18 октября 2005
1218

Ольга Изряднова: Когда в России закончится потребительский бум?

Очереди у касс не прекращаются круглые сутки. Москвичи никак не могут утолить потребительский голод.
 Очереди у касс не прекращаются круглые сутки. Москвичи никак не могут утолить потребительский голод.
Фото: ИТАР-ТАСС
За последние семь лет запросы россиян выросли на 40%
Нигина БЕРОЕВА — 18.10.2005
В России разгар потребительского бума. Супер- и гипермаркеты растут каждый день, как грибы после дождя. Кажется, у нас уже появились все заграничные торговые сети. А потребителям все мало и мало. Многие торговые центры начали работать круглосуточно, а очереди все равно выстраиваются. Покупаем и покупаем, а вроде бы бедный народ и страна по доходам на душу населения не самая богатая. Эксперты констатируют: потребление растет, а производство снижается. На какие "бабки" шикуем, господа? Чем вызван потребительский бум в России и когда он закончится, выясняла "Комсомолка".
 
Жить стали лучше, хотим больше
 
С 1998 года товарооборот в нашей стране увеличился  более чем в 1,5 раза. После кризиса люди остались без денег, соответственно предложений на рынке потребления тоже особо не было. Но это уже в прошлом.
 
- Потребительский рынок восстанавливается, - считает Ольга ИЗРЯДНОВА, заведующая лабораторией структурных проблем Института экономики переходного периода. - Примерно с середины 2000 года прослеживается устойчивый рост доходов населения. Проще говоря, за последние семь лет россияне стали покупать на 40 процентов больше. Соответственно и предложения не отстают.
 
Рост товарооборота в розничном секторе всего на полшага отстает от роста доходов населения. В прошлом году эти показатели были соответственно 13% и 14%.
 
- У нас реальные доходы граждан растут на 10 процентов в год, - рассказал "КП" Евгений ГАВРИЛЕНКОВ, главный аналитик компании "Тройка Диалог". - Такой ускоренный рост характерен для развивающихся стран. В странах со стабильной экономикой зарплаты у людей повышаются на 10 процентов за 5 - 6 лет. Представьте, с каких низких позиций мы стартовали - после рыночного краха 1998 года у нас была нищая страна. Теперь наверстываем семимильными шагами. Совершенно нормальный, на мой взгляд, процесс. Потихоньку формируется средний класс. Люди, выбираясь из нищеты, пополняют ряды покупателей бутиков и гипермаркетов.
 
И шаги действительно громадные - последние четыре года рынок потребительских товаров был одним из самых динамичных. Ежегодный рост - более чем 20%.
 
- Только в нашем секторе в последние несколько лет рынок рос не меньше чем на 15 - 20% в год. Для сравнения: в Европе эта цифра значительно ниже - там ежегодный рост не превышает 2 - 3%, - рассказывает Михаил МАЛАХОВСКИЙ, руководитель отдела аналитики сети магазинов бытовой техники и электроники "МИР". - Причин несколько: это и активный спрос буквально на все группы товаров на фоне всеобщего дефицита в 90-х годах, и рост доходов населения, и бум потребительского кредитования, который наблюдается в нашей стране последние 3 года.
 
Шоппинг по-русски
 
В большинстве европейских стран почти все магазины закрываются в шесть-семь вечера. А у нас гипермаркеты стали работать круглые сутки - покупатель не дремлет, очереди бывают даже ночью.
 
- Это еще и от менталитета зависит, - говорит Ольга Изряднова. - Европейцы - люди предусмотрительные, они все планируют, даже покупки. А нам в 3 часа ночи может захотеться обновки и отменного пивка для рывка, вот рынок и реагирует на потребности покупателей.
 
В торговых центрах, как в Греции, есть все. Поход за покупками стал не просто необходимым для выживания, а очень приятным занятием. Даже слово стали иностранное использовать - "шоппинг".
 
Эскалаторы и стеклянные лифты катают покупателей по многочисленным этажам торговых центров. Чтобы обойти все, и дня не хватит. Бутики всех мировых торговых брэндов заманивают покупателей пестрыми витринами и надписями "СКИДКИ!", "РАСПРОДАЖИ!". А чтобы голод от покупок не отвлекал, кафе предусмотрено тут же.
 
- Я пришла купить себе сапоги, - рассказывает растерянная, но довольная москвичка Светлана Белова, перекладывая из рук яркие пакеты с покупками, - и просто случайно увидела на витрине очень красивое пальто со скидкой. Тут же пошла снимать с карточки деньги, благо банкоматы здесь есть, но по дороге увидела еще две кофточки и юбку. В общем, купила все, что понравилось. Зарплата ушла полностью. Муж меня, наверное, убьет, но я так счастлива!
 
- А много денег тратите на такие покупки?
 
- Да по большому счету весь доход идет на питание, и одежду, и плату за квартиру. Последние года два получать стали больше, и не хочется экономить. Покупки доставляют радость. Зачем себе в них отказывать, жизнь ведь одна!
 
Покупатель требует качества

 
 
- Потребительский спрос в России не только растет, - рассказывает Евгений Гавриленков, - он еще и изменяется. Покупатель требует качества товара и обслуживания. Это хорошая тенденция, мы наконец-то почувствовали себя людьми, достойными лучшего. Это можно назвать второй причиной возникновения в стране потребительского бума - народ, который раньше покупал только на рынках, перемещается в супермаркеты и бутики.
 
В общем, мы не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи. Да и ассортимент растет, о существовании многих товаров мы раньше даже не подозревали, а сейчас без них прожить не можем.
 
- Появляется уйма товаров, которые делают нашу жизнь проще и радостнее, - рассказала домохозяйка Оксана. - Раньше терпеть не могла мыть стекла, чтобы они блестели, их потом надо было газетной бумагой натирать. Теперь все гораздо проще: одной щеточкой с поролоном намылил стекло, другой, резиновой, вытер. Стекла блестят. И я уже не представляю, как я жила раньше без таких помощников. Поэтому подобные траты переходят в графу необходимых расходов.
 
Мы не работаем, мы покупаем?

 
 
Если в столице покупателей уже разбаловали и почти что ублажили, то регионы только начинают вкушать все радости шоппинга. Представители крупных торговых марок плетут сети своих магазинов по всей нашей необъятной Родине.
 
- Идет перераспределение рынка, - считает Михаил Крылов, член правления организации "ОПОРА России". - Сейчас началась борьба за региональный рынок. Там народ еще "голодный" до современных технологий, ярких упаковок, а главное - до крупных торговых центров, где можно купить все что угодно. Деньги у людей появляются, и они не могут устоять перед соблазном их потратить. Причем потратить с удовольствием и комфортом, и это немаловажно.
 
В бешеной гонке за покупателем отечественный производитель скорее наблюдатель, чем участник. Ко многим российским товарам у людей доверия как не было, так и нет.
 
- Да, товары в основном импортные, - констатирует Михаил Крылов. - Вряд ли наши предприниматели смогут в ближайшее время наладить производство в стране, нужны крупные инвестиции. К тому же, если Россия вступит в ВТО, страну еще больше наводнит дешевый импорт.
 
Все бы хорошо, спрос растет, зарплаты тоже - в общем, уровень жизни повышается. Но многие эксперты обращают внимание: покупать стали больше, а темпы роста производства по сравнению с прошлым годом упали. На что же шикуем?
 
Доходы населения повысились в первую очередь за счет перераспределения нефтедолларов, которые хлынули в Россию, считает Евгений Гавриленков. С учетом того, что в следующем году, по замыслу президента, в карманах бюджетников денежка прибавится, ряды активных покупателей еще вырастут. Но всему этому может скоро прийти конец.
 
- Сейчас все хорошо, и увеличение потребительского спроса - вполне позитивный экономический и социальный показатель, - считает Ольга Изряднова. - Но темпы роста заработной платы существенно опережают темпы производительности труда. Так что стоит задуматься, что нужно не только покупать, но и производить, работать и зарабатывать.
 
 
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
 
Алексей КРИВОШАПКО, аналитик по потребительским товарам и розничной торговле: Магазинов станет вдвое больше
 
- Потребительский бум в России продлится еще как минимум 5 - 10 лет. До того момента, пока все потребности покупателей не будут удовлетворены. В прошлом году россияне потратили 280 миллиардов рублей. Это на 30 процентов больше, чем в 2003 году.
 
Сейчас доля организованной торговли в России составляет 21 процент от всего производства. Чтобы хоть как-то удовлетворить растущий спрос, магазинов должно стать в два раза больше. Я так думаю, что в скором времени это и произойдет.
 
18.10.2005

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован