11 апреля 2007
2311

Олег Румянцев: Вклад независимых производителей в развитие газовой отрасли страны (на примере газового бизнеса ТНК-ВР в Восточной Сибири). Выступление на 2-ом Сибирском Экономическом Конгрессе

Выступление на 2-ом Сибирском Экономическом Конгрессе

Вклад независимых производителей в развитие газовой отрасли страны

(на примере газового бизнеса ТНК-ВР в Восточной Сибири)

СЛАЙД No2: Независимые производители помогут в развитии и поддержании газового баланса страны


В стране экономический рост. Экономика развивается устойчивыми темпами, прирост ВВП в 2004-2006 годах в среднем держался на уровне 6,8%. Но всегда ли готова наша энергетика к такому росту? Не хватает мощностей для генерации. Более того, в стране не хватает уже и самого газа! Показательна ситуация со вторым блоком Северо-Западной ТЭЦ - построили станцию полгода назад, а Газпром не может дать для нее газа.


В Бюджетном послании о политике в 2008-2010 годах, Президент Российской Федерации уделил особое внимание созданию "максимально комфортных условий" для расширения экономической деятельности. Что же можно дополнительно сделать в нашей отрасли?


Темпы добычи газа серьезно отстают от запросов рынка. Падение производства электроэнергии (добычи газа) накладывается на рост спроса на внутреннем рынке (в среднем рост около 1,6% в год). Из этого перекрестка нельзя выбраться без независимых производителей. Через активное вовлечение своих ресурсов в газовый баланс страны, независимые производители могли бы вывести энергогенерацию из тупика.


В 2007 году потребности энергетиков в газе составят 163 млрд. кубометров газа. "Газпром" и независимые производители намерены добыть 670 млрд. кубометров. "Газпром" продаст РАО "ЕЭС России" 103 млрд. кубометров газа по фиксированным ценам, сколько было в 2006 году и будет до 2010 года. 60 млрд. кубометров газа РАО "ЕЭС России" придется докупать самостоятельно. Где? Логично покупать эти объемы у независимых производителей газа.


СЛАЙД No3: Независимые в энергетике России


Независимые добывают свыше 16% российского газа, и эта доля будет расти. Правительство РФ декларирует все большую роль независимых производителей в обеспечении газом растущего внутреннего рынка. В 2015 независимые могут производить свыше 240 миллиардов кубических метров газа - только на базе существующих запасов. Это равняется ежегодным дополнительным объемам добычи в размере 140 млрд м3 в течение ближайших лет.


Независимые компании понимают актуальность развития газовой составляющей своего бизнеса, обладают не только газовыми запасами, но и хорошими профессиональными знаниями и технологиями для разработки все более сложных геологических структур, опытом управления сложными проектами и - что немаловажно! - готовностью разделить финансовые риски


СЛАЙД No4. Стратегия независимых производителей газа построена на сочетании освоения крупных месторождений, реализации малых проектов, а также проектах утилизации попутного газа. Чтобы избежать риска стагнации добычи необходимо максимальное вовлечение этих ресурсов. На этом основан (СЛАЙД No5) газовый бизнес ТНК-ВР


К крупным проектам, например, относится полномасштабное освоение Ковыктинского ГКМ в Приангарье, которое обладает огромным потенциалом для ускоренного экономического роста. Регион давно мог бы стать одним из основных полигонов для отработки механизма государственно-частного партнерства при реализации таких вот реальных реализуемых проектов, главных точек практического роста. Равного по масштабам, макроэкономическому эффекту, влиянию на регион проекта пока нет.


Мы рассчитывали и рассчитываем, что импульс к реализации уникальных проектов, таких как полномасштабное освоение Ковыкты, даст принятие Правительством РФ Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР.


СЛАЙД No6 Доработка Программы завершена. Хорошо что в ней сохранена многовариантность. Как член Межведомственной рабочей группы по ее доработке считаю, что не сложилось единого мнения по рациональности выбора направлений поставок газа, этапов разработки и полномасштабного ввода крупнейших Ковыктинского ГКМ и Чаяндинского НГКМ с учетом необходимости комплексного освоения каждого из них.


Доработанный проект Программы с имеющимися разногласиями мог бы быть внесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации для принятия давно назревшего взвешенного решения.


СЛАЙД No7. Мы продолжаем реализацию проекта меньшего формата - Регионального проекта Ковыкты, имеющего целый ряд стратегических преимуществ. Рассмотрим подробнее эффект от участия независимых производителей газа в газификации на примере Иркутской области.


Природный газ - новый энергоресурс для Приангарья. Здесь один из промышленных центров сосредоточен на севере области, он имеет сбалансированную структуру потребления энергоресурсов, и природный газ сможет занять там только небольшую нишу, вытеснив дорогостоящий мазут и сжиженные природные газы.


Перспективным центром потребления энергии станет северо-восточный район области. Проекты строительства ВСТО, освоения нефтегазовых месторождений, электрификации БАМа, освоения горнорудных месторождений потребует строительства новых генерирующих мощностей. Пока же газ может быть использован в небольших объемах до 100 млн. куб. м. в год. только на нужды отопления.


Еще один промцентр находится на юге области. Помимо 8 ТЭЦ, там находится ряд химических предприятий, которые могут потреблять природный газ не только как энергоноситель, но и в качестве сырья для химических процессов (этан, пропан и бутан). Оживление экономики в последние годы привело к развитию и других отраслей, расположенных на юге региона, в том числе машиностроения и строительной промышленности, увеличению спроса на энергоресурсы. На территории вдоль Транссиба от г. Саянска до г. Иркутска проживает 60% населения области. Суммарно все эти сегменты могут обеспечить потребление 2,5-4 млрд. куб. м газа в год - кстати именно этот уровень потребления закреплен и в Программе (а не пресловутые 9 млрд м3 записанных в лицензии на Ковыкту, предполагавшихся в начале 1990-х годов ).


Слайд No8. Значительная часть месторождений расположена на севере области в районе перспективного развития промышленности. Практически для поставки газа в Южный промышленный узел может использоваться только Ковыктинская и Южно-Ковыктинская площади.


Слайд No9. В последние годы "Газпром" сделал все возможное для получения полного контроля над экспортными потоками газа.


Но удовлетворение внешнего и внутреннего спроса - сообщающиеся сосуды. Независимые производители способны укрепить и поддержать репутацию России как надежного поставщика энергоресурсов - путем предоставления гарантированных и растущих объемов газа российским потребителям. Рост поставок "Газпрома" на экспорт может компенсироваться увеличением добычи газа, а также снижением объемов сжигания попутного газа независимыми производителями для удовлетворения внутренних потребностей.


Необходимость расширения сотрудничества с независимыми производителями газа вытекает из позиции Правительства РФ, отводящего НПГ основную роль в приросте объема поставок на внутренний рынок.


Это вполне осуществимая задача при правильной организации взаимоотношений с газотранспортной компанией. Только по официальным данным около 20-30 млрд.куб.м. газа в год сжигается на факелах из-за отсутствия доступа к трубе (по данным спутников до 60 млрд.куб.м. в год). Есть возможности для увеличения добычи в кратчайшие сроки - уровень готовности месторождений к эксплуатации, в том числе и в Иркутской области, довольно высок.


Полноценное сотрудничество принесет массу плюсов и "Газпрому", в т.ч. возможность привлечь независимых производителей к развитию газотранспортной сети. Сильная переговорная позиция с независимыми, которые заинтересованы в монетизации запасов, позволит получить выгодные условия с сохранением рентабельности продаж без дополнительных капвложений.


Слайд No10 Несомненно, ОАО "Газпром" способно осуществить газификацию Иркутской области с использованием собственного газа. Но такой вариант развития событий несет в себе ряд негативных последствий: увеличение сроков газификации Иркутской области на несколько лет; отвлечение ресурсов от создания региональной газотранспортной системы. В то же время, НПГ ориентированны на минимизацию издержек и максимизацию эффективности освоения каждого месторождения.


Т.о., полномасштабная газификация Иркутской области без сотрудничества с НПГ сегодня представляется весьма сложной задачей ввиду относительно низкой экономической эффективности в силу высокой инфраструктурной нагрузки и высокой капиталоемкости


СЛАЙД No11. О промежуточных результатах реализации проекта газификации Иркутской области ТНК-ВР. ТНК-ВР реализует проект согласно графику, идет строительство газопровода Ковыкта - Саянск - Иркутск (южный промузел) протяженностью 642 км. диаметром 700-600 мм для поставок природного газа на рынок Иркутской области на первом этапе - 2,5 млрд. куб. м. в год, на втором до 4 млрд. В г.Саянске будут утилизироваться все ценные компоненты природного газа этан, пропан, бутан, а также гелий. Гелий будет извлекаться в рамках региональной газификации. Ожидаемые объемы: 7-11 млн. л (исходя из 2,5 - 4,0 млрд. куб. м газа). Данные продукты будут направлены потребителям и для дальнейшей переработки. Общие капитальные вложения в рамках проекта составляют более 2 млрд. долл.


Слайд No12. До начала стадии активного строительства газопровода потребовалась кропотливая работа в течение 3х лет. Сегодня ведется строительство первого участка газопровода Ковыкта - Жигалово протяженностью 112 км. Операторы проекта уделяют особое внимание подготовке потребителей к приему газа. Компании ВСГК и РУСИА Петролеум уже сегодня нарабатывают уникальный опыт по газификации Иркутской области.


Стратегические преимущества Регионального проекта представлены в выводах Института макроэкономических исследований МЭРТ РФ и Инвестиционного консультанта HSBC bank (СЛАЙД No13).


Проект имеет большое социально-экономическое влияние на развитие всего Восточно-Сибирского региона и может претендовать на господдержку. По заключению Минпромэнерго РФ и Минрегиона РФ проект полностью соответствует требуемым ключевым критериям отбора инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда.


СЛАЙД No14 Экономический эффект реализации Регионального проекта Ковыкты. Проект позволит увеличить валовой региональный продукт практически в два раза по сравнению с 2002 годом и обеспечит налоговые поступления в бюджеты различных уровней более 18 млрд. руб.


На этом примере можно уверенно утверждать, что НПГ готовы к рациональному освоению месторождений природного газа в целях социально-экономического развития опорных для бизнеса регионов.


Слайд No15. Принципиальный ресурс: утилизация попутного газа, что было названо во вступительном докладе Полпреда Президента России в СФО А.В.Квашнина в качестве приоритетной задачи.


Только для российских нефтяных компаний это не менее 40 млрд. кубометров в год. Программа утилизации попутного газа по всем нефтяным месторождениям ТНК-ВР становится ключевой для развития газового бизнеса компании. В течение ближайших лет ТНК-ВР существенно улучшит показатели на эксплуатируемых месторождениях в Сибирском Федеральном Округе, как в целом по стране.


Реализация программы позволит нам рационально использовать ценное углеводородное сырье, обеспечить стабильные поставки продуктов газопереработки на региональный рынок, улучшить экологическую ситуацию в регионе, создать дополнительные рабочие места, а также полностью выполнить наши обязательства по лицензионным соглашениям.


Слайд 16. Три примера.


Первый. Компания реализует проект на Верх-Тарском месторождении Новосибирской области. Он предполагает развитие газосборной сети, а также сооружение установки по переработке попутного газа. После переработки газ будет использоваться для выработки электроэнергии на нужды месторождения. Жидкие продукты газопереработки - пропан-бутан и бензин газовый стабильный - будут реализовываться на региональном рынке. Данное газоперерабатывающее предприятие будет единственным их производителем в Новосибирской области. Общие инвестиции в проект не менее 70 млн. долларов.


Слайд 17 Второй пример. При разработке Верхнечонского месторождения Иркутской области ТНК-ВР планирует полностью использовать добываемый попутный газ. В настоящий момент реализуется программа исследований на 2006-09 гг. Планирование разработки осуществляется с учетом попутного газа и к началу полной промышленной разработки месторождения будет обеспечена полная утилизация. По предварительным оценкам капзатраты составят 100-200 млн. долларов.


Слайд 18 Третий пример - севернее в Западной Сибири. Это крупнейшая программа утилизации попутного газа в Нижневартовском регионе, где компания располагает значительными запасами попутного газа (более 150 млрд. куб. м) и газа газовых шапок (более 50+ млрд. куб. м). Их освоение сдерживается отсутствием спроса на сухой газ на местном рынке и возможностей его транспортировки.


В целях увеличения производительности объектов его сбора и переработки "ТНК-ВР" сотрудничает с компанией СИБУР в рамках созданного в этом году совместного предприятия "Юграпереработка". Процесс создания СП завершен 28 марта, а с 1 апреля началось выполнение договоров. В течение следующих 5 лет потенциальное увеличение объема поставок сухого газа составит 3-4 млрд. куб. м в год (+50 %).


Основой проекта является (слайд 19) строительство 3-его блока Нижневартовской ГРЭС. Предпосылки:


§ Прогнозируемый дефицит электрической мощности в регионе ХМАО: прошлой зимой, впервые с 1991 г., в регионе вводились ограничения потребления электроэнергии. Дефицит реален. Дальнейший рост потребления электроэнергии планируется на уровне 4-6% в год, а значит необходимо строительство новых электростанций.


§ ТНК-ВР поставляет более 75% добываемого газа на 2 газоперерабатывающих завода, и потребляет около 80% всей произведенной в Нижневартовском регионе электроэнергии.


§ ТНК-ВР - единственная кто может обеспечить долгосрочную поставку газа на 3-й блок ГРЭС и долгосрочную покупку электроэнергии с него.


С учетом текущей оценки эффективности проекта, основным вариантом является достройка 3-го блока Нижневартовской ГРЭС совместно с РАО ЕЭС России. Участие в Проекте в качестве и инвестора, поставщика газа и покупателя электроэнергии по долгосрочным контрактам принесет Проекту дополнительную ценность.


Слайд 20. Совокупные инвестиции в электростанцию, электрическую и газовую инфраструктуру - 800 млн. долларов. Мощность нового блока - 830 МВт. Будет использована самая современная и эффективная технология, КПД блока (57%) будет самым высоким в России - планируется установка турбин класса F (впервые в России). Один лишь этот проект позволит дополнительно утилизировать до 1,5 млрд. м3 в год попутного газа в течение минимум 15-20 лет и принесет 9,3 млрд. руб. дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за 15 лет.


СЛАЙД No21. В заключение, еще раз о формировании устойчивых, прозрачных и понятных "правил игры", ключевом условии реализации потенциала независимых производителей газа в России. Мы постоянно поднимаем эту тему и это имеет результат. Модернизация существующего правового регулирования все более активно обсуждается в российском газовом сообществе, особенно после важных решений Правительства РФ в сфере ценообразования на газ и создания сектора долгосрочных договоров на поставку газа (ноябрь 2006).


Совершенствование нормативной среды должно осуществляться через комплексное решение трех задач: доступ, тарифы и гарантии финансирования развития газотранспортной системы.


Доступ производителей к трубопроводам должен стать более прозрачным и предсказуемым. Появится возможность перспективного бизнес-планирования в апстриме и заключения долгосрочных контрактов на поставку газа, постоянный и прогнозируемый оборот наличных средств.


Чтобы наращивать добычу нужно знать, сколько будет стоить прокачать добытый газ по трубопроводной системе. Понимать затраты, на основе которых рассчитывается транспортный тариф и динамика его изменения на перспективу. Скоро год как введена первая публично открытая методика расчета тарифов на магистральный газотранспорт для независимых производителей. Первые итоги ее применения показали необходимость и конкретные пути совершенствования, более четкого отражения в тарифе затрат газотранспортной организации.


Наращивание объемов добычи газа невозможно без синхронно проводимого расширения мощностей действующей ГТС. Как и в развитии любой инфраструктуры, имеющей общеэкономическое значение, здесь должны быть применимы механизмы частно-государственного партнерства. Надо использовать инвестиции, которые способны привлечь независимые производители для диверсификации источников финансирования модернизации сети. Все это возможно только при наличии утвержденных государством официальных правил инвестиционного доступа, гарантирующих инвесторам окупаемость их вложений и право пользования произведенными улучшениями инфраструктуры.


Совершенствование нормативных актов во взаимодействии между Правительством РФ, "Газпромом" и независмыми производителями позволит устранить многие барьеры. В новых документах в области газового бизнеса в 2007 году предстоит заложить механизмы диалога и партнерства между всеми сторонами, заинтересованными в развитии нашей отрасли.


Новосибирск, 11 апреля 2007 г.

http://www.rumiantsev.ru/printable/11/132/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован