06 октября 2004
87

Ольга Крыштановская: о реформе, объявленной президентом

В мнении власти, что Россией будет легче управлять, если губернаторы будут назначаться, а не избираться, есть доля правды. Ведь это будут люди президента, а в связи с этим будет выстраиваться новая логика взаимоотношений. К тому же в российских условиях, где много лет доминировала советская система руководства с ее определенным стилем многим людям, особенно в политическом классе, такая система правления более понятна. По данным исследования Института социологии РАН, до сих пор в российском политическом классе 38% - это люди, которые работали в советской номенклатурной системе, а среди региональной элиты таких 61%. Этот процесс я называю `советизацией`, и он начался не сегодня и не является следствием терактов.

Ведь в постсоветской России 65% политической элиты пришли к власти с помощью назначения, а начиная с 1997 года, выборы перестали быть каналом поступления новых представителей гражданского общества в политическую элиту. Это произошло, потому что выборный процесс контролировался двумя основными группами: бюрократией и крупным бизнесом, - и все каналы для людей, не входящих в эти группы, были практически перекрыты.

Советская политическая система была построена так, что население допускалось к тем выборам, которые принципиально на состав политической элиты никак не влияли. Реальная власть находилась в совершенно другой плоскости - партийной вертикали.

При Ельцине советская политическая система была полностью разрушена и создана новая. Выборы стали формировать все органы власти: региональные парламенты, обе палаты федерального парламента, избирались губернаторы и президент страны.

Путин предпринимает первый шаг по сокращению объема выборов как механизма поступления людей в элиту. С 2002 года перестает избираться общенациональным голосованием Совет Федераций.

Политическая реформа, объявленная сейчас, ликвидирует выборы одномандатных депутатов и на региональном, и на федеральном уровнях, а также губернаторов.

Весьма вероятно, что все эти изменения - это только первый шаг для того, чтобы максимально упростить политическую систему и сделать Россию парламентской республикой, где президента избирает Федеральный парламент. В результате функции Президента автоматически ослабляются, уровень его легитимности понижается и, как и в советской системе, центр власти перемещается. Например, к главе исполнительной власти. Такая система существует в Германии, Великобритании. Путин становится премьер-министром, а парламент заведомо избирает слабого президента, функции и полномочия которого ограничены. Но это совсем не означает, что невозможен третий срок или выборы приемника.

И еще для чего нужна эта реформа. Все чаще говорят, что есть связь с терактами. Здесь действительно имеется глубокая и скрытая связь. Теракты - порождение сепаратизма в России. Источником сепаратизма являются национальные образования в России. Таким образом, наличие национальных республик косвенным образом связано с терактами и вообще является головной болью для России. Решить эту проблему сложно, ведь речь идет не просто о смене лидера в национальном регионе, но и о пересмотре границ. Ведь уже давно говорится о том, что 89 а сейчас 88 регионов - это слишком много, неудобно управлять... Вполне возможно, что назначение губернаторов необходимо для того, чтобы сместить национальных лидеров в национальных республиках, а потом эти люди московские назначенцы не будут мешать кремлю для изменения федеративного устройства. Возможно тогда Россия де юре останется федерацией, а де факто станет унитарным государством.


07.05.2004

Ольга Крыштановская руководитель Центра изучения элиты Института социологии Российской академии наук

2002 Grani.ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован