08 августа 2007
2273

Олег Савченко: Российское машиностроение

КОР: Как утверждают эксперты, многие отрасли российского машиностроительного комплекса отстают сейчас от мировых стандартов на 20-30 лет. Зачастую наша продукция имеет низкое качество и высокую энергозатратность. По данным Союза машиностроителей, хуже всего дела обстоят в станкостроении, дорожной и коммунальной отраслях. Многие фонды изношены почти на 70 процентов, а производство загружено меньше, чем на половину. Основные причины, по мнению специалистов, недостаточный спрос на продукцию и отсутствие финансов для дальнейшего развития предприятий. Между тем, считают экономисты, наиболее перспективными можно назвать транспортное и энергетическое машиностроение. Впрочем, и здесь есть свои проблемы, которые нужно решать на законодательном уровне.
П. ЗИМИН: Здравствуйте, с вами программа "Фокус".
В: ...программа "Фокусы" и в студии Павел Зимин. Сегодня речь пойдет о российском машиностроение как вы, наверное, догадались. Чиновники заявляют о том, что отечественное машиностроение должно стать конкурентоспособным, эффективным, динамично развивающимся, высокотехнологичным и восприимчивым к инновациям. Должно стать, однако пока ситуация в различных сегментах этой отрасли и в подотраслях этой мегаотрасли оставляет желать лучшего. На эту тему мы как раз сегодня поговорим с нашими гостями. И так, у нас сегодня в студии Олег Савченко , член комитета Госдумы по промышленности и строительству и Максим Лавров заместитель генерального директора концерна "Тракторные заводы". Здравствуйте. Ну, машиностроение, когда говорят, машиностроение, промышленная политика, такой штамп выработался и в журналистике и в общественном сознании, что это черная дыра, что это как раз нечто не эффективное, не конкурентоспособное, нечто отсталое, не восприимчивое к инновациям. Ровно то, что как раз противоположность тому, о чем говорят чиновники. Каким оно должно стать. Так ли это?
Так ли это на самом деле. И как чувствует себя в целом машиностроение. Ну, давайте посмотрим на него сначала широко. Потому что машиностроение - слишком большой кусок экономики, чтобы говорить огульно. Но давайте скажем там. Место машиностроения в отечественной экономики, вклад в бюджет, долю ВВП, ну машиностроение как показатель развития страны, как показатель места где-то там впереди. Т.е. является ли сейчас машиностроение вот как раз таким вот показателем. Или уже какие-то другие отрасли сейчас как раз отвечают за передовые позиции страны, вот такой вопрос.
ОЛЕГ САВЧЕНКО (член комитета Госдумы РФ по промышленности и строительству): Ну, это не секрет, что к сожалению сегодня наша страна называется сырьевой, сырьевой ориентированной страной. И экономика у нас, к сожалению, таковой является. Это возникло за последние 20 лет такая ситуация. К сожалению, ну, могу сказать, конечно, есть оптимистичные цифры, например, там по сравнению между 2005-2006-м годом. Экспорт продукции машиностроения увеличился на 20%.
ОЛЕГ САВЧЕНКО (член комитета Госдумы РФ по промышленности и строительству): Хорошие знаковые показатели, как кажется, но тот, кто не глубоко ориентируется в цифрах, на самом деле всего лишь 5 процентов экспортной продукции, которую выпускает Российская Федерация за пределы, ну, производит Российская Федерация - это составляет машиностроение. Например, в Китае это 50 процентов. То есть слово "машиностроение" и экспорт машиностроения говорит и характеризует технологичность страны, технологичность экономики или продукции, которую производит. Та самая надбавочная, прибавочная стоимость, которая существует в продукции, как раз она и составляет основы бюджетов многих государств, в том числе, видите, за примером далеко ходить не надо, это Китай. И если мы посмотрим свое место сегодня, это то, что мы, например, вывозим сырье в тот же Китай, там добавляется сырье, из сырья делается высокотехнологичный продукт и возвращается нам в виде продукции какой-то, которую мы потребляем. Опять же мы те же самые деньги отправляем или в Европу, или в Китай.
ОЛЕГ САВЧЕНКО (член комитета Госдумы РФ по промышленности и строительству): Или в Европу, или в Китай. Это, к сожалению, то место, в котором мы сейчас находимся. Но подвижки есть, и подвижки серьезные есть. Я считаю, что вот очень хорошая тенденция, которая в мире присутствует и наша страна, и наши бизнесмены не отстают, руководители не отстают от общих мировых тенденций - это глобализация. Вот многие компании, которые... даже не компании, а отрасли, которые не выжили бы вот в такой ситуации, в которой сегодня находятся - ну, вы слышали цифры и факты - 70% износа фондов. Можно перечислять много проблем. Не выжили бы по отдельности заводы и отрасли в целом, мы потеряли, если бы не прошла глобализация. Это можно привести пример "Трансмаш холдинг", вот тракторные заводы, Европейская подшипниковая корпорация, которые сегодня представляют не просто корпорации, а представляют целые отрасли. И, наверное, вот Максим сейчас нам расскажет те преимущества, которые сегодня получились в результате объединения этих предприятий, отдельно взятых заводов. Потому что я был счастливым обладателем когда-то акций "Волгоградского тракторного завода" и не понаслышке знаю и видел в середине 90-х, что из себя представлял этот завод.

РБК ТВ, г. Москва
Дата: 8 Августа 2007
http://www.er-duma.ru/pubs/24414
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован