21 июля 2004
286

Олег Щепетков: Покоритель стратосферы

Main go 24912
Героем России стал единственный в мире летчик, пилотирующий самолет при температуре -90 по Цельсию

Президент Владимир Путин подписал Указ о присвоении звания Героя Российской Федерации летчику-испытателю Олегу Щепеткову. В тексте указа говорится, что высшей награды страны пилот удостоен `За мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники и исследовании земной атмосферы`.

Эти формулировки президентского указа требуют расшифровки. Потому как возникают естественные вопросы: чем же конкретно занимается Щепетков? В чем суть его героизма? Какую авиационную технику он испытывает? Зачем исследует атмосферу? И кто он такой вообще?

Олег Щепетков работает на госпредприятии `Экспериментальный машиностроительный завод имени В. Мясищева` (г. Жуковский, Московская область). Ему 50 лет. Он профессиональный военный летчик. Окончил знаменитую `Качу` - Качинское летное училище. Много лет служил в частях ВВС, а затем - в Ахтубинском летно-испытательном центре. Освоил более 50 видов машин, налетал свыше трех тысяч часов. В Жуковском испытывает самолеты уже 10 лет. Для испытателя каждый полет - смертельный риск. Тем более если приходится впервые поднимать абсолютно новую машину в небо. А там бывает иногда всякое даже на хорошо обкатанных самолетах.


Выше Олега Щепеткова летают только космонавты. У него и скафандр почти такой же.

В последние годы Олег испытывает высотный самолет М55 `Геофизика`. Эта машина поднимается в небо почти на 22 километра. На такую высоту даже самые опытные наши и зарубежные пилоты-истребители `забегают` на несколько десятков секунд. Технические характеристики боевых машин пока не позволяют большего. Щепетков же на нашем М55 `намотал` в стратосфере в общей сложности более 300 часов. Во время полетов над Индийским океаном Щепетков длительное время находился в стратосфере со сверхнизкими температурами - до минус 90 по Цельсию. Никогда еще до него ни один самолет в мире не эксплуатировался в таких экстремальных условиях. Впервые в мире российский научно-исследовательский самолет на высоте 20 км пересек `озоновую дыру` в районе Антарктиды. В районе Атлантики М55 Щепеткова уходил на дальность 1500 км, не имея ни запасных аэродромов, ни связи...

На борту самолета всегда бывает не менее 20 российских и иностранных приборов для изучения земной атмосферы, озонового слоя Земли. Щепетков рискует жизнью во имя России и человечества, доставляя на Землю научные сведения, которые имеют важнейшее значение и для науки о земной атмосфере, и для дальнейшего развития авиации. И каждый его полет - запредельные режимы нагрузок и борьба с `экстримом`. Однажды по приглашению геофизиков Италии он летал в эту страну для работы в заоблачной выси. После проведения эксперимента его самолет шел на аэродром и попал в сплошную грозовую облачность. Щепетков несколько раз пытался посадить машину, но бесполезно. А тут еще один из двигателей заглох. Сесть удалось лишь с третьего захода. Когда в баках оставалось несколько литров...


Виктор БАРАНЕЦ
20 июля 2004 г.

ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2002http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован