создают новое Конституционное учредительное собрание, создающее правовые гарантии новой системы: закон о президенте Республики, назначение нового кабинета и проч.

6. Главная задача нового кабинета - выработка программы национального согласия и развития.

7. Собрание обсуждает и принимает новую Конституцию страны и пакет демократических реформ (законов).

Этот путь есть путь планомерного и решительного перехода. Он уже выполняется, хотя порою неоднозначно. Демократический график преобразований пока что соблюдается, происходит динамичный демонтаж диктаторской политической структуры и закладка основ дееспособной демократии. В ходе этого процесса в реальную политику вовлекаются сотни новых лидеров, политиков, руководителей - что является важным субъективным условием.

Еще одним таким условием является стремление к национальному согласию, консенсусу. Формируется "малая коалиция" внутри партии; "круглый стол" оппозиции; национальный "круглый стол" и другие формы согласования позиций. Выборы возможно принесут создание "больших" коалиций. Главное - налицо стремление к компромиссам и переговорам, а это свидетельство новой политической культуры.

Определенное сопротивление оказывают консервативные круги, сторонники полувоенной аппаратной диктатуры; но они все больше и больше остаются в вакууме, тогда как органы государственного принуждения все чаще отмежевываются от возможностей военного вмешательства в развитие политических событий.

Оселком развития плюрализма является вопрос об инфраструктуре многопартийности и представительной демократии. ВСРП по-видимому должна осознать что в национальных интересах ей следует сознательно пойти на мирное перераспределение инфраструктуры. В противном случае новые силы возьмут "свое" сами, что чревато конфликтами.

До сих пор же, именно мирный характер радикальной политической реформы является привлекательнейшей чертой венгерской перестройки. Чертой достойной тиражирования.

(текст незавершен, но основа заложена - О.Р.) силой и имеют весьма слабое влияние на политическую бюрократию, с которой они связаны только формально общим членством.

Партийно-политическое лицо ВСРП сегодня размыто, она не обладает программой, способной увлечь большинство членов партии.

Монолитная политическая бюрократия - ядро партруководства непосредственно отправляет все государственные и общие властные функции: назначает государственных деятелей, принимает решения о госбюджете и его использовании, оперативно направляет процессы общественного производства, монопольно формирует государственную внешнюю политику, а политикой внутренней управляет, используя армию и полицию.

В принципе, ВСРП оставалась классической - хотя и несколько модернизированной - партией большевистского типа. Анализ типических социологических характеристик политических организаций большевистского типа блестяще сделал венгерский политолог Михай Бихари. Мне остается лишь кратко изложить суть дела (сквозь призму собственных воззрений).

Основные черты этих организаций формировались в специфической историко-политической ситуации. Немногочисленное хорошо организованное меньшинство возникло с уверенностью в самопредназначенности к захвату власти. Оно взялось за воплощение неких модельных схем в неадекватной общественной среде, эффективно применяя диктаторские политико-властные методы. С победой зародились чувство исторического успеха, пафос исторического героизма и образ единственного, ведущего к верной цели, пути. Одновременно нарастало чувство постоянного дисциплинарного психоза - главного мотора воспроизводства власти; оно основывалось на опасении раскола, на дисциплинирующем жупеле единого и враждебного внешнего окружения - мирового империализма. Миф о внутреннем единстве - самом ценном завоевании, завещанном хранить как зеницу ока - поддерживался беспощадной борьбой с любыми намеками фракционности и инакомыслия внутри партии. Но те же самые отношения борьбы перенесены на все общество - началась историческая борьба монопольного блока власти против самого общества; здесь не могли сложиться мирные технологии политической борьбы и демократического обновления.

Политические организации большевистского типа стали политическим авангардом и идеологической э л и т о й, исполненной сознания собственного превосходства. Просматриваются 3 направления исключительности: партия - единственный носитель единственной научно обоснованной философской системы познания общества; единственный толкователь единственно адекватной идеологии; единственная сила, призванная владеть властью и вершить власть. Складывается комплекс мессии (помазанника, ниспосланного спасителя), несущего народу правильное понимание его дальнейшего пути. Тот, кто не желает идти указуемым путем - ущербен и неполноценен. Поскольку рабочий класс не в состоянии в своей спонтанной самоорганизации овладеть научно обоснованным мировоззрением, постольку некий авангард наделяется функцией привносить в стихийное движение "обоснованное" политическое мировоззрение. Исключительность исторической роли приводит к ответственности только перед собой т.е. к полной безответственности и бесконтрольности действий авангарда.

Самосознание авангарда - это самосознание харизматического лидерства, непогрешимости и благодатности руководящих действий. Апология лидерства оправдывает культ силы, твердой руки и сильной личности. Новый "государь" свободен от норм морали - цель оправдывает средства. Пропагандируется главенство цели - не путей движения к ней. Нормы права играют все меньшее значение, законотворчество становится подконтрольным, подчиняясь идеократическим соображениям.

Важная отличительная черта партий большевистского типа организационный и функциональный принцип демократического централизма. Демократические права не в состоянии уравновесить самораспространяемость централизма, что мешает выражению вновь возникающих мнений и интересов. Этот принцип - главное средство упрочения центральной партократии, он лишает партию самокорекции, создавая непреодолимую пропасть между верхушкой и остальными членами. Возникает беспрецедентная концентрация власти как по вертикали, так и по горизонтали...

ОБНОВЛЕНИЕ ИЛИ САМО... УПРАЗДНЕНИЕ?

Обстоятельства новой общественно-политической ситуации, давление изнутри и снаружи вынуждают руководство партии идти на ломку черт, складывавшихся десятками лет.

В ходе 1987-1989 гг. нарастала активность членов ВСРП "снизу" - взяв на себя представительские функции, они довели до руководства страны настроения растущего недовольства среди населения, добившись в итоге проведения партконференции в мае 1988. Выполняя волю партийных и беспартийных граждан, конференция самым серьезным образом обновила руководящий эшелон.

Тогда мы еще не могли предполагать, что именно майская партконференция послужит сигналом к началу качественно нового этапа венгерской реформы. Однако - разные стороны по-разному подходят к оценке партконференции и это вполне понятно.

Одни расценивают случившееся не иначе как "путч, который еще дорого обойдется стране" (словами бывшего личного секретаря т. Кадара Роберт Рибански). Состав Политбюро не только сократился, в него не попали 8 членов старого состава, хотя предварительная договоренность касалась лишь 3 человек; власть взяли лица, полные благих намерений, но не знающие, что делать с властью; это стало началом потери партией уверенности в своих силах, кадровый крах привел к потере веры в дело - считает "потерпевшая сторона".

(Впрочем, кое с чем здесь нельзя не согласиться, имя Яноша Кадара - этого гроссмейстера компромиссов - в течение длительного периода являлось символом реформ; ведя борьбу на два фронта, ему удалось в целом добиться покоя и благополучия для своей страны, роста её международного престижа. Да, переход к новому витку реформы затянулся, но вряд ли справедливо персонифицировать причины кризиса только с личностью Кадара).

Случившееся на партконференции и после нее требует осмысления.

Из 108 членов ЦК были выведены 35 человек - люди, определявшие экономическую, культурную и идеологическую линию.

Такого партия еще не знала. Целое политическое направление, единая политическая платформа потерпела поражение на той самой партконференции.

Новый властный расклад, однако, мало что изменил. Новые люди остались заложниками политической бюрократии, аппарата и закостенелой идеологической доктрины, которую они унаследовали. Новое руководство стало пленником системы.

Вместе с тем, начался процесс дифференциации в руководстве и - соответственно - во всей партии. М.Бихари, например, выделяет 5 групп: консервативная партия порядка; новая партия порядка; радикальные реформисты; изменяющиеся оппортунисты; безликие (не имеющие политического лица). На партконференции в мае 1988 г. консервативная партия порядка, потерпев поражение, уступила место новой партии порядка. Уступила в результате компромисса между ними: радикальные реформисты при этом не были участниками этого компромисса, скорее - его объектами. Но - реформисты вышли на сцену и в этом главный результат партконференции. После этого события стали развиваться весьма динамично7 Плюрализация - естественный процесс в политике, однако в ВНР излишне долго различия в руководстве оставались скрытыми, политические взгляды не отливались в платформы. Посему, политические компромиссы не были компромиссами между платформами, не были результатами принципиальных соглашений - а были компромиссами между отдельными персонами, полными опасений и недоговорок. Ни общество, ни члены партии в этих компромиссах участия не принимают.

Более того, состав аппарата на местах не претерпел изменений, его политическое лицо как правило остается малоизвесстным и размытым.

Зато - начались (хотя и очень медленно) сдвиги в содержании политики. Нет, новой политической идеологии или доктрины не появилось, равно как не возникло и новых принципов политической практики. Но родился новый язык политизирования.

Стал преобразовываться набор аргументов и словарный запас.

Обстоятельства вынуждают партию пробовать все новые средства: период, прошедший после партконференции насыщен невиданными ранее событиями. Так, в апреле"89 Политбюро решило порвать с оргпринципом демократического централизма; ранее, член Политбюро ЦК ВСРП Режё Ньерш заявил о необходимости и возможности "социал-демократизации" партии, считая её наследницей как коммунистических, так и социал-демократических традиций. (Как известно, предшественница ВСРП - Венгерская партия труда возникла в 1948 г. после "объединения" коммунистической и соц.-дем. партий..).

Сегодня ВСРП уже вряд ли поможет смена руководящих кадров, или организационное обновление, или даже замена программы партии. Даже в новых условиях генсек и аппарат принимали решения - кому быть во главе Отечественного народного фронта, кому быть членом правительства и т.д. Руководство по-прежнему навязывало свою политическую волю известными методами. Сохранялась номенклатурная карусель, выпасть из которой по-прежнему было непросто.

Однако, в новых условиях сама логика развития реформы предполагает отказ партии от монопольного отправления властных функций, ограничение всевластия политико-идеологической бюрократии, отстранение её от государственных функций, подчинение деятельности партаппарата контролю со стороны членов партии, решительную замену кадровых деятелей на всех уровнях.

Эти шаги могли бы привести к рождению демократической компартии.

Возникает многосложный вопрос: возможен ли этот путь путь постепенной демократизации партии? Или только разделение ВСРП может стать путем преодоления серьезного внутрипартийного кризиса, резко усилившегося в последнее время? Ответ сегодня ищут в ВНР и ученые, и политики, и рядовые граждане - ибо перестройка в правящей партии при нынешнем её положении не может быть делом сугубо внутрипартийным. Это дело всего общества, ключ к дальнейшей судьбе венгерской реформы.

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ: ПУТЬ "СВЕРХУ"

В условиях, когда правящая партия переживает глубокий затянувшийся кризис, встает вопрос о вызревании многопартийности - как "сверху", так и "снизу". Это вызревание есть необходимое условие для формирования дееспособной плюралистичной политической системы.

Путь сверху - через саморазделение партии. Этот процесс - отмечают венгерские политологи - гораздо сложнее и болезнее, нежели возникновение политического плюрализма "снизу".

Самое сложное здесь - превращение правящей партии действительно в партию.

История политики реального социализма учит, что коммунистические партии большевистского типа никогда не разделялись мирно. Да и сегодня руководство ВСРП, включая его реформистское крыло, подчеркивают: раскол партии означал бы катастрофу для Венгрии. (см. например заявление члена Политбюро ЦК ВСРП Имре Пожгаи в мае 1989 г.).

Иного мнения придерживается ведущий венгерский политолог Михай Бихари, считающий что внутренние противоречия между различными несогласуемыми платформами ослабляют работоспособность партии, она постепенно подходит к состоянию организационного пата. На мой взгляд - уже находится в этом самом состоянии.

ВСРП уже сегодня заключает в себе 2-3 самостоятельные, жизнеспособные и серьезно различающиеся по политическому облику партии.

1. Консервативная коммунистическая партия порядка: ультралевые ретрограды, упирающие на свою "левизну", носители нео-сталинистских ценностей, продолжатели дела строительства развитого социализма в ВНР. В последнее время проявляет себя все более и более отчетливо.

2. Новая социалистическая партия порядка: это партия

http://www.rumiantsev.ru/printable/11/88/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован