09 августа 2004
203

Олег Стриженов накануне 75-летия

Main p101
Легенда советского кино. И в то же время - такой несоветский актер. Неудобный, строптивый, гордый. В эпоху коллективизма он не мог быть `одним из`. Да и роль вожака стаи - совсем не для него. Настоящий герой-одиночка. Звезда скорее голливудского пошиба. Едва ли не каждый его шаг моментально обрастал ворохом самых невероятных слухов и легенд. Три жены - три красавицы-актрисы. Что ни роль - шедевр. Его не выбирали - выбирал только он сам. Его судьба - как полет сверхскоростного лайнера с неисправным мотором: то стремительный взлет, то вынужденная посадка. Но это его судьба, его выбор.
Он терпеть не может, когда его называют `русским Жераром Филипом`. Он - это только он. Олег Стриженов. Сегодня, накануне 75-летия популярнейшего артиста, о нем рассказывает его сын - актер, режиссер и телеведущий Александр Стриженов.

- Саша, в конце 80-х ваш отец практически исчез с экранов. В чем причина?
- В тот период, если помните, по темпам кинопроизводства Советский Союз вошел в Книгу рекордов Гиннесса. По 500 картин в год выпускалось - разве что ленивый не снимал. В кино пришли какие-то новые, странные, случайные люди - третий помощник оператора без всякого образования становился режиссером, сценарии писались просто на коленке. А отец был настолько развращен, в хорошем смысле, качественной драматургической основой, что, думаю, из-за этого и решил уйти. А может, к тому времени еще и подустал немножко.
- Но ведь ему не было еще и шестидесяти.
- Посмотрите на его фильмографию - он никогда не брал количеством. А актер с таким послужным списком, как у Олега Александровича, в результате всех этих перемен мог бы в таком говне насниматься, что сказали бы: `Был хороший артист. Что с ним стало?` Наверное, чем-то пожертвовал. Ради того, чтобы сохранить свое доброе имя.
- Олег Александрович как-то сказал: `Я был рожден только для главных ролей. По мне - быть либо первым, либо никаким`. Звучит несколько самоуверенно.
- Отец всегда был максималистом. Еще студентом он стал играть в Вахтанговском театре. И, думаю, там у него могла сложиться достаточно приличная карьера. Но тогдашний комсорг театра Юрий Любимов, это потом уже он стал демократом, написал на отца докладную по комсомольской линии. Что, дескать, хулиган, и тому подобное. Наверное, понимая, что неприятный конкурент может прийти из училища. И в Вахтанговском на Стриженове поставили крест. Отца брали любые другие московские театры. Но, как было принято считать, если ты выпускник `Щуки`, то либо остаешься в Вахтанговском, либо ты попросту не очень хороший артист. И отец уехал в Таллин, в Русский театр. Но уехал на все главные роли. Там его и заметили ленфильмовские ассистенты и пригласили на `Овода`.
- Между двумя братьями Стриженовыми не было ревности к успехам друг друга?
- Наверняка. Когда отец начинал задаваться: `Да я Овод!`, Глеб быстренько ставил его на место: `Какой ты Овод?! Ты - Муха-Цокотуха!` Все-таки Глеб был старшим братом и особо выпендриваться ему не позволял. Надо сказать, карьера отца сложилась куда более ярко, чем у дяди. Хотя и Глеб - удивительно тонкий артист, сыгравший много замечательных ролей. Просто выстрелил позже... Помню, когда я был еще совсем маленьким, посмотрел фильм `Миссия в Кабуле`, где Глеб застрелил папу на дуэли. И когда дядя пришел к нам в гости, я набросился на него с кулаками, закричал: `Уходи!`

* * *
- Про Олега Стриженова говорят, что у него очень тяжелый характер. Что многих своих коллег он мог запросто в лицо называть бездарностями, часто бывал недоволен режиссерами...
- Ну а что вы хотите? На парня в 24 года свалилась какая-то огромная, на сегодняшний день несоизмеримая ни с чем слава. Наверное, появляется какой-то гонор, возникает некое подобие звездной болезни.
- Как сейчас говорят: крыша едет, да?
- Наверное, каким-то образом едет. Ну кто еще, скажите, мог такое себе позволить? Отснявшись всего в четвертой картине (первом совместном проекте с капстраной - фильме `Хождение за три моря`), из Дели, не заезжая в Москву, он мог поменять рупии на свободно конвертируемую валюту и уехать в Рим и Париж. Просто так, свободным туристом. И это 57-й год - Сталина похоронили недавно. А потом вернуться и вместо нагоняя получить приглашение на Каннский фестиваль. Да еще уехать оттуда со спецпризом. Кто?
- Везунчик по жизни. В то время таких выскочек давили нещадно.
- Слишком большая популярность была - его исчезновение сразу стало бы заметным. Нет, он мог себе такое позволить. Или еще: когда Козинцев пригласил отца играть Гамлета в готовый уже спектакль, тот ответил: `Зачем, премьерные сливки уже сняты. Будешь кино снимать - пойду`. Естественно, мэтр обиделся. Но, когда действительно приступил к экранизации, прислал отцу телеграмму: `Приглашаю на пробы фильма `Гамлет`. На что Олег Александрович ответил встречной телеграммой: `На Гамлета не пробуют` и отказался.
- Но самый громкий отказ вашего отца - от роли Андрея Болконского в `Войне и мире` Бондарчука.
- Там успели сделать только фотопробы, которые потом появились на обложке `Советского экрана` с надписью: `Олег Стриженов в новом фильме Сергея Бондарчука`. Что, собственно, отца и возмутило - они же еще ни о чем не договорились. Видимо, что-то замкнуло.
- Я слышал эту историю в несколько иной интерпретации. Он изначально не хотел сниматься у Бондарчука, считая фильм плохим. А на кинопробы согласился только для того, чтобы доказать, что лучшего Болконского у них нет и быть не может.
- Да нет, от такой роли разве можно с ходу отказаться? Это потом уже они с Бондарчуком что-то там не поделили. Причем до кинопроб дело так и не дошло - были только фотопробы.
- А то, что сама Фурцева уговаривала его согласиться на эту роль, правда?
- Да.
- И то, что он послал ее на три веселые буквы?
- Это случайно совершенно. Он просто не понял, кто звонит. В то время отец жил один, его донимали звонками поклонницы, и он подумал, что это одна из них. Ну и не сдержался, сказал, чтобы она никогда по этому номеру больше не звонила.
- Неприятностей потом не было?
- Нет, ему все прощалось.
- Опять-таки по легендам, режиссеры, зная строптивый характер вашего отца, боялись приглашать его в свои картины. Якобы посреди съемки он мог стукнуть кулаком по столу и попросту уйти. Тем самым сорвав фильм...
- Впервые об этом слышу. Я думаю, всегда фигуры такого уровня обрастают легендами... То есть, по вашим словам, режиссеры думали: `Я бы очень хотел Стриженова, но у него такой поганый характер...` Да, может быть, он к тебе бы еще и не пошел! Знаете, на обиженных воду возят... Вот сейчас я заканчиваю свою вторую картину. Если бы, приступая к третьей, я сказал: `С удовольствием Джека Николсона бы снял, но у него такой чудовищный характер...` А он согласится ко мне пойти?!
- Но есть мнение, что режиссеры предпочитали не рисковать еще и потому, что Олег Стриженов - человек пьющий.
- Никогда в кадре не видел его выпившим. А так... Знаете, вот, к примеру, хороший артист - Том Круз. Как-то прочитал его очень честное интервью, где он рассказывал о том, как перед съемками фильма `Человек дождя` полгода проработал санитаром в больнице для аутистов. И своими откровениями Том Круз испортил мне все впечатление от просмотра картины - с экрана все время до меня доносился этот больничный запах. И я думаю: может, и не надо этого раскрывать - пусть останется где-то там: кто с кем поругался, кто сорвал съемку, потому что был не в состоянии... Да у всех у нас были какие-то свои неприятные моменты. Но есть результат труда. Какими способами он достигается? Я думаю, талантом. Остальное - дело десятое.


* * *
- У вашего отца было три жены. Имена первой и последней - Марианны Стриженовой и Лионеллы Пырьевой, - что называется, на слуху. О вашей матери - Любови Стриженовой - известно много меньше.
- Мама - очень талантливая театральная актриса, народная артистка России, больше сорока лет проработала в Художественном театре. Другое дело, что у нее, быть может, кинокарьера не сложилась. Во многом, кстати, из-за папы. Он говорил: `На семью достаточно и одной звезды. Есть Санек - вот его и воспитывай`.
- Когда родители расстались, вам было всего 8 лет. Обижались на отца?
- Нет, мама не давала мне такой возможности. Она нашла единственно правильные слова, сказала: `Мы решили не жить вместе, но это ничего не значит. У тебя по-прежнему есть папа и мама - на наших взаимоотношениях это никак не скажется`. И действительно, у меня никогда не было ощущения, что расту без отца. Мы жили буквально через Садовое кольцо: как только я начинал по нему скучать, он тут же появлялся... Нет, никаких обид на родителей у меня не было. Да, у них могла уйти любовь и страсть, но при этом они никогда не забывали, что у них есть общий сын. Вы представляете, со стороны это может показаться полным безумием, но, допустим, на юбилее моей бабушки, маминой мамы, обязательно присутствовали папа с Линой и первый мамин муж, Володя Земляникин, со своей женой Любой.
- Как вы сейчас относитесь к Лионелле?
- Я фантастически благодарен ей за отца. Она для него и жена, и друг, и соратник, и нянька, и кухарка. Во многом благодаря Лине отец и живет.
- Иногда складывается впечатление, что он у нее как бы немножечко под каблуком.
- Ну не знаю... Я думаю, не до такой степени. Хотя в принципе это нормальное явление.
- Ваша мама после развода обрела личную жизнь?
- Да, она потом была еще замужем.
- А сейчас?
- Сейчас нет.
- Совсем недавно Олег Александрович перенес две тяжелые потери. Год назад умерла его дочь от первого брака Наталья, а уже в мае этого года - и ее мама, Марианна Стриженова. Как он пережил сразу два таких потрясения?
- Как раз с Мариной и Наташей я не общался. И в основном это исходило от них. Для Наташи, как для девочки, развод ее родителей был очень болезненным. Она всю жизнь, даже когда папа с моей мамой уже находились в разводе, все равно ревновала меня к отцу... Как он пережил? Ну а как можно относиться к смерти своего ребенка? Страшнее наказания, считаю, в жизни нет. У меня самого две дочери, и я боюсь, если что случится, у меня просто сердце разорвется. Он очень тяжело переживал, и не могу сказать, что пережил до конца.
- Сильно постарел за этот год?
- Не хочется об этом говорить и хочется верить, что он все-таки еще полон жизненных сил. Хотя понятно, что такое бесследно не проходит.


* * *
- Ваша профессия была предопределена с детства?
- Ну понятно, что о профессии родителей мы знаем намного больше, чем о любой другой. И, может быть, как-то неосознанно стремимся повторить их путь. Другое дело, что фразу `На детях гениев природа отдыхает`, я думаю, придумали завистники. В советские времена считалось, что сын комбайнера комбайнер - это традиция, а сын актера актер - это по блату. Но это не так. Наоборот, нам сложнее было - нас ведь не только как артистов воспринимали, но еще и сравнивали с родителями.
- Но иной судьбы отец для вас не видел?
- Наоборот, пытался уберечь от этой профессии. И он, и мама. Говорили, что профессия зависимая. Что может случиться, а может и не случиться; может произойти, а может и не произойти. Что нестабильная профессия, нервная. Обратная сторона популярности опять-таки слишком дорого стоит.
- Слышал, Олег Александрович не очень-то доволен тем, как складывается ваша карьера. Имею в виду телевидение.
- В его время на телевидение шли только артисты-неудачники. Может, дело в этом.
- В одном из интервью на вопрос об актерской династии Стриженовых он ответил: `Какая династия? На мне она и оборвалась`.
- Никогда в жизни он не мог такого сказать! Наоборот, отец все время мне говорит: `Вот, теперь я вижу: наконец ты обретаешь независимость`.
- А независимость для него что?
- Режиссура. Более независимая профессия, нежели актерская.
- Почему тогда он сам не стал режиссером?
- Он не может выдержать так называемый процесс `постпродакшн`, то есть озвучание, монтаж...
- А вот интересно: сейчас вы снимаете свой второй уже фильм. Почему отца не зовете?
- Не было ролей подходящих. Молодежное кино - в фильме нет ни одного человека старше сорока. Я бы мечтал, чтобы папа снялся у меня. И обязательно в главной роли.
- А вам удастся заполучить Олега Стриженова на главную роль? У многих не получалось.
- Я думаю, он согласится. Если я зацеплю его на уровне драматургии, отец мне поверит. К тому же я знаю его как никто другой. Это может стать актерским открытием.
- Ему поступают предложения от других режиссеров?
- Что-то там предлагают, без конца сценарии присылают. Но, видно, ничего не цепляет. Когда уж совсем не нравится, он спрашивает: `Ну хорошо, а сколько это стоит денег?`. Ему называют какую-то сумму. `Ну так вот, - говорит, - еще столько же за позор`.
- Как считаете, вы в отца?
- Ну я вспыльчивый тоже. Честно говоря, хотелось бы верить, что умный...
- А это значит в отца?
- А это значит: не обязательно наступать на те же самые грабли. Не все в жизни папы мне хотелось бы повторить, но его карьере можно только позавидовать. И мечтать, чтобы хоть как-то приблизиться к этому уровню.
- Вам тяжело общаться с папой?
- Нет. Мне стыдно лишь за свою какую-то нетерпимость в отношении его, за невнимание. Я понимаю, что ему очень не хватает общения со мной.
- Нечасто ему звоните?
- К сожалению, я могу пропадать.
- Обижается?
- Обижается. Хотя все понимает. Иной раз говорю ему: `Мне было некогда, почему ты сам не звонишь?` Отвечает: `Ну если ты такой занятой, чего же я буду тебя отвлекать?`

Фото Александра Астафьева


Московский Комсомолец
от 09.08.2004
Дмитрий МЕЛЬМАН.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован