03 мая 1989
2627

Олег Румянцев: Социальная перестройка - демократический путь

клуб межпрофессионального общения и деятельности
" Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я П Е Р Е С Т Р О Й К А "
секция социально-политической активности

ПРИМЕЧАНИЕ.

Данный документ представляет собою проект платформы или манифеста, т.е. воззвания, содержащего в общей форме программные принципы и принципы деятельности создаваемой ассоциации.

Многие положения не раскрыты, что предполагает дальнейшую работу над текстом. С принятием текста за основу подобная работа не завершается, а только начинается.

Текст платформы подготовлен по решению общего собрания клуба "Демократическая перестройка" (Москва) от 28.02.1989.

Предварительный вариант был обсужден на семинаре "Модели социализма" клуба ДП в ИЭМСС АН СССР 18 мая 1989 года. Вынесен на обсуждение межгородского рабочего совещания демократических клубов социального направления.

Проект подготовил к обсуждению О.Румянцев, при участии О.Аболина,А.Быстрицкого, Л.Волкова, А.Елыманова, В.Кузнецова, П.Кудюкина, С.Маркова,Г.Ракитской, а также М.Бихари /ВНР/.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА - ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ предварительный проект общественно-политической платформы (Манифеста) межпрофессиональной ассоциации демократических клубов социального направления стр.

I. Чего хочет наша ассоциация.................................... 2
1) Что мы имеем сегодня........................................ 2
2) Кто мы............................................................. 2
3) Куда идти. Наши ценности и духовная ориентация. 3
II. Наше кредо: политическая, экономическая и социальная демократия........................................................... 5 А. Политическая реформа....................................... 5
Б. Курс на экономическую демократию и действительную экономическую реформу...................................... 6 В. Какую социальную политику мы хотим?.............. 8
Г. Международные дела.......................................... 9
III. Какими путями и средствами мы полагаем осуществить свои цели............................................................10 1) О средствах......................................................10
2) Какой будет наша Ассоциация. Принципы деятельности.....11
Примечание...........................................................12

М О С К В А, май 1989

I. ЧЕГО ХОЧЕТ НАША АССОЦИАЦИЯ *

1) ЧТО МЫ ИМЕЕМ СЕГОДНЯ.

Наша страна очутилась за гранью экономического, политического и морального кризиса. Кризис начался не в период перестройки, а был неизбежен в условиях сохраняющейся политико-властной системы партийно-государственного деспотизма. В течение десятилетий гражданское общество являлось пленником диктатуры, подавляющей человеческое достоинство, национальный и народный суверенитет. Диктатуры сначала явной (сталинщины), а затем - менее откровенной, умеренной и смягченной (в рамках "революции сверху").

Авторитарная модернизация системы носит вероятностный характер, страдает отсутствием ясной концепции. Она не является существенным шагом вперед, кризис все более углубляется.

"Раннесоциалистическая" модель зашла в тупик. она не выражает интересов трудящихся, подменяя их отчужденным государственным интересом, за которым скрывается узурпировавшая властные функции народа бюрократия. За фасадом социалистического хозяйства - насилие над экономическими законами, стремление развивать экономику в согласии с интересами политической власти. В социальной сфере - полный распад механизмов казенной опеки, их вырождение в механизм маскировки социальных язв.

Сложившаяся в СССР система противоречит принципам свободы, основополагающим ценностям демократического общества.

Два уродливых проявления социализма ХХ века - казарменный "социализм" и национал-социализм - принесли слишком много бед народам Европы. В отличие от них, социал-демократия нигде не повлекла насилия, диктата, войны или однопартийности.

Система, основывающаяся на однопартийном диктате, господстве идеократии, эксплуатации народа государством, беззаконии и произволе - не может пользоваться нашей поддержкой.

Культурные силы гражданского общества не могут взять на себя ответственность за прошлое: ее в полной мере должны нести те, кто привел страну в столь печальное состояние, состояние социальной катастрофы. Отмежевываясь от идеологии и практики казарменного социализма, мы ощущаем нашу ответственность за будущее страны, будущее наших детей, за создание демократического, благополучного и цивилизованного бытия - основ общества демократического социализма.

* 2) КТО МЫ.

В новых общественно-политических условиях, складывающихся в Советском Союзе, следует продумать вопрос о нашей роли в в реализации демократического пути в перестройке всех сторон общественной жизни. Совместными усилиями нам предстоит выработать свое видение всесторонней программы выхода из кризиса.

Выхода по новому пути, а не по подремонтированному старому.

Мы - активисты демократических клубов социального направления, сторонники политической-экономической-социальной демократии - выражаем свое стремление и готовность участвовать в этом процессе в качестве организованной политической силы.

Способной вместе со всеми демократическими силами, ответственными политическими движениями и организациями страны бороться за последовательные и радикальные демократические реформы, бороться против всех форм и проявлений насилия, дискриминации, попыток монополизации истины и права на поиск.

В диалектическом единстве демократического и социалистического движения, в его солидарности и взаимной ответственности - залог нашего исторического успеха. Мы ориентированы на компромисс и социальную конвергенцию всех социальных слоев и групп.

Мы отвергаем право какой бы то ни было партии, организации или движения определять - какой быть перестройке, в каком обществе нам жить; мы отвергаем диктатуру концепций и моделей перестройки, диктат творцов "революции сверху" и окружающих их теневых манипуляторов из органов государственного принуждения и различных "комиссий". КПСС, выступившая с инициативой перестройки, в нынешнем ее виде не в состоянии справиться с взятой на себя ролью.

В то же время, мы поддерживаем социал-реформистские силы в правящей партии, процесс ее демократизации снизу, считая: только союз реформистского крыла КПСС с демократическими движениями, с конструктивной альтернативой гражданского общества способен дать перестройке реальную социальную базу, выведя ее из нынешнего патового состояния.

Социал-демократия прежде всего должна воплощать собою поиск, предложение и реализацию разумной альтернативы, борьбу за неотчуждаемое право гражданского общества на независимый выбор. Сознательная социальная деятельность, основанная на активной гражданской позиции и обостренном чувстве гражданской ответственности - вот наше лицо.

3) КУДА ИДТИ? НАШИ ЦЕННОСТИ И ДУХОВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.

Наши духовные источники: историческое наследие лучших черт российской социал-демократии; ценности демократического движения нашей страны; идеи демократического социализма, теоретический и практический опыт западно-европейской социал-демократии.

Мы признаем, выделяем и стремимся реализовывать в своей политической деятельности следующие политические ценности: свободу и гражданское достоинство; общественное равноправие; демократию; социальную справедливость; гуманизм и общественную солидарность; мир и естественное, достойное человека экологическое окружение; благополучие и возможность культурного общественного развития.

Наша задача - активно, творчески и ответственно содействовать полному и безусловному признанию гражданского достоинства, проявляемого через естественные сообщества свободных личностей, возникающие естественно - на основе солидарности и равноправия. Наш народ способен жить в демократически организованном обществе. Главная проблема: переход от пост-тоталитарного общества к нормальному, цивилизованному, демократическому обществу; создание основ для демократии через освобождение гражданского общества и помощь в его становлении.

Формирование нового современного субъекта социального действия: историческим субъектом демократической перестройки мы считаем культурные силы гражданского общества. Предстоит обеспечить условия для самодвижения общества, саморазвития трудящихся, их самовоспитания в процессе реализации гражданских инициатив, выражающих различные интересы.

Мы говорим НЕТ: насилию и пропаганде насилия; идеям национальной исключительности и вражды к другим народам, а также основанным на этих идеях действиям; претензиям на монопольное обладание истиной в ущерб праву других на самостоятельный поиск. Мы отвергаем догматическое мировоззрение, фетишизацию организационной власти, исключительное обладание "единственно правильной" системой познания и идеологией как основой обладания властными полномочиями. Свои ценности и взгляды мы должны отстаивать в демократических спорах, с уважением прав человека и партнера, апеллируя к силе аргументов. В спорах и действиях происходит постоянный пересмотр условий развития.

Отличительная особенность нашего политического самоопределения: мы признаем демократический социализм в качестве реально возможной исторической альтернативы. Социал-демократы сторонники демократического социализма, пути содержательного развития общества в процессе последовательного движения. Пути самообновления на основе реализации принципа свободы человека в обществе, сознательного использования им совокупности гражданских, пути повышения качества жизни и культурного роста.

Мы осознаем себя частью более чем столетнего международного движения и стремимся к овладению его теоретическим, практическим и политическим наследием.

Социал-демократическая альтернатива предполагает, что социализм есть: свобода от политического и экономического господства человека над человеком; добровольно-трудовой образ жизни всех индивидов и социальных групп; добровольность всех форм жизнедеятельности, всех совместных, согласованных действий субъектов общественных отношений; последовательно-гуманистическая направленность общественного прогресса; народовластие, неотъемлемость у народа всей полноты власти; равноправие в общественной и политической жизни, реальное равенство всех перед законом, неправовое общество не может быть социалистическим; неукоснительная, без малейших исключений социальная защищенность любых действий, поступков, намерений и решений граждан, их социальных групп и организаций, если они непротиворечат закону; органическая взаимоувязка, сопряженность прав и свобод личности, народа, социальной группы или общности с системой их обязанностей перед обществом; демократический централизм в руководстве хозяйством (как антипод командно-карательного типа управления, сложившегося в СССР); планомерная организация общественного воспроизводства; социально-экономическая оценка результатов воспроизводства и справедливое распределение его эффекта.

II. НАШЕ КРЕДО: ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Новые программные принципы должны носить не только общедемократический характер, но и определять круг первоочередных задач практического политического действия.

А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА.

Главным вопросом демократического пути в политической перестройке является вопрос об устранении монополии на власть, создании гарантий недопущения абсолютизма в политике.

Из кризиса нельзя выйти с той же самой властной структурой, с какой мы в этот кризис попали.

1) Перестройка должна носить поэтапно-комплексный характер и быть направленной на коренное преобразование общественной среды; должно быть сокращена гипертрофированная и определяющая роль политсистемы по отношению ко всему обществу (принцип деполитизации и деидеологизации управления, политизации общественной жизни). Диктаторские механизмы и формы управления должны быть заменены демократическими механизмами согласования общественных интересов и действий.

2) Последовательная демократизация политической системы на принципах парламентарной демократии. Создание правовых и политических гарантий для активного, мирного и ненасильственного преобразования монопольного блока власти, институционального разделения властей.

3) Конституционность и создание демократического правового государства предполагают: - гарантии свободного изъявления и учета политической воли любых экономических, социальных, политических и иных общностей людей (в т.ч. меньшинств); - легализация различных мирных форм давления на государственные институты с целью обеспечения общественного участия и контроля за отправлением властных функций и принятием решений; - обеспечение свободы создания и деятельности на основах равноправия общественных (в т.ч. политических) объединений граждан, не призывающих к насилию и не практикующих его. Постепенный переход к многопартийной политической системе, расширение границ политического плюрализма, принятие закона о политических партиях; - пересмотр закона о выборах, осуществление принципа равных, тайных и прямых выборов, свобода выдвижения кандидатов с регистрацией всех выдвинутых лиц, отмена корпоративного представительства; - отмену антиконституционных законов, указов и инструкций, ограничивающих политические свободы (слова-союзов-собраний-манифестаций).

4) Главный стержень - гарантированное отправление гражданами всей полноты их прав и свобод. Задача цивилизованной власти состоит не в подавлении или ограничении этих свобод, а в обеспечении своими средствами их реализации. Правовая демократия недостижима без приведения внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами. Права гражданина это границы всевластия государства; юридическое закрепление и защита прав и свобод - предпосылка народовластия, суть демократического правового государства, установления контроля общества над государством.

Б. КУРС НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕМОКРАТИЮ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ.

Экономика должна быть для человека. Эффективное производство в современном обществе возможно только как регулируемое обществом товарно-денежное (рыночное) хозяйство. Рыночная экономика - одно из условий автономного развития гражданского общества, преодоления государственного засилия, командно-репрессивного управления , бюрократических и идеологических манипуляций.

Признавая роль товарно-денежных отношений, демократический социализм против превращения рынка и денег в главный организующий принцип общества, что может привести к концентрированному господству экономики над обществом. Наши экономические принципы: принцип распределения по результатам общественных усилий работника (трудового коллектива); принцип соревновательности; принцип социальной справедливости и материального обеспечения.

Свободное развитие производительных сил, регулируемое ростом коллективного богатства и индивидуального благосостояния, требует экономической демократии. Два основных элемента первоочередных реформ: реформа отношений собственности и создание условий для партнерских отношений "работодатель-работник" в экономике.

Предпосылки их реализации в течение длительного переходного периода: 1/ Гарантии разнообразия и равноправия различных форм собственности и хозяйствования, свободы производственной инициативы и предприимчивости (прежде всего на селе; развитие системы семейных/кооперативных/арендных/фермерских хозяйств и их естественных сочетаний - как инструмента подлинного раскрепощения крестьянства и решения продовольственной проблемы); становление современных форм коллективной собственности на принципах экономической эффективности, целесообразности, недопущения экономического подчинения.

Мы отвергаем как поголовную реприватизацию, так и сверхогосударствленное хозяйство; общество должно состоять из собственников. Гибкая законодательная власть, система институтов социально-экономической демократии, сильные и независимые профсоюзы призваны обеспечивать, чтобы собственность "работала" на общество.

2/ Создание свободного социально-экономического рынка всех (финансовых, информационных, трудовых) ресурсов и средств производительного труда; изменение функций хозяйственных ведомств с ликвидацией большей части отраслевых министерств одной из опор командно-административной системы, могильщиков народного хозяйства.

Мы стремимся минимизировать общественные издержки хозяйственной перестройки; рынок трудовых ресурсов - особый, его субъекты - люди, посему безработица как фактор реформенного риска должна стать делом всего общества, правительства, органов самоуправления. Мы стремимся к активной политике в области трудовых ресурсов, включающей развитие системы обучения/переобучения. Массовая безработица в условиях хронического дефицита неоправдана, слишком много потребностей не удовлетворено.

3/ Отказ от бюрократически-хаотического ценообразования при обеспечении финансово-налогового контроля за ценами на основные потребительские товары; меры по ликвидации монополии производителя, по сдерживанию инфляционных процессов, по сворачиванию убыточных производств и переливу средств в рентабельные сектора экономики; резкое сокращение расходов на управленческий, военный и репрессивный аппарат и иных паразитических расходов госбюджета. В области оплаты труда мы за политику солидарности: как результат переговоров и согласований между независимыми профсоюзами - работодателями - государством. Это обеспечит равную оплату за равный труд, стимулирует обновление структуры производства, его разумную селекцию.

4) Придание реальных властных, управленческих и контрольных функций Советам трудовых коллективов и другим органам демократического самоуправления; широкое развитие самоуправления сособственников средств производства, свобода любых форм и методов представительства и защиты интересов работников. Мы выступаем за выдвижение независимых рабочих в Советы различного уровня непосредственно от трудовых коллективов.

Власть трудовых коллективов - это власть людей труда над собою, над своею работой, над своими общественными и производственными отношениями; это и есть общественная собственность на средства производства. Те же формы собственности, которые нарушают достоинство, свободы и права человека - антиобщественны.

5) Одним из гарантов экономической демократии выступают демократические профсоюзы, организационно и политически независимые от партий, государственных органов и органов производственного самоуправления. Мы добиваемся проведения реформы профсоюзов, превращение их в реальных защитников интересов трудящихся, осуществления профсоюзного плюрализма. Новые профсоюзы действуют под контролем снизу, на принципах солидарности и добровольности.

6) Сегодня пока отсутствует механизм преодоления множащихся конфликтов, растет беззащитность работников. По-прежнему сильны группы (лобби, монополии), заинтересованные в сохранении властных отношений в экономике. Рыночная экономика не заработает при сохранении существующей командно-административной системы управления хозяйством.

Нужна работающая система экономического согласования: сильное правительство, сильный парламент, сильные профсоюзы.

Нужен закон об экономических отношениях. Нужна система регулярных трехсторонних форумов - для согласования интересов и позиций работников-работодателей-государственных органов.

В. КАКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ МЫ ХОТИМ? В социал-демократической альтернативе воплощена тесная увязка "рыночной" экономики и "нерыночной" социальной политики. Человек - не товар; удовлетворение личных и общественных потребностей - не просто вопрос рыночных распределительных механизмов. Стабильность в экономике и обществе может быть обеспечена, если неизбежная рыночная селекция (и последующее расслоение) компенсируются внеэкономическим перераспределением, основанным на социальной солидарности и благотворительности.

Приоритет социальной проблематики означает для нас направленность на создание государства цивилизованного благополучия, на реализацию текущих (а не "коренных") интересов и потребностей граждан. Необходима увязанная система: социальная безопасность/социальное регулирование/социальное равновесие/социальное равноправие.

Активная социальная политика призвана остановить нарастающее ухудшение качества жизни и обеспечить основы для постепенного роста этого качества. Основополагающим правом человека должно стать право на получение социальной помощи и прожиточного минимума в любой ситуации и в любом возрасте.

Гарантии защищенности социальных прав трудящихся включают: - возможность обжалования любых действий и решений должностных лиц и учреждений в суде с правом возбуждения дел непосредственно гражданами; - совершенствование трудового законодательства, чтобы воспрепятствовать перекладыванию издержек экономических преобразований на трудящихся; распространение трудового законодательства на всех работающих по найму как в государственном, так и в кооперативном секторе; - гарантии права на забастовку; - введение индексирования фиксированных доходов /пенсии, стипендии, пособия/ и автоматическое их повышение в соответствии с ростом цен; - отмену необоснованных, не связанных с эффективностью труда привилегий.

- систему социальных пособий и услуг для помощи маргинальным и социально неблагополучным группам и категориям лиц.

- отделение от рыночной сферы системы бесплатного общего медицинского обслуживания, образования, культуры - наряду с возможностью получения дополнительных платных услуг.

Следует прекратить практику расточительного и бесконтрольного использования бюджетных средств, денег налогоплательщиков. Одной из задач социал-демократии является борьба за введение современной системы налогообложения, справедливой, контролируемой и стимулирующей поддержку демократически проявляющихся (а не планомерно "выявляемых") в обществе потребностей .

Уважение неотчуждаемого суверенитета любых естественно возникающих единиц самоуправления, любых сообществ - гражданских, территориальных, социальных, национальных, религиозных, производственных и иных - основных ячеек демократического самоуправляющегося социализма.

Особенное внимание здесь - решению национального вопроса. Один из шагов - последовательное осуществление принципов федерализма во взаимоотношениях союзных республик между собой и с союзными властями; заключение нового Союзного Договора между республиками. Сохраняется актуальность поддержки национально-освободительных движений как в стране, так и за рубежом.

Наконец - формирование норм культурной цивилизованной жизни. Расширение культурных сил общества, интеллектуально развитых, с развитым логико-этическим и правовым сознанием, способных к сознательному созидательному социальному творчеству. Демократию следует "взращивать" не только через новые институты и правовые акты, но через культуру и душу человека.

Через эмансипацию общественного сознания, снятие внутренней репрессивности. Надо учиться действовать и жить в условиях смены типа господствующей культуры.

Мы утверждаем последовательный интернационализм; стремимся осознать место и роль своего народа как равноправного и свободного члена семьи народов, будучи озабоченной благополучием и развитием этой семьи в той же степени, что и благополучием собственного народа. Через национальные культуры мы стремимся выйти к культуре мировой.

Г. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЛА.

Сохранение мира - основа реализации наших демократических целей. Посему вопросы мира не могут быть монополией государств, правительств, армий. Особое значение приобретает гражданская дипломатия на всех уровнях. Мы боремся против идеологии и практики милитаризма и агрессии, против идеологии псевдореволюционных фанатиков. Будущее нашей страны мы видим в упразднении военных блоков и мирной конвергенции систем. Ценности социал-демократии не могут быть реализованы "в отдельно взятой стране"; вот почему мы должны стать органичной и открытой частью сообщества народов Европы. Наша цель: возрождение сознания причастности к прогрессивной европейской культуре, при сохранении самобытности национальной культуры и самосознания.

Глобальная тенденция современности -тенденция к интернационализации. Те страны, которые пытаются ограничить контакты своих граждан с внешним миром, держа их под постоянным неусыпным контролем, наносят ущерб прежде всего самим себе. Необходимо убрать все еще остающиеся рогатки, препятствующие обмену информацией и личным контактам граждан различных государств.

Миролюбивая внешняя политика должна опираться на естественные чувства человеческой солидарности, возникающие в процессе повседневной экономической, политической и культурной совместной людей, общественных групп, предприятий разных стран. Дипломатия граждан - основа новой внешней политики, отвергающей отношения с позиции силы.

Таковы направления нашего движения, его credo.

III. КАКИМИ ПУТЯМИ И СРЕДСТВАМИ МЫ ПОЛАГАЕМ ОСУЩЕСТВИТЬ ЭТИ ЦЕЛИ?

1) О СРЕДСТВАХ.

Мы провозглашаем принцип постоянной реформы. Принцип демократической перестройки- вместо насильственной борьбы за власть, за монополизацию власти, вместо бюрократической безответственности, толкающей страну к экономической катастрофе, вместо псевдодемократических и псевдореволюционных призывов и речей.

В соответствии с этим, наша Ассоциация в качестве организованной политической силы через деятельность своих коллективных и индивидуальных членов намерена: - оказывать поддержку индивидуальных и коллективных демократических гражданских инициатив: культурных, социальных, экологических, экономических; - содействовать становлению независимых структур гражданского общества, его освобождению от государственного насилия; - организовывать акции прямой демократии: публичные дискуссии, форумы, митинги, петиционные (подписные) кампании, опросы и референдумы; - участвовать в общественном контроле за деятельностью органов власти, оказывая конструктивную поддержку их позитивной деятельности; - проводить независимую экспертизу через систему кооперативных и хозрасчетных консультационно-внедренческих организаций; - вырабатывать конструктивные альтернативы в виде законопроектов, предложений и программ развития, организуя условия для их реализации; - представлять и защищать интересы своих членов и единомышленников, в случае необходимости - вести переговоры с государственными и общественными организациями, а также судебные дела; - активно участвовать в избирательных кампаниях по выборам народных депутатов различных уровней, выдвигая и поддерживая как собственных кандидатов, так и кандидатов с близкими платформами; - вести издательскую деятельность - в форме независимых теоретических, аналитических и оперативных публикаций, содействующих достижению программных целей Ассоциации; - создать и координировать деятельность независимого Фонда поддержки политических и идеологических инициатив.

Мы стремимся к широкому сотрудничеству и взаимодействию с иными демократическими движениями и организациями. Считаем полезным проведение регулярных городских, региональных и межрегиональных Форумов независимых гражданских инициатив - в форме народного парламента или круглого стола, для действенного согласования позиций, обмена опытом, взаимопомощи. Для согласованного выступления в политических кампаниях и на выборах могут создаваться временные демократические блоки (союзы и т.п.)

2) КАКОЙ БУДЕТ НАША АССОЦИАЦИЯ? ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для нас, сторонников политической-экономической-социальной демократии, ассоциация - не фетиш, не инструмент узурпации власти, не стоящая вне критики ее членов "святыня" (беречь единство которой положено как зеницу ока...). Наша ассоциация - всего лишь организационное средство реализации наших демократических устремлений и ценностей. Организационная форма выражения нашей политической воли и нашего участия в формировании и реализации политики демократической перестройки.

Ассоциация демократических клубов социального направления находясь в начале своего становления, действует строго в рамках Конституции СССР; пользуется всей полнотой конституционных прав и обязанностей.

Ассоциация демократических клубов социального направления: - строится на принципах конфедерации, признает политическую автономию своих коллективных и индивидуальных членов; - демократическая и дискутирующая ассоциация, с свободой критики любых действий любого члена или функционера; - строится на принципе свободы групп, платформ, фракций в рамках самой ассоциации; - осознает себя как левая, солидарная со всеми прогрессивными общественными силами, ассоциация; - стоит на позициях социал-реформизма, опираясь прежде всего на культурные силы гражданского общества из всех социальных групп и слоев, ощущающих личное содействие демократическим реформам своим гражданским долгом; - программная организация, не имеющая официальной идеологии и мировоззрения, подчиняющих себе процесс постоянного обновления и программного поиска; - электоральная организация, принципиально не массовая, но зато нацеленная на завоевание поддержки избирателей в ходе различных выборов - выдвигая свою платформу и своих кандидатов; - работает гласно и открыто, все заседания и документы открыты для членов и гостей ассоциации, а также для прессы; - стремится оказывать влияние в различных регионах страны через своих коллективных и индивидуальных членов, живущих и работающих в этих регионах; - программные вопросы, политические споры и этические проблемы разбирает на своих регулярно собираемых форумах - с участием всех заинтересованных сторон.

Май 1989

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован