23 мая 1998
3038

Олег Румянцев: Проект программы Социал-демократической ассоциации.

Проект

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ

(ПРИМЕЧАНИЕ: настоящий предварительный проект предлагается принять за основу для последующего рассмотрения документа органами СДА, комиссиями СДА, региональными отделениями СДА)

Преамбула

Попытка вывести Россию из социально-экономического и политического кризиса путем "радикальных реформ" и "шоковой терапии" пока не удалась. За годы праволиберальных реформ возникли новые проблемы, которые угрожают ныне национальной безопасности страны, социальной стабильности, немногим росткам демократии и гражданского общества.

По-существу, в России начался процесс распада ряда отраслей общественного производства, который сопровождается разрушением части научно-промышленного и трудового потенциала страны, деградацией ее экономической структуры до уровня сырьевой периферии мирового хозяйства. Для этого процесса характерны, с одной стороны, продолжающаяся деиндустриализация народного хозяйства, свертывание отраслей, являющихся основой современного экономического роста, а с другой - увеличение удельного веса сырьевых отраслей, финансового и торгового секторов. Вывоз капиталов за пределы страны приобрел размеры национального бедствия, концентрация банковской активности на финансировании спекулятивных операций - все это перечеркивает надежды на инвестиционную активность, способную вдохнуть жизнь в российскую экономику.

Рыночную конкуренцию связали по рукам и ногам мафиозно-криминальные структуры, которые сращиваются с государственным аппаратом и фактически контролируют хозяйственную жизнь страны. Экономический застой усугубляется социальной напряженностью.

За время так называемых "радикальных реформ" идет последовательное наступление на привычные для россиянина социально-экономические права, которые были завоеваны предшествующими поколениями - право на труд, на бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование и бесплатный детский отдых. Снижается уровень социального обеспечения и государственные расходы на обеспечение социальных гарантий. Фактически сведена на нет производственная демократия, выборные органы трудящихся отстранены от участия в управлении. Бесконтрольные действия администрации бывших госпредприятий привели к захвату ею в союзе со старой и новой номенклатурой и криминальными элементами государственной собственности. Степень эксплуатации наемных работников со стороны этого нового правящего класса и выражающего его интересы "демократического государства" увеличилась по сравнению с "советским периодом".

Резкая дифференциация доходов привела к социальной поляризации общества, к сосредоточению на одном его полюсе так называемых "новых русских", а на другом - социальных аутсайдеров, которыми являются около трети россиян, живущих за чертой бедности.

Новый "средний класс", который должен был стать основой социальной стабильности, рыночной экономики и политической демократии, так и не сформировался, "старый" же "средний класс" советского периода стремительно нищает и приближается к уровню жизни социальных низов.

Будучи неспособной решить назревшие социально-экономические проблемы, исполнительная власть стала на путь ограничения демократических прав и свобод, полномочий представительной власти, выведения из-под ее контроля и контроля общественности репрессивных органов.

Такая система государственного устройства была закреплена в принятой в декабре 1993 новой Конституции, возрождающей уже забываемые в России традиции самовластия .Из старой номенклатуры и новой спекулятивной буржуазии формируются олигархия, стремящаяся к безраздельному господству, " приватизации" государства, и превращению его в орудие своих узкокорпоративных интересов.

В тоже время надежды коммунистической оппозиции на скорый экономический крах не подтвердились. Правительству удалось резко уменьшить инфляцию, достичь относительной стабильности курса рубля. Политический режим приобрел определенную устойчивость. Однако экономический рост по-прежнему остается под вопросом. Многомесячные задержки зарплаты приобрели размеры национального бедствия. К тому же экономический рост, как известно, не означает автоматически улучшения положения населения, а может, наоборот, сопровождаться дальнейшим усилением эксплуатации людей наемного труда.

Приверженные идеям социальной, экономической демократии, российские социал-демократы отвергают такой выход из кризиса, когда ценой экономического "благополучия" станет увеличение социального бесправия, подавление демократических прав и свобод. Мы убеждены, что только демократия создаст благоприятные условия для эффективной борьбы за социальную справедливость.

Раздел 1. Политические требования

Российские социал-демократы, выражая крайнюю озабоченность

нынешней ситуацией в России, углублением социально-экономического кризиса, стремятся содействовать формированию дееспособного механизма власти, реализующего политическую волю большинства при защищенном меньшинстве и гарантиях прав личности.

Сегодня все зависит от решения вопроса о характере власти.

Будет ли это оторванное от народа "самовластие" или это будет народовластие, опирающееся на неукоснительное соблюдение закона?

Политический кризис осенью 1993 года привел к установлению безраздельного господства исполнительной власти. Принятая Конституция лишает парламент возможности реально влиять на управление страной. Поэтому социал-демократы отстаивают модель демократической федеративной республики, предполагающей всенародное избрание парламента и президента, ответственность правительства перед представительной властью, институт президентства, гарантирующий федеративное единство.

Основным приоритетом для социал-демократии является защита прав личности, неотчуждаемость прав человека, становление институтов гражданского общества. Жизнь человека, его достоинство и совесть имеют приоритет перед государством.

Роль государства решающим образом зависит от его организационной формы. Демократическое государство может и должно служить интересам большинства населения, а не узкой группы богатых, и выражать интересы всего общества. Социал-демократы выступают за растущее участие всех граждан в делах государства, экономики и общества. Эта политика открывает возможность самостоятельной ответственности для большинства населения. Наша цель - свободное, народное, основанное на справедливости государство, государственная власть не должна служить интересам немногих могущественных и привилегированных групп.

Мы выступаем за утверждение в обществе принципов свободы, справедливости и солидарности. Если одни наши оппоненты считают, что свобода возможна без равенства и справедливости, то такая свобода неизбежно становится привилегией немногих преуспевающих и мы ее отвергаем. Другие считают, что обеспечение справедливости и равенства возможно за счет политических свобод и демократии.

Социал-демократы же убеждены, что без демократии и свободы не может быть общества социальной справедливости и солидарности.

Поскольку нынешняя Конституция РФ порождена жестокой борьбой за власть и не пользуется поддержкой всего общества, социал-демократическая ассоциация считает возможным поставить вопрос о необходимости созыва всенародно избранного Конституционного собрания, наделенного в соответствии с федеральным законом учредительной властью, как механизма мирного перехода от нынешнего режима к правовому демократическому государству.

Раздел П. Национально-государственное устройство

Россия переживает кризис государственности, нарастают сепаратистские настроения влиятельных региональных элит. При относительно слабом общероссийском центре постепенно укрепляются (часто полукриминальным образом) управленческие механизмы в регионах, все откровеннее тяга к экономическому и политическому обособлению.

Социал-демократы последовательно выступают за сохранение целостности России как сильной, многонациональной, демократической,

правовой и социальной державы. Нашей стратегической целью является единая Россия, построенная на федеративных принципах при равноправии краев, областей и республик. Без воссоздания такой государственности не будет решена ни одна из злободневных проблем как политических, так и экономических. Единство достижимо лишь при последовательном проведении принципа федерализма сверху донизу при обеспечении в равной мере прав человека, прав наций и народов. При этом во главу угла должны быть поставлены гражданские, а не этнические права.

Принцип равенства прав требует выравнивания статуса всех субъектов федерации, недопустимо расширение прав субъектов за счет интересов других народов и всей федерации. Наши взгляды на вопросы национально-государственного устройства базируются на следующих положениях:

- обеспечение индивидуальных и социальных прав человека

независимо от национальности;

- признание права личности свободно определять свою принадлежность к той или иной национальной культуре;

- формирование эффективно функционирующего, подлинно федеративного государства, которое в состоянии гарантировать эти права.

Должны быть гарантированы права национальных групп и национальных меньшинств, право национально-культурной автономии, чтобы каждый народ смог стать субъектом государственной и общественной жизни, независимо от того, имеет ли он "собственную государственность".

Подлинный федерализм предполагает широкое местное самоуправление. Обеспечение разумной децентрализации власти, основанное на четком разделении полномочий федеральных и местных органов власти, способно более эффективно обеспечить единство государства, чем авторитарный патернализм центра и неразумное усиление его полномочий.

Раздел 3. Внешняя политика

Распад СССР привел к резкому изменению положения России в мире.

Страна лишилась части своей исторически принадлежавшей территории, ценнейшей инфраструктуры, традиционных сфер влияния. Более 20 миллионов россиян оказались за пределами Отечества и нередко становятся объектами дискриминации и угнетения.

Внешняя политика правящих кругов характеризуется непоследовательностью, шараханьем из одной крайности в другую. Ее результатом, несмотря на громкие заверения об интеграции в группу ведущих стран мира, стал рост изоляции России на международной арене, утрата ее престижа, положения, достигнутого в период СССР, в том числе и за годы реформ Горбачева.

Социал-демократическая ассоциация считает, что внешняя политика России должна быть тесно связана с процессом становления новой демократической государственности.

СДА видит Россию на международной арене как влиятельное государство, способное проводить самостоятельную миролюбивую политику, надежно противостоять любым политическим и военным нажимам и угрозам. Социал-демократическая ассоциация будет принимать все меры к тому, чтобы Российское государство не было выбито на обочину мирового развития, лишено надежд на модернизацию при жизни сегодняшних поколений.

С точки зрения обеспечения международной безопасности России необходимо восстановление статуса великой державы, гарантии евразийской стабильности, предотвращения потенциальных угроз по всему периметру российских границ.

России необходима полноценная интеграция в Европейское сообщество, с учетом национальных интересов, специфики России как огромного евразийского континента, равноправное членство в общеевропейских организациях.

Мы выступаем за активное участие России в ООН, других международных организациях, за обеспечение национальных интересов России в мире не только как региональной, а как глобальной державы.

Мы привержены принципам мира и ненасилия, но всегда будем противостоять попыткам силового давления и экономического диктата, откуда бы они ни исходили.

СДА выступает за конкретные шаги к реинтеграции стран СНГ, в том числе и такие как создание конфедерации с теми из них, кто готов к такому решению.

Поддержку и укрепление Союза России и Беларуси российские социал-демократы рассматривают, как приоритетную задачу и свой моральный долг перед нашими народами.

Мы за формирование экономического и политического союза стран СНГ, за укрепление оборонного сотрудничества, согласование внешней политики. Мы убеждены, что Россия не на словах, а на деле должна выступать гарантом обеспечения права свобод россиян, проживающих за ее пределами .

Мы выступаем за подписание с государствами Содружества соглашений о вопросах гражданства, защите прав национальных меньшинств, миграции, правовой помощи, пенсионного обеспечения, взаимном признании дипломов об образовании и т.д.

Мы будем строить свою политическую линию гибко, учитывая как тенденцию к формированию собственно российской государственности, так и необходимость интеграционных процессов.

Раздел 1V. Вооруженные силы

СДА выступает за реформирование всей оборонной сферы, обеспечение вооруженных сил современным оружием, способным гарантировать национальную безопасность.

Вооруженные силы и военный бюджет должны находиться под строжайшим парламентским и гражданским контролем.

Мы выступаем за постепенный переход к мобильной профессиональной армии и отмену в перспективе всеобщей воинской обязанности.

Наиболее оптимальным является смешанный принцип комплектования при профессиональном офицерском и сержантском составах и значительной части военнослужащих-добровольцев, выполняющих свои обязанности по контракту.

Мы требуем реального введения альтернативной службы. Социал-демократы убеждены, что краеугольным камнем концепции закона об альтернативной службе должно стать положение о неотъемлемом праве гражданина самостоятельно выбирать вид осуществления своей конституционной обязанности в форме прохождения воинской или альтернативной гражданской службы.

Мы категорически против отмены отсрочек и льгот для учащихся высших учебных заведений и призыва студентов в армию.

Новая Российская армия должна стать наследницей лучших традиций армии царской России и Советской армии. Должен быть обеспечен высокий престиж воинской службы, гарантирован широкий набор правовых и социальных гарантий.

Армия должна быть символом могущества государства и зрелости национального духа. Нарушение гражданских прав военнослужащих в армии необходимо полностью искоренить. Для этого необходима радикальная военная реформа, введение демократических принципов комплектования армии.

Раздел V. Экономическая и социальная политика

С началом так называемых "реформ" (с 1992г.) государство взяло курс на самоустранение от экономического регулирования, сосредоточившись на двух направлениях - массовой приватизации и превратно понимаемой "финансовой стабилизации". Мы отвергаем ложную дилемму: "либо рыночная экономика, либо государственное регулирование".

На наш взгляд, для эффективного функционирования социально ориентированной рыночной экономики необходимо предпринять ряд решительных мер в отношении государственного регулирования экономики. Пришла пора положить конец государственной политике саморазрушения производственного и трудового потенциала страны.

Меры по оздоровлению социально-экономической жизни должны проводиться столь же твердо, последовательно и целеустремленно, как в 30-ые годы нашего столетия "новый курс" американского Президента.

Ф.Рузвельта, последний с помощью политики государственного регулирования и социальной защищенности сумел увести страну от пропасти, у которой она оказалась. Государственное регулирование экономики должно охватить сферы финансовой и бюджетной политики, структурной политики, институционной политики, а также область социально-трудовых отношений.

Главным результатом этих назревших преобразований, по нашему мнению, должен стать процесс ускоренного формирования нового среднего класса, способного быть гарантом укрепления государственности и демократизации страны.

1. Финансово-бюджетная политика

Государство не имеет права уйти от обязанностей перед миллионами вкладчиков и держателей акций, поскольку именно оно "выпустило джин из бутылки", законодательно не ограничив деятельность криминально-коммерческих структур.

Контроль над рынком капиталов и ценных бумаг - назревшая потребность. Необходима специальная деятельность государства по поддержанию нормальной платежеспособности коммерческих банков. Не исключается национализация тех из них, которые обманули доверие вкладчиков, грубо нарушают существующее законодательство.

Предусматривается государственное страхование банковских депозитов, государственный контроль над валютными счетами, полная информация о финансовом состоянии банков.

Необходимо постепенное сокращение реального объема кредитов на рефинансирование коммерческих банков. Центробанк может кредитовать коммерческие банки в экстренных случаях под более высокие проценты, чем на свободном рынке.

Следует принять меры для возвращения капиталов вывезенных за рубеж, использовать многие миллиарды долларов для финансирования народного хозяйства. Первоисточники этих капиталов представляли кредиты на рефинансирование коммерческих банков, которые затем ссужались посредническим структурам, переводившим деньги в иностранную валюту и спекулировавшим на валютных операциях.

Запретить использование льготных кредитов (предоставляемых за счет госбюджета на цели финансирования народного хозяйства) на приобретение импортных товаров. В перспективе законодательно установить недопустимость расходования средств госбюджета на цели импорта без крайней необходимости. Деньги налогоплательщиков не должны использоваться в ущерб интересам национальных производителей.

Требует отработки механизм регулирования цен на основные ценообразующие товары. Возможно согласование темпов их изменения между производителями основных ценообразующих товаров. Государство в лице соответствующих ведомств выступало бы в роли посредника.

Направления реформы налоговой системы, . на наш взгляд, должны быть следующими: перенос тяжести налогообложения с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности, на дифференцированное обложение имущества и видов деятельности, связанных с негативными экономическими с социальными последствиями.

Подоходный налог и налог на прибыль должны быть заменены налогом на потребление. Он будет взиматься со всех расходов, за исключением затрат на оплату издержек производства (включая минимум зарплаты на каждого постоянно занятого, затрат на капитальные вложения, пополнение оборотных средств, научно-исследовательские, образовательные и конструкторские работы (НИОКР), на обязательное социальное и медицинское страхование). Мы предусматриваем введение налогов на вывоз капитала, сделки с недвижимостью и ценными бумагами, увеличение акцизов на предметы первой необходимости.

Налог на капитал (собственность), взимаемый с крупных собственников (владельцев недвижимости, банковских счетов, контрольного пакета акций и т.д.) в прогрессивных пропорциях должен будет затормозить опасный процесс резкой социальной поляризации в обществе.

Мы выступаем за поэтапное введение системы рентных платежей за использование природных ресурсов, а также экологических налогов и штрафов.

Платежи за выбросы вредных веществ и забор чистой воды, воздуха, хозяйственное использование земли позволяют осуществить затраты на экологические цели за счет предприятий с их включением в себестоимость. Отпадает необходимость их финансирования из госбюджета. По мере повышения экологичности производства и транспорта можно было бы повышать ставки налогов за загрязнение. Это предотвратило бы превращение территории России в большую свалку для индустриально развитых стран.

По мнению социал-демократов, антиинфляционная политика не должна осуществляться за счет трудящихся и жизненно важных для страны отраслей народного хозяйства - путем длительных задержек в выплате заработной платы, отказа в кредитах сельскому хозяйству и т.п.

Возможен административный контроль над ценами и доходами:

временное замораживание их в отраслях, допустивших их неоправданный рост; временное установление жестко регулируемых пропорций относительных цен.

Однако мы отдаем предпочтение договорным механизмам - согласованию цен между производителями и потребителями при посредничестве государственных ведомств. Вместе с тем следует ввести контроль над ценами предприятий - монополистов, увязать повышение цен на их продукцию с расширением ее сбыта.

2. Структурная политика

Развитие сырьевых отраслей (следствие стихийной структурной перестройки экономики) не обеспечит экономического роста, роста занятости, достаточного для компенсации потери рабочих мест в разрушаемых отечественной обрабатывающей промышленности и ВПК.

Надо остановить процессы лавинообразного разрушения научно-промышленного потенциала страны, . обеспечить условия для сохранения кадров, знаний, технологий, кооперационных связей, навыков производства. Следует законодательно закрепить долю бюджетных расходов, направляемых в сферу НИОКР.

Государство обязано сделать все возможно, чтобы в условиях галлопирующей инфляции и экономического хаоса сохранить и развить технологические цепи по производству технически сложной продукции, имеющей рынки для . ее реализации как на экспорт (продукция авиакосмического комплекса, атомного машиностроения, приборостроения, судостроения и др.), так и внутри страны (автомобиле- и тракторостроение, электротехническая промышленность тяжелое машиностроение и др).

Предлагаем ввести протекционистские меры . как тарифного, так и нетарифного характера для защиты отечественных производителей в отдельных секторах экономики и стимулирования прогрессивных технологических сдвигов.

Ввести государственную монополию на экспорт сырой нефти и газа, драгоценных металлов и камней. Совершенствовать экспортный и валютный контроль через систему регистрации экспортеров стратегически важных сырьевых товаров.

3. Институциональная политика

Политика приватизации госсобственности не была научно обоснована, проводилась не обдумано, с ориентацией на рекордно короткие сроки. Это объективно ведет к деиндустриализации, распаду ранее единых производственно-технологических комплексов на отдельные звенья, большинство из которых не способно к самостоятельному выживанию в условиях нестабильной экономической ситуации. Такова технико-экономическая суть приватизации.

В социально-экономическом . плане приватизация стала скрытой формой практически бесплатной раздачи государственной собственности иностранцам, номенклатуре и криминальным элементам.

В финансово-экономическом плане приватизация означала реализацию государственной собственности по остаточной стоимости, без учета инфляции. Таким образом, образовалась разница между реальной стоимостью и остаточной стоимостью.

Необходимо внести серьезные коррективы в политику приватизации, способные изменить ее концепцию.

Вместо ориентации на разрушение крупной государственной промышленности (что было целью наших горе-приватизаторов) следует обеспечить интеграцию финансового и промышленного капитала в перспективные направления экономического роста. Организационным оформлением такой интеграции могли бы стать финансово-промышленные группы. Они включали бы в себя технологически связанные вертикальной кооперацией предприятия, научно-исследовательские организации, специализированные торговые фирмы, банки и инвестиционные фонды, и обеспечивали бы устойчивое воспроизводство технологических комплексов по производству сложной конечной продукции. Однако поддержка ФПГ должна быть дополнена системой мер по ограничению их монополистического поведения.

Разницу между реальной и остаточной стоимостью бывших госпредприятий целесообразно оформить как стоимость имущества, переданного в доверительное управление или аренду новым собственникам. Речь не идет о том, что все приватизированное следует немедленно отобрать (хотя ренационализация в ряде отраслей не отрицается). Решение должно зависеть от того, насколько хорошо приватизированное предприятие распоряжается бывшим казенным имуществом (критериями могут служить объем инвестиций и скорость обновления техники).

Возможен и другой вариант: на всю сумму бесплатно переданного им имущества государство выпускает дополнительные акции, голосуя которыми фонды имущества смогут участвовать в управлении предприятием от имени государства. Пора начать серьезный диалог инвесторов приватизируемых предприятий с их трудовыми коллективами.

Исходным пунктом такого диалога должно стать признание законных интересов как капитала, так и труда.

По мнению социал-демократов, следует разработать программу не приватизации, а коммерциализации производственно-технологических комплексов и промышленных гигантов, когда государственная собственность приносит казне нормальный рыночный доход - процент на государственный капитал и ренту с государственной земли.

Социал-демократы - противники фетишизации той или иной формы собственности на землю и ее массовое насильственное внедрение. Мы выступаем за рациональные пути преобразования совхозов и колхозов в высокоэффективные и высокотоварные хозяйства, за помощь фермерскому движению, государственную политику наибольшего благоприятствования в отношении отечественного сельхозпроизводителя, ограничение импорта продукции легкой и пищевой промышленности с помощью импортных пошлин. Мы поддерживаем социально и национально ответственный мелкий бизнес, считаем необходимым для государства обеспечить ему гарантированные рынки сбыта, защиту от организованной преступности, освобождение от части налогов.

Развитие рыночной инфраструктуры в стране сдерживается криминализацией предпринимательства и госаппарата, возникновением новых монопольных структур. Необходимо скорейшее формирование современного законодательства о конкуренции, ценообразовании, контрактном праве; важно в кратчайшие сроки развить систему судебного рассмотрения хозяйственных споров.

Усиление роли государственного регулирования требует перестройки системы управления экономикой. Государственной поддержки требует деятельность, которая не может быть обеспечена на основе рыночной конкуренции: научно-техническая, образовательная, деятельность по обеспечению социальных гарантий, регулированию трудовых отношений, регулированию рынка, доступ к невоспроизводимым ресурсам, созданию транспортной и информационной инфраструктуры.

4. Социальная политика и социально-трудовые отношения

Социал-демократия добивается создания системы социального партнерства, предусматривающей цивилизованные рамки разрешения трудовых конфликтов между работодателями и наемными работниками, участие последних в принятии решений и управлении производством.

Выполнение правительством Генерального соглашения с предпринимателями и администрацией предприятий коллективных договоров должно стать законом. В противном случае трудящиеся имеют право на социальную самозащиту, в том числе на использование такой ее формы как забастовка.

СДА считает необходимым представительство наемных работников (как являющихся акционерами предприятия, так и не являющихся таковыми) в руководящих органах акционерных предприятий и государственных предприятий, работающих на коммерческой основе.

Право профсоюзных организаций предприятий назначать своих представителей в административные органы должно быть закреплено законодательно, равно как и обязанность предпринимателя предоставлять профсоюзу и трудовому коллективу информацию о деятельности предприятия. Профсоюзы должны иметь доступ практически ко всем документам предприятия. Нельзя признать нормальным, когда во многих коммерческих организациях предприниматели в обмен на относительно высокий заработок работников фактически поставили под запрет деятельность профсоюзов, отказываются регулировать трудовые отношения с ними посредством заключения коллективного договора, предпочитая этому индивидуальные договоры с работающим, и каждое такое нарушение прав человека должно быть предметом рассмотрения в Министерстве труда России.

Следует законодательно закрепить практику предоставления субсидий предпринимателям, которые создают рабочие места для социальных аутсайдеров, инвалидов, пожилых людей.

Мужчины и женщины должны иметь равные возможности в занятости, профессиональной подготовке и продвижении по службе. Всякая дискриминация женщин в оплате труда наказуема Законом. Пора устранить социальную несправедливость, допущенную в отношении молодежи, пришедшей на предприятия. Ей ничего не остается, как жить на зарплату, да еще зарабатывать старшим товарищам на дивиденды.

Было бы справедливо распределить первоначальные льготы для членов трудовых коллективов на тех, кто приходит на предприятия после завершения приватизации.

Социал-демократия отвергает монетаристский подход, согласно которому прожиточный минимум подразумевает набор благ, позволяющий выжить на "минимальном уровне", то есть попросту перебиваться с хлеба на воду. СДА разделяет точку зрения профсоюзов, согласно которой прожиточный минимум должен подразумевать не только перечень самых необходимых предметов питания, но и возможность для отдыха, восстановления сил, медицинского лечения, минимального культурного досуга, для воспитания детей.

Минимальная зарплата не должна составлять чуть более 15 процентов суммы прожиточного минимума, как в наше время, а равняться прожиточному минимуму, а со временем - его превышать.

В случае прихода к власти, социал-демократы поставят во главу решение жилищной проблемы, превратив жилищное строительство в локомотив для ряда отраслей промышленности.

Социал-демократы будут добиваться восстановления обесцененных вкладов и сбережений граждан, реализацию разработанного Закона, принятого Государственной Думой, предусматривающего выпуск государственных долговых обязательств, которые вкладчики могут использовать на приобретение акций государственных и муниципальных предприятий, земельных участков.

Социал-демократы считают возможным, в случае необходимости, введение фиксированных цен на продукты первой необходимости, квартплату в муниципальном секторе, проезд в транспорте.

Будет положен конец ненормальному положению дел, когда Россия продолжает инвестировать свои финансовые, природные и людские ресурсы за рубеж. Приветствуя развертывание сети частных пенсионных фондов, поддерживая предоставление им льгот, социал-демократы считают необходимым ввести контроль над операциями пенсионных фондов с целью недопущения мошенничества и излишне рискованных операций.

Социал-демократы немедленно примутся за реализацию ряда назревших социальных и экономических программ:

- по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению угольной промышленности;

- по размещению и социальной реабилитации многих тысяч русскоязычных беженцев;

- по созданию новых рабочих мест и системы общественных работ;

- по созданию и поддержке класса мелких и средних собственников, которые станут реальной опорой социально-демократических преобразований.

Программа социально-экономического развития России, выдвинутая социал-демократами, преследует интересы большинства народа. Ее реализация поможет России преодолеть нынешнее униженное положение, занять достойное место в ряду цивилизованных стран, а россиянам - опять обрести веру в завтрашний день, в Правду, Добро и Справедливость.

Раздел VI. Образование, наука, культура и здравоохранение

Такие важные сферы жизни общества как национальная культура, образование, наука и медицина не могут и не должны быть отданы во власть рыночной стихии.

Коммерциализация искусства достигла опасных пределов. Нас не может не тревожить засилие массовой культуры низкого пошиба, свертывание многих культурных программ, тяжелое состояние музеев, библиотек, театров, домов культуры.

В упадке находится отечественная наука, закрываются из-за отсутствия финансирования важнейшие научные разработки. Экономия за счет образования и культуры недопустима. Страна без науки и национальной культуры не имеет будущего. Социал-демократы считают обязательным полноценное государственное финансирование этой сферы.

Важнейшая задача - обеспечить бесплатное и доступное для всех образование, медицинское обслуживание, свободное пользование всеми культурными благами.

СДА считает, что в области здравоохранения, образования, науки и культуры реформы следует ориентировать на безусловное сохранение того уровня доступности бесплатного обучения и медицинской помощи, который существовал в последние десятилетия; на расширение возможностей получения за плату дополнительных высококачественных услуг, повышение эффективности использования средств и обеспечения достойного уровня жизни научных работников, педагогов и медицинского персонала.

Развитие частных школ и платного медицинского обслуживания не должно осуществляться за счет свертывания или подрыва государственной системы образования и здравоохранения.

Стране необходима общенациональная программа восстановления и развития науки и культуры. Нельзя мириться с продолжающейся утечкой "мозгов".

В то же время социал-демократы не являются сторонниками идеи изоляционизма в области культуры и выступают за открытое общество.

Важнейшей частью духовного возрождения России должно стать ответственное отношение к отечественной истории и всемерная забота о памятниках культуры, преодоление негативных последствий многолетней политики государственного атеизма, восстановление разрушенных храмов.

Социал-демократы выступают за неукоснительное обеспечение принципов свободы совести, гарантии прав как верующих, так и атеистов.

Оставаясь последовательными сторонниками светского государства, социал-демократы приветствуют усилия Русской Православной церкви и других конфессий по утверждению в обществе моральных ценностей и всемерно поддерживают развитие институтов церковной благотворительности, программ помощи неимущим (открытие бесплатных столовых, приютов и т.д.).

Моральное состояние общества напрямую зависит от состояния культуры. Рост преступности, безнравственности - прямое следствие кризиса культуры, который переживает наша страна.

Российские социал-демократы выступают за нравственное оздоровление общества, преодоление культа наживы и проявлений национальной нетерпимости.

1998
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован